ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-543/2021 от 16.12.2021 Змеиногорского городского суда (Алтайский край)

Дело № 2-543/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 декабря 2021 года г. Змеиногорск

Змеиногорский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Сафронова А.Ю.,

при секретаре Косинич Т.Ю.,

с участием: помощника Змеиногорского межрайонного прокурора Алтайского края Эйхольц Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Змеиногорского межрайонного прокурора в защиту интересов общества и неопределенного круга лиц к МБДОУ Змеиногорский детский сад «Радуга» о возложении обязанности устранить нарушения действующего законодательства и принять меры,

У С Т А Н О В И Л:

Змеиногорский межрайонный прокурор в защиту интересов общества и неопределенного круга лиц обратился с исковым заявлением к МБДОУ Змеиногорский детский сад «Радуга» о возложении обязанности устранить нарушения действующего законодательства и принять меры, указав, что по результатам проведенной прокуратурой проверки установлены нарушения ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181 - ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 181-ФЗ).

Проверкой установлено, что в нарушение пп. «е» п. 3 Порядка в МБДОУ Змеиногорский детский сад «Радуга» не обеспечено размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности – дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и н6а контрастном фоне.

Выявленные нарушения являются существенными, поскольку влекут за собой нарушение прав инвалидов, в том числе несовершеннолетних на доступную среду в сфере образования, что недопустимо.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 27, 35 Федерального закона «О прокуратуре РФ», просит обязать МБДОУ Змеиногорский детский сад «Радуга» обеспечить размещение в здании по адресу: <адрес> обеспечить размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности – дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, а также при входе в здание МБДОУ Змеиногорский детский сад «Радуга» по вышеуказанному адресу – вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне. В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ установить ответчику срок для совершения действий: в течение 6 (шести) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В ходе судебного заседания помощник Змеиногорского межрайонного прокурора заявленные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, просил их удовлетворить.

В судебное заседание представитель ответчика МБДОУ Змеиногорский детский сад «Радуга», не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, представил письменное признание иска в полном объёме.

Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы настоящего дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 181-ФЗ) на Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм возложена обязанность по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, по дублированию необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля.

Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, правила обеспечения условий доступности для инвалидов объектов Министерства образования и науки Российской Федерации определяется Приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 (далее по тексту – Порядок).

Согласно п.п. 3, 4 Порядка руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидами условий доступности объектов, услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами.

Из материалов дела следует, что Змеиногорской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов в деятельности МБДОУ Змеиногорский детский сад «Радуга».

По результатам проведенной проверки установлены нарушения пп. «е» п. 3 Порядка, в МБДОУ Змеиногорский детский сад «Радуга» не обеспечено размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности – дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и н6а контрастном фоне.

Вопреки требованиям пп. «а» п. 4 Порядка при входе в здание вышеуказанного дошкольного образовательного учреждения отсутствует вывеска с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

Выявленные нарушения являются существенными, поскольку влекут за собой нарушение прав инвалидов, в том числе несовершеннолетних на доступную среду в сфере образования, что недопустимо.

В соответствии со ст. 7 Конституции РФ труд и здоровье людей в Российской Федерации охраняются государством.

С целью устранения вышеуказанных нарушений 13.10.2021 в адрес заведующего МБДОУ Змеиногорский детский сад «Радуга» вынесено представление, которое рассмотрено, нарушения до настоящего времени не устранены.

Согласно ответу на представление от 16.11.2021 № 85, администрацией МБДОУ Змеиногорский детский сад «Радуга» сообщено, что согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации., и иных средств. В текущем финансовом году средств не заложено. Обязуются исполнить предписание Змеиногорской межрайонной прокуратуры в 2022 году.

Выявленные нарушения являются существенными, поскольку влекут за собой нарушение прав инвалидов, в том числе несовершеннолетних на доступную среду в сфере образования, что недопустимо.

Ответчиком выявленные нарушения по зданию МБДОУ Змеиногорский детский сад «Радуга» до настоящего времени не устранены, доказательств обратного в материалах дела не содержится и суду не представлено.

Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» закреплено, что прокуратура Российской Федерации – единая федеральная и централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории РФ. Законодателем на прокурора возложена обязанность от имени Российской Федерации требовать исполнения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, установленных ими гражданских прав всеми организациями, предприятиями, гражданами, применяя весь комплекс способов защиты этих прав.

В связи с вышеизложенным, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объёме.

Процессуальный истец просит установить ответчику срок для совершения действий: в течение 6 (шести) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Согласно части 2 статьи 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, несоблюдение которого влечет применение в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа мер, предусмотренных федеральным законом.

С учетом того, что бездействие ответчика создает препятствия для доступа в помещение граждан с ограниченными возможностями (инвалидов) и существенно нарушает их законные права и интересы, суд полагает, что предлагаемый прокурором срок для устранения нарушений является разумным и достаточным.

Кроме того, представитель ответчика представил письменное признание иска в полном объёме, что является самостоятельным основанием для полного удовлетворения заявленных исковых требований.

Истец от уплаты государственной пошлины при подаче иска освобожден в соответствии с подп. 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации размер государственной пошлины при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера, в суды общей юрисдикции, для физических лиц составляет 300 руб.

Поскольку исковое заявление подано прокурором в защиту интересов общества и неопределенного круга лиц (физических лиц), применяется указанный размер госпошлины.

Исковые требования удовлетворены.

В связи с этим с ответчика в бюджет муниципального образования «Змеиногорский район Алтайского края» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.

Руководствуясь ст.ст.173, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Змеиногорского межрайонного прокурора в защиту интересов общества и неопределенного круга лиц к МБДОУ Змеиногорский детский сад «Радуга» о возложении обязанности устранить нарушения действующего законодательства и принять меры удовлетворить в полоном объёме.

Обязать МБДОУ Змеиногорский детский сад «Радуга» обеспечить размещение в здании по адресу: <адрес> носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности – дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, а также при входе в здания образовательных организаций по вышеуказанным адресам – вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, в соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ установить ответчику срок для совершения действий: в течение 6 (шести) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с МБДОУ Змеиногорский детский сад «Радуга» в пользу местного бюджета - муниципального образования «Змеиногорский район» Алтайского края судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Змеиногорский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья А.Ю. Сафронов

Мотивированное решение изготовлено 16.12.2021.

Судья А.Ю. Сафронов