ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5436/2016 от 09.09.2016 Ангарского городского суда (Иркутская область)

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 сентября 2016 года г.Ангарск

Ангарский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Косточкиной А.В.,

при секретаре Крастылевой Е.Л.,

при участии:

истца ФИО1,

представителя ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бубновой <данные изъяты> к администрации Ангарского городского округа о признании незаконным отказа в установлении пенсии за выслугу лет, признании права на пенсию за выслугу лет, назначаемую за счет средств местного бюджета лицу, замещавшему должности муниципальной службы,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с настоящим иском, в обоснование требований ссылаясь на то, что в период с 22.06.1982 года по 23.11.2001 года она осуществляла трудовую деятельность на муниципальной службе г.Ангарска, награждена почетными грамотами и благодарственными письмами. В связи с достижением пенсионного возраста с 11.03.2016 года является получателем трудовой пенсии по старости. 11.04.2016 года она обратилась в администрацию Ангарского городского округа с заявлением о назначении ей пенсии за выслугу лет муниципальным служащим органов местного самоуправления города Ангарска, однако ей было в этом отказано на том основании, что не возникло право на пенсию в связи с отсутствием условия, предусмотренного п. 2 ч.1 ст.11 Закона Иркутской области от 15.10.2007 № 88-оз «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области», поскольку она уволена в связи с переводом в государственное учреждение «Управление пенсионного фонда РФ в Ангарском муниципальном образовании Иркутской области» по согласованию между руководителями по п.5 ст. 29 КЗоТ РФ. Считает отказ незаконным, нарушающим ее права. Частью 1 ст. 11 Закона Иркутской области от 15.10.2007 года (с последними изменениями от 30 декабря 2014) № 88-оз закреплено, что граждане, замещавшие должности муниципальной службы, имеют право на пенсию за выслугу лет, выплачиваемую за счет средств местного бюджета, при наличии следующих условий: 1) стаж муниципальной службы не менее 15 лет; 2) увольнение с муниципальной службы по основаниям, предусмотренным пунктами 1-3, 7-9 части 1 статьи 77, пунктами 1 - 3 части 1 статьи 81, пунктами 2, 5, 7 части 1 статьи 83 Трудового кодекса РФ, пунктом 1, а также пунктом 3 части 1 статьи 19 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», в части указания на пункт 1 части 1 статьи 13, пункт 2 части 1 статьи 14 указанного Федерального закона; 3) замещение должности муниципальной службы не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением с муниципальной службы, за исключением случаев увольнения в связи с ликвидацией органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования области, сокращением численности или штата муниципальных служащих в органе местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования области. Положением «О порядке назначения, перерасчета, индексации и выплаты пенсии за выслугу лет муниципальным служащим органов местного самоуправления в Администрации Ангарского муниципального образования», утвержденным Постановлением Администрации АМО от 25.02.2010 года № 267-па, установлены аналогичные условия назначения пенсии за выслугу лет. Как следует из письма администрации АГО от 12.11.2015 года № 725/08-2, основанием для отказа в назначении пенсии за выслугу лет послужило отсутствие одного из условий, закрепленных ч. 1 ст. 11 Закона Иркутской области от 15.10.2007 № 88-оз, а именно: несоответствие основания увольнения с муниципальной службы основаниям, закрепленным законом. Иных оснований отказа в письме администрации не содержится. Считает, что при вынесении решения об отказе ей в установлении пенсии за выслугу лет органом местного самоуправления не оценены все фактические обстоятельства ее трудовой деятельности и не учтены иные положения Закона Иркутской области от 15.10.2007 года № 88-оз. В период с 22.06.1982 по 23.11.2001 она являлась муниципальным служащим. Наличие стажа муниципальной службы 19 лет 05 месяцев 1 дней ответчиком не оспаривается. Муниципальную службу она прекратила 23.11.2001 в период действия закона Иркутской области № 15-оз от 15.05.1998 «О муниципальной службе в Иркутской области» и до вступления в силу Закона «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области». Согласно п. 3.1 ч. 3 ст. 17 Закона Иркутской области от 15.10.2007 № 88-оз пенсия за выслугу лет в соответствии со статьей 11 указанного Закона назначается гражданам, замещавшим должности муниципальной службы, уволенным с муниципальной службы после вступления в силу названного Закона. В силу п. 4.4 ч. 4 ст. 17 Закона Иркутской области от 15.10.2007 № 88-оз лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы, уволившимся с муниципальной службы в период со дня вступления в силу Закона Иркутской области от 15.05.1998 года № 15-оз «О муниципальной службе в Иркутской области» и до дня вступления в силу Закона Иркутской области от 15.10. 2007 года № 88-оз и имевшим право на ежемесячную доплату к государственной пенсии за счет средств местного бюджета в соответствии с Законом Иркутской области от 15.05.1998 № 15-оз «О муниципальной службе в Иркутской области», но которым она не была установлена, пенсия за выслугу лет назначается в порядке, определенном частями 2 - 7 статьи 11 настоящего Закона. Применение ответчиком в обоснование отказа в назначении пенсии за выслугу лет положения ст. 11 Закона Иркутской области № 88-оз от 15.10.2007 года «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области» противоречат Конституции РФ (ст.ст. 7,15-19,37,39,45-46), ст. 6 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, и допускает неравенство в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной той же категории служащих. Таким образом, поскольку она уволилась с муниципальной службы в период действия Закона Иркутской области от 15.05.1998 № 15-оз до момента вступления в силу Закона Иркутской области от 15.10. 2007 № 88-оз, положения ч. 1 ст. 11 Закона Иркутской области от 15.10.2007 № 88-оз при оценке права на установление муниципальной пенсии за выслугу лет не подлежат применению. Пенсия за выслугу лет должна быть назначена в порядке, определенном частями 2 - 7 ст. 11 Закона Иркутской области от 15.10.2007 № 88-оз, с применением условий для возникновения права на муниципальную пенсию, установленных на момент увольнения с муниципальной службы, то есть в данном случае условий, установленных Законом Иркутской области от 15.05.1998 № 15-оз. Она уволилась с муниципальной службы по собственному желанию переводом, что соответствует ст. 11 Закона Иркутской области от 15.10.2007 № 88-оз. Увольнение переводом вызвано собственным ее желанием, а не по инициативе работодателя. На основании ч. 2 ст. 24 Закона Иркутской области от 15.05.1998 № 15-оз было установлено, что муниципальные служащие в связи с выходом на пенсию в соответствии с федеральным и областным законодательством имеют право на ежемесячную доплату к государственной пенсии за счет средств местного бюджета. Ежемесячная доплата устанавливается при наличии стажа замещения муниципальных должностей 12,5 лет у мужчин и 10 лет у женщин в размере 15 процентов месячного денежного содержания муниципального служащего. Другими словами, согласно положениям Закона Иркутской области от 15.05.1998 № 15-оз право на ежемесячную доплату к государственной пенсии за счет средств местного бюджета имели женщины при наличии стажа замещения муниципальных должностей 10 лет, которое могло быть реализовано только после выхода на пенсию. Иных условий для назначения пенсии за выслугу лет муниципальным служащим (по ранее действовавшему законодательству - доплаты за выслугу к государственной пенсии за счет средств местного бюджета) закон не содержал. В связи с чем, полагает, что приобрела право на муниципальную пенсию за выслугу лет в соответствии с требованиями законодательства, действовавшего на момент увольнения с муниципальной службы. Поскольку с заявлением к ответчику она обратилась 11.04.2016 года пенсия за выслугу лет должна быть ей назначена с 01.05.2016 года. Просит признать незаконным отказ администрации АГО в установлении пенсии за выслугу лет, признать за ней право на установление пенсии за выслугу лет, обязать ответчика назначить пенсию за выслугу лет с 01.05.2016 года, взыскать судебные расходы.

В судебном заседании истец полностью поддержала требования по доводам, изложенным в иске.

Представитель ответчика ФИО2, действующая на основании доверенности, иск не признала, поддержала доводы письменного отзыва, который приобщен к материалам дела.

Заслушав участников процесса, изучив материалы дела и представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено и следует из материалов дела, что 22.06.1982 года ФИО1 принята в отдел социального обеспечения исполкома Центрального районного Совета народных депутатов г.Ангарска на должность старшего счетовода, 19.05.1983 года переведена на должность бухгалтера-контролера, а с 01.02.1985 года работала в должности инспектора. С 01.03.1992 года по 01.07.1992 года ФИО1 занимала должность специалиста отдела социального обеспечения, который позднее был переименован в управление социальной защиты населения. С 01.07.1992 года по 23.11.2001 года работала ведущим специалистом по назначению и перерасчету пенсий.

23.11.2001 года ФИО1 в соответствии с п. 5 ст. 29 КЗоТ РФ уволена с муниципальной службы с ее согласия в связи с переводом на должность ведущего специалиста отдела назначения, перерасчета и выплаты пенсий Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутской области.

С 11.03.2016 года ФИО1 является получателем пенсии по старости.

Установлено, что 11.04.2016 года истица обратилась в администрацию Ангарского городского округа с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет как лицу, замещавшему должности муниципальной службы.

Письмом от 05.05.2016 года №408/16-1 ФИО1 было отказано в назначении пенсии за выслугу лет ввиду несоблюдения условий, предусмотренных Законом Иркутской области от 15.10.2007 года № 88-ОЗ «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области», для назначения пенсии за выслугу лет.

Разрешая по существу данный спор, и отказывая в удовлетворении исковых требований ФИО1 о признании права на пенсию за выслугу лет как лицу, замещавшему должности муниципальной службы, суд исходит из того, что отсутствуют необходимые условия для назначения ей пенсии за выслугу лет как гражданину, замещавшему должности муниципальной службы, поскольку увольнение ФИО1 с муниципальной службы произведено по п. 5 ст. 29 КЗоТ РФ (аналогичное основание увольнения предусмотрено в п.5 ч. 1 ст. 77 ТК РФ) - перевод работника с его согласия на другое предприятие, в учреждение, организацию или переход на выборную должность, в то время как ст. 11 Закона Иркутской области от 15.10. 2007 года № 88-ОЗ «Об отдельных вопросах муниципальной службы» такое основание увольнения не предусмотрено для назначения пенсии за выслугу лет.

При этом суд находит несостоятельными доводы истца о том, что на момент ее обращения к ответчику с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет как лицу, замещавшему должности муниципальной службы, имелась совокупность юридически значимых обстоятельств (достижение истцом пенсионного возраста, наличие стажа муниципальной службы), следовательно, отсутствовали законные основания для отказа ей в назначении пенсии за выслугу лет как лицу, замещавшему должности муниципальной службы.

Данные доводы основаны на неправильном применении и толковании норм материального права, регулирующих возникшие отношения.

В силу п.5 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 02.03.2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет и в связи с инвалидностью, а также пенсионное обеспечение членов семьи муниципального служащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей.

Частью 3 этой же статьи определено, что законами субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования муниципальным служащим могут быть предоставлены дополнительные гарантии.

Пунктом 1 ст. 24 Закона Иркутской области от 15.05.1998 года № 15-ОЗ «О муниципальной службе в Иркутской области» (действовавшего на момент увольнения ФИО1 с муниципальной службы – 23.11.2001 года) предусматривалось, что пенсионное обеспечение муниципальных служащих производится в порядке, определенном федеральным и областным законодательством, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Муниципальные служащие в связи с выходом на пенсию в соответствии с федеральным и областным законодательством имеют право на ежемесячную доплату к государственной пенсии за счет средств местного бюджета (абз. 2 п. 2 ст. 24 Закона Иркутской области от 15.05.1998 года № 15-ОЗ «О муниципальной службе в Иркутской области»).

Ежемесячная доплата устанавливается при наличии стажа замещения муниципальных должностей 12,5 лет у мужчин и 10 лет у женщин в размере 15 процентов месячного денежного содержания муниципального служащего (абз. 3 п. 2 ст. 24 Закона Иркутской области от 15.05.1998 года № 15-ОЗ «О муниципальной службе в Иркутской области»).

Исходя из приведенных нормативных положений, право на ежемесячную доплату к государственной пенсии за счет средств местного бюджета возникает у муниципального служащего при наличии определенного стажа замещения муниципальных должностей и назначения муниципальному служащему пенсии по старости или инвалидности.

Как установлено судом, пенсия по старости или по инвалидности ФИО1 на момент увольнения с должности муниципальной службы (23.11.2001 года) не назначалась. Пенсия по старости назначена ФИО1 только 11.03.2016 года, в связи с чем в соответствии с положениями Закона Иркутской области от 15.05.1998 года № 15-ОЗ «О муниципальной службе в Иркутской области» на момент увольнения с должности муниципальной службы ФИО1 не имела права на ежемесячную доплату к государственной пенсии за счет средств местного бюджета.

Закон Иркутской области от 15.05.1998 года № 15-ОЗ «О муниципальной службе в Иркутской области» утратил силу в связи с вступлением в силу Закона Иркутской области от 15.10.2007 года № 88-ОЗ «Об отдельных вопросах муниципальной службы».

Согласно п. 4.4 ст. 17 Закона Иркутской области от 15.10.2007 года № 88-ОЗ «Об отдельных вопросах муниципальной службы», действующего на момент назначения ФИО1 пенсии по старости – 11.03.2016 года, лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы, уволившимся с муниципальной службы в период со дня вступления в силу Закона Иркутской области от 15.05.1998 года № 15-ОЗ «О муниципальной службе в Иркутской области» и до дня вступления в силу данного Закона и имевшим право на ежемесячную доплату к государственной пенсии за счет средств местного бюджета в соответствии Законом Иркутской области от 15.05. 1998 года № 15-ОЗ «О муниципальной службе в Иркутской области», но которым она не была установлена, пенсия за выслугу лет назначается в порядке, определенном частями 2 - 7 статьи 11 этого Закона.

В силу п. 2 ст.11 Закона Иркутской области от 15.10.2007 года № 88-ОЗ «Об отдельных вопросах муниципальной службы» пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности, назначенным в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», пенсии, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19.04.1991 года № 1032-I «О занятости населения в Российской Федерации».

Из приведенных положений Закона Иркутской области от 15.10.2007 года № 88-ОЗ «Об отдельных вопросах муниципальной службы» следует, что право на пенсию за выслугу лет имеют муниципальные служащие, которые уволились с муниципальной службы в период действия Закона Иркутской области от 15.05.1998 года № 15-ОЗ «О муниципальной службе в Иркутской области», и имевшие право на ежемесячную доплату к пенсии за счет средств местного бюджета на основании Закона Иркутской области от 15.05.1998 года № 15-ОЗ «О муниципальной службе в Иркутской области».

Разрешая спор, суд принимает во внимание, что на момент увольнения с муниципальной службы (23.11.2001 года) ФИО1 пенсию по старости или инвалидности не получала, право на получение ежемесячной доплаты к государственной пенсии за счет средств местного бюджета по нормам Закона Иркутской области от 15.05.1998 года № 15-ОЗ «О муниципальной службе в Иркутской области» не имела. Следовательно, отсутствуют правовые основания для признания за ФИО1 права на пенсию за выслугу лет в соответствии с п. 4.4 ст. 17 Закона Иркутской области от 15.10.2007 года № 88-ОЗ «Об отдельных вопросах муниципальной службы».

Более того, в соответствии с п. 1 ст. 11 Закона Иркутской области от 15.10. 2007 года № 88-ОЗ, действующего на момент обращения ФИО1 с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет – 11.04.2016 года, граждане, замещавшие должности муниципальной службы, имеют право на пенсию за выслугу лет, выплачиваемую за счет средств местного бюджета при наличии следующих условий:

1) стажа муниципальной службы не менее 15 лет;

2) увольнения с муниципальной службы по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 3, 7 - 9 части 1 статьи 77, пунктами 1 - 3 части 1 статьи 81, пунктами 2, 5, 7 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктом 1, а также пунктом 3 части 1 статьи 19 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», в части указания на пункт 1 части 1 статьи 13, пункт 2 части 1 статьи 14 данного Федерального закона;

3) замещения должности муниципальной службы не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением с муниципальной службы, за исключением случаев увольнения в связи с ликвидацией органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования области, сокращением численности или штата муниципальных служащих в органе местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования области.

Граждане, замещавшие должности муниципальной службы и уволенные с муниципальной службы по основаниям, не указанным в приведенной части, права на пенсию за выслугу лет не имеют.

Следовательно, для возникновения у муниципального служащего права на назначение пенсии за выслугу лет необходимо наличие обязательных условий, определенных в п. 1 ст. 11 Закона Иркутской области от 15.10.2007 года № 88-ОЗ.

Как установлено судом, ФИО1 с 01.02.1994 г. работала в качестве ведущего специалиста отдела по назначению и перерасчету пенсии администрации г.Ангарска и была уволена 23.11.2001 года по п. 5 ст. 29 КЗоТ РФ в связи с переводом в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ангарском муниципальном образовании Иркутской области. При этом перевод работника с его согласия на другое предприятие, в учреждение, организацию или переход на выборную должность являлся самостоятельным основанием для прекращения трудового договора. Аналогичное основание для прекращения трудового договора установлено п. 5 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.

Ввиду того, что ст. 11 Закона Иркутской области от 15.10.2007 года № 88-ОЗ не предусмотрено такого основания увольнения с муниципальной службы, дающего право на назначение пенсии за выслугу лет, как перевод работника с его согласия на другое предприятие, в учреждение, организацию или переход на выборную должность, то отсутствует одно из обязательных условий для признания за ФИО1 права на назначение пенсии за выслугу лет, что было принято во внимание ответчиком при принятии 05.05.2016 года решения об отказе в назначении ФИО1 пенсии за выслугу лет.

С учетом изложенного, в удовлетворении заявленных исковых требований ФИО1 надлежит отказать.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Бубновой <данные изъяты> к администрации Ангарского городского округа о признании незаконным отказа в установлении пенсии за выслугу лет, признании права на пенсию за выслугу лет, назначаемую за счет средств местного бюджета лицу, замещавшему должности муниципальной службы - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение будет изготовлено **.

Судья А.В. Косточкина