ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-543/2022 от 23.08.2022 Бердского городского суда (Новосибирская область)

Дело № 2-543/2022

Поступило в суд 30.12.2021 г.

УИД 54RS0013-01-2021-005761-63

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 августа 2022 г. г. Бердск

Бердский городской суд Новосибирской области в составе:

Председательствующего судьи Карповой Л.В.

с участием помощника прокурора г. Бердска Оченевой Е.И.

при секретаре Полянской Т.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Бердска в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению «Отдел по делам молодежи», Администрации города Бердска об обязании привести защитное сооружение гражданской обороны в надлежащее состояние,

установил:

Прокурор г. Бердска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Муниципальному бюджетному учреждению «Отдел по делам молодежи», Администрации города Бердска об обязании привести защитное сооружение гражданской обороны в надлежащее состояние.

В обоснование своих исковых требований прокурор указал, что прокуратурой города Бердска проведена проверка соблюдения законодательства, регулирующего порядок содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны.

Установлено, что 07.10.2008 за городом Бердском зарегистрировано право собственности на нежилое помещение площадью 243,1 кв.м, расположенное по адресу: .

Нежилое помещение расположено в подвальном помещении, номера на поэтажном плане: 1-4.

На основании постановления администрации г. Бердска от 26.10.2012 №4936 указанное помещение передано в оперативное управление Муниципальному бюджетному учреждению «Отдел по делам молодежи» (далее - МБУ «ОДМ»). 27.01.2021 за МБУ «ОДМ» зарегистрировано право оперативного управления на данное помещение.

Помещение является защитным сооружением, типа противорадиационное укрытие (далее - ПРУ), инвентарный номер П0004-55, вместимостью 109 человек, введено в эксплуатацию в 1962 году.

Статьями 1, 2, 6 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» предусмотрено, что гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также, при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты.

Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяет Правительство РФ. Постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 № 1309 утвержден Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны (далее - Порядок № 1309), согласно пункту 2 которого к объектам гражданской обороны относится, в том числе, противорадиационное укрытие - защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых от воздействия ионизирующих излучений при радиоактивном заражении (загрязнении) местности и допускающее непрерывное пребывание в нем укрываемых в течение нормативного времени.

В соответствии с п. 2 ч. 8 раздела III Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента РФ от 11.07.2004 № 868, МЧС России разрабатывает и утверждает порядок содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны.

Приказом МЧС России от 21.07.2005 № 575 утвержден Порядок содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время (далее - Порядок № 575), который определяет требования по содержанию и использованию защитных сооружений гражданской обороны в мирное время.

Согласно пункту 2 Порядка № 575 содержание ЗС ГО в мирное время обязано обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки к использованию по предназначению и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. При этом необходимо обеспечить сохранность: защитных свойств как ЗС ГО в целом, так и отдельных его элементов; герметизации и гидроизоляции всего ЗС ГО; инженерно-технического и специального оборудования, средств связи и оповещения ЗС ГО.

Инженерно-техническое и специальное оборудование, средства связи и оповещения ЗС ГО необходимо содержать в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению (п. 5 Порядка № 575).

Согласно п. 9 Порядка № 575 при использовании ЗС ГО в мирное время

необходимо:

поддерживать температуру в помещениях в соответствии с требованиями проекта;

обеспечить защиту от атмосферных осадков и поверхностных вод входов и аварийных выходов;

проводить окраску и ремонт помещений и оборудования систем жизнеобеспечения в соответствии с установленными правилами;

закрыть и опечатать герметические клапаны, установленные до и после фильтров-поглотителей, устройств регенерации и фильтров для очистки воздуха от окиси углерода;

обеспечить открываемые защитно-герметические и герметические ворота и двери подставками.

В целях сохранения имеющегося фонда защитных сооружений гражданской обороны, организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию защитных сооружений гражданской обороны в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее - Правила).

Согласно п. 3.2.1 Правил при эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.

При этом должна быть обеспечена сохранность:

защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и

герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств;

герметизации и гидроизоляции всего сооружения;

инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.

В силу п. 3.2.2 Правил при эксплуатации ЗС ГО в мирное время запрещается: перепланировка помещений; устройство отверстий или проемов в ограждающих конструкциях; нарушение герметизации и гидроизоляции; демонтаж оборудования; применение сгораемых синтетических материалов при отделке помещений.

На основании п. 3.2.5 Правил во входах, используемых в мирное время, защитно-герметические и герметические ворота и двери должны находиться в открытом положении на подставках и прикрываться съемными легкими экранами или щитами. Согласно п. 3.2.11 Правил инженерно-техническое оборудование ЗС ГО должно содержаться в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению.

Проверкой установлено, что защитное сооружение гражданской обороны, расположенное по , содержится с нарушением Порядка № 575 и Правил эксплуатации защитных сооружений и к приему укрываемых не готово:

- отсутствуют защитно - герметичные двери (ЗГД);

- освещение частично не исправно, система энергоснабжения требует капитального ремонта;

- состояние гидроизоляции помещения, состояние инженерно-технической системы фильтровентиляционного оборудования, а именно вентиляторов вытяжной и приточной вентиляционной системы, фильтров - поглотителей, герметических клапанов, воздуховодов требует капитального ремонта.

Указанное ненадлежащее состояние ПРУ противоречит требованиям ст. 36 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», которой установлено, что безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения. Параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 28 ч. 1 ст. 16 Федерального закона РФ от 06.10.2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального, городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических,

продовольственных, медицинских и иных средств относится к вопросам местного значения городского округа.

Согласно п. 9 Порядка № 1309 органы местного самоуправления на соответствующих территориях: в мирное время создают, сохраняют существующие объекты гражданской обороны и поддерживают их в состоянии постоянной готовности к использованию; осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.

Пунктом 10 Порядка № 1309 предусмотрено, что организации обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности.

Поскольку ПРУ находится в оперативном управлении МБУ «ОДМ», учреждение обязано поддерживать его в надлежащем состоянии и постоянной готовности к использованию, а также провести мероприятия по устранению выявленных нарушений и приведению ПРУ в состояние готовности к приему укрываемых.

На основании статьи 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Из п. 3 ст. 123.21 Гражданского кодекса РФ следует, что учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных п. 4-6 ст. 123.22 и п. 2 ст. 123.23 Гражданского кодекса РФ, несет собственник соответствующего имущества.

В силу п. 1 ст. 296 Гражданского кодекса РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

В соответствии с Уставом МБУ «ОДМ», утвержденным постановлением администрации г. Бердска от 11.01.2012 № 12, организационно - правовая форма юридического лица - бюджетное учреждение. Тип учреждения - муниципальное бюджетное учреждение (п. 1.4 Устава).

Финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется в виде субсидий из бюджета города Бердска, а также за счет средств, полученных в результате приносящей доходы деятельности (п. 1.11 Устава).

Учреждение является некоммерческой организацией, созданной в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом «О некоммерческих организациях», и не преследует извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, а направляет ее на уставные цели. Учредителем учреждения и собственником его имущества является муниципальное образование город Бердск в лице администрации города Бердска.

Функции и полномочия собственника имущества на основании п. 2 ст. 36 Устава города Бердска, утверждённого решением Совета депутатов г. Бердска от 18.06.2015 № 633, осуществляет администрация города Бердска.

Частью 1 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Закон № 7-ФЗ) установлено, что бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов), органов публичной власти федеральной территории или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Согласно ч.ч. 3, 6 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

Постановлением администрации города Бердска от 30.12.2015 № 4469 утверждён Порядок формирования муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в отношении муниципальных учреждений города Бердска и финансового обеспечения выполнения муниципального задания (далее - Порядок № 4469).

Согласно п.п. 4, 5 Порядка № 4469 муниципальное задание формируется главным распорядителем средств бюджета города Бердска (далее - ГРБС) подведомственному учреждению и утверждается учредителем - администрацией города Бердска не позднее 15 рабочих дней со дня утверждения решения о бюджете города Бердска на очередной финансовый год и плановый период. Муниципальное задание утверждается на срок, соответствующий установленному положением о бюджетном процессе в городе Бердске сроку формирования бюджета города Бердска.

На основании п. 17 Порядка № 4469 финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществляется путем предоставления субсидии муниципальным учреждениям в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете города Бердска на указанные цели главному распорядителю бюджетных средств города Бердска, в ведении которого находятся муниципальные учреждения.

Предоставление муниципальному учреждению субсидии осуществляется на основании соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии, заключаемого ГРБС с муниципальным учреждением (п. 18 Порядка № 4469).

Перечень главных распорядителей средств местного бюджета города Бердска и подведомственных им муниципальных учреждений города Бердска утверждён постановлением администрации города Бердска от 17.12.2018 № 3742 (далее - Перечень).

В соответствии с п. 9.39 Перечня главным распорядителем бюджетных средств МБУ «Отдел по делам молодежи» является муниципальное казенное учреждение «Управление образования и молодежной политики».

Таким образом, формирование муниципального задания для МБУ «ОДМ» с учетом затрат на проведение капитального ремонта ПРУ, а также иных работ по приведению его в надлежащее состояние должно быть возложено на ГРБС - МКУ «Управление образования и моложеной политики», а утверждение муниципального задания и финансирование указанных мероприятий - на администрацию города Бердска как на лицо, осуществляющее функции учредителя МБУ «ОДМ».

По результатам проверки, проведенной прокуратурой города в январе 2021 года, руководителю МБУ «ОДМ» 11.01.2021 внесено представление с требованием принять меры по устранению нарушений законодательства, регулирующего порядок содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны. До настоящего времени МБУ «ОДМ» мер к устранению нарушений закона не принято, ПРУ к приему укрываемых не готово.

Неприведение ПРУ в надлежащее состояние нарушает права неопределенного круга лиц на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

По указанным основаниям прокурор города Бердска просит:

Признать незаконным бездействие Администрации города Бердска и Муниципального бюджетного учреждения «Отдел по делам молодежи» по неподдержанию в надлежащем состоянии и постоянной готовности к использованию противорадиационного укрытия, расположенного по адресу: ;

Обязать Администрацию города Бердска и Муниципальное бюджетное учреждение «Отдел по делам молодежи» устранить выявленные нарушения при содержании и эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны - противорадиационного укрытия, расположенного по адресу: , не позднее одного года со дня вступления решения суда в законную силу: оборудовать противорадиационное укрытие защитно-герметичными дверями, провести капитальный ремонт системы энергоснабжения, провести капитальный ремонт гидроизоляции помещения противорадиационного укрытия, провести капитальный ремонт инженерно-технической системы фильтровентиляционного оборудования: вентиляторов вытяжной и приточной вентиляционной системы, фильтров-поглотителей, герметических клапанов, воздуховодов.

Прокурор Оченева Е.И. в судебном заседании заявленные требования поддержала, просила удовлетворить.

Представитель ответчика МБУ «Отдел по делам молодежи» Ольков И.С. исковые требования не признал. При этом пояснил, что он вступил в должность директора МБУ «ОДМ» 08.08.2022г., продолжает работу по снятию защитного сооружения с учета.

Представитель ответчика Администрации города Бердска Савельева Т.В. в судебном заседании исковые требования также не признала, поддержала письменный отзыв на исковое заявление (т.2 л.д.1-3).

По доводам отзыва, учет и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию защитных сооружений, расположенных на территории города Бердска и находящихся в муниципальной собственности, относится к компетенции органа местного самоуправления - администрации города Бердска.

Полномочия органов местного самоуправления города Бердска на решение задач в области гражданской обороны возложены на МКУ «Управление гражданской обороны города Бердска» (далее - МКУ «УГЗ г.Бердска») на основании Устава учреждения, утвержденного постановлением администрации города Бердска от 13.12.2011 №3560.

Кроме того, в целях обеспечения создания, сохранения и рационального использования ЗС ГО и иных объектов гражданской обороны на территории города Бердска постановлением администрации города Бердска от 19.10.2021 №3261 на МКУ «УГЗ г.Бердска» возложены соответствующие обязанности.

Постановлением администрации города Бердска от 26.10.2012 №4936 «Об изъятии из оперативного управления МКУ «УЖКХ» муниципального имущества и передаче его на баланс МБУ «ОДМ» передано на баланс МБУ «ОДМ» нежилое помещение общей площадью 243,1 кв.м, находящееся в подвале здания, расположенного по адресу: . Пунктом 3 указанного постановления за МБУ «ОДМ» установлена обязанность принять по акту приема-передачи на баланс учреждения названный выше объект муниципального имущества, обеспечить его содержание и эффективное использование.

Нежилое помещение общей площадью 243,1 кв.м, номера на поэтажном плане: 1-4, этаж: подвал, с кадастровым номером , расположенное по адресу: , закреплено за МБУ «ОДМ» на праве оперативного управления, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 27.01.2014 сделана запись регистрации .

Поскольку в настоящее время отсутствует потребность в ЗС ГО, расположенного по адресу: , а также МБУ «ОДМ» не имеет категории по гражданской обороне и не привлекается на территории города Бердска в период мобилизации, в учреждении отсутствует потребность для укрытия граждан, в том числе в радиусе 1000 метров сбора укрываемых, было принято решение о снятии данного ЗС ГО с учета.

В связи с тем, что в настоящее время проведение капитального ремонта в ЗС ГО, расположенном по адресу: , является нецелесообразным, поскольку в нем отсутствует потребность, и МКУ «ОДМ» ведется работа по снятию с учета ЗС ГО, представитель ответчика просит в удовлетворении заявленных исковых требований прокурора к МБУ «ОДМ», администрации города Бердска об обязании привести ЗС ГО, расположенное по адресу: г.Бердск, ул.Ленина, д.40, в надлежащее состояние не позднее одного года со дня вступления решения суда в законную силу отказать в полном объеме.

Представитель третьего лица Муниципальное казенное учреждение «Управление образования и молодежной политики», представитель третьего лица Муниципальное казенное учреждение «Управление гражданской защиты г. Бердска» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Представитель третьего лица ГУ МЧС России по Новосибирской области Сальников Д.И. в судебном заседании полагал исковые требования подлежащими удовлетворению. При этом пояснил, что пока ЗС ГО является действующим, не снято с учета, поддержание его в надлежащем состоянии является обязанностью организации, на балансе которой находится защитное сооружение.

Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

Как установлено при рассмотрении дела, 07.10.2008 за городом Бердском зарегистрировано право собственности на нежилое помещение площадью 243,1 кв.м, расположенное по адресу: подвальном помещении, номера на поэтажном плане: 1-4 (т.1 л.д.124, 125-128, 150).

На основании постановления администрации города Бердска от 26.10.2012 №4936 указанное помещение передано в оперативное управление муниципальному бюджетному учреждению «Отдел по делам молодежи» (МБУ «ОДМ») (т.1 л.д.152, 153). 27.01.2014 за МБУ «ОДМ» зарегистрировано право оперативного управления на нежилое помещение площадью 243,1 кв.м, расположенное по адресу: (т.1 л.д.124, 125-128, л.д.151).

Указанное помещение является защитным сооружением, типа противорадиационное укрытие (ПРУ), инвентарный номер П0004-55, вместимостью 109 человек, введено в эксплуатацию в 1962 году (т.1 л.д.161-163, 112).

В соответствии с Уставом МБУ «ОДМ», утвержденным постановлением администрации города Бердска от 11.01.2012 № 12, организационно - правовая форма юридического лица - бюджетное учреждение. Тип учреждения - муниципальное бюджетное учреждение (п. 1.4 Устава) (т.1 л.д.164-177).

Финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется в виде субсидий из бюджета города Бердска, а также за счет средств, полученных в результате приносящей доходы деятельности (п. 1.11 Устава).

Учреждение является некоммерческой организацией, созданной в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом «О некоммерческих организациях», и не преследует извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, а направляет ее на уставные цели. Учредителем учреждения и собственником его имущества является муниципальное образование город Бердск в лице администрации города Бердска.

Функции и полномочия собственника имущества на основании п. 2 ст. 36 Устава города Бердска, утверждённого решением Совета депутатов г. Бердска от 18.06.2015 № 633, осуществляет администрация города Бердска.

Постановлением администрации города Бердска от 30.12.2015 № 4469 утвержден Порядок формирования муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в отношении муниципальных учреждений города Бердска и финансового обеспечения выполнения муниципального задания.

Согласно п.п. 4, 5 Порядка № 4469 муниципальное задание формируется главным распорядителем средств бюджета города Бердска (далее - ГРБС) подведомственному учреждению и утверждается учредителем - администрацией города Бердска не позднее 15 рабочих дней со дня утверждения решения о бюджете города Бердска на очередной финансовый год и плановый период. Муниципальное задание утверждается на срок, соответствующий установленному положением о бюджетном процессе в городе Бердске сроку формирования бюджета города Бердска.

В соответствии с п. 17 Порядка № 4469 финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществляется путем предоставления субсидии муниципальным учреждениям в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете города Бердска на указанные цели главному распорядителю бюджетных средств города Бердска, в ведении которого находятся муниципальные учреждения.

Предоставление муниципальному учреждению субсидии осуществляется на основании соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии, заключаемого ГРБС с муниципальным учреждением (п. 18 Порядка № 4469).

Перечень главных распорядителей средств местного бюджета города Бердска и подведомственных им муниципальных учреждений города Бердска утвержден постановлением администрации города Бердска от 17.12.2018 № 3742 (далее - Перечень).

В соответствии с п. 9.39 Перечня главным распорядителем бюджетных средств МБУ «Отдел по делам молодежи» является муниципальное казенное учреждение «Управление образования и молодежной политики».

Формирование муниципального задания для МБУ «ОДМ» с учетом затрат на проведение капитального ремонта ПРУ, а также иных работ по приведению его в надлежащее состояние должно быть возложено на ГРБС - МКУ «Управление образования и молодежной политики», а утверждение муниципального задания и финансирование указанных мероприятий - на администрацию города Бердска как на лицо, являющееся учредителя МБУ «ОДМ».

Из справки по результатам проверки защитных сооружений ГО следует, что защитное сооружение гражданской обороны, расположенное по , требует капитального ремонта, имеет недостатки: отсутствуют защитно - герметичные двери (ЗГД), ставни; освещение частично неисправно, система энергоснабжения требует капитального ремонта; состояние гидроизоляции помещения, состояние инженерно-технической системы фильтровентиляционного оборудования, а именно: вентиляторов вытяжной и приточной вентиляционной системы, фильтров - поглотителей, герметических клапанов, воздуховодов требует капитального ремонта; защитное сооружение к приему укрываемых не готово (т.1 л.д.181-184).

Согласно справке по результатам обследования защитного сооружения гражданской обороны по адресу: от 16.12.2021г., в ходе проверки были выявлены указанные в акте нарушения (т.1 л.д.185-188).

По результатам проверки, проведенной прокуратурой города в январе 2021 года, руководителю МБУ «ОДМ» прокурором г. Бердска 11.01.2021 внесено представление с требованием принять меры по устранению нарушений законодательства, регулирующего порядок содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны (т.1 л.д.189-191).

В судебном заседании установлено, что до настоящего времени МБУ «ОДМ» указанные выше недостатки не устранены, ПРУ к приему укрываемых не готово.

Из перечня поручений Главы города Бердска, данных по результатам совещания по вопросу приведения защитных сооружений гражданской обороны в надлежащее состояние в рамках гражданских дел №2-543/2022, 2-643/2022 по искам прокурора г. Бердска, утвержденных 28.02.2022г., видно, что Главой города Бердска даны поручения: подготовить заключение об отсутствии потребности в защитном сооружении гражданской обороны, расположенном по адресу: , в срок до 09.03.2022г., организовать работу по сбору необходимых документов для снятия с учета ЗС ГО в срок до 18.03.2022г., создать комиссию для снятия с учета ЗС ГО в срок до 01.04.2022г., подготовить акт о снятии с учета ЗС ГО в течение 10 рабочих дней после создания комиссии, до утверждения акт о снятии с учета ЗС ГО направить на согласование в МЧС России в течение 3 рабочих дней после подготовки акта, после утверждения акт о снятии с учета ЗС ГО направить в МЧС России, в администрацию города Бердска, в ГУ МЧС России по НСО, в территориальное управление Росимущества в НСО в течение 3 рабочих дней после утверждения (т.1 л.д.213-214).

Письмом от 01.04.2022г. МБУ «ОДМ» просило Главу города Бердска продлить срок исполнения поручения до 30.05.2022г. (т.1 л.д.215).

Приказом МБУ «ОДМ» от 04.05.2022г. №102/1 создана комиссия по снятию с учета защитного сооружения гражданской обороны (т.1 л.д.216).

Из справки МБУ «ОДМ» от 04.05.2022г. следует, что в настоящее время МБУ «ОДМ» не имеет мобилизационного задания, в организации отсутствует потребность для укрытия НРС, в том числе в радиусе 1000 м сбора укрываемых. Организация не имеет «категорию» по гражданской обороне. ЗС ГО №П0004-55 в качестве «Убежища» не готово (т.1 л.д.219).

Согласно технико-экономическому заключению о возможности снятия с учета защитного сооружения гражданской обороны инв. №П0004-55, для восстановления работоспособности и содержания в полном объеме требований к «убежищу» необходимо значительное финансовое обеспечение, что экономически затруднительно для учреждения (т.1 л.д.221-222).

В соответствии со ст.ст. 1, 2, 6 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также, при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты.

Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяет Правительство РФ. Постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 № 1309 утвержден Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны (далее - Порядок № 1309), согласно пункту 2 которого к объектам гражданской обороны относится, в том числе, противорадиационное укрытие - защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых от воздействия ионизирующих излучений при радиоактивном заражении (загрязнении) местности и допускающее непрерывное пребывание в нем укрываемых в течение нормативного времени.

В соответствии с п. 2 ч. 8 раздела III Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента РФ от 11.07.2004 № 868, МЧС России разрабатывает и утверждает порядок содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны.

Приказом МЧС России от 21.07.2005 № 575 утвержден Порядок содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время (далее - Порядок № 575), который определяет требования по содержанию и использованию защитных сооружений гражданской обороны в мирное время.

Согласно пункту 2 Порядка № 575 содержание ЗС ГО в мирное время обязано обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки к использованию по предназначению и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. При этом необходимо обеспечить сохранность: защитных свойств как ЗС ГО в целом, так и отдельных его элементов; герметизации и гидроизоляции всего ЗС ГО; инженерно-технического и специального оборудования, средств связи и оповещения ЗС ГО.

Инженерно-техническое и специальное оборудование, средства связи и оповещения ЗС ГО необходимо содержать в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению (п. 5 Порядка № 575).

Согласно п. 9 Порядка № 575 при использовании ЗС ГО в мирное время

необходимо:

поддерживать температуру в помещениях в соответствии с требованиями проекта;

обеспечить защиту от атмосферных осадков и поверхностных вод входов и аварийных выходов;

проводить окраску и ремонт помещений и оборудования систем жизнеобеспечения в соответствии с установленными правилами;

закрыть и опечатать герметические клапаны, установленные до и после фильтров-поглотителей, устройств регенерации и фильтров для очистки воздуха от окиси углерода;

обеспечить открываемые защитно-герметические и герметические ворота и двери подставками.

В целях сохранения имеющегося фонда защитных сооружений гражданской обороны, организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию защитных сооружений гражданской обороны в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее - Правила).

Согласно п. 3.2.1 Правил при эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.

При этом должна быть обеспечена сохранность:

защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и

герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств;

герметизации и гидроизоляции всего сооружения;

инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.

В силу п. 3.2.2 Правил при эксплуатации ЗС ГО в мирное время запрещается: перепланировка помещений; устройство отверстий или проемов в ограждающих конструкциях; нарушение герметизации и гидроизоляции; демонтаж оборудования; применение сгораемых синтетических материалов при отделке помещений.

На основании п. 3.2.5 Правил во входах, используемых в мирное время, защитно-герметические и герметические ворота и двери должны находиться в открытом положении на подставках и прикрываться съемными легкими экранами или щитами. Согласно п. 3.2.11 Правил инженерно-техническое оборудование ЗС ГО должно содержаться в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению.

Ненадлежащее состояние ПРУ противоречит требованиям ст. 36 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», которой установлено, что безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения. Параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 28 ч. 1 ст. 16 Федерального закона РФ от 06.10.2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального, городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических,

продовольственных, медицинских и иных средств относится к вопросам местного значения городского округа.

Согласно п. 9 Порядка № 1309 органы местного самоуправления на соответствующих территориях: в мирное время создают, сохраняют существующие объекты гражданской обороны и поддерживают их в состоянии постоянной готовности к использованию; осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.

Пунктом 10 Порядка № 1309 предусмотрено, что организации обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности.

Поскольку ПРУ находится в оперативном управлении МБУ «ОДМ», учреждение обязано поддерживать его в надлежащем состоянии и постоянной готовности к использованию, а также провести мероприятия по устранению выявленных нарушений и приведению ПРУ в состояние готовности к приему укрываемых.

В силу ст. 210 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно п. 3 ст. 123.21 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных п. 4-6 ст. 123.22 и п. 2 ст. 123.23 ГК РФ, несет собственник соответствующего имущества.

В соответствии с п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Частью 1 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» установлено, что бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов), органов публичной власти федеральной территории или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Согласно ч.ч. 3, 6 ст. 9.2 Федерального закона № 7-ФЗ государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

Полномочия органов местного самоуправления города Бердска на решение задач в области гражданской обороны возложены на МКУ «Управление гражданской обороны города Бердска» (далее - МКУ «УГЗ г.Бердска») на основании Устава учреждения, утвержденного постановлением администрации города Бердска от 13.12.2011 №3560 (т.1 л.д.129, 130-133).

В целях обеспечения создания, сохранения и рационального использования ЗС ГО и иных объектов гражданской обороны на территории города Бердска постановлением администрации города Бердска от 19.10.2021 №3261 на МКУ «УГЗ г.Бердска» возложены обязанности, в том числе: организовать учет защитных сооружений гражданской обороны, обеспечить контроль за поддержанием организациями балансодержателями ЗС ГО в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению, организовать работу по приведению в готовность ЗС ГО на территории города Бердска, находящихся в муниципальной собственности, при отсутствии потребности в ЗС ГО, а также в целях снижения материальной нагрузки по содержанию ЗС ГО организовать работу по снятию с учета ЗС ГО в соответствии с действующим законодательством (т.1 л.д.136-137).

В судебном заседании установлено, что защитное сооружение гражданской обороны до настоящего времени не приведено в надлежащее состояние, что нарушает права неопределенного круга лиц на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Также судом установлено, что защитное сооружение гражданской обороны с учета не снято.

Таким образом, бездействие ответчиков следует признать незаконным и обязать их устранить выявленные нарушения при содержании и эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны.

При таких обстоятельствах исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.

Суд считает достаточным срок для устранения нарушений при содержании и эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны - не позднее одного года со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования прокурора г. Бердска удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации города Бердска и Муниципального бюджетного учреждения «Отдел по делам молодежи» по неподдержанию в надлежащем состоянии и постоянной готовности к использованию противорадиационного укрытия, расположенного по адресу: .

Обязать Администрацию города Бердска и Муниципальное бюджетное учреждение «Отдел по делам молодежи» устранить выявленные нарушения при содержании и эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны - противорадиационного укрытия, расположенного по адресу: , не позднее одного года со дня вступления решения суда в законную силу: оборудовать противорадиационное укрытие защитно-герметичными дверями, провести капитальный ремонт системы энергоснабжения, провести капитальный ремонт гидроизоляции помещения противорадиационного укрытия, провести капитальный ремонт инженерно-технической системы фильтровентиляционного оборудования: вентиляторов вытяжной и приточной вентиляционной системы, фильтров-поглотителей, герметических клапанов, воздуховодов.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца.

Председательствующий /подпись/ Л.В. Карпова

Мотивированное решение составлено 30.08.2022 г.