ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5442/2021 от 30.09.2021 Центрального районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

Дело № 2-5442/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 сентября 2021 г.

Центральный районный суд г. Волгограда в составе:

председательствующего судьи Коротенко Д.И.,

при секретаре Павлове Ф.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда г. Волгограда гражданское дело по исковому заявлению Скромчанинова А. Я. к Комитету жилищной и социальной политики администрации Волгограда, Комитету строительства Волгоградской области, Администрации г. Волгограда о признании права и обязании выдать сертификат,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился в суде к Комитету жилищной и социальной политики администрации Волгограда, Комитету строительства Волгоградской области, Администрации г. Волгограда о признании права и обязании выдать сертификат, просит суд признать право на получение государственного жилищного сертификата в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугам граждан РФ», утвержденной постановлением Правительства РФ от 30.12.2017 «Об утверждении государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», по категории «граждане, выезжающие(выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». Обязать Комитет строительства Волгоградской области выдать Скромчанинову А.Я. государственный жилищный сертификат в порядке очередности.

В судебное заседание истец не явился, извещен надлежащим образом, ранее предоставил заявление о рассмотрении без его участия.

Представитель ответчика Комитет жилищной и социальной политики администрации Волгограда в судебном заседании по иску возражала.

Представитель ответчика Комитета строительства Волгоградской области в судебном заседании возражал по иску, приобщил письменные возражения.

Представитель ответчика Администрации г. Волгограда в судебное заседание не явилась.

Суд, заслушав представителей ответчиков, оценив доводы иска, возражений на него, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Закон №59-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона №59-ФЗ в обязанности государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица входит, в том числе, обеспечение объективного, всестороннего и своевременного рассмотрения обращения; подготовка и направление в адрес гражданина письменного ответа по существу поставленных в обращении вопросов.

Статья 5 Закона №59-ФЗ наделяет гражданина правом обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ст. 15 Закона №59-ФЗ лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 1 ФЗ от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели.

В п. 2, 3 Постановления Правительства РФ от 10.12.2002 N 879 (ред. от 15.11.2019) "Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществление полномочий по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.

В п. 2.6.1 Приказа комитета строительства Волгоградской обл. от 16.03.2016 N 109-ОД "Об утверждении административного регламента предоставления комитетом строительства Волгоградской области государственной услуги "Постановка на учет граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 01 января 1992 г., имеющих право на получение жилищных субсидий по месту жительства в Волгоградской области, и определение размера жилищной субсидии указанной категории граждан" закреплено, что для предоставления государственной услуги заявитель подает в комитет или МФЦ в соответствии с заключенным в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии заявление по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 N 879 "Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей". Заявление может быть подано в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, при этом вид электронной подписи определяется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2012 N 634 "О видах электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг".

Гражданин к заявлению прилагает документы, предусмотренные пунктом 9 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 N 879 "Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", а именно:

1) копии документов, удостоверяющих личность заявителя и проживающих с ним членов семьи… (п. 2.6.2 Приказа комитета строительства Волгоградской обл. от 16.03.2016 N 109-ОД).

Согласно п. 1 Указа Президента РФ от 13.03.1997 N 232; паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.

В силу п. 1, 2 Положения о паспорте РФ, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 N 828 паспорт обязаны иметь все граждане Российской Федерации (далее именуются - граждане), достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории Российской Федерации. Бланки паспорта изготавливаются по единому для всей Российской Федерации образцу и оформляются на русском языке.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащий указание на гражданство лица. Виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, определяются федеральным законом.

Согласно п. 45 Указа Президента РФ «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения обращений по вопросам гражданства Российской Федерации» от 14.11.2002 № 1325 наличие гражданства Российской Федерации удостоверяется следующими документами:

а) паспортом гражданина Российской Федерации, в том числе заграничным паспортом;

б) дипломатическим паспортом;

в) служебным паспортом;

г) утратил силу с 1 января 2014 года. - Указ Президента РФ от 22.10.2009 N 1180;

д) удостоверением личности (военным билетом) военнослужащего с вкладышем, свидетельствующим о наличии гражданства Российской Федерации;

е) свидетельством о рождении, в которое внесены сведения о гражданстве Российской Федерации родителей, одного из родителей или единственного родителя (в случаях, предусмотренных пунктом 45.3 настоящего Положения);

ж) свидетельством о рождении с отметкой, подтверждающей наличие гражданства Российской Федерации, проставленной должностным лицом полномочного органа (в случаях, предусмотренных пунктами 40, 45.4, 46, 48, 48.1 и 49 настоящего Положения).

Согласно ст. 84 Основ законодательства Российской федерации о нотариате от 11.02.1993 № 4462-1 нотариус удостоверяет тождественность личности гражданина с лицом, изображенным на представленной этим гражданином фотографии.

Форма свидетельства об удостоверении тождественности собственноручной подписи инвалида по зрению факсимильному воспроизведению его собственноручной подписи установлена Приказом Министерства юстиции РФ от 27.12.2016 N 313 «Об утверждении форм реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств, удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах и порядка их оформления» (форма N 3.6).

Из материалов дела следует, что в период с 2009 по 2019 года Комитета строительства Волгоградской области Скромчанинову А.Я. были даны неоднократные разъяснения по вопросам, связанным с реализацией его права на государственную поддержку в вопросе обеспечения жильем.

Разъяснено, что Скромчанинов А.Я. по различным основаниям включен в несколько списков лиц, нуждающихся в обеспечении жильем.

В частности, Скромчанинов А.Я. включен в список граждан – участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 – 2020 годы», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года №1050, по категории «граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». В сводный список граждан-участников указанной Подпрограммы на 2017 года истец включен под №1 по категории «инвалид».

При этом указано, что заявителю было отказано в выдаче государственного жилищного сертификата, в том числе, в связи с отсутствием у него документа, удостоверяющего личность гражданина. Разъяснено, что свидетельство об удостоверении тождественности гражданина с лицом, изображенным на фотографической карточке, не может являться документом, удостоверяющим личность гражданина-участника Подпрограммы, поскольку не удостоверяет личность, не подтверждает его гражданство, а лишь удостоверяет факт тождественности личности с лицом, изображенным на фотографии, и не содержит юридически значимой информации, необходимой для целей получения государственного жилищного сертификата в рамках Подпрограммы, в частности, о принадлежности к гражданству Российской Федерации.

Государственная программа Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (далее - Государственная программа 2017 года), утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 1710 в редакции постановления от 30 января 2019 года N 62, подпунктом "д" пункта 1 которого раздел "Основное мероприятие "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" признан утратившим силу.

В структуру Государственной программы 2017 года входят подпрограммы, одной из которых является подпрограмма "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России", включающая ведомственную целевую программу "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" (далее - ведомственная целевая программа; приложение N 1, подпрограмма 1).

Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации ведомственной целевой программы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты для приобретения жилого помещения, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Названным постановлением Правительства Российской Федерации также утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (далее - Правила).

В силу подпункта "з" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 N 153, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей";

В соответствии с п. 16 (3) Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов условием выдачи сертификата гражданину - участнику основного мероприятия, относящемуся к категории граждан, указанной в подпунктах "б", "з", "и" или "л" пункта 5 настоящих Правил, проживающему по договору социального найма жилого помещения или по договору найма специализированного жилого помещения, является данное ими и подписанное всеми совершеннолетними членами их семей обязательство о расторжении такого договора и об освобождении занимаемого жилого помещения.

В соответствии с п. 44 Правил для получения сертификата гражданин - участник подпрограммы обязан представить, в том числе, документы, удостоверяющие личность гражданина - участника подпрограммы и членов его семьи.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащий указание на гражданство лица. Виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, определяются федеральным законом.

До настоящего времени такой федеральный закон не принят.

Конституция Российской Федерации возлагает на Президента Российской Федерации как главу государства решение вопросов гражданства Российской Федерации (п. "а" ст. 89) и устанавливает, что Президент Российской Федерации осуществляет свои полномочия посредством издания указов и распоряжений (ч. 1 ст. 90).

Таким образом, Президенту Российской Федерации делегированы в соответствии с Конституцией Российской Федерации полномочия по изданию указов, восполняющих пробелы в правовом регулировании по вопросам, требующим законодательного разрешения, при условии, что такие указы не противоречат Конституции Российской Федерации и федеральным законам, а их действие во времени ограничивается периодом до принятия соответствующих законодательных актов.

В целях создания необходимых условий для обеспечения конституционных прав и свобод граждан Указом Президента Российской Федерации от 13 марта 1997 г. N 232 "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации" был введен в действие паспорт гражданина Российской Федерации, являющийся основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации.

Пунктом 2 данного Указа Президента Российской Федерации Правительству Российской Федерации поручено утвердить образец бланка и описание паспорта гражданина Российской Федерации, а также положение о паспорте гражданина Российской Федерации.

В соответствии со ст. 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г. N 828 утверждено Положение о паспорте гражданина Российской Федерации, согласно п. 1 которого паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации. Паспорт обязаны иметь все граждане Российской Федерации, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории Российской Федерации.

Следовательно, документом, удостоверяющим личность лица и гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации.

В соответствии со ст. 84 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1 нотариус удостоверяет тождественность личности гражданина с лицом, изображенным на представленной этим гражданином фотографии.

Статьей 42 Основ (в редакции, действовавшей на момент удостоверения свидетельства от 13.12.2005 года) определено, что при совершении нотариального действия нотариус устанавливает личность обратившегося за совершением нотариального действия гражданина, его представителя или представителя юридического лица.

Установление личности должно производиться на основании паспорта или других документов, исключающих любые сомнения относительно личности гражданина, обратившегося за совершением нотариального действия.

Из приведенных положений ст. 42 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате следует, что целью выдачи свидетельства о тождественности личности гражданина с лицом, изображенным на представленной этим гражданином фотографии, не может быть удостоверение личности обратившегося за совершением нотариального действия, а также удостоверение гражданства этого лица, поскольку это не предусмотрено действующим федеральным законодательством.

Основы законодательства Российской Федерации о нотариате не относят нотариуса к числу органов государственной власти Российской Федерации либо должностных лиц, наделенных в установленном порядке полномочиями по выдаче документа, удостоверяющего личность гражданина, что дает основание для вывода о том, что выданное нотариусом свидетельство об установлении тождественности личности с лицом, изображенным на фотографической карточке, не обладает юридическими признаками документа, удостоверяющего личность. Ввиду этого выдаваемое нотариусом в соответствии со ст. 84 Основ свидетельство об удостоверении тождественности личности с лицом, изображенным на фотографии, не может служить документом, удостоверяющим личность гражданина, исходя из требований, предъявляемых к такому документу вышеуказанными нормами законодательства об исполнении государственных обязательств в сфере обеспечения отдельных категорий граждан жильем, поскольку не удостоверяет личность лица, не подтверждает его гражданство, а лишь удостоверяет факт тождественности личности с лицом, изображенным на фотографии, и не содержит юридически значимой информации, необходимой для целей реализации права на получение государственного жилищного сертификата, в частности о принадлежности к гражданству Российской Федерации.

Таким образом, позиция ответчиков, основана на положениях действующего законодательства, а потому не может считаться незаконной и влекущей нарушение прав Скромчанинова А.Я.

Судом так же установлено, что истец не предоставлял Комитету жилищной и социальной политики администрации Волгограда или в Комитет строительства Волгоградской области, Администрацию г. Волгограда паспорт, иной документ удостоверяющий личность, а также в 2021 году не обращался в установленном порядке к ответчикам о предоставлении ему жилищных сертификатов.

Таким образом требования истца о признании права и обязании выдать сертификат, признании право на получение государственного жилищного сертификата в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугам граждан РФ», утвержденной постановлением Правительства РФ от 30.12.2017 «Об утверждении государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», по категории «граждане, выезжающие(выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», обязании Комитет строительства Волгоградской области выдать Скромчанинову А.Я. государственный жилищный сертификат в порядке очередности удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Скромчанинова А. Я. к Комитету жилищной и социальной политики администрации Волгограда, Комитету строительства Волгоградской области, Администрации г. Волгограда о признании права и обязании выдать сертификат,– отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд г.Волгограда в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.

Судья Д.И. Коротенко

Дата изготовления мотивированного решения суда – 01.10.2021 года.

Д.И. Коротенко

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...