ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-543/2022 от 25.05.2022 Пролетарского районного суда г. Саранска (Республика Мордовия)

Дело № 2-543/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Саранск 25 мая 2022 г.

Пролетарский районный суд г. Саранска Республики Мордовия

в составе: судьи Юркиной С.И.,

при секретаре Тишковой О.В.,

с участием в деле:

истца Дуркиной Лидии Васильевны

представителя ответчика общества с ограниченной ответственностью «РЕМОНДИС Саранск» Ефремовой Елены Владимировны, действующей на основании доверенности ,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дуркиной Лидии Васильевны к обществу с ограниченной ответственностью «РЕМОНДИС Саранск» о признании действий ответчика, выразившихся в начислении платы за коммунальные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, незаконными, о возложении обязанности произвести перерасчет начисленной платы за коммунальные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами,

установил:

Дуркина Л.В. обратилась в суд с иском к обществу ограниченной ответственностью «РЕМОНДИС Саранск» (далее – ООО «РЕМОНДИС Саранск») о признании действий ответчика, выразившихся в начислении платы за коммунальные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, незаконными, о возложении обязанности произвести перерасчет начисленной платы за коммунальные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее по тексту – ТКО).

В обоснование иска указала, что проживая в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, ежемесячно в полном объеме производит оплату за потребляемые коммунальные услуги по обращению с ТКО. Также она является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в котором не проживает. Вместе с тем, ответчиком ей начислена плата в размере 3 854 руб. 65 коп. за коммунальную услугу по обращению с ТКО по этому адресу, которой она не пользовалась.

.._.._.. она обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, в связи с тем, что она не проживала в доме по адресу: <адрес>. В удовлетворении данного заявления ответчик отказал, по мотиву того, что она является собственником жилого помещения и, в силу закона, не освобождается от уплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО по изложенным в заявлении обстоятельствам.

Считает действия ответчика по начислению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО по адресу: <адрес>, незаконными.

На основании изложенного, и ст. ст. 8, 10 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» от .._.._.. просит суд признать незаконными действия ответчика, выразившиеся в начислении платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО по адресу: <адрес>, и произвести перерасчет начисленной ответчиком платы за данную услугу.

В судебном заседании истец Дуркина Л.В. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

В судебном заседании представитель ответчика ООО «РЕМОНДИС Саранск» Ефремова Е.В не признала иск, по тем основаниям, что, в силу закона, .._.._.. Дуркина Л.В. – собственник жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, обязана заключить договор на предоставление коммунальной услуги по обращению с ТКО. Дуркина Л.В. самостоятельно не обращалась в ООО «РЕМОНДИС Саранск» для заключения договора. После получения ООО «РЕМОНДИС Саранск» в декабре 2021 г. информации о наличии в собственности Дуркиной Л.В. жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, начислена плата за указанную коммунальную услугу, начиная с .._.._...

Суд, исследовав доказательства, считает, что исковые требования Дуркиной Л.В. не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Дуркина Л.В. зарегистрирована в месте постоянного жительства в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>. Данная квартира принадлежит ей на праве общей долевой собственности в размере 3/4 доли. Государственная регистрация общей долевой собственности произведена .._.._.. по записи .

Также Дуркина Л.В. является собственником жилого дома общей площадью 28.74 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>. Государственная регистрация права произведена .._.._.. по записи (свидетельство о государственной регистрации права собственности <адрес> от .._.._..).

Согласно выписке Администрации Козловского сельского поселения Атяшевского муниципального района Республики Мордовия из домовой книги от .._.._.., в жилом доме, расположенном по адресу <адрес>, не имеются лица, зарегистрированные по месту жительства.

Согласно части 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.

В соответствии с п. 5 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются сбор, транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.

Поскольку истец Дуркина Л.В. имеет в собственности квартиру и жилой дом, то, в силу перечисленного закона, она обязана в каждом принадлежащем ей объекте недвижимости обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Порядок обращения с твердыми коммунальными отходами и заключение договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами регламентированы следующим законодательством.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее по тексту – Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ) твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

В силу п. 1 ст. 24.6. Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

В соответствии с пунктом 4 ст. 24.6. Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Пунктом 6 ст. 24.6. Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ закреплено, что содержание и порядок заключения соглашения между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональными операторами, условия проведения торгов на осуществление транспортирования твердых коммунальных отходов устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации.

В пункте 7 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ указано, что зона деятельности регионального оператора представляет собой территорию или часть территории субъекта Российской Федерации, на которой региональный оператор осуществляет деятельность на основании соглашения, заключаемого с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей.

ООО «РЕМОНДИС Саранск» осуществляет свою деятельность на основании лицензии от .._.._.. по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, выданной Управлением службы по надзору в сфере природопользования по Республике Мордовия.

Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты, населения Республики Мордовия от 12.10.2016 № 16/129 утверждена территориальная схема обращения с отходами, в том числе с ТКО на территории Республики Мордовия, куда включен городской округ Саранск, Атяшевский муниципальный район.

Из копии соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Мордовия от .._.._.. следует, что по результатам конкурсного отбора, между Министерством жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Республики Мордовия и ООО «РЕМОНДИС Саранск» заключено Соглашение от .._.._.. (далее по тексту – Соглашение). Согласно пунктам 1, 2 Соглашения ООО «РЕМОНДИС Саранск» присвоен уполномоченным государственным органом субъекта РФ статус регионального оператора по обращению с ТКО на территории Республики Мордовия с момента подписания настоящего соглашения до .._.._...

Из пункта 7.2.2 Дополнительного соглашения к указанному Соглашению следует, что региональный оператор обязан приступить к исполнению обязательств по настоящему соглашению в полном объеме, в том числе и на территории городского округа Саранск, Атяшевского муниципального района Республики Мордовия с .._.._...

Согласно ч. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Порядок обращения с ТКО, заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО установлены Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641» (далее по тексту – Правила обращения с ТКО), а также Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее по тексту – Правила предоставления коммунальных услуг).

К правоотношениям, связанным с оказанием физическим лицам такой услуги, как сбор и вывоз ТКО также применимы правила Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) о публичном договоре.

Согласно п. 1 ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

В случаях, предусмотренных законом, правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.) (п. 4 ст. 426 ГК РФ).

Пунктом 5 ст. 426 ГК РФ определено, что условия публичного договора, которые не соответствуют указанным требованиям, ничтожны и не влекут каких-либо юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с их недействительностью (ст. 426, 167 ГК РФ).

В соответствии со ст. 438 ГК РФ акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии. Акцепт должен быть полным и безоговорочным.

Молчание не является акцептом, если иное не вытекает из закона, соглашения сторон, обычая или из прежних деловых отношений сторон.

Совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте.

В пункте 8(17) Правил обращения с ТКО установлено, что региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайге в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации.

Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет» адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.

Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.

В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

.._.._.. в официальном печатном издании органов государственной власти Республики Мордовия в газете «Известия Мордовии» региональным оператором ООО «РЕМОНДИС Саранск» опубликовано адресованное, в том числе потребителям городского округа Саранск, Атяшевского муниципального района Республики Мордовия, предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора для физических лиц - собственников, арендаторов, пользователей жилых помещений в многоквартирных домах и индивидуальных жилых домах в частном секторе Республики Мордовия, что подтверждается копией публикации объявления от указанной даты. Также региональным оператором опубликована информация по предмету договора. Опубликованный договор содержит все необходимые для данного вида договора существенные условия, изложены: предмет договора (оказание услуг по обращению с ТКО, обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение. Потребитель обязуется оплачивать услуги по цене, определенной в пределах утвержденного тарифа (п. 2.1)), права и обязанности сторон (п. 5.1), срок начала оказания услуг (п. 2.5), порядок фиксации нарушений (п. 7), ответственность сторон (п.8), сроки и порядок оплаты услуг по договору (п. 3). В договоре содержится информация и иных условиях, предусмотренных ст. 432 ГК РФ, п. 25 Правил обращения с ТКО.

В п. 1.5 опубликованной публичной оферты (договора) Региональным оператором Потребители уведомлены о том, что заключением договора, то есть полным и безоговорочным принятием (акцептом) Потребителем условий договора и всех его приложений, являющихся неотъемлемой частью договора в соответствии с п. 1 ст. 433, п. 3 ст. 438 ГК РФ является совершение Потребителем действий, свидетельствующих о намерении Потребителя присоединиться к настоящему публичному договору, изложенному в данной оферте, в том числе перечислении денежных средств за оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами Потребителем на расчетный счет регионального оператора, фактическое пользование представленными региональным оператором контейнерами или иные действия, свидетельствующие о фактическом пользовании услугой регионального оператора. Заключение договора на оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными услугами также возможно путем подписания Потребителем двух экземпляров настоящего договора в офисе регионального оператора. При этом оба способа заключения договора являются юридически равнозначными и влекут за собой одинаковые юридические последствия.

В соответствии с п. 2 ст. 70 Закона Республики Мордовия «О правовых актах Республики Мордовия» от 21.02.2002 № 10-3 газета «Известия Мордовии» является источником официального опубликования правовых актов Республики Мордовия. Исходя из этого, следует, что информация, опубликованная в газете «Известия Мордовии», считается доведенной до всех лиц, находящихся на территории Республики Мордовия. Это означает, что ООО «РЕМОНДИС Саранск» выполнило свою обязанность по направлению предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и проекта такого договора.

Согласно п. 2.5 опубликованной публичной оферты от .._.._.. дата начала оказания услуг региональным оператором по обращению с ТКО для физических лиц городского округа Саранск - .._.._.., Атяшевского муниципального района - .._.._...

В соответствии с п. 148(1) Правил предоставления коммунальных услуг предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148(4) - 148(6) настоящих Правил.

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.

В соответствии с п. 148(2) Правил предоставления коммунальных услуг договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами.

В силу п. 148(15) Правил предоставления коммунальных услуг собственник помещения в многоквартирном доме и собственник жилого дома (домовладения) вправе инициировать заключение в письменной форме договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 148(4) и подпункте «б» пункта 148(5) настоящих Правил, путем подачи исполнителю по месту его нахождения, по почте или иным согласованным с исполнителем способом подписанного собственником (одним из сособственников) заявления о заключении договора в 2 экземплярах, содержащего информацию, указанную в подпунктах «в», «г», «д» и «л» пункта 19 настоящих Правил, а также сведения о количестве расчетных единиц, утверждаемых при определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органами местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) для данной категории объекта, и копий документов, указанных в пункте 148 (14) настоящих Правил.

Исполнитель не позднее 10 рабочих дней со дня принятия заявления и прилагаемых к нему документов обязан выдать заявителю в месте нахождения исполнителя, по почте или иным согласованным с заявителем способом подписанный исполнителем проект договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в 2 экземплярах.

Таким образом, обязанность регионального оператора заключать договор на оказание услуг по обращению с ТКО с любым лицом, которое обратится к нему с одной стороны и обязанность каждого собственника ТКО заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором с другой стороны, при отсутствии заявления собственника жилого дома о заключении договора в 2 экземплярах с перечнем приложенных документов, в совокупности означает, что с .._.._.. данный договор считается заключенным автоматически, после совершения действий, свидетельствующих о намерении присоединиться к настоящему договору (фактическое пользование услугами, перечисление платы на расчетный счет за оказанные услуги и др.). Данный договор считается заключенным независимо от наличия письменного договора. При этом как составление и подписание письменного договора, так и совершение конклюдентных действий в соответствии с формой акцепта, указанного в пункте 1.5 публичной оферты, являются юридически равнозначными способами заключения договора. Фактическое пользование потребителем услугами регионального оператора по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов предполагается. В обязанность регионального оператора не входит проверка факта осуществления потребителем складирования отходов от использования потребительских товаров и упаковки, утративших потребительские свойства, количества накопленного и сложенного ТКО.

Исходя из содержания перечисленных норм закона истица Дуркина Л.В., являясь собственником жилых помещений, могла заключить с исполнителем – ответчиком договор о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.

Отсутствие заключенного в письменной форме договора об оказании услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, не исключает обязанность собственника твердых бытовых отходов производить оплату коммунальных услуг, что следует из положений пунктов 4, 8(17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, статьи 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", части 6 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Из пояснений истицы следует, что она не обращалась к ответчику по вопросу заключения с ней письменных договоров о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Согласно квитанции на оплату обращения с ТКО за февраль 2002 г. по лицевому счету , открытому ООО «РЕМОНДИС Саранск» на имя Дуркиной Л.В. по адресу: <адрес>, начисления за данную услугу производятся, исходя из двух зарегистрированных в жилом помещении лиц, то есть, в том числе на потребителя услуги Дуркину Л.В.

Стороны не оспаривают, что по указанному адресу Дуркина Л.В. производит оплату услуги обращения с ТКО с .._.._... Предметом спора данные начисления не являются.

Следовательно, между истцом и ответчиком договор о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами по указанному адресу заключен путем совершения конклюдентных действий.

Аналогично с .._.._.. заключен между истцом и ответчиком договор о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами по месту нахождения жилого дома, принадлежащего на праве собственности Дуркиной Л.В., по адресу: <адрес>, поскольку услуги по вывозу ТКО оказываются собственникам в каждом отдельном принадлежащим им помещении независимо от проживания в них граждан.

Из пояснений представителя ответчика следует, что 2021 г. лицевой счет на оплату коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами по адресу: <адрес>, открыт на имя собственника Дуркиной Л.В., поскольку только .._.._.. ООО «РЕМОНДИС Саранск» стало известно о наличии у Дуркиной Л.В. с 2003 года права собственности на этот жилой дом. В связи с чем были произведены начисления с .._.._.. и в счете за январь 2022 г. выставлена задолженность за период с .._.._.. по .._.._.. в размере 3 773 руб. 12 коп.

Данные обстоятельства подтверждаются пояснениями самой истицы Дуркиной Л.В. о том, что администрацией Козловского сельского поселения Атяшевского муниципального района Республики Мордовия в 2018 г. предоставлялся в ООО «РЕМОНДИС Саранск» список только жилых домов в селе Козловка, где граждане проживали постоянно. Она не проживала в принадлежащем ей доме, в связи, с чем в этот список её дом не включен.

Согласно квитанции на оплату за январь 2022 г., выставленной ООО «РЕМОНДИС Саранск» по лицевому счету на имя Дуркиной Л.В. по указанному выше адресу, по состоянию на .._.._.. имеется задолженность в размере 3 773 руб. 12 коп.

Истец Дуркина Л.В. оспаривает начисления по лицевому счету , ссылаясь на то, что она, как собственник двух жилых помещений, обязана оплачивать услугу по вывозу ТКО, предоставленную в месте своего жительства.

В силу части 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с подп. «а» п. 148(23) и подп. «в» п. 148(25) Правил предоставления коммунальных услуг исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами имеет право требовать внесения платы за потребленную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также в случаях, установленных федеральными законами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, - уплаты неустоек (штрафов, пеней), а потребитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Пунктом 148(44) Правил предоставления коммунальных услуг предусмотрена возможность перерасчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, предусмотренном разделом VIII Правил, только в случае временного, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствия проживающего (постоянно или временно) в жилом помещении потребителя.

Перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется при временном отсутствии потребителя в жилом помещении на основании заявления потребителя, поданного до начала периода временного отсутствия потребителя или не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя (п. 91 Правил предоставления коммунальных услуг).

Пунктом 148(36) Правил N 354 прямо предусмотрено, что при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

При этом, ввиду отсутствия возможности определения объема индивидуального потребления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами размер платы за данную услугу рассчитывается, исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении, а при отсутствии информации о таковых - с учетом количества собственников жилого помещения (пункт 56(2) Правил).

Применяя положения перечисленного закона к установленным судом обстоятельствам, суд приходит к выводу о том, что начисление ответчиком платы за потребление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами производится:

по квартире, расположенной по адресу: <адрес>, исходя из количества лиц, зарегистрированных и проживающих в ней;

по жилому дому, находящемуся по адресу: <адрес>, с учетом одного собственника Дуркиной Л.В.

Данные действия ответчика по открытию лицевых счетов и начислению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами соответствуют требованиям перечисленных закона и законодательных актов.

Неиспользование истцом принадлежащего ему на праве собственности жилого дома не тождественно понятию «временное отсутствие потребителя», применяемом в Правилах предоставления коммунальных услуг для проведения соответствующего перерасчета за коммунальную услугу, и, следовательно, не является основанием для освобождения истца Дуркиной Л.В., как собственника жилого помещения, от оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Поскольку не проживание истца Дуркиной Л.В. в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, в силу вышеприведенных норма права, не освобождает ее от обязанности по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, которая рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения, действия ответчика ООО «РЕМОНДИС Саранск» по начислению Дуркиной Л.В. платы за указанную коммунальную услугу основаны на нормах закона, в связи с чем не могут быть признаны судом незаконными, как этого требует истец.

Порядок перерасчета платы за услугу, которую потребители обязаны оплачивать как собственники помещения, в котором не проживает ни один потребитель, ни Правилами предоставления коммунальных услуг, ни иными нормативно - правовыми актами не предусмотрен.

Следовательно, отсутствуют правовые основания для возложения на ответчика обязанности осуществить перерасчет платы истцу за коммунальную услугу по обращению с ТКО.

Что касается, доводов истца о том, что ответчик имел право произвести начисления за последние три года, в связи с чем подлежит применению срок исковой давности к начислениям, произведенным за пределами трехлетнего срока, то они основаны на неправильном толковании норм материального права.

Из содержания подп. «а» п. 148(23) и подп. «в» п. 148(25) Правил предоставления коммунальных услуг следует, что исполнитель услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами имеет право требовать внесения платы за весь период потребления коммунальной услуг. А в рассматриваемом случае такая услуга предоставляется истцу по жилому дому с .._.._.., соответственно, у ответчика возникло право требовать внесения платы за весь период потребления коммунальной услуг, начиная с .._.._...

В соответствии со статьей 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

Исковая давность применяется только по заявлению стороны ответчика в споре (пункт 2 статьи 199 ГК РФ) или третьего лица, если в случае удовлетворения иска к ответчику возможно предъявление ответчиком к третьему лицу регрессного требования или требования о возмещении убытков (пункт 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности"

В данном случае ООО «РЕМОНДИС Саранск» не предъявил встречные исковые требования о взыскании с истца задолженности по платежам по обращению с ТКО. Соответственно, не имеются оснований для заявления стороной истца о применения срока исковой давности к начисленной ему задолженности.

Таким образом, исковые требования истца не подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Пролетарский районный суд г. Саранска Республики Мордовия,

решил:

отказать Дуркиной Лидии Васильевне в удовлетворении иска к обществу с ограниченной ответственностью «РЕМОНДИС Саранск» о признании действий ответчика, выразившихся в начислении платы за коммунальные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, незаконными, о возложении обязанности произвести перерасчет начисленной платы за коммунальные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме через Пролетарский районный суд г. Саранска Республики Мордовия.

Судья