ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-543/2023 от 11.10.2023 Елецкого районного суда (Липецкая область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 октября 2023 г. Елецкий районный суд Липецкой области в составе

председательствующего судьи Рыжковой О.В.

при секретаре Денисовой А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ельце Липецкой области гражданское дело №2-543/2023 по иску ФИО1 к государственной компании »Российские автомобильные дороги» и Федеральному дорожному агентству «Росавтодор» об изменении границ зоны с особыми условиями использования территории,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратился в суд с иском к государственной компании «Российские автомобильные дороги» и Федеральному дорожному агентству об устранении препятствий в пользовании земельным участком, признании отсутствующим обременения в виде «наложения зоны с особыми условиями использования территории «придорожная полоса» и о возложении обязанности «внести изменения в ЕГРН». В ходе подготовки дела к рассмотрению ФИО1 уточнил иск, просил изменить границы зоны с особыми условиями использования территории «придорожная полоса». В обоснование иска сослался на то, что принадлежащий ему земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу <адрес>, попал в зону с особыми условиями использования территории «придорожная полоса». Однако, участок автодороги М-4 «Дон» в Елецком районе Липецкой области на 374 км относится к 3 технической категории, в связи с чем придорожная полоса должна составлять 50 м. В случае изменения ширины придорожной полосы его земельный участок, предоставленный для индивидуального жилищного строительства, не будет попадать в эту зону.

В судебном заседании истец ФИО1 поддержал уточненный иск, подтвердив изложенные выше обстоятельства. Пояснил, что федеральным законом четко установлена ширина придорожной полосы в 50 м для дороги третьей технической категории.

Представитель ответчика Государственной компании «Российские автомобильные дороги» ФИО2 в судебном заседании иск не признала, пояснила, что в ходе рассмотрения дела о признании незаконным решения об установлении зоны с особыми условиями использования территории установлено, что вне зависимости от участков автомобильной дороги, автодорога «Дон» является дорогой общего пользования федерального значения, придорожная полоса для которой составляет 100 м.

Представители соответчика – Федерального дорожного агентства и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора администрации сельского поселения Пищулинский сельсовет Елецкого муниципального района в судебное заседание не явились.

Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 105 Земельного кодекса Российской Федерации одним из видов зоны с особыми условиями использования территорий являются придорожные полосы автомобильных дорог.

Согласно ст. 106 ЗК РФ если иное не предусмотрено настоящей статьей, установление, изменение, прекращение существования зоны с особыми условиями использования территории осуществляются на основании решения уполномоченного органа государственной власти, органа местного самоуправления (ч.6).

Зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются независимо от категорий земель и видов разрешенного использования земельных участков (ч.23).

Зоны с особыми условиями использования территорий, в том числе возникающие в силу закона, ограничения использования земельных участков в таких зонах считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о зоне с особыми условиями использования территории, соответствующих изменений в сведения о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости (ч.24).

В соответствии со ст. 107 ЗК РФ со дня установления или изменения зоны с особыми условиями использования территории на земельных участках, расположенных в границах такой зоны, не допускаются строительство, использование зданий, сооружений, разрешенное использование (назначение) которых не соответствует ограничениям использования земельных участков, предусмотренных решением об установлении, изменении зоны с особыми условиями использования территории, а также иное использование земельных участков, не соответствующее указанным ограничениям, если иное не предусмотрено пунктами 2 и 4 настоящей статьи (ч.1).

Согласно п.16 ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" придорожные полосы автомобильной дороги - территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода автомобильной дороги и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания автомобильной дороги, ее сохранности с учетом перспектив развития автомобильной дороги;

В силу ст. 26 того же Закона для автомобильных дорог, за исключением автомобильных дорог, расположенных в границах населенных пунктов, устанавливаются придорожные полосы (ч.1).

В зависимости от класса и (или) категории автомобильных дорог с учетом перспектив их развития ширина каждой придорожной полосы устанавливается в размере: 1) семидесяти пяти метров - для автомобильных дорог первой и второй категорий; 2) пятидесяти метров - для автомобильных дорог третьей и четвертой категорий; 3) двадцати пяти метров - для автомобильных дорог пятой категории; 4) ста метров - для подъездных дорог, соединяющих административные центры (столицы) субъектов Российской Федерации, города федерального значения с другими населенными пунктами, а также для участков автомобильных дорог общего пользования федерального значения, построенных для объездов городов с численностью населения до двухсот пятидесяти тысяч человек; 5) ста пятидесяти метров - для участков автомобильных дорог, построенных для объездов городов с численностью населения свыше двухсот пятидесяти тысяч человек (ч.2).

Решение об установлении придорожных полос автомобильных дорог федерального, регионального или муниципального, местного значения или об изменении таких придорожных полос принимается соответственно федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления (ч.3).

Строительство, реконструкция в границах придорожных полос автомобильной дороги объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, установка рекламных конструкций, информационных щитов и указателей допускаются при наличии согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги. Это согласие должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию в границах придорожных полос автомобильной дороги таких объектов, установку рекламных конструкций, информационных щитов и указателей (далее в настоящей статье - технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению) (ч. 8).

Положение о придорожных полосах автомобильных дорог утверждается Правительством Российской Федерации (ч.9).

В соответствии с Указом Президента РФ от 27 июня 1998 г. N 727 "О придорожных полосах федеральных автомобильных дорог общего пользования" в целях повышения безопасности дорожного движения и улучшения эксплуатации федеральных автомобильных дорог общего пользования для федеральной автомобильной дороги общего пользования предусмотрены с каждой стороны придорожные полосы шириной не менее 50 метров считая от границы полосы отвода.

В придорожных полосах федеральных автомобильных дорог общего пользования запрещается строительство капитальных сооружений, за исключением объектов дорожной службы, а также зданий и сооружений, предназначенных для обслуживания владельцев и пассажиров автотранспортных средств (объектов дорожного сервиса).

В соответствии с Правилами установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования (утв. постановлением Правительства РФ от 1 декабря 1998 г. N 1420) особый режим использования земель в пределах придорожных полос предусматривает ряд ограничений при осуществлении хозяйственной деятельности в пределах этих полос для создания нормальных условий эксплуатации автомобильных дорог и их сохранности, обеспечения требований безопасности дорожного движения и безопасности населения.

Как установлено судом и следует из материалов дела, истцу ФИО1 принадлежит земельный участок площадью 1330 кв.м с кадастровым номером , расположенный по адресу <адрес>, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства. Право собственности зарегистрировано 31 марта 2017 года на основании постановления администрации сельского поселения Пищулинский сельсовет Елецкого муниципального района Липецкой области от 28 марта 2017 года.

Распоряжением Федерального дорожного агентства от 30 января 2019 г. N 156-р установлены придорожные полосы автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-4 "Дон" Москва - Воронеж - Ростов-на-Дону - Краснодар - Новороссийск на участках км 370+926 - км 401+790 (старое направление), км 372+233 - км 397+130 (новое направление), расположенных в границах Елецкого района Липецкой области, шириной 100 метров, считая от границы полосы отвода с каждой стороны указанной автомобильной дороги, являющиеся зоной с особым режимом использования земель, согласно текстовому описанию местоположения границ установленной зоны - перечню кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах придорожных полос, графическому описанию местоположения границ установленной зоны - схеме расположения границ придорожных полос, перечню координат характерных точек границ установленной зоны.

Государственной компании "Российские автомобильные дороги" предписано обозначить границы придорожных полос указанной автомобильной дороги общего пользования федерального значения информационными щитами (указателями), устанавливаемыми на межевых знаках, обозначающих границы полосы отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения, с указанием сведений о расстоянии от границы полосы отвода до границы придорожной полосы автомобильной дороги.

Для определения границ придорожных полос федеральной автодороги М-4 Дон в Липецкой области заказаны и проведены кадастровые работы.

14.07.2019 г. сведения об установлении зоны с особыми условиями использования территории внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

Согласно приложению 1 к Распоряжению Федерального дорожного агентства от 30.01.2019 г. земельный участок с КН площадью 0,1330 га, принадлежащий истцу ФИО1, полностью расположен в границах полосы автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-4 «Дон».

Решением Елецкого районного суда Липецкой области от 05.05.2023 г., вступившим в законную силу 16.08.2023 г., ФИО1 отказано в удовлетворении иска к тем же ответчикам о снятии ограничения с земельного участка с КН , путем внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости в части границы придорожной полосы автомобильной дороги федерального значения М-4 «Дон».

13.06.2023 г. отдел строительства и архитектуры администрации Елецкого муниципального района Липецкой области уведомил ФИО1 о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке в связи с тем, что он полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории с реестровым .

Обращаясь в суд с настоящим иском, истец ФИО1 указывает, что коль скоро по сообщению государственной компании «Автодор» участок автомобильной дороги М-4 «Дон» в Елецком районе Липецкой области на 374 км (альтернативное направление) относится к 3 технической категории, ширина придорожной полосы должна составлять пятьдесят метров.

Однако, этот довод истца отвергнут судом, как необоснованный, что нашло отражение в апелляционном определении Липецкого областного суда от 16.08.2023 г. Как указано в этом определении, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2010 года № 928 «О перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения» автодорога М4 «Дон» от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска является автомобильной дорогой общего пользования федерального значения. Поскольку дорога соединяет город федерального значения Москву с городами Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар, то есть с административными центрами субъектов Российской Федерации, и Новороссийском (другой населенный пункт), то в силу пункта 4 части 2 статьи 26 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» придорожная полоса установлена в размере ста метров вне зависимости от категории дороги отдельных участков.

В силу ч.2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Поскольку судом установлено, что автодорога М4 «Дон» на всем ее протяжении имеет придорожную полосу в размере 100 м (за исключением ее участков, расположенных в границах населенных пунктов), эти обстоятельства в настоящем деле оспариваться не могут.

Правовых оснований для удовлетворения иска ФИО1 у суда нет.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 61, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать ФИО1 в удовлетворении иска к государственной компании» Российские автомобильные дороги» и Федеральному дорожному агентству «Росавтодор» об изменении границ зоны с особыми условиями использования территории.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Елецкий районный суд.

Судья -

Мотивированное решение изготовлено 18.10.2023 г.

Судья -