К делу № 2-543/14
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
станица Брюховецкая Краснодарского края 31 июля 2014 года
Брюховецкий районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Громова И.В.
секретаря Савченко В.Т.
с участием:
помощника прокурора Брюховецкого района Федченко В.В.
представителя заинтересованного лица администрации Брюховецкого сельского поселения ФИО1
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Брюховецкого районного суда Краснодарского края гражданское дело по заявлению прокурора Брюховецкого района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия главы Брюховецкого сельского поселения Брюховецкого района,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Брюховецкого района в интересах неопределенного круга лиц обратился в Брюховецкий районный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным бездействия главы Брюховецкого сельского поселения Брюховецкого района.
В заявлении прокурор указывает, что в соответствии с заданием прокуратуры края «О проведении проверок деятельности должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, курирующих вопросы жилищно-коммунального хозяйства» прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства организациями, занятыми в сфере жилищно-коммунального хозяйства. При этом, проверкой установлено, что должностными лицами органами местного самоуправления Брюховецкого сельского поселения допускаются нарушения требований градостроительного законодательства и законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, что выражается в следующем:
В соответствии с п. 6.1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями по разработке и утверждению программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений.
Согласно ч. 5.1 ст. 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений подлежат утверждению представительными органами местного самоуправления таких поселений в шестимесячный срок с даты утверждения генеральных планов соответствующих поселений, городских округов.
Положения части 5.1 статьи 26 применяются к правоотношениям, связанным с утверждением программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов и возникшим после дня вступления в силу Федерального закона от 30.12.2012 № 289-ФЗ. При наличии генеральных планов поселений и генеральных планов городских округов, утвержденных до дня вступления в силу указанного Закона, программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры соответствующих поселений, городских округов должны быть разработаны и утверждены не позднее 1 января 2014 года.
Проверкой установлено, что решением Совета Брюховецкого сельского поселения от 24.05.2013 № 309 утвержден генеральный план сельского поселения. Таким образом, программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры подлежала утверждению Советом Брюховецкого сельского поселения Брюховецкого района не позднее 24.11.2013.
Постановлением Правительства РФ от 14.06.2013 № 502 утверждены требования к программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов (далее - постановление Правительства РФ от 14.06.2013 № 502).
Согласно п. 2 постановления Правительства РФ от 14.06.2013 № 502 программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры разрабатывается на срок не менее 10 лет и не более чем на срок действия генерального плана поселения. Мероприятия и целевые показатели, предусмотренные программой, должны быть указаны на первые 5 лет с разбивкой по годам, а на последующий период (до окончания срока действия программы) - без разбивки по годам. Если на момент разработки программы генеральный план реализуется менее 5 лет, программа разрабатывается на оставшийся срок действия генерального плана, при этом мероприятия и целевые показатели указываются с разбивкой по годам в течение первых 5 лет, а на последующий период (до окончания срока действия программы) - без разбивки по годам. Если на момент разработки программы срок реализации генерального плана составляет 5 лет и более, программа разрабатывается на оставшийся срок действия генерального плана, при этом мероприятия и целевые показатели указываются с разбивкой по годам.
В соответствии с п. 8 постановления Правительства РФ от 14.06.2013 № 502 программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры должна включать в себя:
а) паспорт, который содержит сведения по перечню согласно приложению;
б) характеристику существующего состояния систем коммунальной инфраструктуры (в форме текста);
в) план развития поселения, городского округа, план прогнозируемой застройки и прогнозируемый спрос на коммунальные ресурсы на период действия генерального плана;
г) перечень мероприятий и целевых показателей, указанных в пункте 5 настоящих требований;
д) анализ фактических и плановых расходов на финансирование инвестиционных проектов с разбивкой по каждому источнику финансирования с учетом реализации мероприятий, предусмотренных программой;
е) обосновывающие материалы.
Кроме того, более детальный порядок разработки программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры отражен в методических рекомендациях по разработке программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, утвержденных Приказом Госстроя от 01.10.2013 № 359/ГС (далее –Методические рекомендации).
Прокуратурой района в 2013-2014 гг. проводились проверки соблюдения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства в деятельности администрации Брюховецкого сельского поселения Брюховецкого района.
В ходе проверки была получена информация администрации Брюховецкого сельского поселения Брюховецкого района от 27.09.2013 № 2661, согласно которой программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры на территории Брюховецкого сельского поселения не принята. При этом, проверкой было установлено, что каких-либо конкретных мер на реализацию указанных полномочий администрацией Брюховецкого сельского поселения Брюховецкого района не принимается, денежные средства на подготовку данной программы в 2013-2014 гг. не выделялись, работа администрации строится на ожидании выделения средств из краевого бюджета.
В связи с этим, 29.10.2013 прокурором района объявлено предостережение и.о. главы Брюховецкого сельского поселения Брюховецкого района о недопустимости нарушений законодательства в области жилищно-коммунального хозяйства.
Таким образом, проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что в нарушение ч. 5.1 ст. 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п. 6.1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» администрацией Брюховецкого сельского поселения не разработана и не утверждена программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения.
Прокурор в судебном заседании поддержал заявленные требования и просил их удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица администрации Брюховецкого сельского поселения Брюховецкого района ФИО1 в судебном заседании заявленные требования не признала.
Выслушав стороны и исследовав материалы дела, суд считает исковые требования прокурора Брюховецкого района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия главы Брюховецкого сельского поселения Брюховецкого района, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Судом установлено, что в соответствии с заданием прокуратуры края «О проведении проверок деятельности должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, курирующих вопросы жилищно-коммунального хозяйства» прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства организациями, занятыми в сфере жилищно-коммунального хозяйства. При этом, проверкой установлено, что должностными лицами органами местного самоуправления Брюховецкого сельского поселения допускаются нарушения требований градостроительного законодательства и законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, что выражается в следующем:
В соответствии с п. 6.1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями по разработке и утверждению программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений.
Согласно ч. 5.1 ст. 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений подлежат утверждению представительными органами местного самоуправления таких поселений в шестимесячный срок с даты утверждения генеральных планов соответствующих поселений, городских округов.
Положения части 5.1 статьи 26 применяются к правоотношениям, связанным с утверждением программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов и возникшим после дня вступления в силу Федерального закона от 30.12.2012 № 289-ФЗ. При наличии генеральных планов поселений и генеральных планов городских округов, утвержденных до дня вступления в силу указанного Закона, программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры соответствующих поселений, городских округов должны быть разработаны и утверждены не позднее 1 января 2014 года.
Проверкой установлено, что решением Совета Брюховецкого сельского поселения от 24.05.2013 № 309 утвержден генеральный план сельского поселения. Таким образом, программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры подлежала утверждению Советом Брюховецкого сельского поселения Брюховецкого района не позднее 24.11.2013.
Постановлением Правительства РФ от 14.06.2013 № 502 утверждены требования к программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов (далее - постановление Правительства РФ от 14.06.2013 № 502).
Согласно п. 2 постановления Правительства РФ от 14.06.2013 № 502 программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры разрабатывается на срок не менее 10 лет и не более чем на срок действия генерального плана поселения. Мероприятия и целевые показатели, предусмотренные программой, должны быть указаны на первые 5 лет с разбивкой по годам, а на последующий период (до окончания срока действия программы) - без разбивки по годам. Если на момент разработки программы генеральный план реализуется менее 5 лет, программа разрабатывается на оставшийся срок действия генерального плана, при этом мероприятия и целевые показатели указываются с разбивкой по годам в течение первых 5 лет, а на последующий период (до окончания срока действия программы) - без разбивки по годам. Если на момент разработки программы срок реализации генерального плана составляет 5 лет и более, программа разрабатывается на оставшийся срок действия генерального плана, при этом мероприятия и целевые показатели указываются с разбивкой по годам.
В соответствии с п. 8 постановления Правительства РФ от 14.06.2013 № 502 программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры должна включать в себя:
а) паспорт, который содержит сведения по перечню согласно приложению;
б) характеристику существующего состояния систем коммунальной инфраструктуры (в форме текста);
в) план развития поселения, городского округа, план прогнозируемой застройки и прогнозируемый спрос на коммунальные ресурсы на период действия генерального плана;
г) перечень мероприятий и целевых показателей, указанных в пункте 5 настоящих требований;
д) анализ фактических и плановых расходов на финансирование инвестиционных проектов с разбивкой по каждому источнику финансирования с учетом реализации мероприятий, предусмотренных программой;
е) обосновывающие материалы.
Кроме того, более детальный порядок разработки программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры отражен в методических рекомендациях по разработке программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, утвержденных Приказом Госстроя от 01.10.2013 № 359/ГС (далее –Методические рекомендации).
Прокуратурой района в 2013-2014 гг. проводились проверки соблюдения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства в деятельности администрации Брюховецкого сельского поселения Брюховецкого района.
В ходе проверки была получена информация администрации Брюховецкого сельского поселения Брюховецкого района от 27.09.2013 № 2661, согласно которой программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры на территории Брюховецкого сельского поселения не принята. При этом, проверкой было установлено, что каких-либо конкретных мер на реализацию указанных полномочий администрацией Брюховецкого сельского поселения Брюховецкого района не принимается, денежные средства на подготовку данной программы в 2013-2014 гг. не выделялись, работа администрации строится на ожидании выделения средств из краевого бюджета.
В связи с этим, 29.10.2013 прокурором района объявлено предостережение и.о. главы Брюховецкого сельского поселения Брюховецкого района о недопустимости нарушений законодательства в области жилищно-коммунального хозяйства.
Таким образом, проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что в нарушение ч. 5.1 ст. 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п. 6.1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» администрацией Брюховецкого сельского поселения не разработана и не утверждена программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения.
В свою очередь отсутствие разработанной программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры не позволяет в соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» органам местного самоуправления Брюховецкого сельского поселения разрабатывать условия технического задания и утверждать инвестиционные программы организации коммунального комплекса.
В соответствии с ч. 2 ст.42 Федерального закона от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» до 1 июля 2013 года органы местного самоуправления поселения осуществляют инвентаризацию водопроводных и канализационных сетей, участвующих в водоснабжении и водоотведении (транспортировке воды и сточных вод), утверждают схему водоснабжения и водоотведения.
Порядок проведения инвентаризации сетей водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Инструкцией по технической инвентаризации основных фондов водопроводно - канализационных предприятий (утверждена Приказом по Министерству жилищно - коммунального хозяйства РСФСР от 9 сентября 1975 г. № 378) (далее – Инструкция).
Согласно пунктам 2, 3 Инструкции техническая инвентаризация производится в целях:
а) выявления наличия и установления принадлежности, состояния и стоимости основных фондов;
б) составления технической документации, необходимой для эксплуатации водопровода и канализации;
в) включения стоимости основных фондов водопровода и канализации в общий баланс народного хозяйства;
г) установления размера амортизационных отчислений и укрепления хозяйственного расчета;
д) получения данных для разработки перспективных планов развития водопровода и канализации;
е) удовлетворения других потребностей в инвентаризационных сведениях.
Технической инвентаризации подлежат:
а) жилые, административные, производственные здания и сооружения, а также земельные участки, на которых они расположены;
б) водоводы, коллекторы, распределительные (магистральные, дворовые) трубопроводы водопровода и канализации и сооружения на них.
В соответствии с п. 6 Инструкции по завершении инвентаризационно-технических работ в полном объеме составляется схематический план водоснабжения и канализации населенного пункта и сводные технические паспорта на водоводы, коллекторы и сети водопровода и канализации.
Постановлением Правительства РФ от 05.09.2013 № 782 утверждены Правила разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, а также требования к содержанию схем водоснабжения и водоотведения (далее – Правила).
Согласно пункту 2 данных Правилам схемы водоснабжения и водоотведения - совокупность графического (схемы, чертежи, планы подземных коммуникаций на основе топографо-геодезической подосновы, космо- и аэрофотосъемочные материалы) и текстового описания технико-экономического состояния централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и направлений их развития.
В соответствии с п. 3 Правил целью разработки схем водоснабжения и водоотведения является обеспечение для абонентов доступности горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее - централизованные системы водоснабжения и (или) водоотведения), обеспечение горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, рационального водопользования, а также развитие централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения на основе наилучших доступных технологий и внедрения энергосберегающих технологий.
Вместе с тем, согласно информации администрации Брюховецкого сельского поселения Брюховецкого района от 27.09.2013 № 2661, от 07.02.2014 № 233, от 24.04.2014 № 852 инвентаризация водопроводных сетей и сетей водоотведения на территории сельского поселения не проводилась, схема водоснабжения и водоотведения не утверждена, что свидетельствует о длящемся бездействии администрации сельского поселения.
В связи с данными нарушениями, прокуратурой района ранее вносилось представление от 24.09.2013 № 7-01-2013/4345 с требованием провести инвентаризацию водопроводных и канализационных сетей, участвующих в водоснабжении и водоотведении (транспортировке воды и сточных вод) в полном объеме, а также утвердить схему водоснабжения и водоотведения.
В ходе проведения проверки установлено, что износ водопроводной сети на территории Брюховецкого сельского поселения Брюховецкого района по состоянию на июнь 2014 года в среднем составляет 68 процентов, сетей водоотведения более 70 процентов.
В период с января по май 2014 года на территории Брюховецкого сельского поселения Брюховецкого района зарегистрировано 68 аварий и неисправностей в сетях водоснабжения, 2 аварии и 47 засоров в сетях водоотведения, что также свидетельствует о неудовлетворительном состоянии данных объектов коммунальной инфраструктуры.
Кроме того, согласно пп. «в». п 9.9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» фонд предоставляет финансовую поддержку за счет своих средств при условии наличия утвержденных в установленном законодательством Российской Федерации порядке на территории соответствующего муниципального образования схемы теплоснабжения, схемы водоснабжения, схемы водоотведения, программы комплексного развития системы коммунальной инфраструктуры муниципального образования - в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на реализацию региональной программы по модернизации системы коммунальной инфраструктуры после вступления в силу обязательных требований о разработке программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, но не ранее 1 января 2015 года.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии с ч. 2 ст. 254 ГПК РФ заявление может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решение, действие (бездействие) которых оспариваются.
Статьей 255 ГПК РФ определено, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; - на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В силу ст. 249 ГПК РФ, обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Учитывая публичный характер настоящего дела, обязанность по доказыванию требований заявителей лежит на администрации Брюховецкого сельского поселения.
Согласно п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении» суды при рассмотрении и разрешении гражданских дел, помимо норм материального и процессуального права должны учитывать Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, принятые на основании ст. 126 Конституции Российской Федерации и содержащее разъяснения вопросов, возникших в судебной практике при применении норм материального или процессуального права, подлежащих применению в данном деле.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия, соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.).
При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Верховный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что, исходя из принципа непосредственности, а также п. 2 ст. 195 ГПК РФ, решение может быть основано только на тех доказательствах, которые были исследованы судом первой инстанции.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы, при этом суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в совокупности.
Таким образом, бездействие администрации Брюховецкого сельского поселения Брюховецкого района не способствует улучшению (модернизации) систем коммунальной инфраструктуры, их рационального использования, повышения энергетической эффективности, внедрению энергоснабжающих технологий, снижения негативного воздействия на водные объекты путем повышения качества очистки сточных вод, что нарушает права граждан на получение коммунальных услуг бесперебойно и надлежащего качества.
Учитывая изложенное, на основании ст.ст. 254-255 ГПК РФ, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Заявление прокурора Брюховецкого района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия главы Брюховецкого сельского поселения Брюховецкого района, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие главы Брюховецкого сельского поселения Брюховецкого района, выразившееся в непроведении мероприятий в соответствии с действующим законодательством по разработке программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, инвентаризации водопроводных и канализационных сетей, участвующих в водоснабжении и водоотведении (транспортировке воды и сточных вод), а также утверждении схем водоснабжения и водоотведения на территории Брюховецкого сельского поселения Брюховецкого района.
Обязать главу Брюховецкого сельского поселения Брюховецкого района, принять незамедлительные меры к разработке в соответствии с действующим законодательством программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры; провести инвентаризацию водопроводных и канализационных сетей, участвующих в водоснабжении и водоотведении (транспортировке воды и сточных вод); разработать и утвердить схемы водоснабжения и водоотведения на территории Брюховецкого сельского поселения Брюховецкого района.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Краснодарский краевой суд через Брюховецкий районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья И.В. Громов