Дело № 2-543/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Нефтекумск 30 июня 2014 года
Нефтекумский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Горностай Н.Е.,
при секретаре Кучиевой Я.А.,
с участием помощника прокурора Нефтекумского района Ставропольского края Ахрамеева А.В.,
представителя заинтересованного лица администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края по доверенности М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Нефтекумского районного суда гражданское дело по заявлению прокурора Нефтекумского района Ставропольского края в интересах Российской Федерации об обжаловании бездействия администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Нефтекумского района Ставропольского края обратился в Нефтекумский районный суд в интересах Российской Федерации с заявлением об обжаловании бездействия администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края.
В обоснование своих требований указал, что прокурорской проверкой в деятельности администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края выявлены нарушения федерального законодательства о безопасности дорожного движения, транспортной безопасности. По требованию прокуратуры района ОГИБДД Одела МВД России по Нефтекумскому району проведено обследование автомобильной дороги <адрес>, которая находится в собственности Нефтекумского муниципального района. По результатам обследования установлено, что на вышеуказанной автомобильной дороге имеется мостовое сооружение. Кроме того, состояние дорожного покрытия не соответствует требованиям безопасности дорожного движения, а именно, горизонтальная дорожная разметка слабо различима, имеются дефекты дорожного покрытия - ямочность.
В соответствии с п. «г» ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» в целях указанного Закона используются следующие понятия: объекты транспортной инфраструктуры - технологический комплекс, включающий в себя тоннели, эстакады, мосты. В соответствии с ч. 6 ст. 1 Закона № 16-ФЗ оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств - определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угроз совершения актов незаконного вмешательства. В соответствии с ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления» к вопросам местного значения относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 10 ст. 6 Федерального закона РФ от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения поселений, частных автомобильных дорог. В соответствии с ч. 3 ст. 28 Устава Нефтекумского муниципального района Ставропольского края в целях реализации поставленных задач администрация муниципального района осуществляет полномочия владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального района.
Из изложенного следует, что администрация является субъектом транспортной инфраструктуры и на неё возложена обязанность по обеспечению транспортной безопасности такого объекта транспортной инфраструктуры, как мостовое сооружение, расположенное на территории данного муниципального образования и являющегося её собственностью.
В соответствии с ч. ч. 1, 3 Закона № 16-ФЗ объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства подлежат обязательному категорированию с учётом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий. Категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.
Анализ указанных правовых норм позволяет сделать вывод, что категорирование объектов проводят не субъекты транспортной инфраструктуры, а компетентные органы, в настоящее время таковым является Федеральное дорожное агентство (Росавтодор).
Приказом Минтранса Российской Федерации от 12.04.2010 года № 87 утвержден Порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Приказом Министерства транспорта РФ от 08.02.2011 года № 42 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и дорожного хозяйства. Согласно п. 5 указанных Требований субъект транспортной инфраструктуры обязан: обеспечить приведение оценки уязвимого объекта транспортной инфраструктуры и утверждение в установленном порядке результатов уязвимости ОТИ в течение 3-х месяцев с момента получения уведомления о включении ОТИ в Реестре категорированных ОТИ и о присвоении категории ОТИ; разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности ОТИ в течение 3-х месяцев с момента получения уведомления о включении ОТИ в Реестр категорированных ОТИ и о присвоенной категории ОТИ. В силу п. п. 3, 4 Требований указанные требования применяются на всей территории Российской Федерации и обязательны для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры.
Из анализа вышеперечисленных норм права следует, что законодатель возлагает на субъектов транспортной инфраструктуры обязанность обратиться с заявлением в Росавтодор о проведении категорирования объектов транспортной инфраструктуры. Видом такого заявления является Форма предоставления исходных данных с отображением необходимых реквизитов. После осуществления процедуры категорирования компетентным органом, субъекты транспортной инфраструктуры обязаны обратиться в специализированную организацию для осуществления оценки уязвимости самостоятельно, определив аккредитованную организацию для проведения такой оценки. После проведения оценки уязвимости и утверждения её результатов законодатель прямо закрепил в т. 9 Закона № 16-ФЗ обязанность субъекта транспортной инфраструктуры разработать план обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры.
Вместе с тем, администрацией до настоящего времени комплексных мер, направленных на обеспечение транспортной безопасности, оценки уязвимости мостового сооружения на автомобильной дороге <адрес> и его категорирование не проводились, планы обеспечения транспортной безопасности не разрабатывались и не утверждались.
Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктом в границах муниципального района при осуществлении дорожной деятельности. Статья 24 Закона № 196-ФЗ закрепляет право гражданина на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации. В силу ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления. В соответствии со ст. 13 указанного закона к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в области автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения, правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
Установлено, что в нарушении требований п. 3.1.1 ГОСТ Р 50597-93 «Государственный стандарт Российской Федерации». Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям безопасности дорожного движения», утвержденного постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 года № 221, дорожное покрытие автомобильной дороги <адрес> имеет дефекты - ямочность. В нарушении требований п. 4.2.2 ГОСТ Р 50597-93 дорожная разметка автомобильной дороги <адрес> плохо различима. Выявленные нарушения требований законодательства затрудняют движение транспортных средств, в результате чего нарушаются интересы неопределенного круга лиц - участников дорожного движения.
В судебном заседании помощник прокурора Нефтекумского района Ставропольского края Ахрамеев А.В. поддержал требования заявления по изложенным в нем основаниям. Просил суд обязать администрацию Нефтекумского муниципального района Ставропольского края в трехмесячный срок со дня вступления решения суда по данному гражданскому делу в законную силу привести дорожное покрытие автомобильной дороги <адрес> в соответствие с требованиями п.п. 3.1.1, 4.2.2 ГОСТ Р 50597-93. Признать незаконным бездействие администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края в части не принятия комплексных мер, направленных на обеспечение транспортной безопасности, обеспечение проведения оценки уязвимости мостового сооружения на автомобильной дороге <адрес>, и его категорирование, разработку и утверждение планов обеспечения транспортной безопасности. Признать незаконным бездействие администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края в части не принятия мер по надлежащему содержанию автомобильной дороги <адрес>. Обязать администрацию Нефтекумского муниципального района Ставропольского края в течение 90 дней с момента вступления решения суда в законную силу принять меры, направленные на обеспечение транспортной безопасности, обеспечение проведения оценки уязвимости мостового сооружения на автомобильной дороге <адрес> и его категорирование, разработку и утверждение планов обеспечения транспортной безопасности.
Представитель администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края по доверенности М. в судебном заседании возражала против заявленных требований, суду пояснила, что несостоятельны требования о признании незаконным бездействия администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края в части не принятия комплексных мер, направленных на обеспечение транспортной безопасности, обеспечение проведения оценки уязвимости мостового сооружения на автомобильной дороге <адрес>, его категорирование, разработку и утверждение планов обеспечения транспортной безопасности; а также требования о возложении обязанности на администрацию района в течение 90 дней с момента вступления в силу решения суда в законную силу принять комплексные меры, направленные на обеспечение транспортной безопасности, обеспечение проведения оценки уязвимости мостового сооружения на автомобильной дороге <адрес>, его категорирование, разработку и утверждение планов обеспечения транспортной безопасности.
В заявлении прокуратуры Нефтекумского района указано, что мостовое сооружение на автомобильной дороге <адрес>, находится в муниципальной собственности Нефтекумского муниципального района Ставропольского края, что не соответствует действительности. Согласно Перечню имущества государственной собственности Ставропольского края, находящегося на балансе министерства промышленности, транспорта и связи Ставропольского края, безвозмездно передаваемого в муниципальную собственность Нефтекумского муниципального района и муниципальных образований, расположенных в границах Нефтекумского района Ставропольского края, утвержденному Распоряжением Правительства Ставропольского края от 25 января 2006г. № 17-рп, в собственность Нефтекумского муниципального района Ставропольского края как объект недвижимости передана исключительно автомобильная дорога <адрес>, идентификационный номер №, протяженностью <данные изъяты> км. Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ № объектом права также является автомобильная дорога <адрес>.
Распоряжением Росавтодора от 13.09.2011г. № 731-р принят и введен в действие «ОДМ 218.2.012.-2011. Отраслевой дорожный методический документ. Классификация конструктивных элементов искусственных дорожных сооружений». Вышеуказанным правовым актом установлено, что данная Классификация распространяется на эксплуатируемые искусственные дорожные сооружения и устанавливает виды сооружений, типы конструкций сооружений и виды их элементов по применяемым конструктивным решениям, материалам и принадлежностям к тем или иным конструкциям сооружений. Мостовое сооружение - это искусственное дорожное сооружение, служащее для пропуска транспортных средств или пешеходов над препятствием. Мостовые сооружения подразделяются на мосты, виадуки, путепровод, эстакады и т.д.
Согласно пункту 23 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» «...23) сооружение - результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов;...» Таким образом, мостовое сооружение является самостоятельным объектом транспортной инфраструктуры.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона 122-ФЗ установлено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Иных доказательств существования права собственности действующее законодательство не предусматривает.
Согласно справке-выписке из реестра муниципального" имущества Нефтекумского муниципального района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ № мостовое сооружение на автомобильной дороге <адрес> в реестре муниципальной собственности Нефтекумского муниципального района Ставропольского края не значится. Финансирование объекта недвижимости - мостового сооружения, не находящегося в собственности Нефтекумского муниципального района Ставропольского края, будет носить нецелевой характер и нарушать нормы Бюджетного кодекса РФ.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 09.-2.2007г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» и приказа министерства транспорта Российской Федерации от 08.02.2011г. № 42 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства» администрация Нефтекумского муниципального района Ставропольского края в ДД.ММ.ГГГГ в адрес Руководителя Управления транспортной безопасности Федерального дорожного агентства (Росавтодор) министерства транспорта Российской Федерации направила обращение о проведении работ по категорированию 8 автомобильных дорог общего пользования местного значения Нефтекумского района муниципального района ( исх.№ от ДД.ММ.ГГГГ.). Согласно полученному ответу (исх.№ от ДД.ММ.ГГГГ) в по вопросу категорирования автомобильных дорого Федеральным дорожным агентством получено письмо статс-секретаря заместителя Министра транспорта Российской Федерации С.А. Аристова от 19.02.2013г. № СА-24/1772, информирующее о подготовке Минтрансом России законопроекта по внесению изменений в пункт 5 статьи 1 Федерального закона от 09 февраля 2007г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» в части, касающейся исключения понятия «автомобильные дороги» и введения понятия «искусственные дорожные сооружения» (мосты, тоннели, путепроводы), предназначенные для движения транспортных средств автомобильного транспорта. Изменения в законе вступили в силу с 01 января 2014 года.
Также не имеют доказательственного подкрепления доводы прокуратуры о не принятии администрацией района мер по надлежащему содержанию автомобильной дороги <адрес>.
Согласно акту проверки Территориального отдела Госавтодорнадзора по Ставропольскому краю межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Северо-Кавказскому Федерального округу от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной главным государственным инспектором ТО ГАДН по СК Г.., старшим государственным инспектором ТО ГАДН по СК Л.. требования предписания ТО ГАДН по СК Ространснадзора по СКФО от ДД.ММ.ГГГГ. к акту проверки № к содержанию автомобильной дороги <адрес> выполнены администрацией Нефтекумского муниципального района Ставропольского края в полном объеме.
Кроме этого, активные действия администрации района, направленные на комплексные меры по содержанию автомобильной дороги <адрес> подтверждаются муниципальными контрактами и договорами. Заключаемыми АНМР СК с различными специализированными организациями: договор подряда от ДД.ММ.ГГГГ. № на выполнение работ по установке дорожных знаков. Сумма договора- <данные изъяты>; муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ. по итогам электронного аукциона № на выполнение по ремонту автомобильных дорог, в том числе спорной. Сумма контракта- <данные изъяты>.; муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ № на выполнение работ по ремонту асфальтобетонного покрытия автомобильных дорог, находящихся в собственности района, в том числе спорной. Сумма контракта- <данные изъяты>.; муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ по итогам электронного аукциона № на выполнение работ по ремонту и замене дорожных знаков, нанесению разметки на автомобильных дорогах Нефтекумского муниципального района СК, в том числе спорной. Сумма контракта -<данные изъяты>; муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ. на выполнение работ по содержанию и благоустройству автомобильных дорог, установке технических средств организации дорожного движения, в том числе спорной. Сумма контракта-<данные изъяты>; муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ № на выполнение работ по ремонту участка автомобильной дороги <адрес>. Сумма контракта -<данные изъяты>.
Требования прокуратуры о возложении обязанности а администрацию района в течение 30 дней с момента вступления в силу решения суда в законную силу привести дорожное покрытие автомобильной дороги <адрес> в соответствие с требованиями п.п.3.1.1., 4.2.2. ГОСТ Р 50597-93, нарушают гарантированную Конституцией РФ самостоятельность местного самоуправления. В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий в лице своих органов самостоятельно управляет муниципальной собственностью, формирует, утверждает и исполняет местный бюджет, устанавливает местные налоги и сборы, решает иные вопросы; местное самоуправление гарантируется, в частности, запретом на ограничение его прав (статья 12; статья 132, часть 1; статья 133). Конституционные положения о самостоятельности местного самоуправления в пределах предоставленных его органам полномочий, в том числе финансовых, получили конкретизацию в Бюджетном кодексе Российской Федерации. Так статьей 31 Бюджетного кодекса РФ установлен принцип самостоятельности бюджетов, означающий в том числе: право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств; право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом; право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации).
С ДД.ММ.ГГГГ бюджет Нефтекумского муниципального района Ставропольского края является программным. То есть, все денежные средства местного бюджета расходуются исключительно в рамках муниципальных программ различной отраслевой направленности по целевому назначению. В соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ постановлением АНМР СК от ДД.ММ.ГГГГ. № утвержден Порядок разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ Нефтекумского муниципального района Ставропольского края. Постановлением администрации Нефтекумского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ. № утверждена муниципальная программа НМР СК «Развитие муниципального хозяйства и защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций», в том числе подпрограмма «Дорожное хозяйство и повышение безопасности дорожного движения», сроки реализации которой составляют 2014-2016 годы. В соответствии с распоряжением администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края от 03.09.2013г. №266-р «Об утверждении Плана мероприятий по повышению качества управления бюджетным процессом в Нефтекумском муниципальном районе Ставропольского края» органы местного самоуправления района обязаны обеспечивать поквартальную равномерность расходования бюджетных ассигнований, предусмотренных решением о бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период. Кроме этого, все закупки осуществляются администрацией района в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Согласно Плану-графику размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд АНМР СК (распоряжение АНМР СК от 13.01.2014г. № 8-р ( с изм. от 09.06.2014г. № 197-р) выполнение комплекса работ по ремонту, содержанию и благоустройству автомобильных дорог Нефтекумского муниципального района СК, в том числе автомобильной дороги <адрес>, включающих в себя ремонт асфальтобетонного дорожного покрытия, гравийного покрытия, работы по ямочному ремонту, по замене дорожных знаков, нанесению дорожной разметки, зимнему содержанию запланированы на 3-4 кварталы 2014 года. Объем бюджетных ассигнований составляет <данные изъяты>.
В соответствии с пунктом 6.2.2. части 6.2 Горизонтальная разметка ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» в населенных пунктах горизонтальную разметку применяют на магистральных дорогах и улицах, дорогах и улицах местного значения, а в сельских поселениях - на дорогах и улицах, по которым осуществляется движение маршрутных транспортных средств. Вне населенных пунктов горизонтальную разметку применяют на дорогах с проезжей частью шириной не менее 6 м при интенсивности движения 1000 авт./сутки и более. Просила суд отказать в удовлетворении требований прокурора в полном объёме.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Рос_сийской Федерации» (далее Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об ав_томобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Закон № 257-ФЗ) автомобильная дорога - это объект транспортной ин_фраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной до_роги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорож_ное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооруже_ния, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В силу ч. 10 ст. 6 Закона № 257-ФЗ к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения поселений, частных автомобильных дорог.
Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктом в границах муниципального района при осуществлении дорожной деятельности.
К полномочиям органов местного самоуправления в области использова_ния автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности ст. 13 Закона № 257-ФЗ относит: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; разработку основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местно_го значения, перечня автомобильных дорог не общего пользования местного зна_чения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных до_рог местного значения; определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомо_бильным дорогам общего пользования местного значения; информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ре_монт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели и другие полномо_чия.
Положениями статьи 15 и статьи 17 Закона № 257-ФЗ установлено, что осуществление дорож_ной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспе_чивается уполномоченными органами местного самоуправления, содержание ав_томобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог; порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Россий_ской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Феде_рации и муниципальными правовыми актами.
На основании ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктом в границах муниципального района при осуществлении дорожной деятельности.
В соответствии с ч. 3 ст. 28 Устава Нефтекумского муниципального района Ставропольского края в целях реализации поставленных задач администрация муниципального района осуществляет полномочия владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального района.
Как установлено в судебном заседании, в собственность Нефтекумского муниципального района Ставропольского края как объект недвижимости передана автомобильная дорога <адрес>, идентификационный номер №, протяженностью <данные изъяты> км., что подтверждается Перечнем имущества государственной собственности Ставропольского края, находящегося на балансе министерства промышленности, транспорта и связи Ставропольского края, безвозмездно передаваемого в муниципальную собственность Нефтекумского муниципального района и муниципальных образований, расположенных в границах Нефтекумского района Ставропольского края, утвержденным распоряжением Правительства Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ. №.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ № объектом права также является автомобильная дорога <адрес>
Между тем, в соответствии с «ОДМ 218.2.012.-2011. Отраслевой дорожный методический документ. Классификация конструктивных элементов искусственных дорожных сооружений», утвержденном распоряжением Росавтодора от 13.09.2011 года. № 731-р установлено, что данная Классификация распространяется на эксплуатируемые искусственные дорожные сооружения и устанавливает виды сооружений, типы конструкций сооружений и виды их элементов по применяемым конструктивным решениям, материалам и принадлежностям к тем или иным конструкциям сооружений. Мостовое сооружение - это искусственное дорожное сооружение, служащее для пропуска транспортных средств или пешеходов над препятствием. Мостовые сооружения подразделяются на мосты, виадуки, путепровод, эстакады и т.д.
Согласно пункту 23 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» сооружение - результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
Таким образом, мостовое сооружение является самостоятельным объектом транспортной инфраструктуры.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ « О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Федеральный закон 122-ФЗ) дано четкое определение недвижимого имущества, права на которое подлежат государственной регистрации в соответствии с вышеуказанным Федеральным законом. Недвижимым имуществом признаются - земельные участки, участки недр и все объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, предприятия как имущественные комплексы.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона 122-ФЗ государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона 122-ФЗ установлено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Иных доказательств существования права собственности действующее законодательство не предусматривает.
Согласно справке-выписке из реестра муниципального имущества Нефтекумского муниципального района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ № мостовое сооружение на автомобильной дороге <адрес> в реестре муниципальной собственности Нефтекумского муниципального района Ставропольского края не значится.
Суду не представлено доказательств, подтверждающих факт владения администрацией Нефтекумского муниципального района Ставропольского края мостовым сооружением на автомобильной дороге <адрес>.
Таким образом, суду не представлено достоверных доказательств бездействия администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края по вопросу не принятия комплексных мер, направленных на обеспечение транспортной безопасности, обеспечение проведения оценки уязвимости мостового сооружения на автомобильной дороге <адрес>, и его категорирование, разработку и утверждение планов обеспечения транспортной безопасности.
На основании изложенного требования прокурора в части признания незаконными бездействия администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края в части не принятия комплексных мер, направленных на обеспечение транспортной безопасности, обеспечение проведения оценки уязвимости мостового сооружения на автомобильной дороге <адрес>, и его категорирование, разработку и утверждение планов обеспечения транспортной безопасности не подлежащими удовлетворению.
Администрацией Нефтекумского муниципального района Ставропольского края для выполнения работ по содержанию автомобильных дорог, находящихся в собственности администрации района, в том числе автомобильной дороги <адрес>, заключались договора подряда и муниципальные контракты, что подтверждается копиями: договора подряда от ДД.ММ.ГГГГ №; муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ по итогам электронного аукциона №; муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ №; муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ №; муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ года; муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно акту проверки Территориального отдела Госавтодорнадзора по Ставропольскому краю межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Северо-Кавказскому Федерального округу от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной главным государственным инспектором ТО ГАДН по СК Г., старшим государственным инспектором ТО ГАДН по СК Л. требования предписания ТО ГАДН по СК Ространснадзора по СКФО от ДД.ММ.ГГГГ. к акту проверки № к содержанию автомобильной дороги «<адрес> выполнены администрацией Нефтекумского муниципального района Ставропольского края в полном объеме.
В соответствии с Планом-графиком размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края, утвержденном распоряжением администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края от 13.01.2014 года № 8-р (с изм. от 09.06.2014 года № 197-р), выполнение комплекса работ по ремонту, содержанию и благоустройству автомобильных дорог Нефтекумского муниципального района СК, в том числе автомобильной дороги <адрес>, включающих в себя ремонт асфальтобетонного дорожного покрытия, гравийного покрытия, работы по ямочному ремонту, по замене дорожных знаков, нанесению дорожной разметки, зимнему содержанию запланированы на 3-4 кварталы 2014 года. Объем бюджетных ассигнований составляет <данные изъяты>.
На основании выше изложенного администрацией Нефтекумского муниципального района Ставропольского края предпринимаются действия, направленные на комплексные меры по содержанию автомобильной дороги <адрес>
Таким образом, суду не представлено достоверных доказательств бездействия администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края по вопросу не принятия мер по надлежащему содержанию автомобильной дороги <адрес>
На основании изложенного требования прокурора в части признания незаконными бездействия администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края в части не принятия мер по надлежащему содержанию автомобильной дороги <адрес> не подлежащими удовлетворению.
Между тем, суд считает необходимым возложить на администрацию Нефтекумского муниципального района Ставропольского края обязанность в трехмесячный срок со дня вступления решения суда по данному гражданскому делу в законную силу привести дорожное покрытие автомобильной дороги <адрес> в соответствие с требованиями п.п. 3.1.1, 4.2.2 ГОСТ Р 50597-93.
Таким образом, требования прокурора Нефтекумского района Ставропольского края подлежат частичному удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-197 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования прокурора Нефтекумского района Ставропольского края в интересах Российской Федерации об обжаловании бездействия администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края - удовлетворить частично.
Обязать администрацию Нефтекумского муниципального района Ставропольского края в трехмесячный срок со дня вступления решения суда по данному гражданскому делу в законную силу привести дорожное покрытие автомобильной дороги <адрес> в соответствие с требованиями п.п. 3.1.1, 4.2.2 ГОСТ Р 50597-93.
В удовлетворении требований прокурора Нефтекумского района Ставропольского края в интересах Российской Федерации о признании незаконным бездействие администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края в части не принятия комплексных мер, направленных на обеспечение транспортной безопасности, обеспечение проведения оценки уязвимости мостового сооружения на автомобильной дороге <адрес>, и его категорирование, разработку и утверждение планов обеспечения транспортной безопасности, отказать.
В удовлетворении требований прокурора Нефтекумского района Ставропольского края в интересах Российской Федерации о признании незаконным бездействие администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края в части не принятия мер по надлежащему содержанию автомобильной дороги <адрес>, отказать.
В удовлетворении требований прокурора Нефтекумского района Ставропольского края в интересах Российской Федерации об обязании администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края в течение 90 дней с момента вступления решения суда в законную силу принять меры, направленные на обеспечение транспортной безопасности, обеспечение проведения оценки уязвимости мостового сооружения на автомобильной дороге <адрес> и его категорирование, разработку и утверждение планов обеспечения транспортной безопасности, отказать.
Мотивированное решение изготовлено 04 июля 2014 года.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Нефтекумский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья: Н.Е. Горностай