Дело № 2-543/2020 25RS0002-01-2019-008281-84 Мотивированное решение составлено 18.02.2020 Решение Именем Российской Федерации 13 февраля 2020 года г. Владивосток Фрунзенский районный суд г. Владивостока в составе председательствующего И.В. Седякиной, при секретаре С.В. Бондаренко, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Правительству Приморского края о признании приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности незаконным, взыскании компенсации морального вреда, установил: ФИО2 обратилась в суд с названным иском. В обоснование своих требований указала, что приказом ВРИО вице-губернатора <адрес>дата№-к ей объявлен выговор за непринятие мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов на основании доклада департамента по профилактике коррупционных и иных правонарушений <адрес> от дата о результатах проверки соблюдения ФИО1 требований, установленных законодательством о противодействии коррупции. Истец является государственным гражданским служащим, занимает должность начальника отдела контроля в области долевого строительства инспекции регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства <адрес>. Между истцом и КППК «<адрес>строй» дата заключен договор № участия в долевом строительстве (далее - ДДУ). Предмет договора - квартира площадью 34,27 кв.м. стоимостью 1 119 450 рублей (цена определена Постановлением Правительства РФ от дата№ "О некоторых вопросах реализации программы "Жилье для российской семьи" в рамках государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации"). Целью приобретения жилья являлось улучшение жилищных условий. Оплата произведена за счет кредитных средств, предоставленных ПАО «Сбербанк». В департамент по профилактике коррупционных и иных правонарушений <адрес> (далее - департамент) дата поступило обращение гр. ФИО3 (вх.№гр-155 от дата) по фактам заключения истцом указанного выше ДДУ. Обращение гр. ФИО3 рассмотрено департаментом и послужило основанием для проведения в отношении нее служебной проверки. Департамент посчитал заключение истцом ДДУ коррупционным нарушением, приведшим к конфликту интересов. По результатам проведенной проверки департаментом подготовлен доклад, от дата на основании которого истцу объявлен выговор. Полагает, что конфликт интересов в связи с заключением ею ДДУ отсутствует, кроме того, истек срок для привлечения ее к дисциплинарной ответственности. Просит суд признать незаконным и отменить приказ ВРИО вице-губернатора <адрес> от дата№-к, взыскать с администрации <адрес> компенсацию морального вреда в размере 100000 рублей. В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержала по доводам, указанным в иске, суду пояснила, что работодателем не установлен факт конфликта интересов. Просила иск удовлетворить. Представитель ответчика <адрес> в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась по доводам, указанным в письменном отзыве, суду пояснила, что срок применения дисциплинарного взыскания в виде выговора не пропущен, поскольку ФИО1 привлечена к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционного проступка не в связи с заключением ею дата договора долевого участия, а в связи с непринятием мер по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов или о возможности его возникновения, данное нарушение является длящимся. Должностные обязанности, возложенные на ФИО1, согласно должностному регламенту начальника отдела контроля, являются функциями государственного управления в отношении КППК «<адрес>строй». Ситуация, в которой государственный служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении организации, которая имеет имущественные обязательства перед государственным служащим, его родственниками, или иными лицами, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего, рассматривается как конфликт интересов в соответствии с подпунктом 5.3 Обзора Минтруда №. Просила отказать в удовлетворении заявленных требований. Суд, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, полагает, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется в силу следующего. Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от дата N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" (статья 2 этого Закона N 79-ФЗ). В соответствии со статьей 10 Федерального закона от дата N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий) (ч. 1); под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в ч. 1 статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в ч. 1 статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями (ч. 2). В силу статьи 59.2 Федерального закона от дата N 79-ФЗ гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае непринятия гражданским служащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является (ч. 1); представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, подлежит увольнению в связи с утратой доверия также в случае непринятия представителем нанимателя мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого является подчиненный ему гражданский служащий (ч. 2). В соответствии со статьей 59.3 Федерального закона от дата N 79-ФЗ, взыскания, предусмотренные статьей 59.1 Закона, применяются представителем нанимателя на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликтов интересов, - и на основании рекомендации указанной комиссии (ч. 1); при применении взысканий, предусмотренных статьей 59.1 Закона, учитываются характер совершенного гражданским служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение гражданским служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей (ч. 2); взыскания, предусмотренные статьей 59.1 Закона, применяются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по урегулированию конфликтов интересов, при этом взыскание должно быть применено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения (ч. 3). В судебном заседании установлено, что в соответствии с приказом <адрес> от дата№-л, ФИО1 с дата переведена на должность начальника отдела контроля в области долевого строительства инспекции регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства <адрес> (далее - инспекция). датаФИО1 заключила с КППК «<адрес>строй» договор участия в долевом строительстве жилого дома экономического класса №, расположенного в районе «Снеговая падь» <адрес>. Предмет договора - двухкомнатная квартира площадью 34,27 м2, стоимостью 1 199 450 рублей. Денежные средства переведены на счет застройщика от дата в полном объеме. Срок сдачи объекта строительства, согласно указанного договора, дата. Свои обязательства по строительству указанного жилого дома КППК «<адрес>строй» до настоящего времени не выполнило. Согласно должностному регламенту начальника отдела контроля в области долевого строительства инспекции (далее - отдел контроля), в должностные обязанности ФИО1 входит: - осуществление общего руководства деятельностью отдела; распределение обязанностей между сотрудниками отдела, контроль их исполнения; - осуществление государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости; осуществление контроля за целевым использованием застройщиком денежных средств, уплачиваемых участниками долевого строительства по договору, для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в соответствии с Федеральным законом от дата № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (далее - Федеральный закон № 214-ФЗ); осуществление контроля за соблюдением застройщиком установленных Федеральным законом № 214-ФЗ требований к застройщику; - выдача заключений о соответствии застройщика и проектной документации требованиям, установленным частью 2 статьи 3, статьями 20 и 21 Федерального закона № 214-ФЗ, либо мотивированно отказывать в выдаче такого заключения; - получение от застройщика информации о физическом лице, которое, в конечном итоге прямо или косвенно владеет корпоративным юридическим лицом - застройщиком; - ежеквартальное получение от застройщика отчётности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении застройщиком примерных графиков реализации проектов строительства, своих обязательств по договорам, а также промежуточную и годовую бухгалтерскую отчётность, составленную в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; осуществление контроля за деятельностью застройщиков, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости; осуществление контроля за соблюдением требований Федерального закона № 214-ФЗ, в том числе получение у Центрального банка РФ информации о соответствии банка, с которым застройщиком заключен договор поручительства, или страховой организации, с которой застройщиком заключен договор страхования, требованиям Федерального закона № 214-ФЗ; -осуществление контроля за соблюдением застройщиком: установленных частью 2 статьи 3 Федерального закона № 214-ФЗ требований к застройщику; установленных статьей 3.1 Федерального закона № 214-ФЗ требований к раскрытию и размещению им информации; примерных графиков реализации проектов строительства; установленных частью 5 статьи 18 Федерального закона № 214-ФЗ требований к ведению учета денежных средств, уплачиваемых участниками долевого строительства; - направление в правоохранительные органы материалов, связанных с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений; - составление протоколов об административных правонарушениях и проектов постановлений по делам об административных правонарушениях в соответствии с КоАП РФ, согласно возложенных на отдел полномочий; - противодействия коррупции в пределах своих полномочий. В соответствии с Федеральным законом № 214-ФЗ, на сайте инспекции размещены сведения о строительных объектах, в отношении которых осуществляется региональный строительный надзор и контроль в области долевого строительства. Информация о КППК «<адрес>строй» размещена на указанном сайте, поскольку предприятие осуществляет строительство многоквартирных жилых дома в районе «Снеговая падь» <адрес>. Осуществление государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов, возводимых КППК «<адрес>строй», возлагалась на сотрудников отдела контроля в области долевого строительства, находящегося в непосредственном подчинении ФИО1 В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Федерального закона от дата № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) функции государственного управления организацией - полномочия государственного служащего принимать обязательные для исполнения решения по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении данной организации, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) отдельных действий данной организацией, либо готовить проекты таких решений. Согласно пункту 25 Указа Президента Российской Федерации от дата№ «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации предписано издавать методические рекомендации и другие инструктивно-методические материалы, касающиеся реализации требований федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции. В соответствии с «Обзором типовых случаев конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации и порядке их урегулирования», направленным письмом Минтруда от дата№ (далее - Обзор Минтруда №) функции государственного управления предполагают осуществление государственного надзора и контроля, возбуждение и рассмотрение дел об административных правонарушениях, проведение административного расследования. Таким образом, должностные обязанности, возложенные на ФИО1 согласно должностному регламенту начальника отдела контроля, являются функциями государственного управления в отношении КППК «<адрес>строй». В соответствии со статьей 10 Федерального закона № 273-ФЗ, под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного служащего влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных обязанностей. Под личной заинтересованностью понимается возможность получения государственным служащим и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ). Согласно Методическим рекомендациям по вопросам привлечения к ответственности должностных лиц за непринятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, направленных письмом Минтруда от дата№/П-5146, для формирования вывода о наличии конфликта интересов необходимо одновременное соблюдение следующих условий: наличие личной заинтересованности (ФИО1 заинтересована в строительстве и сдаче жилого дома); фактическое наличие у должностного лица полномочий для реализации личной заинтересованности (возможность давать поручения или оказать иное влияние на подчиненных лиц, поскольку на подчиненных ФИО1 должностных лиц возложены контрольно-надзорные функции в области долевого строительства жилого дома, осуществляемого КППК «<адрес>строй, в компетенцию которых входит непосредственное совершение действия (бездействие), которые приводят (могут привести) к получению доходов или выгод должностным лицом и (или) лицами, с которыми связана его личная заинтересованность (пп. «б» п. 2 ч. 4.1)); наличие связи между получением (возможностью получения) доходов или выгод должностным лицом и (или) лицами, с которыми связана его личная заинтересованность, и реализацией (возможной реализацией) должностным лицом своих полномочий (ФИО1 могла давать поручения или оказывать влияние на подчиненных, в компетенцию которых входит непосредственное осуществление функций государственного управления в отношении КППК «<адрес>строй», влияющих на строительство жилого дома). Ситуация, в которой государственный служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении организации, которая имеет имущественные обязательства перед государственным служащим, его родственниками, или иными лицами, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего, рассматривается как конфликт интересов в соответствии с подпунктом 5.3 Обзора Минтруда №. Таким образом, суд приходит к выводу, что у ФИО1 имелась вероятность возникновения конфликта интересов в ситуации, при которой подчиненные ей должностные лица осуществляют функции государственного управления в отношении КППК «<адрес>строй», при наличии у нее имущественных обязательств перед данной организацией. Во исполнение ст.ст. 1, 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции» Постановлением <адрес> от 11.11. 2016 №-па утвержден Порядок сообщения руководителем краевого государственного учреждения о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, которое дата доведено до сведения всех руководителей краевых государственных учреждений образования и здравоохранения. В ходе проведения проверки ФИО1 неоднократно представлялись пояснения. Из представленных пояснений следует, что меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, в связи с заключением договора долевого участия в строительстве ФИО1: не предпринимала, поскольку, по ее мнению, ее личная заинтересованность выражалась не в получении каких-либо преимуществ, а в своевременном окончании строительства, что свидетельствует об отсутствии противоречий между должностными обязанностями и личными целями. Кроме того, по мнению ФИО1, поскольку рассматриваемый договор участия в долевом строительстве отражен в справке о доходах за отчетный дата год, представленной дата, сроки давности привлечении ее к ответственности за несоблюдение требований о предотвращении и урегулировании конфликта интересов истекли. В своих пояснениях ФИО1 также отметила, что с дата года полномочия по осуществлению государственного контроля в области долевого строительства в отношении КППК «<адрес>строй», по решению руководителя инспекции ФИО4, переданы ведущему специалисту-эксперту отдела контроля в области долевого строительства инспекции ФИО5, который осуществляет их без участия ФИО1 Таким образом, судом установлено, что ФИО1 не исполнены требования по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, а также обязанность принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов и уведомлять представителя нанимателя в соответствии с нормативными правовыми актами о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ей стало об этом известно. В соответствии со статьей 11 Федерального закона № 273-ФЗ, статьей 19 Федерального закона от дата № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 79-ФЗ) государственный гражданский служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, уведомлять представителя нанимателя в соответствии с нормативными правовыми актами о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно. Непринятие государственным гражданским служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим его увольнение с государственной гражданской службы. В соответствии с пунктом 12 статьи 15 Федерального № 79-ФЗ государственный гражданский служащий обязан сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта. Постановлением <адрес> от дата№-пг утвержден Порядок сообщения государственными гражданскими служащими <адрес> о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов (далее - Порядок). Согласно пункту 2 Порядка, при возникновении у государственного служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, он обязан не позднее рабочего дня, следующего за днем, когда ему стало известно о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, письменно уведомить об этом представителя нанимателя. Указанная обязанность ФИО1 не выполнена. Вместе с тем, в докладной записке отмечено, что в ходе проверки ФИО1 представила в департамент исчерпывающие пояснения, а также документы, подтверждающие наличие имущественных отношений с КППК «<адрес>строй», чем содействовала установлению фактических обстоятельств совершения коррупционного правонарушения, а также что руководством инспекции ФИО1 характеризуется как опытный и подготовленный специалист в сфере долевого строительства, в период работы зарекомендовала себя только с положительной стороны. В соответствии с пунктом 11, подпунктом «г» пункта 12 Обзора практики привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, направленных письмом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от дата№/П-1526 «О критериях привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения» (далее - Обзор), положительная характеристика государственного гражданского служащего, а также содействие проверяемого осуществляемым в ходе проверки мероприятиям, направленным на всесторонне изучение предмета проверки, рассматриваются как смягчающие обстоятельства. В соответствии с пунктом 15 Обзора при наличии смягчающих обстоятельств, как правило, применяется взыскание, предшествующее по степени строгости взысканию, которое было бы применено в случае совершения такого нарушения в отсутствие смягчающих обстоятельств. С учетом изложенного, на основании доклада о результатах проверки соблюдения ФИО1 требований, установленных законодательством о противодействии коррупции, представителем нанимателя приказом от дата№-к было принято решение о наложения на неё взыскания в виде «выговора». Довод представителя истицы в судебном заседании и изложенный в иске об отсутствии самого факта наличия конфликта интересов и личной заинтересованности не обоснован. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 27 Федерального закона от дата № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» заинтересованными в совершении некоммерческой организацией тех или иных действий с другими гражданами признаются руководитель (заместитель руководителя) некоммерческой организации, а также лицо, входящее в состав органов управления некоммерческой организацией или органов надзора за ее деятельностью, если указанные лица состоят с этими гражданами в трудовых отношениях, либо состоят с этими гражданами в близких родственных отношениях. Заинтересованность в совершении некоммерческой организацией тех или иных действий, в том числе в совершении сделок, влечет за собой конфликт интересов заинтересованных лиц и некоммерческой организации. Письменными доказательствами в деле подтверждается, что истица, являлась государственным гражданским служащим, наделенным функциями государственного управления в отношении строительных организаций, осуществляющих привлечение денежных средств граждан для строительства жилых домов. Довод истца и ее представителя о пропуске ответчиком срока привлечения к дисциплинарной ответственности, установленной ст. 193 ТК РФ также не нашел своего подтверждения. В соответствии с частью 3 статьи 59.3 Федерального закона № 79-ФЗ, в редакции, действовавшей по состоянию на дата, взыскания за несоблюдение требований по предотвращению и урегулированию конфликта интересов применялись не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения и не позднее трех лет со дня его совершения. Как усмотрено из материалов дела, ФИО1 указывает, что предельный срок применения взыскания истек либо дата (в связи с предоставлением справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2016 год), либо дата (три года с даты заключения договора), либо дата (три года с даты регистрации договора долевого участия). Вместе с тем, начало данного срока связано с датой получения работодателем информации о нарушении истцом ограничений и запретов, установленных федеральным законодательством в отношении государственного служащего (в данном случае докладная записка директора департамента по профилактике коррупционных и иных правонарушений <адрес>, внесенная в адрес <адрес> по результатам рассмотрения обращений ФИО3 от дата№гр-156, от дата№гр-161). В данном случае наличие факта непринятия истицей мер по урегулированию возникшего конфликта интересов и отсутствие сообщения об этом работодателю судом установлено. Доводы истца о том, что информация о заключении ФИО1 ДДУ была известна нанимателю, начиная с дата при сдаче представителю нанимателя в 2017 году справки о доходах, суд не принимает во внимание, поскольку действующим законодательством не установлено обязанности работодателя определять наличие либо отсутствие конфликта интересов по поданным декларативным сведениям о доходах, расходах и обязательствах. Ответчиком указано на то, что при избрании работодателем меры дисциплинарного воздействия были учтены все заслуживающие внимания обстоятельства, прияты во внимание смягчающие обстоятельства, в связи с чем, в соответствии с п 15 письма Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от дата№/П-1526 «О критериях привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения» применено взыскание, предшествующее по степени строгости взысканию, которое было бы применено в случае такого нарушения в отсутствие смягчающих обстоятельств. По представленным в дело доказательствам ответчиком соблюдена процедура привлечения работника к дисциплинарному взысканию в виде выговора, опровергающих допустимых доказательств отсутствия нарушения – отсутствие факта конфликта интереса, предпринятия мер к урегулированию конфликта, сообщения работодателю в установленный срок о наличии либо возможном наличии конфликта интересов, стороной истца в дело не представлено, нарушений срока привлечения к дисциплинарной ответственности не имеется, у работодателя имелись законные основания для применения дисциплинарного взыскания. Правовых отношений для удовлетворения иска не установлено. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, решил: Исковые требования ФИО2 к Правительству Приморского края о признании приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности незаконным, взыскании компенсации морального вреда оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через суд Фрунзенского района в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения. Председательствующий И.В. Седякина |