ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-543/2022 от 17.08.2022 Бологовского городского суда (Тверская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 августа 2022 года город Бологое

Бологовский городской суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Бондаревой Ж.Н.,

при секретаре Филипповой Н.А.,

с участием старшего помощника Бологовского межрайонного прокурора – Корниловой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бологовского межрайонного прокурора, действующего в защиту законных интересов неопределенного круга лиц, к муниципальному унитарному предприятию «Березайское жилищно-коммунальное хозяйство» и Администрации Березайского сельского поселения о возложении обязанностей возобновить работу канализационной насосной станции, очистных сооружений и обеспечить их работоспособность на постоянной основе, организовать надлежащее водоотведение посредством обеспечения работоспособности канализационной насосной станции, очистных сооружений,

установил:

Бологовский межрайонный прокурор, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к муниципальному унитарному предприятию «Березайское жилищно-коммунальное хозяйство» и Администрации Березайского сельского поселения о возложении обязанностей возобновить работу канализационной насосной станции, очистных сооружений и обеспечить их работоспособность на постоянной основе, организовать надлежащее водоотведение посредством обеспечения работоспособности канализационной насосной станции, очистных сооружений.

Иск мотивирован тем, что прокуратурой по поступившему обращению проведена проверка исполнения жилищно-коммунального законодательства, законодательства об охране окружающей природной среды. Обслуживание жилого фонда, расположенного на территории п. Березайка-2 Бологовского района осуществляет МУП «Березайское жилищно-коммунальное хозяйство» (далее – МУП «БЖКХ»), основным видом деятельности которого является управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе, дополнительный вид деятельности – сбор отходов, а также их обработка и утилизация, учредителем предприятия является администрация Березайского сельского поселения. Постановлением администрации Березайского сельского поселения от 23.03.2015 №11 канализационно-насосная станция-2 (КНС-2), металлические очистные сооружения переданы в хозяйственное ведение МУП «БЖКХ». В нарушение природоохранного законодательства МУП «БЖКХ» не принимаются меры по надлежащему обслуживанию и содержанию вышеперечисленных объектов водоотведения: в результате неисправности насосного оборудования канализационная насосная станция не функционирует должным образом, что привело к переполнению канализационных колодцев и как следствие сливу канализационнных вод на грунтовую поверхность земли с последующим сливом в реку Березайка, очистные сооружения находятся в неудовлетворительном, полуразрушенном состоянии. Сложившаяся ситуация приводит к нарушению прав граждан на благоприятную окружающую среду, поскольку создает опасность для вредного воздействия на человека. Ненадлежащий контроль за деятельностью МУП «БЖКХ» со стороны Администрации послужил одной из причин возникновения сложившейся ситуации в сфере водоотведения в п. Березайка-2, поскольку в целях функционирования системы водоотведения на территории поселка и в рамках возложенных полномочий, орган местного самоуправления обязан организовать мероприятия, направленные на возобновление работы канализационных насосных станций. Ненадлежащее функционирование системы водоотведения п. Березайка-2 в связи с неисправностью канализационной насосной станции системы водоотведения нарушает права граждан на предоставление качественной коммунальной услуги в виде водоотведения, что может повлечь негативное воздействие факторов среды обитания человека, в том числе тяжкие последствия вплоть до причинения вреда жизни и здоровью людей. На основании изложенного, руководствуясь ст.45 ГПК РФ, ст.35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», просит суд обязать муниципальное унитарное предприятия «Березайское жилищно-коммунальное хозяйство» принять меры по возобновлению работы канализационной насосной станции-2, очистных сооружений, расположенных по адресу: Тверская область, Бологовский район, п. Березайка-2, а также обеспечить их работоспособность на постоянной основе; обязать Администрацию Березайского сельского поселения организовать надлежащее водоотведение на территории п. Березайка-2 Тверской области посредством обеспечения работоспособности канализационной насосной станции, очистных сооружений, расположенных на территории п. Березайка-2 Тверской области.

Определением Бологовского городского суда Тверской области от 25 июля 2022 года, в порядке досудебной подготовки к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Роспотребнадзора по Тверской области и Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области.

В судебном заседании старший помощник прокурора Корнилова Н.В. заявленные требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске основаниям.

Представители ответчиков МУП «Березайское ЖКХ», Администрации Березайского сельского поселения при рассмотрении дела не присутствовали, о дате, месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, каких-либо ходатайств, заявлений и возражений по существу заявленных требований не представили.

Третьи лица Управление Роспотребнадзора по Тверской области, Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание представителей не направили, возражений по существу требований не представили.

В силу положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей ответчиков и третьих лиц, извещенных судом в соответствии с требованиями статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Выслушав прокурора, изучив материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии с ч.1 ст.45 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина.

Согласно ст.2 Конституции РФ человек его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

В соответствии с ч.1 ст.42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», и ст.8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучия населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиты от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

На основании п.1 ст.11 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее по тексту – Федеральный закон № 7-ФЗ) каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Согласно ст.3 Федерального закона №7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.

На основании ст.51 Федерального закона №7-ФЗ, ч.1 ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются нормами Федерального закона от 07.12.2011 №416 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении и водоотведении).

В соответствии с ч.ч.1, 4 ст.8 Закона о водоснабжении и водоотведении, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны обеспечивать горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, не вправе прекращать эксплуатацию централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или отдельных объектов таких систем, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

При этом под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения (ст.2 Закона о водоснабжении и водоотведении).

В силу ч.1 ст.43.1 Федерального закона от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» при эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и системы водоотведения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды.

Согласно п.5 ст.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда.

В силу ч.4 ст.3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным кодексом и другими федеральными законами. Указанной нормой закреплен принцип недопустимости произвольного ограничения права на получение коммунальных услуг, которое неразрывно связано с правом на жилище, гарантированным Конституцией Российской Федерации (ст.40).В силу ст.157 Жилищного кодекса Российской Федерации правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354, потребителю должно обеспечиваться бесперебойное предоставление коммунальных услуг.

В силу п.п.«в» п.3 Правил, предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению – круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг.

В соответствии с п.п. «а» п. 33 настоящих Правил потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.

В судебном заседании установлено и материалами дела подтверждается, что в связи с поступившим в адрес депутата Государственной Думы Лебедева О.А. обращением Лобашева Н.Н. о нарушении природоохранного законодательства, Бологовской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения жилищно-коммунального законодательства, законодательства об охране окружающей природной среды.

Проверкой установлено, что обслуживание жилого фонда, расположенного на территории п. Березайка-2 Бологовского района осуществляет МУП «Березайское жилищно-коммунальное хозяйство».

Основным видом деятельности МУП «БЖКХ» является управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе. Одним из дополнительных видов деятельности является сбор отходов, а также их обработка и утилизация.

Статьёй 8 Федерального закона от 14.11.2002 г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (Закон №161-ФЗ) прямо установлено, что муниципальное предприятие создаётся для необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач.

Учредителем Предприятия является администрация Березайского сельского поселения, которая осуществляет права учредителя.

На основании ст.26 Закона №161-ФЗ, контроль за деятельностью унитарного предприятия осуществляется органом, осуществляющим полномочия собственника и другими уполномоченными органами.

Помимо изложенного, на основании ст.20 Закона №161-ФЗ, собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия в числе прочего: утверждает бухгалтерскую (финансовую) отчетность и отчеты унитарного предприятия; назначает на должность руководителя унитарного предприятия, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами; осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества; утверждает показатели экономической эффективности деятельности унитарного предприятия и контролирует их выполнение и др.

Администрация Березайского сельского поселения, являясь органом местного самоуправления в силу требований п.1 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» в числе прочих вопросов организует в границах муниципального округа водоснабжение населения и водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Помимо изложенного, исходя из положений ч.1 п.4.3 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных округов, городских округов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».

Аналогичные полномочия закреплены в ст.ст. 8,10 Устава Березайского сельского поселения Бологовского муниципального района Тверской области.

Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к числу полномочий органов местного самоуправления по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Согласно Постановлению администрации Березайского сельского поселения от 23.03.2015 №11 канализационно-насосная станция-2 (КНС-2), металлические очистные сооружения переданы администрацией в хозяйственное ведение МУП «Березайское ЖКХ».

Проверкой установлено, что в нарушение приведенных норм законодательства МУП «Березайское ЖКХ» не принимаются меры по надлежащему обслуживанию и содержанию вышеперечисленных объектов водоотведения.

Материалами настоящего дела подтверждается и ответчиками в ходе рассмотрения дела не оспорено, что в результате неисправности насосного оборудования канализационная насосная станция не функционирует должным образом, что привело к переполнению канализационных колодцев и как следствие сливу канализационнных вод на грунтовую поверхность земли с последующим сливом в реку Березайка. Очистные сооружения находятся в не удовлетворительном, полуразрушенном состоянии.

Данные обстоятельства подтверждены актом обследования от 12.07.2022 г., фотоматериалами к нему.

Ненадлежащее функционирование системы водоотведения п. Березайка-2 в связи с неисправностью канализационной насосной станции системы водоотведения нарушает права граждан на предоставление качественной коммунальной услуги в виде водоотведения, может повлечь негативное воздействие факторов среды обитания человека, в том числе тяжкие последствия вплоть до причинения вреда жизни и здоровью людей.

Сложившаяся ситуация приводит к нарушению прав граждан на благоприятную окружающую среду, поскольку создает опасность для вредного воздействия на человека.

Одной из причин возникновения сложившейся ситуации в сфере водоотведения на территории п. Березайка-2 Бологовского Тверской области послужил ненадлежащий контроль за деятельностью МУП «Березайское ЖКХ» со стороны Администрации Березайского сельского поселения, поскольку в силу вышеуказанных норм, в целях функционирования системы водоотведения на территории поселка и в рамках возложенных полномочий, орган местного самоуправления обязан организовать мероприятия, направленные на возобновление работы канализационных насосных станций.

Оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд установил, что МУП «Березайское ЖКХ» не принимаются меры по надлежащему обслуживанию и содержанию объекта водоотведения - канализационно-насосной станции-2 (КНС-2), металлических очистных сооружений, которые переданы ей в хозяйственное ведение, а администрацией Березайского сельского поселения не организован надлежащий контроль и не выполнены все мероприятия, направленные на возобновление работы канализационных насосных станций.

Доказательства, подтверждающие невозможность устранения выявленных прокурором нарушений, равно как и доказательства принятия мер, направленных на их устранение, а также наличия каких-либо исключительных обстоятельств, свидетельствующих о невозможности исполнения решения суда в будущем, ответчиками в материалы дела не представлено.

Осуществление деятельности по организации водоснабжения населения с нарушением установленных законодательством требований, в том числе непринятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения может причинить ущерб жизни и здоровью граждан и тем самым нарушить их право на безопасные условия жизни.

С учетом изложенного суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований и возлагает на муниципальное унитарное предприятие «Березайское жилищно-коммунальное хозяйство» обязанность принять меры по возобновлению работы канализационной насосной станции-2, очистных сооружений, расположенных по адресу: Тверская область, Бологовский район, п. Березайка-2, а также обеспечить их работоспособность на постоянной основе, а на Администрацию Березайского сельского поселения обязанность организовать надлежащее водоотведение на территории п. Березайка-2 Тверской области посредством обеспечения работоспособности канализационной насосной станции, очистных сооружений, расположенных на территории п. Березайка-2 Тверской области.

В соответствии с положениями статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика МУП «Березайское жилищно-коммунальное хозяйство» в доход бюджета муниципального образования «Бологовский район» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей 00 копеек.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Иск Бологовского межрайонного прокурора, действующего в защиту законных интересов неопределенного круга лиц, к муниципальному унитарному предприятию «Березайское жилищно-коммунальное хозяйство» и Администрации Березайского сельского поселения о возложении обязанностей возобновить работу канализационной насосной станции, очистных сооружений и обеспечить их работоспособность на постоянной основе, организовать надлежащее водоотведение посредством обеспечения работоспособности канализационной насосной станции, очистных сооружений – удовлетворить.

Обязать муниципальное унитарное предприятия «Березайское жилищно-коммунальное хозяйство» возобновить работу канализационной насосной станции-2, очистных сооружений, расположенных по адресу: Тверская область, Бологовский район, п. Березайка-2, а также обеспечить их работоспособность на постоянной основе.

Обязать Администрацию Березайского сельского поселения организовать надлежащее водоотведение на территории п. Березайка-2 Тверской области посредством обеспечения работоспособности канализационной насосной станции, очистных сооружений, расположенных на территории п. Березайка-2 Тверской области.

Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Березайское жилищно-коммунальное хозяйство» в доход бюджета муниципального образования «Бологовский район» государственную пошлину в размере 300 рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Бологовский городской суд Тверской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий судья Ж.Н. Бондарева

Мотивированное решение составлено 22 августа 2022 года

Судья Ж.Н.Бондарева

1версия для печатиДело № 2-543/2022 ~ М-519/2022 (Решение)