Гражданское дело №2-5438/2016
Копия
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 июня 2016 года г. Красноярск
Центральный районный суд г. Красноярска в составе:
Председательствующего судьи Полянской Е.Н.
При секретаре Бобриневой Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Центральном районе города Красноярска об установлении факта получения заработной платы, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к УПФР (ГУ) в Центральном районе г. Красноярска, мотивировав требования тем, что 16.08.2003 обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей пенсии по старости в связи с достижением пенсионного возраста, с предоставлением необходимых документов. Однако в справке о заработной плате не был включен период работы с 01.10.1975 по 30.06.1976 (9 месяцев), что отразилось на размере пенсии. В 1984 году произошло разъединение Октябрьского района на Октябрьский и Железнодорожный, в связи с переездом бухгалтерии у многих работников потерялись лицевые счета, которые должны храниться 75 лет. Заработная плата начислялась согласно тарифной сетки. Согласно представленной расчетной справки, суммы начисления составляла от 205 руб. Считает, что период с 01.10.1975 по 30.06.1976 был отработан ею с заработной платой 205 руб. месяц и это должно быть включено в перерасчет пенсии. Просит установить факт ее работы в спорный период времени с 01.10.1975 по 30.06.1976 (9 месяцев) с заработной платой по тарифной сетке 205 руб. ежемесячно, то есть 1845 руб., обязать ответчика сделать перерасчет пенсии, исходя из указанных данных, с даты обращения в суд.
В судебном заседании истец исковые требования поддержала, суду пояснила, что в спорный период времени работала организатором по внеклассной работе в школе № на полную ставку, и было 12 часов преподавательских. Лицевые счета за указанный период не сохранились, но полагает, что размер заработной платы можно установить исходя из единой тарифной сетки. Другими документами подтвердить размер заработной платы не может, в тот период платила комсомольские взносы, но их размер не фиксировался- удерживали из заработной платы, профсоюзные взносы платила, но что-либо в профсоюзных органах найти не удалось, в партии не состояла. При оформлении пенсии специалист пенсионного органа говорила, что если бы этот период не был утерян, пенсия была бы гораздо больше.
Представитель ответчика ФИО2, доверенность от 18.05.2016, иск не признала, представила письменный отзыв, который приобщен к материалам дела. Суду пояснила, что размер индивидуального заработка подтверждается справками, выданными на основании первичных бухгалтерских документов, сведениями лицевых счетов, в исключительных случаях могут быть приняты документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника (учетные карточки членов партии, членов комсомола и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза, расчетные книжки (расчетные листки). Усредненные показатели- средние данные по заработной плате по организации, региону или отрасли, или свидетельские показания не могут быть использованы для подтверждения среднемесячного заработка.
Представитель третьего лица Главного управления образования администрации г. Красноярска ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению в силу следующего.
Как установлено судом и следует из записи в трудовой книжке истца, истец в период с 30 августа 1974 года по 14 июня 1976 года работала организатором по внеклассной работе и учителем русского языка и литературы в школе №<адрес>. 14.06.1976 освобождена от обязанностей организатора по внеклассной работе, переведена библиотекарем и преподавателем данной школы на 0,5 ставки, проработала в указанной должности до ДД.ММ.ГГГГ.
При оформлении пенсии по старости истцу была оформлена справка о полученной ею заработной плате в образовательном учреждении, при этом сведения о заработной плате за период с октября 1975г. по июнь 1976г. не были указаны, и при назначении пенсии заработок за этот период не был учтен, что стороной ответчика не оспаривается.
Согласно справки МКУ «ФИО5», с 01.10.1975 по 30.06.1976 начисление заработной платы ФИО1 учреждение подтвердить не может, так как лицевые счета школы № за данный период в архиве МКУ «ЦБУО» не сохранились.
Согласно информации Главного управления образования администрации города Красноярска, сведения о начислении заработной платы истцу за спорный период в МКУ «ЦБУО» действительно отсутствуют, Главное управление образования не осуществляет хранение лицевых счетов школы №.
Приказом Минтруда России от 28.11.2014 №958н утвержден перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, к числу которых отнесены документы об индивидуальном пенсионном коэффициенте.
Величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется в соответствии с п.10. ст.15 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», где размер страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности или трудовой пенсии по случаю потери кормильца (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности или трудовой пенсии по случаю потери кормильца и накопительной части трудовой пенсии), исчисленный по состоянию на 31 декабря 2014 года по нормам Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Согласно пункту 2 ст.30 Федерального закона №173- ФЗ, расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованных лиц путем их конвертации в расчетный пенсионный капитал по состоянию на 1 января 2002 года определяется исходя из среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениями индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования, либо из среднемесячного заработка за любые 60 месяцев подряд до 1 января 2002 года на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
В соответствии с п. 26 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденного Постановлением Минтруда РФ N 16, Пенсионного Фонда РФ N 19па от 27 февраля 2002, и действовавшего в момент возникновения спорных правоотношений, среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд до 1 января 2002 г. в течение трудовой деятельности за период после регистрации застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета.
В том случае, если этот среднемесячный заработок приходится на период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, то соответствующий период подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов.
В случае ликвидации работодателя либо государственного (муниципального) органа или прекращения их деятельности по другим причинам, указанные справки выдаются правопреемником, вышестоящим органом или архивными организациями, располагающими необходимыми сведениями.
Как следует из совместного Письма Министерства труда и социального развития РФ N 8389-ЮЛ и Пенсионного фонда РФ N ЛЧ-06-27/9704 от 27 ноября 2001 г., в целях всестороннего и объективного рассмотрения каждого случая утраты в государственных и муниципальных органах и организациях, расположенных на территории Российской Федерации, первичных документов о заработке работников данных органов и организаций указанное рассмотрение целесообразно осуществлять в комиссионном порядке с привлечением к нему представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, работодателей, профсоюзных органов, органов по труду и территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации.
Результаты указанного рассмотрения рекомендуется оформлять соответствующим актом, отражающим факт произошедшего события, вследствие которого утрачены документы о заработке работников данного предприятия, а также факт отсутствия сведений о заработке конкретных работников в данных индивидуального (персонифицированного) учета.
В случае невозможности определения причинителя вреда, в частности, в случаях наводнений, землетрясений, ураганов, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, могут быть приняты к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии.
К таким документам могут быть отнесены учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки (расчетные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.
Пенсионное законодательство основывается на том, что установление, перерасчет и выплата пенсии пенсионным органом могут быть произведены на основании документов, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника. Обязательное подтверждение индивидуального характера заработка работника обусловлено тем, что получаемая работником заработная плата строго индивидуализирована и зависит от ряда обстоятельств, таких, как количество отработанного времени, объем проделанной работы, квалификация (разряд) работника, режим работы, временная нетрудоспособность, обучение, выполнение необходимого объема работы, различные системы оплаты труда и премирования и другие.
Таким образом, удовлетворение требований истца по настоящему делу возможно лишь при условии предоставления документов, бесспорно и однозначно подтверждающих конкретный фактический заработок работника в спорный период, что вытекает из основного принципа пенсионного обеспечения, предполагающего установление пенсии в соответствии с результатами труда каждого гражданина на основании его индивидуального трудового стажа и заработка.
Какие-либо усредненные показатели - средние данные о заработке по предприятию, региону, отрасли, сведения о тарифных ставках и должностных окладах не могут быть использованы для подтверждения среднемесячного заработка, поскольку это противоречит принципу об обязательном подтверждении индивидуального характера заработка.
Указанная правовая позиция подтверждается и пп. 8 п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", согласно которого, исчисляя расчетный размер трудовой пенсии по приведенным вариантам, следует обратить внимание на то, что среднемесячный заработок (ЗР) застрахованного лица, необходимый для подсчета расчетного размера трудовой пенсии по указанным в пунктах 3 и 4 статьи 30 Федерального закона №173-ФЗ формулам, определяется за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Такими документами могут являться лицевые счета, платежные ведомости и иные первичные бухгалтерские документы, а также другие документы, на основании которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка.
Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что заявленная истцом сумма не отражает фактический индивидуальный заработок истца за соответствующий период, что влечет отказ в удовлетворении требований об установлении факта получения заработной платы в заявленном ею размере в спорный период. Этот размер заработка какими- либо допустимыми доказательствами не подтвержден, является предположительным, исходя из субъективного убеждения истца, основанного на размере заработной платы до и после спорного периода. Иных допустимых доказательств, косвенно подтверждающих фактический заработок истца, суду так же не представлено, в связи с чем у суда отсутствуют основания для установления факта получения истцом заработной платы в спорный период в заявленном ею размере, и возложения на пенсионный орган обязанности сделать истцу перерасчет пенсии исходя из заявленного истцом размера заработка.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Центральном районе города Красноярска об установлении факта получения заработной платы, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии- отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Центральный районный суд г.Красноярска.
Председательствующий /подпись/ Е.Н. Полянская
Копия верна. Судья Е.Н. Полянская