ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-542/2021 от 03.03.2021 Алуштинского городского суда (Республика Крым)

Дело № 2-542/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Алуштинский городской суд Республики Крым в составе:

председательствующего судьи Голубевой Н.О.

при секретаре судебного заседания Алфёровой К.О.

с участием :

истца ФИО2,

представителя ответчика ГУП РК «Крымтроллейбус»- ФИО3, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Государственному унитарному предприятию Республики Крым «Крымтроллейбус» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился в суд с исковым заявлением к Государственному унитарному предприятию Республики Крым «Крымтроллейбус» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы.

Исковые требования мотивированы тем, что с 2011 года он работает водителем пассажирского троллейбуса в Алуштинском троллейбусном парке ГУП РК «Крымтроллейбус». Из расчетного листа за октябрь 2020 года ему стало известно, что руководство предприятия допустило неполную выплату, положенной ему дополнительной заработной платы в условиях работы без кондуктора и занижение фактического исполнения им планового задания по сбору выручки от реализации проездных документов. А именно в общую сумму выручки не была включена сумма сдаваемой им безналичной выручки при оплате проезда банковскими картами, что привело к неполной выплате положенной дополнительной заработной платы согласно Положению об оплате труда работников, занятых реализацией проездных документов в ГУП РК «Крымтроллейбус». В ноябре 2020 года он обратился к руководству предприятия с целью уточнения причин сложившейся ситуации, однако был получен ответ, что трудовые права не нарушены, при оплате проезда банковскими картами водитель не выполняет функции кондуктора, в связи с чем отсутствует дополнительная нагрузка, подлежащая оплате.

С указанной позицией он не согласен, так как терминалы для оплаты проезда на междугородних и пригородных маршрутах не являются автоматическим устройством для расчетов. Тарифная сетка данных маршрутов является зональной и содержит большое количество остановок, стоимость проезда рассчитывается индивидуально для каждого пассажира в зависимости от конкретного пункта посадки и до пункта следования. Внесение и ввод данных о начальном и конечном остановочном пункте, количестве пассажиров и мест багажа, определение льгот на проезд и прочее производится в ручном режиме. Руководством ГУП РК «Крымтроллейбус» не предусмотрено наличие кондукторов на данных маршрутах, на водителей возложены обязанности кондуктора и по обслуживанию данного терминала. Выручка, полученная при безналичной оплате проезда также является выручкой. По данным ежедневных отчетов, сумма сданной им выручки за реализацию проездных документов за октябрь 2020 года с учетом безналичной оплаты составила 48587 рублей, следовательно дополнительная заработная плата должна составлять 4858,7 рублей (10%). Из расчетного листа усматривается, что было начислено 4696,5 рублей, недоначисленная заработная плата составила 162,2 рублей.

Считает, что неполное начисление дополнительной заработной платы в условиях работы без кондуктора за фактическое выполнение работы является незаконным, нарушает его права. Так как работодатель неправомерно не выплатил ему заработную плату, на которую он рассчитывал, считает, что ему был причинен моральный вред, выразившийся в виде нравственных переживаний, умаление ответчиком его чести, достоинства и деловой репутации. Для защиты нарушенных прав ему пришлось потратить свое время, применить значительные усилия. Причиненный моральный вред оценен им в размере 5000 рублей.

В судебном заседании истец полностью поддержал исковые требования, просил их удовлетворить. Указал, что не согласен с заключением Инспекции по труду Республики Крым, так как ею не были проверены отчеты о полученной выручке, перечисленной путем безналичных расчетов. Также указал, что при введении данных электронных терминалов малое количество пассажиров осуществляло покупку проездных билетов путем безналичной оплаты, сейчас процент безналичной оплаты достигает 60%.

Представитель ответчика ГУП РК «Крымтроллейбус» ФИО3 возражала против удовлетворения исковых требований, так как они противоречат положениям, закрепленным в коллективном договоре. Также Инспекцией по труду Республики Крым была проведена проверка по обращению ФИО2, нарушений не было установлено. Считает, что истцом выбран неверный способ защиты нарушенных прав, так как необходимо инициировать внесение изменений в коллективный договор.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к таким выводам.

На основании ст. 21 Трудового кодекса РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполнения работы.

Статьей 22 ТК РФ установлена обязанность работодателя соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

Согласно ч. 1 ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

По смыслу ст. 56, ч. 1 ст. 129 ТК РФ, размер заработной платы работника должен быть согласован сторонами трудового договора, обязанность по выплате работодателем работнику заработной платы возникает за труд, затраченный работником на работу по трудовой функции.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Государственным унитарным предприятием Республики Крым «Крымтроллейбус» в лице генерального директора ФИО4 и ФИО2 был заключен трудовой договор, согласно которого ФИО2 был принят на работу по профессии водитель 3 класса в филиал ГУП РК «Крымтроллейбус»- Алуштинский троллейбусный парк. Пунктом 6.2 договора предусмотрено, что оплата труда работнику производится в соответствии с Положением по оплате труда, его квалификацией, сложностью выполняемой работы, количеством и качеством затраченного труда. Выплата заработной платы производится в сроки и в порядке, которые установлены коллективным договором (п.6.3) (л.д.3-5)

ДД.ММ.ГГГГ было подписано дополнительное соглашение к трудовому договору /А от ДД.ММ.ГГГГ, так как с ДД.ММ.ГГГГ истцу присвоена квалификация водителя троллейбуса 2 класса.

ДД.ММ.ГГГГ подписано дополнительное соглашение /А к трудовому договору о внесении изменений в п.7.1 трудового договора об установлении повременно-премиальной оплаты труда с окла<адрес> руб. в месяц с доплатой 8% за вредные условия труда.

ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ были заключены дополнительные соглашения №/А и 684/А, был увеличен размер оклада до 24335 руб. и до 25382 руб. соответственно.(л.д.50-51)

Из расчетного листа за октябрь 2020 года усматривается, что ФИО2 за выручку от реализации выплачена дополнительная заработная плата в размере 4696,50 рублей.(л.д.6)

Истцом был произведен расчет сдаваемой выручки с учетом безналичной оплаты за октябрь 2020 года на основании отчетов о закрытии смены, которая составила 48587 рублей. (л.д.8,9,10,11)

На обращение истца о неполной выплате дополнительной заработной платы, врио генерального директора ГУП РК «Крымтроллейбус» был направлен ответ, согласно которого сумма сданной выручки за октябрь 2020 года составила 46965 рублей, в связи с чем сумма доплаты за выручку от реализации составила 4696,50 рублей. Указано, что согласно п.1.8 Приложения 12 к Коллективному договору, дополнительная заработная плата водителя, в условиях работы без кондуктора, осуществляется за реализацию билетов. При оплате проезда пассажиром, посредством электронной платежной карты, водитель транспортного средства не выполняет функции кондуктора, соответственно дополнительная нагрузка отсутствует.(л.д.7)

Ведомостями о приеме выручки кассиром-приемщиком за октябрь 2020 года подтверждено, что ФИО2 сдал в кассу наличные денежные средства в размере 46965 рублей. Об этом также свидетельствует персональная карточка водителя ФИО2 за октябрь 2020 года. (л.д.63-76,77-78)

Согласно коллективного договора Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымтроллейбус» действующего с ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ годы установлены формы оплаты труда (повременная, повременно-премиальная, сдельно-премиальная) в разрезе профессионально-квалификационных групп работников.(п.5.2)

Пунктом 5.9 договора с целью усиления материальной заинтересованности работников трудового коллектива в росте профессионального мастерства, улучшения культуры обслуживания населения и повышения качества оказываемых услуг (выполняемых работ) установлен перечень, конкретные размеры и порядок выплаты доплат и надбавок к тарифным ставкам и окладам. (Приложение 9 к Коллективному договору.

Начисление поощрительных и компенсационных выплат работникам осуществляется согласно положениям и перечням, таким как Положение об оплате труда работников, занятых реализацией проездных документов в ГУП РК «Крымтроллейбус» - Приложение 12 к Коллективному договору.(п.5.11)(л.д.52-58)

Пунктом 1.8 Положения об оплате труда работников, занятых реализацией проездных документов в ГУП РК «Крымтроллейбус» предусмотрено, что оплата труда водителей, которые работают на маршрутах, за реализацию проездных документов производится как дополнительная заработная плата в условиях работы без кондуктора в процентах от сданной водителями выручки размере 10 %.

Установлено также то, что оплата труда водителей производится по повременно-премиальной системе. Заработная плата зависит не только от фактически отработанного времени, но и от конечных результатов его труда.(л.д.62)

Инспекцией по труду Республики Крым была поведена проверка по обращению ФИО2. В рамках проведения проверки были исследованы данные бухгалтерского учета (расчетный лист за октябрь 2020 года, ведомости сдачи-приемки выручки за октябрь 2020 года). Всего за октябрь 2020 года согласно ведомости сдачи-приемки выручки водителем ФИО2 было сдано в кассу 46965 рублей. Данная выручка отображена и в сводной персональной карточке водителя троллейбуса. Занижение фактического исполнения планового задания по сбору выручки от реализации проездных документов в отношении ФИО2 не установлено. Доплата к заработной плате за реализацию проездных документов в размере 10% начислена и выплачена истцу в полном объеме согласно условий Коллективного договора. Начисление и выплата дополнительной заработной платы с суммы полученной по безналу (безналичной выручки при оплате проезда банковскими картами) действующим Коллективным договором не предусмотрена. Согласно пояснениям представителя РУП РК «Крымтроллейбус» ФИО3 при оплате проезда пассажиром, посредством электронной платежной карты, водитель транспортного средства не выполняет функции кондуктора, соответственно дополнительная нагрузка отсутствует.(л.д.80-84)

Суд критически относится к акту проверки Инспекции по труду Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, так как при проведении проверки не проверялись квитанции ( отчеты об окончании смены), содержащие данные о передаче денежный средств, полученных при оплате проезда безналичным расчётом. Вывод о невыполнении водителем ФИО2 функций кондуктора сделан только на основании пояснений представителя ГУП РК «Крымтроллейбус», порядок работы с автоматизированной системой оплаты проезда не исследовался.

Из пояснений представителя ГУП РК «Крымтроллейбус» установлено, в 2020 года автоматизированная система оплаты проезда действовала в тестовом режиме, инструкции по работе с АСОП в 2020 году не имеется на предприятии, само техническое средство не заменялось.

Из инструкции по работе с АСОП 2021 усматривается, что для зональный маршрутов необходимо выбрать режим «кондуктор», иные валидаторы в салоне троллейбуса переходят в сервисный режим работы («черный» экран, либо отображается сообщение об оплате картой у водителя). При выборе зонального маршрута на терминале автоматически высвечивается сообщение о переводе терминала в режим кондуктора. При работе терминала в режиме «кондуктор» для продажи проездного документа в ручном режиме производится выбор остановки от которой производится расчет стоимости, остановки до которой производится расчет стоимости, способа оплаты.(л.д.26-41)

Данные положения суд принимает во внимание, так как техническое средство не заменялось с момента установки, производились только обновления.

Согласно тарифов на перевозку пассажиров троллейбусами на междугородних маршрутах на 2020 год, стоимость проезда составляет от 20 до 183 рублей, и зависит от начального и конечного остановочного пункта.

Исследовав представленные доказательства, в их совокупности, суд приходит к таким выводам.

Выручкой является совокупный доход, полученный за отчетный период от реализации товара, предоставления услуг и т.д.

Частью 2 ст.249 Налогового кодекса Российской Федерации выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

В чеках о закрытии смены учтена выручка от продажи проездных билетов полученная наличными денежными средствами и в безналичном виде.

Наличные денежные средства передаются водителем кассиру-приемщику, что подтверждается ведомостями, а перечисление безналичных денежных средств осуществляется непосредственно на расчётный счет в банк, как пояснил в суде представитель ответчика.

Положение об оплате труда работников, занятых реализацией проездных документов в ГУП РК «Крымтроллейбус» предусматривает, что заработная плата водителя зависит также от конечных результатов его труда, то есть от выручки от продажи проездных документов.

Законодательно не закреплено, что выручка включает в себя только получение наличных денежных средств. Коллективный договор не закрепляет толкование выручки для его целей.

Дополнительная заработная плата выплачивается водителю в 10% от суммы выручки за реализацию проездных документов при условии работы без кондуктора.

Представитель ГУП РК «Крымтроллейбус» в судебном заседании не оспаривала, что при реализации проездных документов водитель осуществляет функцию кондуктора, затрачивает время.

Судом учтено, что водитель троллейбуса на зональном маршруте непосредственно участвует в реализации проездных документов, в ручном режиме (режим «кондуктор») производит выбор В СИСТЕМЕ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ОПЛАТЫ ПРОЕЗДА остановки, от которой производится расчет стоимости, выбор остановки до которой производится расчет стоимости, выбор способа оплаты. Фактически водитель работает без кондуктора. Отчет о смене передается в кассу вместе с наличной выручкой.

Работа ФИО2 на междугороднем маршруте в октябре 2020 года подтверждается отчетами об окончании смены, маршрут ,52А Симферополь-Алушта, Алушта-Симферополь. Ведение автоматизированной системы оплаты проезда не повлияло на пассажиропоток.

Следовательно, изменение порядка оплаты труда было осуществлено работодателем незаконно, без инициирования внесения изменений в Коллективный договор в связи с введением в работу электронных устройств оплаты проезда.

На основании изложенного, суд считает подлежащим удовлетворению требование истца о признании незаконным уклонения ГУП РК «Крымтроллейбус» от начисления и выплаты ФИО2 дополнительной заработной платы с суммы безналичной выручки, полученной от реализации проездных документов при оплате проезда банковскими картами в условиях работы без кондуктора при зональной (многотарифной) системе оплаты проезда.

Довод представителя ответчика о неверном выборе истцом способа защиты, а именно о том, что необходимо было инициировать внесение изменений в Коллективный договор, опровергается содержанием акта проверки Инспекции по труду Республики Крым, так как в сентябре 2020 года в комиссию во ведению коллективных переговоров по подготовке проекта и заключению Коллективного договора поступило коллективное обращение от водителей троллейбуса о пересмотре Приложения к коллективному договору.

С представленным истцом расчетом полученной выручки в безналичном виде суд соглашается, так как представлены подтверждающие документы. Представитель ответчика не оспаривала представленный расчет.

Удовлетворению также подлежит требование истца о взыскании с ГУП РК «Крымтроллейбус» в его пользу недоначисленной и не выплаченной дополнительной заработной платы за октябрь 2020 года в размере 162,20 руб..

В соответствии со статьей 237 ТК РФ компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

Истцом не представлено доказательств обоснованности требований о возмещении морального вреда,, а именно каким образом не доначисление заработной платы в размере 162,20 рублей умалило значение его чести, достоинства и деловой репутации. Также не указано в чем состояли нравственные переживания, в связи с чем в данной части суд отказывает в удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь ст. ст. 194-198ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковое заявление ФИО2 к Государственному унитарному предприятию Республики Крым «Крымтроллейбус» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, - удовлетворить частично.

Признать незаконным уклонение ГУП РК «Крымтроллейбус» от начисления и выплаты ФИО2 дополнительной заработной платы с суммы безналичной выручки, полученной от реализации проездных документов при оплате проезда банковскими картами в условиях работы без кондуктора при зональной (многотарифной) системе оплаты проезда.

Взыскать с ГУП РК «Крымтроллейбус» в пользу ФИО2 недоначисленную и не выплаченную дополнительную заработную плату за октябрь 2020 года в размере 162 (ста шестидесяти двух) рублей 20 копеек.

В удовлетворении исковых требований о взыскании морального вреда,- отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Алуштинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 09.03.2021 года.

Судья Алуштинского

городского суда Н.О.Голубева