ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5430/2021 от 28.09.2021 Петрозаводского городского суда (Республика Карелия)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Петрозаводск ДД.ММ.ГГГГ г.

ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

в составе председательствующего судьи Цепляева О.В., при секретаре Грачевой А.А., с участием истцов, представителей ответчика и третьих лиц, рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Керимова А. С., Керимовой Т. П. к ТСН «Варкауса-17» о признании решения собрания собственников помещений многоквартирного дома недействительным,

УСТАНОВИЛ:

Керимов А.С., Керимова Т.П. обратились в суд с настоящим иском, мотивируя следующим. Истцы являются собственниками жилого помещения по адресу: <адрес> Управляющей организацией является ТСН «Варкауса-17». В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ было проведено, инициированное членами правления ТСН, общее собрание собственников МКД. В повестке дня было поставлено 16 вопросов, в т.ч. вопросы под номерами: 4 – заключить договор управления МКД, утверждение текста договора с ООО «Ук фирма комфорт»; 5 – утверждение размера платы по статье «содержание и управление МКД» с ДД.ММ.ГГГГ; 6 – принятие решения о переносе контейнерной площадки для сбора мусора в угол школьного забора (площадка «закрытого» типа). Определение источников финансирования; 14 – утверждение порядка затрат на коммунальные ресурсы на общедомовые нужды. Между тем, ответчики не предоставили возможность собственникам возможность ознакомления с информацией, касающейся повести дня, чем нарушили ст.45 ЖК РФ, что является основанием для признания решения недействительным на основании п.3 ч.1 ст.181.4 ГК РФ; очная часть собрания была назначена на утро рабочего дня, в собрании приняли участие 9 человек – инициаторы собрания, т.е. любыми средствами хотели повлиять на принятие положительного решения в отношении повестки дня, что является основанием для признания решения недействительным на основании п.1 ч.1 ст.181.4 ГК РФ; в соответствии с уведомлением о проведении собрания время окончания приема бюллетеней – <данные изъяты> часа ДД.ММ.ГГГГ, которые предлагалось опустить в т.ч. в синий почтовый ящик, расположенный во 2 подъезде. Между тем, до начала заочного голосования синий почтовый ящик был заменен на красный, подсчет голосов был произведен в <данные изъяты> часов ДД.ММ.ГГГГ, что в совокупности является нарушением ст.45 ЖК РФ и основанием для признания решения недействительным на основании ст.184.1 ГК РФ. По вопросу 4: п.п.1.8, 1.9, 2.14, 2.28, 3.1, 3.5 договора с УК противоречат ст.ст.209, 421, 608 ГК РФ, - следовательно, решение по вопросу 4 является ничтожным; по вопросу 5: расчет платы произведен неверно, т.к. при известной площади МКД и общей сумме расходов не равен 14,80 рублям. Кроме того, на собственников возложена двойная оплата за управление МКД: выплата председателю МКД в соответствии с Положением о председателе правления и выплата УК, которая, в свою очередь, заключила с председателем ТСН договор об управлении за вознаграждение. Плата в резервный фонд может собираться с членов ТСН, но не со всех собственников помещений в МКД. Кроме того, вопрос, указанный в уведомлении о проведении собрания и вопрос, указанный в бюллетене различаются; по вопросу 6: контейнерная площадка находится на месте, соответствующем проекту строительства МКД, находится на территории иного земельного участка, ее перенос будет нарушать требования СанПиН 2.1.3684-21; по вопросу 14: порядок затрат на коммунальные ресурсы на общедомовые нужды утвержден п.44 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ поэтому его изменение собранием собственников МКД невозможно. Кроме того, протокол общего собрания, размещенный на стендах в подъездах МКД и протокол, размещенный в системе ГИС ЖКХ различны по своему содержанию и результатам. В уведомлении о предстоящем собрании не был прописан порядок ознакомления с информацией и материалами, которые будут представлены на собрании, место, где с ними можно ознакомиться. На обращения истцов о предоставлении информации по итогам голосования ответ не последовал. В связи с чем, просят признать недействительным решение по вопросам 4, 5, 6, 14 общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу: <адрес>, - оформленное протоколом очно-заочного общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ; обязать ответчика привести протокол общего собрания в соответствие Приказу Минстроя России от 28.01.19 №44/пр и отразить в нем фактические результаты голосования.

Участники процесса извещены надлежащим образом.

В судебном заседании истцы требования поддержали.

Представитель ответчика – Ярвенсиву В.В. просил в иске отказать по основаниям, изложенным в отзыве. Все указанные истцами недочеты являются несущественными. Подсчет голосов произведен ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> часов, в акте содержится опечатка «ДД.ММ.ГГГГ». Истцы не обращались в суд с иском о признании договора управления недействительным.

Представители третьего лица ООО «Ук фирма комфорт» Юлегина А.Б. и Старостин П.В. поддержали позицию ответчика, просили в иске отказать по основаниям, изложенным в отзыве. Редакция вопроса 5 в уведомлении о проведении собрания и бюллетене различна, но это не является нарушением п.2 ст.46 ЖК РФ.

Представитель третьего лица Государственного комитета по строительному, жилищному и дорожному надзору – Манин П.А. оставил разрешение спора на усмотрение суда.

Выслушав участников, исследовав материалы, суд считает необходимым иск удовлетворить.

Согласно положениям Гражданского кодекса Российской Федерации решение собрания недействительно по основаниям, установленным настоящим Кодексом или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) или независимо от такого признания (ничтожное решение) (ч.1 ст.181.3); решение собрания может быть признано судом недействительным при нарушении требований закона, в том числе в случае, если допущено существенное нарушение порядка принятия решения о проведении, порядка подготовки и проведения заседания общего собрания или заочного голосования участников общества, а также порядка принятия решений общего собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания (п.1 ч.1 ст.181.4); допущено нарушение равенства прав участников гражданско-правового сообщества при проведении заседания общего собрания или заочного голосования (п.3 ч.1 ст.181.4); допущено существенное нарушение правил составления протокола, в том числе правила о письменной форме протокола (пункт 3 статьи 181.2) (п.4 ч.1 ст.181.4); решение собрания не может быть признано судом недействительным, если голосование лица, права которого затрагиваются оспариваемым решением, не могло повлиять на его принятие и решение собрания не влечет существенные неблагоприятные последствия для этого лица (ч.4 ст.181.4); если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно принято по вопросу, не включенному в повестку дня; принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания (ч.ч.1, 3 ст.181.5).

Положения о таком специальном виде сделок, как решения собрания, должны применяться в системной взаимосвязи с общими положениями о сделках в части, не урегулированной правилами о решениях собрании и не противоречащей их существу. Так, согласно п.2 ст.168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки. Следовательно, решение собрания может быть квалифицировано как ничтожное в части тех положении, которые посягают на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц. Одним из основании ничтожности выступает то, что положение … противоречит существу законодательного регулирования (п.74 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.15 №25) (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №3 (2020) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.20).

Ничтожной является сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц. Вне зависимости от указанных обстоятельств законом может быть установлено, что такая сделка оспорима, а не ничтожна, или к ней должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2 статьи 168 ГК РФ). Договор, условия которого противоречат существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, может быть квалифицирован как ничтожный полностью или в соответствующей части, даже если в законе не содержится прямого указания на его ничтожность. К существенным неблагоприятным последствиям относятся нарушения законных интересов как самого участника, так и гражданско-правового сообщества, которые могут привести, в том числе к возникновению убытков, лишению права на получение выгоды от использования имущества гражданско-правового сообщества, ограничению или лишению участника возможности в будущем принимать управленческие решения или осуществлять контроль за деятельностью гражданско-правового сообщества (п.п.74, 109 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.15 №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

Согласно положениям Жилищного кодекса Российской Федерации лицо, по инициативе которого созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязано сообщить собственникам помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее чем за десять дней до даты его проведения. В указанный срок сообщение о проведении общего собрания в многоквартирном доме должно быть направлено каждому собственнику помещения в данном доме заказным письмом, если решением общего собрания собственников помещений в данном доме не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме, или вручено каждому собственнику помещения в данном доме под роспись либо размещено в помещении данного дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме (ч.4 ст.45); в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть указаны: дата, место, время проведения данного собрания или в случае проведения данного собрания в форме заочного голосования дата окончания приема решений собственников по вопросам, поставленным на голосование, и место или адрес, куда должны передаваться такие решения; повестка дня данного собрания; порядок ознакомления с информацией и (или) материалами, которые будут представлены на данном собрании, и место или адрес, где с ними можно ознакомиться (п.п.3-5 ч.5 ст.45); размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (п.9.2 ст.156).

В соответствии с п.44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв.Постановлением Правительства РФ от 06.05.11 №354) размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 настоящих Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения №2 к настоящим Правилам. При этом объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, приходящийся на жилое (нежилое) помещение, определяется в соответствии с формулами 11 и 12 приложения №2 к настоящим Правилам. В случае если указанный объем за расчетный период (расчетный месяц) составляет отрицательную величину, то указанная величина учитывается в следующем расчетном периоде (следующих расчетных периодах) при определении объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, приходящегося на жилое (нежилое) помещение. При расчете платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды потребителю в нежилом помещении, используются цены (тарифы), установленные для категории потребителей, к которой относится такой потребитель. В случае если общедомовый (коллективный) и все индивидуальные (квартирные) приборы учета имеют одинаковые функциональные возможности по определению объемов потребления коммунальной услуги дифференцированно по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, то объемы коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, определяются раздельно по каждому времени суток или иному критерию и размер платы за каждый из таких объемов коммунальной услуги распределяется между потребителями в соответствии с абзацем первым настоящего пункта. В иных случаях объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, определяется и распределяется между потребителями в многоквартирном доме без учета дифференциации этого объема по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

Размер превышения объема коммунальной услуги, предоставленный на общедомовые нужды, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оплачивает управляющая организация (Письмо Минстроя России от 17.11.17 №50534-ОГ/04 «О порядке перерасчета коммунальных ресурсов»).

Приказом Минстроя России от 28.01.19 №44/пр утверждены Требования к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядок направления подлинников решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор.

Согласно п.24 ч.1 ст.16 закона от 06.10.03 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

В соответствии с законом от 24.06.98 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (ч.1 ст.8); накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (ч.ч.1, 4 ст.13.4).

В судебном заседании установлено, что истцы являются собственниками жилого помещения по адресу: <адрес> (далее дом по указанному адресу – МКД).

По инициативе правления ТСН «Варкауса-17» было созвано и проведено общее собрание собственников МКД, оформленное протоколом очно-заочного общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ

В уведомлении о проведении собрания было указано, что очная часть собрания состоится ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> часов у первого подъезда, дата окончания заочного голосования ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> часа. Заполненные бюллетени необходимо опустить в ящики для голосования, расположенные: желтый – во втором подъезде, синий – у входа во второй подъезд.

Согласно повестке собрания, отраженной в уведомлении, на обсуждение поставлены вопросы, в частности, под номерами:

4 – заключить договор управления МКД, утверждение текста договора с управляющей компанией ООО «УК Фирма Комфорт» с ДД.ММ.ГГГГ сроком на 1 год;

5 – утверждение размера платы по статье «Содержание и управление МКД» с ДД.ММ.ГГГГ;

6 – принятие решения о переносе контейнерной площадки для сбора мусора в угол у школьного забора (площадка «закрытого» типа). Определение источников финансирования;

14 – утверждение порядка оплаты затрат на коммунальные ресурсы на общедомовые нужды.

В бюллетене непосредственно вопросы отражены в редакции уведомления, однако, в следующей за вопросами строке «предложили» редакция вопросов под №№5, 6, 14 изменена, а именно:

5 – утвердить размер платы по статье «содержание и управление МКД» с ДД.ММ.ГГГГ в размере 14,80 руб/м?. Дополнительно: уборка дворовой территории 283,85 рубля с 1 помещения (жилого, нежилого), вознаграждение председателя 238 рублей с 1 помещения (жилого, нежилого);

6 – перенести контейнерную площадку для сбора мусора в угол у школьного забора. Источник финансирования – статья «резервный фонд». Расчет стоимости и затрат будет вынесен на дополнительное голосование;

14 – утвердить порядок оплаты затрат на коммунальные ресурсы на ОДН в следующем порядке: собственники помещений оплачивают фактические затраты на нужды ОДН в соответствии с фактическим потреблением на основании показаний ОДПУ и ИПУ. В случае превышения суммарного потребления коммунальных ресурсов по ИПУ над потреблением по ОДПУ – производить возврат средств собственникам помещений путем перерасчета. В случае превышения фактического размера на нужду ОДН над нормативами потребления коммунальных ресурсов на нужды ОДН, законодательно установленных соответствующими органами (Постановления Правительства РК, Госкомитета по ЖКХ и пр.) – оплачивать затраты в полном объеме.

Таким образом, суд полагает, что решение собрания по вопросам №№5, 6, 14 ничтожно, поскольку фактически было принято по вопросам, не включенным в повестку дня.

Кроме того, согласно результатам голосования по вопросу 5, утвержден размер платы по статье «содержание и управление МКД» с ДД.ММ.ГГГГ в размере 14,80 руб/м?. Однако, исходя из расчета, приведенного в приложении №4 к договору, при подсчете расходов на уборку мест общего пользования допущена ошибка и тариф равен 2,78, соответственно, общий тариф равен 14,01 рублей с 1 м?.

Решение по вопросу №6 также ничтожно потому, что принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания. В данном случае в силу положений вышеприведенных законов №131-ФЗ и №89-ФЗ определение мест размещения площадок накопления ТБО относится к вопросам местного значения муниципального/городского округа.

Решение по вопросу №14 следует признать недействительным также потому, что утвержденный порядок оплаты затрат на коммунальные ресурсы на ОДН возлагает на собственников помещений обязанность оплачивать затраты в полном объеме в случае превышения фактического размера на нужды ОДН над нормативами потребления коммунальных ресурсов на нужды ОДН, законодательно установленных соответствующими органами. Вместе с тем, согласно ст.156 ЖК РФ и Правил №354, размер превышения объема коммунальной услуги, предоставленный на ОДН, определенный исходя из показаний ОДПУ, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на ОДН в МКД, оплачивает управляющая организация.

Истцы в голосовании участия не принимали, кворум не оспаривают, тем не менее, решение собрания влечет существенные неблагоприятные последствия для истцов в виде возможного возникновения убытков.

Прочие доводы стороны истцов не являются основанием для признания решения собрания недействительным в силу незначительности, а также признания стороной ответчика факта опечатки в дате подсчета голосов, сомневаться в чем у суда оснований не имеется. Требований о признании положений договор управления МКД недействительными не заявлялось.

Требование об обязании ответчика привести протокол общего собрания в соответствие Приказу Минстроя России от 28.01.19 №44/пр и отразить в нем фактические результаты голосования удовлетворению не подлежит, поскольку фактические результаты голосования истцами не оспариваются.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить частично.

Признать недействительным решение по вопросам 4, 5, 6, 14 общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу: <адрес>, - оформленное протоколом очно-заочного общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ; в остальной части – отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия в течение месяца со дня изготовления через Петрозаводский городской суд.

Судья Цепляев О.В.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ