ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-543 от 12.10.2010 Ольховского районного суда (Волгоградская область)

                                                                                    Ольховский районный суд Волгоградской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Ольховский районный суд Волгоградской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2 – 543/ 10

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с.Ольховка 12 октября 2010 года

Ольховский районный суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Строганова С.В., при секретаре Никифоровой О.А., с участием помощника прокурора Ольховского района Волгоградской области Вихованской А.А, главы Ольховского муниципального района Волгоградской области Орлова Н.Н. и его представителя Пожидаевой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Ольховка, Ольховского района, Волгоградской области гражданское дело по заявлению прокурора Ольховского района Волгоградской области поданного в защиту неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия главы Ольховского муниципального района Волгоградской области Орлова Николая Николаевича по решению вопросов местного значения

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор обратился в суд по следующим основаниям:

Прокуратурой Ольховского района Волгоградской области проведена проверка по подготовке учреждений образования и здравоохранения Ольховского муниципального района к отопительному сезону 2010-2011г.г.

В ходе проверки установлено, что услуги по теплоснабжению муниципальных учреждений образования и здравоохранения осуществляет МУП «Гусевское ЖКХ».

Поставку газа МУП «Гусевское ЖКХ» для обеспечения тепловой энергией муниципальных учреждений района осуществляет ООО «Волгоградрегионгаз».

Отношения между ООО «Волгоградрегионгаз» и МУП «Гусевское ЖКХ» регулируются заключенным между ними договором на поставку газа №09-5-13286/08 от 20.07.2007 года, в соответствии с которым ООО «Волгоградрегионгаз» (поставщик) обязуется поставлять газ, а МУП «Гусевское ЖКХ» обязуется принимать и оплачивать газ и снабженческо-сбытовые услуги в согласованных объемах.

Вместе с тем, по состоянию на 06.08.2010 года задолженность МУП «Гусевское ЖКХ» перед ООО «Волгоградрегионгаз» составляет 6 284 000 руб.

На основании письма заместителя генерального директора ООО «Волгоградрегионгаз» от 02.09.2010 года с 10 часов 00 минут 30.09.2010 года в случае непогашения образовавшейся задолженности поставка газа в МУП «Гусевское ЖКХ» будет прекращена.

Вместе с тем, указанная задолженность явилась следствием неисполнения договорных обязательств по оплате услуг теплоснабжения подведомственными администрации Ольховского муниципального района образовательными учреждениями района.

Основные должники – муниципальные учреждения образования, а именно: МОУ Ольховская СОШ, МОУ Гусевская СОШ, МОУ Рыбинская СОШ, МОУ Липовская СОШ, МОУ Ягодновская СОШ, МОУ Октябрьская СОШ, МОУ Зензеватская СОШ, МОУ Солодчинская СОШ, МОУ Каменнобродская СОШ, МОУ Нежинская СОШ, МОУ Гуровская СОШ, МОУ Киреевская СОШ, МОУ Захаровской ООШ, МОУ Ольховский детский сад, МДОУ Гусевский детский сад, МДОУ Рыбинский детский сад, МДОУ Ягодновский детский сад, МДОУ Липовский детский сад, МДОУ Зензеватский детский сад, МДОУ Октябрьский детский сад, МДОУ Солодчинский детский сад, МДОУ Нежинский детский сад, МДОУ Киреевский детский сад, МДОУ Гуровский детский сад, МОУ Прогимназия являются бюджетными муниципальными учреждениями.

По состоянию на 01.09.2010 года задолженность образовательных и детских учреждений Ольховского муниципального района перед МУП «Гусевское ЖКХ» по оплате услуг теплоснабжения, потребленных предприятием у ООО «Волгоградрегионгаз» составляет 6 016 898 рублей 22 копейки. Период образования задолженности – с октября 2009 года по сентябрь 2010 года.

Уставом Ольховского муниципального района Волгоградской области определены статус и полномочия главы Ольховского муниципального района. Так, в соответствии со ст. 20 и 21 Устава глава Ольховского муниципального района является высшим должностным лицом Ольховского муниципального района и осуществляет следующие полномочия: осуществляет функции распорядителя бюджетных средств при исполнении местного бюджета; обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Волгоградской области.

С учетом изложенного, невыполнение главой Ольховского муниципального образования Орловым Н.Н. обязанностей свыше 12 месяцев, а именно в период образования задолженности перед МУП «Гусевское ЖКХ» за потребленные услуги по теплоснабжению образовательными и детскими муниципальными учреждениями, по решению вопросов местного значения в сфере образования в части недолжного содержания зданий и не финансирования коммунальных расходов подведомственных образовательных и детских муниципальных учреждений, а также не осуществление полномочий, предусмотренных положениями Законов «Об образовании» и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" является незаконным бездействием.

В ходе проверки установлено, что суммы долга, подлежащие взысканию с муниципальных учреждений образования района как основных должников, в пользу МУП «Гусевское ЖКХ», до настоящего времени не оплачены. Какие-либо документы, подтверждающие реальное исполнение в пользу МУП «Гусевское ЖКХ» и погашение долга со стороны ответчика, куда неоднократно (17.05.2010 года и.о. начальникам отдела по образованию в адрес Ольховской районной Думы, 01.06.2010 года заведующей МДОУ Ольховский детский сад в адрес заместителя главы администрации Дроновой О.С., 01.06.2010 года заведующей МДОУ Ольховский детский сад в адрес начальника отдела по образованию администрации Ольховского муниципального района, 20.05.2010 года директором МОУ «Ольховская СОШ в адрес и.о. начальника отдела по образованию, 20.05.2010 года директором МОУ Ольховская СОШ в адрес заместителя главы администрации Ольховского муниципального района, 29.01.2010 и 18.02.2010 года директором МОУ «Гуровсяка СОШ» в адрес начальника отдела по образованию администрации района, 25.01.2010 года и 09.03.2010 года директором МОУ «Солодчинская СОШ» в адрес начальника отдела по образования администрации района) обращались основные должники для выделения дополнительных денежных средств на погашение задолженности, а также непосредственно МУП «Гусевское ЖКХ» -11.12.2009 года, 25.12.2009 года, 15.01.2010 года, 17.02.2010 года на имя главы администрации Ольховского муниципального района- отсутствуют.

Отделу образования администрации Ольховского муниципального района Волгоградской области доведены лимиты бюджетных обязательств на 2009 год ТУ КБФПиК по КОСГУ 223 «Коммунальные услуги» в сумме 13 392 200 руб.

В пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств муниципальными учреждениями, подведомственными отделу образования, в соответствии со ст.161 БК РФ заключены договора с МУП «Гусевское ЖКХ» на поставку последним тепловой энергии на 9 115 200 рублей.

В соответствии с условиями заключенных договоров МУП «Гусевское ЖКХ» поставило в 2009 году учреждениями, подведомственными отделу образования, тепловой энергии на 8 908 200 рублей.

Для оплаты выставленных в 2009 году МУП «Гусевское ЖКХ» счетов отделом образования направлены в ТУ КБФПиК района соответствующие заявки на оплату расходов в соответствии с п.4.3 Инструкции о порядке ведения лицевых счетов получателей бюджетных средств, утвержденной приказом начальника ТУ КБФПиК Ольховского муниципального района и Решением о бюджетном процессе в Ольховском муниципальном районе.

Однако данные заявки были удовлетворены в 2009 году только на 7 584 300 рублей или на 86 %. В результате этого, с учетом задолженности на 01.01.2009 в сумме 1 274 600 руб, долг учреждений, подведомственных отделу образования, перед МУП «Гусевское ЖКХ» на 01.01.2010 вырос до 2 598 500 руб.

Согласно данных отдела по образованию потребность по оплате коммунальных услуг на 2010 год учреждений образования составляла 16 979 700 рублей, однако лимиты утверждены в размере 7 431 600 рублей, что в 2,3 раза меньше, чем фактическая потребность по коммунальным услугам.

В пределах лимитов бюджетных обязательств 16 учреждениями, подведомственными отделу образования администрации Ольховского муниципального района Волгоградской области, заключены договора с МУП «Гусевское ЖКХ» на 2010 год на 3 942 300 рублей.

МУП «Гусевское ЖКХ» поставило в 2010 году учреждениям, подведомственным отделу образования, тепловой энергии на 5 994 200 рублей.

Для оплаты выставленных в январе-апреле 2010 года МУП «Гусевское ЖКХ» счетов отделом образования направлены в ТУ КБФПиК района, с 01.03.2010 – в отдел финансового обеспечения администрации Ольховского района соответствующие заявки на оплату расходов.

Однако данные заявки были профинансированы в 2010 году только на 1 141 600 рублей, или на 19 %.

В результате задолженность учреждений, подведомственных отделу образования, выросла до 7 451 100 рублей.

Согласно информации Централизованной бухгалтерии образования по внебюджетным счетам образовательных учреждений остаток средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности на 01.01.2009 года составлял 323 000 рублей, на 01.01.2010 года – 272 200 рублей.

Фактически администрацией района, являющейся учредителем данных потребителей энергии и собственником их имущества, не предприняты меры по исполнению своих расходных обязательств.

Кроме того, проверкой установлено, что невыполнение Ольховским муниципальным районом своих расходных обязательств, возникших согласно ст.86 БК РФ в результате заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными бюджетными учреждениями по оплате тепловой энергии, поставляемой МУП «Гусевское ЖКХ», ограничивает законные интересы как муниципальных учреждений, так и МУП «Гусевское ЖКХ» по исполнению заключенных договоров.

При этом, указанной проверкой установлены факты использования средств районного бюджета в нарушение Федерального закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения муниципального района, на 805 800 руб.лей, в том числе:

-119 800 руб. - на содержание сотрудника отделения ГИБДД ОВД;

-42 000 руб. - на организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;

-30 000 руб. - по очистке внутренней части колодцев и принадлежащей территории, находящихся в собственности поселений;

-77 000 руб. - на проведение биотехнических мероприятий;

-87 000 руб. - на выплату стипендий студентам высших и средних образовательных учреждений;

-450 000 руб. - на оплату работ по созданию научно-технической продукции на тему «Технико-экономическое обоснование приобретения объектов «газопровод-отвод и АГРС с. Липовка», «газопровод-отвод и АГРС с.Гурово», Волгоградской области в собственность ОАО «Газпром» - произведена в 2010 году.

Кроме того, расходы на органы местного самоуправления сверх норматива, установленного постановлением администрации Волгоградской области от 22.09.2008 № 77-п «Об установлении нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области на 2009 год», в нарушение п.2 ст.136 БК РФ произведены в сумме 5 620 100 рублей.

Таким образом, администрацией района при невыполнении собственных расходных обязательств по обеспечению деятельности подведомственных учреждений на 01.01.2009 в сумме 3 354 300 рублей, а на 01.05.2010 в сумме 8 950 300 руб., произведена в нарушение действующего законодательства РФ оплата обязательств, не связанных с выполнением своих полномочий, а также направлено средств на содержание органов местного самоуправления сверх установленного норматива, всего на 6 425 900 рублей.

Также, на 01.01.2010 на едином счете бюджета Ольховского муниципального района остаток средств, без учета остатка целевых средств, составлял 1 215 100 рублей.

С учетом изложенного, бездействие главы Ольховского муниципального района Волгоградской области может привести к прекращению подачи газа МУП «Гусевское ЖКХ», которое в этом случае будет лишено возможности выполнять условия договоров по поставке тепловой энергии в школы и детские сады района, что является не допустимым, поскольку прекращение подачи газа МУП «Гусевское ЖКХ» приведет к прекращению подачи тепловой энергии в учреждения образования, культуры, финансируемых из местного бюджета, что в свою очередь может повлечь нарушение прав неопределенного круга лиц, угрозу жизни и здоровью людей, срыву образовательного процесса, замерзанию отопительной системы учреждений. С учетом указанного прокурор полагает правомерным возложить ответственность по неисполнению денежных обязательств муниципальных учреждений образования на главу Ольховского муниципального района Орлова Н.Н.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 27,35 Федерального Закона «О прокуратуре РФ», ст. ст.45, 254 ГПК РФ прокурор Ольховского района Волгоградской области просит суд признать бездействие главы Ольховского муниципального района Орлова Н.Н. по решению вопросов местного значения в сфере образования в части недолжного финансирования коммунальных расходов подведомственных образовательных и детских муниципальных учреждений Ольховского муниципального образования по погашению имеющейся задолженности по оплате тепловой энергии МУП «Гусевское ЖКХ» -незаконным.

В судебном заседании помощник прокурора Ольховского района Волгоградской области Вихованская А.А полностью поддержала заявление прокурора Ольховского района Волгоградской области.

В судебном заседании глава Ольховского муниципального района Волгоградской области Орлов Н.Н. и его представитель Пожидаева Н.В. с заявлением прокурора Ольховского района Волгоградской области полностью не согласились. Глава Ольховского муниципального района Орлов Н.Н. сообщил, что он, как должностное лицом принимал и принимает все необходимые и возможные меры к погашению имеющихся у муниципальных образовательных и детских учреждений задолженностей перед МУП «Гусевское ЖКХ» по оплате потребленной тепловой энергии. Однако в силу того, что бюджет Ольховского муниципального района Волгоградской области является дотационным, то денежные средства поступили в бюджет Ольховского района в гораздо меньшем размере чем это нужно было по имеющимся потребностям. В силу этого и лимиты расходования денежных средств на оплату коммунальных услуг были утверждены в значительном меньшем размере, чем это было необходимо. Кроме этого, он как глава Ольховского муниципального района не является распорядителем и получателем бюджетных средств. А главными распорядителями и получателями бюджетных средств являлись и являются: Ольховская районная Дума; администрация Ольховского муниципального района; отдел здравоохранения администрации Ольховского муниципального района; отдел культуры, библиотечного обслуживания администрации Ольховского муниципального района; отдел по образованию администрации Ольховского муниципального района; отдел финансового обеспечения администрации Ольховского муниципального района. Именно данные органы в силу предоставленных им полномочий утверждают сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений; распределяют лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета. Он, как глава Ольховского муниципального района, не имеет каких либо полномочий по распределению бюджетных денежных средств и никак не может влиять на распределение этих бюджетных средств по статьям расходов бюджета Ольховского муниципального района.

Выслушав стороны, свидетелей, изучив представленные сторонами доказательства суд приходит к следующему:

В Ольховском муниципальном районе Волгоградской области имеются муниципальные учреждения образования и детские образовательные учреждения Ольховского муниципального района Волгоградской области, а именно: МОУ Ольховская СОШ, МОУ Гусевская СОШ, МОУ Рыбинская СОШ, МОУ Липовская СОШ, МОУ Ягодновская СОШ, МОУ Октябрьская СОШ, МОУ Зензеватская СОШ, МОУ Солодчинская СОШ, МОУ Каменнобродская СОШ, МОУ Нежинская СОШ, МОУ Гуровская СОШ, МОУ Киреевская СОШ, МОУ Захаровской ООШ, МОУ Ольховский детский сад, МДОУ Гусевский детский сад, МДОУ Рыбинский детский сад, МДОУ Ягодновский детский сад, МДОУ Липовский детский сад, МДОУ Зензеватский детский сад, МДОУ Октябрьский детский сад, МДОУ Солодчинский детский сад, МДОУ Нежинский детский сад, МДОУ Киреевский детский сад, МДОУ Гуровский детский сад, МОУ Прогимназия которые являются бюджетными муниципальными учреждениями.

Услуги по теплоснабжению вышеуказанных муниципальных учреждений образования и здравоохранения Ольховского муниципального района Волгоградской области осуществляет МУП «Гусевское ЖКХ».

Поставку газа МУП «Гусевское ЖКХ» для обеспечения тепловой энергией муниципальных учреждений района осуществляет ООО «Волгоградрегионгаз».

В соответствии с заключенным МУП «Гусевское ЖКХ» и ООО «Волгоградрегионгаз» договором на поставку газа от 20.07.2007 года, ООО «Волгоградрегионгаз» (поставщик) обязуется поставлять газ, а МУП «Гусевское ЖКХ» обязуется принимать и оплачивать газ и снабженческо-сбытовые услуги в согласованных объемах.

Вместе с тем, по состоянию на 06.08.2010 года задолженность МУП «Гусевское ЖКХ» перед ООО «Волгоградрегионгаз» по оплате представленного газа составляет 6 284 000 рублей и как следует из письма заместителя генерального директора ООО «Волгоградрегионгаз» от 02.09.2010 года, в случае непогашения образовавшейся задолженности с 30.09.2010 года поставка газа в МУП «Гусевское ЖКХ» будет прекращена.

Как установлено судом, указанная задолженность явилась следствием неисполнения договорных обязательств по оплате услуг теплоснабжения подведомственными администрации Ольховского муниципального района образовательными учреждениями района.

По состоянию на 01.09.2010 года задолженность образовательных и детских учреждений Ольховского муниципального района Волгоградской области перед МУП «Гусевское ЖКХ» по оплате услуг теплоснабжения составляет 6 016 898 рублей 22 копейки, а период образования данной задолженности – с октября 2009 года по сентябрь 2010 года.

Абзацем 4 п. 2 статьи 120 ГК РФ предусмотрено, что учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

Аналогичное положение закреплено в ст. 51 ч. 4 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которой органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных учреждений, также от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.

Учредителем вышеуказанных муниципальных образовательных и детских учреждений являющихся потребителями поставляемой им МУП «Гусевское ЖКХ» тепловой энергии является структурное подразделение администрации Ольховского муниципального района Волгоградской области- отдел по образованию администрации Ольховского муниципального района Волгоградской области. Собственником имущества переданного указанным муниципальным образовательным и детским учреждениям на праве оперативного управления является - администрация Ольховского муниципального района Волгоградской области.

В соответствии со ст. 15 ч. 1 п. 11 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района.

Кроме этого, согласно п. 4 ст. 31 ФЗ РФ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в сфере образования, кроме вышеперечисленных относятся: обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений.

В соответствии со ст. 29 ч. 1 п. 6.1 Закона РФ "Об образовании" полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов по содержанию зданий и коммунальных расходов подведомственных учреждений образования являются расходными обязательствами местного бюджета.

Статьей 17 ч. 1 п. 3 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Статьей 41 ч. 4 Закона РФ "Об образовании" определено, что нормативы финансирования образовательных учреждений муниципальных образовательных учреждений устанавливаются органами местного самоуправления, за исключением субвенций, предоставляемых из бюджетов субъектов Российской Федерации.

В силу положений действующего законодательства, вышеуказанные учреждения образования и детские образовательные учреждения Ольховского муниципального района Волгоградской области, а также их учредитель -отдел по образованию администрации Ольховского муниципального района Волгоградской области муниципальными органами местного самоуправления не являются.

В соответствии с положениями ФЗ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также ст. 19 Устава Ольховского муниципального района Волгоградской области -глава Ольховского муниципального района Волгоградской области, а также администрация Ольховского муниципального района Волгоградской области являются исполнительно-распорядительными органами местного самоуправления Ольховского муниципального района Волгоградской области.

При этом согласно ч.2 ст.36 Устава Ольховского муниципального района Волгоградской области- администрацией Ольховского муниципального района на принципах единоначалия руководит глава Ольховского муниципального района Волгоградской области.

В соответствии со ст.3 «Положения о бюджетном процессе в Ольховском муниципальном районе Волгоградской области» утвержденном решением Ольховской районной Думы №5/42 от23.12.2005 года, глава Ольховского муниципального района является полноправным участником бюджетного процесса.

В соответствии c положениями ст.5 «Положения о бюджетном процессе в Ольховском муниципальном районе» Глава Ольховского муниципального района наделен рядом полномочии, а в частности именно он определяет бюджетную, налоговую и долговую политику Ольховского муниципального района; - утверждает проект районного бюджета с необходимыми документами и материалами, а также отчет об исполнении бюджета для внесения на рассмотрение в Ольховскую районную Думу; - вносит в Ольховскую районную Думу предложения по установлению, изменению, отмене местных налогов и сборов, введению и отмене налоговых льгот по местным налогам; - осуществляет иные бюджетные полномочия в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Положением.

В соответствии с положениями ст.6 «Положения о бюджетном процессе в Ольховском муниципальном районе» -администрация Ольховского муниципального района, на принципах единоначалия которой и руководит глава Ольховского муниципального района Волгоградской области Орлов Н.Н., осуществляет следующие полномочия: - составляет проекта районного бюджета и вносит его с необходимыми документами и материалами на утверждение Ольховской районной Думы; - устанавливает и исполняет расходные обязательства Ольховского муниципального района; - утверждает порядок предоставления бюджетных кредитов юридическим лицам; - утверждает порядок осуществления муниципальных заимствований, обслуживания и управления муниципальным долгом; - в качестве администратора источников внутреннего финансирования дефицита бюджета осуществляет муниципальные внутренние заимствования, заключает кредитные соглашения и договоры для привлечения кредитов, предоставляет от имени Ольховского муниципального района муниципальные гарантии; - разрабатывает и принимает муниципальные правовые акты, устанавливающие порядок реализации отдельных вопросов бюджетного процесса, предусмотренных бюджетным законодательством; - организует проведение ведомственного контроля за исполнением районного бюджета. Кроме этого Администрация Ольховского муниципального района, являющаяся главным распорядителем и получателем бюджетных средств, осуществляет соответствующие бюджетные полномочия, установленные бюджетным законодательством и принятыми в его рамках иными правовыми актами.

Согласно положения ст.20 Устава Ольховского муниципального района Волгоградской области - глава Ольховского муниципального района является высшим должностным лицом Ольховского муниципального района и наделяется настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Статья 21 Устава Ольховского муниципального района Волгоградской области определены полномочия главы Ольховского муниципального района. В частности он наделен полномочиями по осуществлению функции распорядителя бюджетных средств при исполнении местного бюджета; по обеспечению осуществления органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Волгоградской области.

В соответствии с положениями ч.2 ст.12 Положения о бюджетном процессе в Ольховском муниципальном районе глава Ольховского муниципального района Волгоградской области Орлов Н.Н., являющийся в соответствии с положениями ст.21 Устава Ольховского муниципального района Волгоградской области распорядителем бюджетных средств, наделен рядом полномочий: полномочиями по составлению бюджетной росписи; полномочиями по распределению лимитов бюджетных обязательств по подведомственным получателям бюджетных средств и направлению их в орган, исполняющий бюджет; полномочиями по определению заданий по предоставлению муниципальных услуг для получателей бюджетных средств с учетом нормативов финансовых затрат; полномочиями по утверждению сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений; полномочиями по осуществлению контроля за использованием бюджетных средств подведомственными получателями бюджетных средств.

Как установлено в судебном заседании, основной причиной роста задолженности потребителей перед МУП «Гусевское ЖКХ», и соответственно роста долгов МУП «Гусевское ЖКХ» перед своими кредиторами, является неисполнение расходных обязательств районного бюджета.

Так, отделу образования Ольховского муниципального района Волгоградской области доведены лимиты бюджетных обязательств на 2009 год по статье расходов «Коммунальные услуги» в сумме 13 392 000 рублей 20 копеек.

В пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств муниципальными учреждениями, подведомственными отделу образования, заключены договора с МУП «Гусевское ЖКХ» на поставку последним тепловой энергии на 9 115 000 рублей 20 копеек.

В соответствии с условиями заключенных договоров, МУП «Гусевское ЖКХ» поставило в 2009 году образовательным и детским учреждениям Ольховского муниципального района тепловой энергии на 8 908 000 рублей 20 копеек.

Для оплаты выставленных в 2009 году МУП «Гусевское ЖКХ» счетов, отделом образования администрации Ольховского муниципального района направлены в ТУ КБФПиК района соответствующие заявки на оплату указанных расходов по плате предоставленной образовательным и детским учреждениям Ольховского муниципального района тепловой энергии.

Однако данные заявки были удовлетворены в 2009 году только на 7 584 000 рублей 30 копеек, или на 86 %. В результате этого, с учетом имеющейся задолженности на 01.01.2009 в сумме 1 274 000 рублей 60 копеек, долг учреждений, подведомственных отделу образования администрации Ольховского муниципального района перед МУП «Гусевское ЖКХ» на 01.01.2010 вырос до 2 598 000 рублей 50 копеек.

В сметах расходов образовательных и детских учреждений Ольховского муниципального района на 2010 год, расходы муниципальных образовательных и детских учреждений предусмотрены с учетом задолженности перед МУП «Гусевское ЖКХ» за 2009 год и вновь заключенных договоров на 2010 год. Тогда как, лимиты на 2010 год заложены по образовательным и детским учреждениям с учетом оплаты задолженности МУП «Гусевское ЖКХ» только на январь-февраль 2010 года, а по дошкольным учреждениям и учреждениям дополнительного образования лимиты на 2010 год вообще не заложены.

Как установлено в судебном заседании и не оспаривается сторонами, фактическая потребность образовательных и детских учреждений Ольховского муниципального района по оплате коммунальных услуг на 2010 год составляла 16 979 700 рублей, однако лимиты были приняты и утверждены в размере 7 431 000 рублей 60 копеек, что в 2,3 раза меньше, чем фактическая потребность муниципальных образовательных и детских учреждений по коммунальным услугам.

В пределах лимитов бюджетных обязательств 16 учреждениями, подведомственными отделу образования, заключены договора с МУП «Гусевское ЖКХ» на 2010 год на 3 942 000 рублей 30 копеек.

МУП «Гусевское ЖКХ» поставило в 2010 году образовательным и детским учреждениям Ольховского муниципального района тепловой энергии на 5 994 000 рублей 20  копеек.

Для оплаты выставленных в январе-апреле 2010 года МУП «Гусевское ЖКХ» счетов отделом образования администрации Ольховского муниципального района направлены в ТУ КБФПиК района, с 01.03.2010 – в отдел финансового обеспечения администрации Ольховского района соответствующие заявки на оплату расходов образовательных и детских учреждений Ольховского муниципального района по коммунальным услугам.

Однако данные заявки были профинансированы в 2010 году только на 1 141 000 рублей 60 копеек, или на 19 %.

В результате этого задолженность образовательных и детских учреждений Ольховского муниципального района Волгоградской области по плате потребленной тепловой энергии выросла до 7 451 000 рублей 10 копеек.

Согласно информации Централизованной бухгалтерии образования по внебюджетным счетам образовательных учреждений Ольховского муниципального района остаток средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности на 01.01.2009 года составлял 323 000 рублей, на 01.01.2010 года – 272 200 рублей. На 01.01.2010 на едином счете бюджета Ольховского муниципального района остаток средств, без учета остатка целевых средств, составлял 1 215 000 рублей 10 копеек. При этом данные денежные средства главой Ольховского муниципального района Волгоградской области Орловым Н.Н. не были направлены на погашение имеющихся у образовательных и детских муниципальных учреждений Ольховского муниципального района задолженности по оплате ранее предоставленных коммунальных услуг.

Администрацией Ольховского муниципального района Волгоградской области, фактически являющейся учредителем образовательных и детских учреждений Ольховского муниципального района, а также являющейся собственником их имущества, не предприняты надлежащие меры по исполнению своих расходных обязательств в части оплаты предоставленных муниципальным образовательным и детским учреждениям коммунальных услуг.

Давая оценку доводам главы Ольховского муниципального района Орлова Н.Н. о том, что он не смог обеспечить надлежащее финансирование муниципальных образовательных и детских учреждений в части оплаты ими расходов по коммунальным услугам в виду отсутствия в бюджете Ольховского муниципального района финансовых средств судом признаются несостоятельными.

Согласно положениям ст.ст.12, 132 Конституции РФ местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, а также решают иные вопросы местного значения.

Доля каждого муниципального образования в общем объеме средств фонда финансовой поддержки муниципальных образований устанавливается в процентах и утверждается законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации.

Перечисление средств в местные бюджеты из фонда финансовой поддержки муниципальных образований производится ежемесячно всем муниципальным образованиям, имеющим право на финансовую помощь.

Из приведенных правовых положений следует, что бюджет муниципального образования является лишь составной частью бюджетной системы Российской Федерации и включен в механизм выравнивания его обеспеченности средствами бюджетов различных уровней.

Подобная позиция полностью согласуется и с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 15 мая 2006 года N 5-П, согласно которой финансовая самостоятельность местного самоуправления предполагает наличие необходимых бюджетных прав у органов местного самоуправления. Степень финансовой самостоятельности определяется компетенцией органов местного самоуправления, которая закрепляется Конституцией Российской Федерации и действующим законодательством. Бюджет субъекта Российской Федерации или местный бюджет не существуют изолированно - они являются составной частью финансовой системы Российской Федерации. Недостаточность собственных доходных источников на уровне муниципальных образований влечет обязанность органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществлять в целях сбалансированности местных бюджетов надлежащее бюджетное регулирование, что обеспечивается, в частности, посредством использования правовых механизмов (дотации и субвенции местным бюджетам, средства, выделяемые из фонда финансовой поддержки).

Как видно из материалов дела, бюджет Ольховского муниципального района является дотационным. В 2009 и 2010 годах из областного фонда финансовой поддержки муниципальных районов Ольховскому муниципальному району выделялись в виде дотаций денежные средства на решение вопросов местного значения.

Следовательно, бюджет Ольховского муниципального района с учетом вышеуказанного механизма выравнивания его доходов должен обеспечивать решение вопросов местного значения, включая осуществление мер по достаточному финансированию муниципальных образовательных и детских учреждений их расходов по коммунальным услугам.

Как следует их положений п.11 ч.1 ст.15; п.3 ч.1 ст.17 ФЗ РФ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.29, ст.31 ФЗ РФ «Об образовании» обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных и детских учреждений, оплата коммунальных расходов муниципальных образовательных и детских учреждений, является расходными обязательствами органов местного самоуправления и исполнение органом местного самоуправления обязанности по решению указанных вопросов местного значения не может зависеть от финансовой возможности муниципального образования.

Прекращение подачи в отопительный сезон тепловой энергии в детские муниципальные учреждения Ольховского муниципального района, а также в образовательные учреждения Ольховского муниципального района приведет к прекращении деятельности данных учреждений и повлечет нарушение предусмотренного ст.43 Конституции РФ права граждан и детей на получение дошкольного, основного общего образования в муниципальных образовательных учреждениях Ольховского района, а также нарушение предусмотренных ст.8 ФЗ РФ №52-ФЗ от 30.03.199 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» права граждан на благоприятную среду обитания.

При этом ст.24 ФЗ РФ №52-ФЗ от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что при эксплуатации общественных помещений, зданий, сооружений должны обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Суд полагает, что решение органов местного самоуправления, а именно главы Ольховского муниципального района, Волгоградской области Орлова Н.Н., администрации Ольховского муниципального района Волгоградской области, которой и руководит на принципах единоначалия глава Ольховского муниципального района Орлов Н.Н., не предусмотревших в расходной части бюджета Ольховского муниципального района Волгоградской области на 2009 и 2010 года достаточных средств на обеспечение надлежащего финансирования расходов муниципальных образовательных и детских учреждений по оплате предоставляемой им тепловой энергии не освобождает указанных лиц от решения этих вопросов.

Оценивая в совокупности представленные сторонам доказательства и исследованные обстоятельства дела, дела суд полагает, что бездействие главы Ольховского муниципального района Волгоградской области Орлова Николая Николаевича по решению вопросов местного значения в сфере образования в части не обеспечения должного финансирования коммунальных расходов подведомственных образовательных и детских муниципальных учреждений Ольховского муниципального района Волгоградской области по погашению имеющейся задолженности по оплате потребленной тепловой энергии является незаконным.

Связи с тем, что решение суда обязывает главу Ольховского муниципального района Волгоградской области Орлова Н.Н. произвести определенные действия, то с учетом характера дела, а также действий которые необходимо совершить главе Ольховского муниципального района в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод граждан, учитывая начало наступления отопительного сезона к началу которого и должна быть обеспечена подача тепловой энергии в образовательные и детские учреждения Ольховского муниципального района, срок устранения главой Ольховского муниципального района Волгоградской области Орловым Н.Н. допущенных нарушений суд определяет в один месяц со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.ст.194,198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать незаконным бездействие главы Ольховского муниципального района Волгоградской области Орлова Николая Николаевича по решению вопросов местного значения в сфере образования в части не обеспечения должного финансирования коммунальных расходов подведомственных образовательных и детских муниципальных учреждений Ольховского муниципального района Волгоградской области по погашению имеющейся задолженности перед МУП «Гусевское ЖКХ» по оплате тепловой энергии.

Возложить на главу Ольховского муниципального района Волгоградской области Орлова Николая Николаевича, обязанность в течении 1 (одного) месяца со дня вступления данного решения суда в свою законную силу, обеспечить финансирование коммунальных расходов образовательных и детских муниципальных учреждений Ольховского муниципального района по погашению имеющихся у них задолженностей перед МУП «Гусевское ЖКХ» по оплате тепловой энергии.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в кассационном порядке в течении 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме, путем подачи жалобы через Ольховский районный суд Волгоградской области.

Судья С.В. Строганов