Дело №2-5443/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 ноября 2012 года город Уфа
Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Шафиковой Е.С.
при секретаре Прокопьевой Е.Д.
с участием помощника прокурора Бигловой А.А., заявителей ФИО1, ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению уполномоченных инициативной группы по проведению местного референдума ФИО1, ФИО2 о признании бездействия Избирательной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан незаконным, обязании принять решение,
у с т а н о в и л :
Уполномоченные инициативной группы по проведению местного референдума ФИО1, ФИО2 обратились в суд с заявлением и просили признать незаконным бездействие Избирательной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан, действующей в качестве муниципальной комиссии по проведению местного референдума, которое выразилось в не принятии в установленные пунктом 5 ст. 23 Закона РБ «О местном референдуме в Республике Башкортостан» сроки решения о направлении ходатайства о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума, с приложенными документами, в представительный орган местного самоуправления - Совет городского округа город Уфа Республики Башкортостан, уполномоченный принимать решение о назначении местного референдума, либо - об отказе в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума, а также просили обязать Избирательную комиссию городского округа город Уфа Республики Башкортостан, действующую в качестве муниципальной комиссии по проведению местного референдума, принять решение, предусмотренное пунктом 5 ст. 23 Закона Республики Башкортостан «О местном референдуме в Республике Башкортостан», а именно: либо о направлении ходатайства о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума, с приложенными документами, в представительный орган местного самоуправления - Совет городского округа город Уфа Республики Башкортостан, уполномоченный принимать решение о назначении местного референдума, либо об отказе в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума.
В обоснование своих доводов указали на то, что 15 февраля 2012 года в г. Уфа Республики Башкортостан в соответствии со ст. 23 Закона Республики Башкортостан «О местном референдуме в Республике Башкортостан» от 4 июля 2007 года N 452-з была образована инициативная группа в количестве 12 человек для выдвижения инициативы проведения местного референдума о прямых выборах Главы муниципального образования городской округ город Уфа Республики Башкортостан.
На собрании инициативной группы по проведению местного референдума, в соответствии с требованиями ст. 23 Закона РБ «О местном референдуме в Республике Башкортостан» было принято решение о:
- выдвижении инициативы по проведению местного референдума муниципального образования Городской округ город Уфа Республики Башкортостан;
- о формулировании вопроса, предлагаемого инициативной группой для вынесения на местный референдум в следующей формулировке: «Согласны ли вы с тем, чтобы глава муниципального образования городской округ город Уфа избирался на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании сроком на четыре года, но не более чем на два срока и являлся главой местной администрации?»;
- об избрании лиц, уполномоченных действовать от ее имени на территории, где предполагается провести этот референдум:
ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., проживающего по адресу: <адрес>;
ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., проживающего в <адрес>, о чем был составлен соответствующий протокол № 1 от 15.02.2012 года собрания инициативной группы по проведению местного референдума.
На основании решения инициативной группы о выдвижении инициативы по проведению местного референдума муниципального образования Городской округ город Уфа было подготовлено и подписано всеми членами этой группы ходатайство в Избирательную комиссию городского округа город Уфа о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума.
Однако, со дня обращения инициативной группы по проведению местного референдума с указанным ходатайством в Избирательную комиссию городского округа город Уфа (муниципальную комиссию по проведению местного референдума) какого-либо решения в установленном законом порядке и в предусмотренные сроки не принято.
Таким образом, Избирательная комиссия городского округа город Уфа, действующая в качестве муниципальной комиссии по проведению местного референдума, нарушая установленные и гарантированные законом сроки на рассмотрение ходатайства о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума, совершила бездействие в форме уклонения от принятия решения о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума, что препятствует реализации права на участие в референдуме.
Определением Октябрьского районного суда г.Уфы от 09 апреля 2012 года производство по делу прекращено (л.д.46-47).
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РБ от 28 июня 2012 года определение Октябрьского районного суда г.Уфы от 09 апреля 2012 года отменено, дело направлено на рассмотрение по существу (л.д.132-134).
Определением Октябрьского районного суда г.Уфы от 30 августа 2012 года производство по делу прекращено (л.д.164-168).
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РБ от 04 октября 2012 года определение Октябрьского районного суда г.Уфы от 30 августа 2012 года отменено, дело направлено в тот же суд, но в ином составе суда для рассмотрения по существу (л.д.187-190).
В судебном заседании заявители ФИО1 и ФИО2 заявление поддержали и просили его удовлетворить по изложенным в нем основаниям.
Представители Избирательной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан, извещенные надлежащим образом не явились.
Представитель Избирательной комиссии городского округа город Уфа РБ предоставил в суд письменный отзыв на заявление, в котором просил производство по делу прекратить, указывая на то, что заявители не обладают правом на обращение в суд с указанным заявлением. А также указывая на то, что заявители не имели полномочий по представлению интересов инициативной группы по проведению местного референдума, а также учитывая тот факт, что инициативной группе решением комиссии № от 27 апреля 2012 года отказано в регистрации в соответствии с решением Совета от 27 апреля 2012 года№ «О вопросе, предлагаемом для вынесения на местный референдум», и правомерность данного отказа подтверждена судебными актами (определением Октябрьского районного суда г.Уфы РБ от 21 мая 2012 года, подтвержденное определением Верховного Суда Республики Башкортостан от 28.06.2012 года), полагают, что в соответствии со ст.220 ГПК РФ рассмотрение дела должно быть прекращено, поскольку заявители не являются уполномоченными лицами, представляющими инициативную группу.
Суд рассмотрел дело в соответствии со ст. 167, 260.1 ГПК РФ в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав заявителей, изучив и оценив материалы дела, проверив юридически значимые обстоятельства по делу, заслушав прокурора, полагавшего требования подлежащими отклонению, суд приходит к следующему.
На основании ч.1 ст. 259 ГПК РФ -избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.
В силу ч.1,2 ст. 261 ГПК РФ -суд признает оспариваемое решение или действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица незаконным, если установлена обоснованность заявления, обязывает удовлетворить требование заявителя либо иным путем восстанавливает в полном объеме его нарушенные избирательные права или право на участие в референдуме.
Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) является законным.
Частью 2 ст. 32 Конституции Российской Федерации провозглашено- граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
В соответствии со ст. 12Закона Республики Башкортостан от 04.07.2007 N 452-з "О местном референдуме в Республике Башкортостан"- инициатива проведения местного референдума принадлежит гражданам Российской Федерации, имеющим право на участие в местном референдуме.
Для выдвижения инициативы проведения местного референдума и сбора подписей граждан Российской Федерации в ее поддержку образуется инициативная группа по проведению местного референдума. Такую инициативную группу вправе образовать гражданин или группа граждан Российской Федерации, имеющих право на участие в местном референдуме, в количестве не менее 10 человек. Выдвинуть инициативу проведения местного референдума может также избирательное объединение, иное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах и (или) референдумах и которое зарегистрировано в порядке и на уровне, определенном федеральным законом, не позднее чем за один год до дня образования инициативной группы по проведению местного референдума. В этом случае руководящий орган этого избирательного объединения, иного общественного объединения либо руководящий орган его регионального отделения или иного структурного подразделения (соответственно уровню референдума) независимо от его численности выступает в качестве инициативной группы по проведению местного референдума.
Для назначения местного референдума инициативная группа по проведению местного референдума, образованная в соответствии с частью 2 настоящей статьи, должна представить в орган, установленный уставом муниципального образования, подписи участников местного референдума в поддержку инициативы его проведения.
Согласно ч.1,2,3,4,5 ст. 23 Закона Республики Башкортостан от 04.07.2007 N 452-з "О местном референдуме в Республике Башкортостан" -каждый гражданин Российской Федерации или группа граждан, имеющих право на участие в соответствующем местном референдуме, вправе образовать инициативную группу по проведению местного референдума в количестве не менее 10 человек для выдвижения инициативы проведения местного референдума.
Инициативная группа по проведению местного референдума обращается в соответствующую избирательную комиссию муниципального образования, которая со дня обращения инициативной группы действует в качестве муниципальной комиссии по проведению местного референдума, с ходатайством о регистрации группы.
В ходатайстве инициативной группы по проведению местного референдума должен (должны) содержаться вопрос (вопросы), предлагаемый (предлагаемые) инициативной группой для вынесения на местный референдум, должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, а также адрес места жительства каждого члена инициативной группы и лиц, уполномоченных действовать от ее имени на территории, где предполагается провести местный референдум. Ходатайство инициативной группы должно быть подписано всеми членами указанной группы.
К ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы по проведению местного референдума, на котором было принято решение о выдвижении инициативы проведения местного референдума.
Комиссия, указанная в части 2 настоящей статьи, в течение 15 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению местного референдума обязана рассмотреть ходатайство и приложенные к нему документы и принять решение:
1) в случае соответствия указанных ходатайства и документов требованиям Федерального закона, Конституции Республики Башкортостан, настоящего Закона, устава муниципального образования - о направлении их в представительный орган муниципального образования, уполномоченный принимать решение о назначении местного референдума;
2) в противном случае - об отказе в регистрации инициативной группы.
Установлено, что 15 февраля 2012 года в городе Уфа Республики Башкортостан была образована инициативная группа в количестве 12 человек для выдвижения инициативы проведения местного референдума о прямых выборах Главы муниципального образования городской округ город Уфа Республики Башкортостан.
На собрании инициативной группы по проведению местного референдума, в соответствии с требованиями ст. 23 Закона РБ «О местном референдуме в Республике Башкортостан» было принято решение о:
- выдвижении инициативы по проведению местного референдума муниципального образования Городской округ город Уфа Республики Башкортостан;
- о формулировании вопроса, предлагаемого инициативной группой для вынесения на местный референдум в следующей формулировке: «Согласны ли вы с тем, чтобы глава муниципального образования городской округ город Уфа избирался на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании сроком на четыре года, но не более чем на два срока и являлся главой местной администрации?»;
- об избрании лиц, уполномоченных действовать от ее имени на территории, где предполагается провести этот референдум:
ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., проживающего по адресу: <адрес>;
ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., проживающего в <адрес>, что подтверждается протоколом № 1 от 15.02.2012 года собрания инициативной группы по проведению местного референдума (л.д.16-18).
Уполномоченными инициативной группы ФИО1 и ФИО2 по решению инициативной группы о выдвижении инициативы по проведению местного референдума муниципального образования Городской округ город Уфа 21 февраля 2012 года в Избирательную комиссию городского округа город Уфа Республики Башкортостан подано ходатайство о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума городского округа город Уфа с приложением документов (л.д.10-15).
Избирательная комиссия городского округа город Уфа Республики Башкортостан 05 марта 2012 года за исх.№ поступившее ходатайство о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума городского округа город Уфа направила в Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан, которое поступило адресату 05 марта 2012 года за № (л.д.42).
Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан 04 апреля 2012 года за № возвратила протокол №1 собрания инициативной группы по проведению местного референдума о прямых всенародных выборах главы администрации муниципального образования городского округа город Уфа Республики Башкортостан в Избирательную комиссию городского округа город Уфа Республики Башкортостан, указывая, что Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан не является надлежащим и правомочным органом для внесения указанного вопроса на заседание представительного органа местного самоуправления (л.д.43).
Инициативной группе решением Избирательной комиссией городского округа город Уфа Республики Башкортостан № от 27 апреля 2012 г., в соответствии с решением Совета Городского округа город Уфа Республики Башкортостан № от 27 апреля 2012 года «О вопросе, предлагаемом для вынесения на местный референдум», отказано в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума о прямых всенародных выборах главы администрации муниципального образования городской округ город Уфа Республики Башкортостан.
Пунктом 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011 N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" разъяснено - к решениям избирательной комиссии, комиссии референдума исходя из положений, содержащихся в подпунктах 21 и 38 статьи 2, пункте 1 статьи 28 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, относятся облеченные в установленную форму (постановление, решение) или закрепленные в соответствующих протоколах окончательные решения по рассматриваемым вопросам, принятые комиссией коллегиально.
К действиям избирательной комиссии, комиссии референдума, которые могут быть оспорены в суде, относится волеизъявление комиссии, не облеченное в форму постановления или решения и не закрепленное в соответствующем протоколе, а также распоряжение или иное волеизъявление уполномоченных (в силу закона или специального поручения) членов соответствующей комиссии, совершенное ими в целях реализации полномочий комиссии по подготовке и проведению выборов, референдума и других возложенных на комиссию полномочий.
Под бездействием избирательной комиссии, комиссии референдума следует понимать неисполнение комиссией обязанности, возложенной на нее нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия комиссии.
Под уклонением от принятия решения, являющимся одной из форм бездействия избирательной комиссии, комиссии референдума, следует понимать случаи, когда избирательная комиссия, комиссия референдума в силу закона обязаны были рассмотреть вопрос на своем заседании в коллегиальном составе и принять по нему решение, облеченное в соответствующую форму или закрепленное в соответствующем протоколе (в частности, по вопросам, указанным в пункте 13 статьи 28 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ), однако свою обязанность не выполнили.
Судом установлено, что Избирательная комиссия городского округа город Уфа Республики Башкортостан в нарушение п. 5 ст. 23 Закона РБ «О местном референдума в Республике Башкортостан» в установленный 15 дневный срок не выполнила обязанность по направлению ходатайства о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума в представительный орган муниципального образования, уполномоченный принимать решение о назначении местного референдума либо отказать в регистрации инициативной группы.
Направление Избирательной комиссией городского округа город Уфа Республики Башкортостан ходатайства о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума в Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан, которое поступило адресату 05 марта 2012 года за № не может быть расценено как выполнение установленного 15-дневного срока предусмотренных законом действий, поскольку законодателем четко определены конкретные действия избирательной комиссии в отношении такого ходатайства.
Поскольку в установленный законом срок представительный орган муниципального образования ходатайство о регистрации инициативной группы не получил, суд приходит к выводу о том, что Избирательная комиссия городского округа город Уфа Республики Башкортостан не исполнила обязанности, возложенной на нее нормативными правовыми актами, тем самым, проявила бездействие в выполнении возложенных обязанностей.
Доводы Избирательной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан, изложенные в отзыве, суд находит не состоятельными.
Пунктом 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011 N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" разъяснено- избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели обладают различным объемом прав и обязанностей в период избирательной кампании, кампании референдума и могут обращаться в суд за защитой этих прав, если считают их нарушенными (статья 3 и часть 1 статьи 4 ГПК РФ).
Поскольку в силу ч.1 ст.259 ГПК РФ бездействие избирательных комиссий могут, в частности, обжаловать инициативные группы по проведению референдума, они обладают правом на обращение в суд с заявлением о признании бездействия Избирательной комиссии ГО г.Уфа РБ незаконным.
Как следует из протокола №1 инициативной группы от 15 февраля 2012 года инициативная группа по проведению местного референдума образована в количестве 12 человек для выдвижения инициативы проведения местного референдума, тем самым требования п. 1 ст. 23 Закона РБ «О местном референдуме в Республике Башкортостан» были соблюдены, следовательно, инициативная группа была создана. Этим же протоколом выдвинуты уполномоченные представители созданной инициативной группы- ФИО1 и ФИО2
Таким образом, уполномоченные представители созданной инициативной группы ФИО1 и ФИО2 обладают правом обращения в суд за судебной защитой интересов инициативной группы, права которой нарушены Избирательной комиссией городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Таким образом, суд признает бездействие Избирательной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан, действующей в качестве муниципальной комиссии по проведению местного референдума, выразившееся в не принятии в установленные пунктом 5 ст. 23 Закона РБ «О местном референдуме в Республике Башкортостан» сроки решения о направлении ходатайства о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума, с приложенными документами, в представительный орган местного самоуправления - Совет городского округа город Уфа Республики Башкортостан, уполномоченный принимать решение о назначении местного референдума, либо - об отказе в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума, незаконным.
Относительно требований заявителей об обязании Избирательной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан принять решение, предусмотренное пунктом 5 ст. 23 Закона Республики Башкортостан «О местном референдуме в Республике Башкортостан», а именно: либо о направлении ходатайства о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума, с приложенными документами, в представительный орган местного самоуправления - Совет городского округа город Уфа Республики Башкортостан, уполномоченный принимать решение о назначении местного референдума, либо об отказе в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума, суд приходит к необходимости отказа в их удовлетворении.
Как установлено материалами дела №2-3057/2012, по поступившему в Избирательную комиссию городского округа город Уфа Республики Башкортостан 21 февраля 2012 года ходатайству о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума с приложенными документами, решением Избирательной комиссией городского округа город Уфа Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с решением Совета Городского округа город Уфа Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ «О вопросе, предлагаемом для вынесения на местный референдум», инициативной группе отказано в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума о прямых всенародных выборах главы администрации муниципального образования городской округ город Уфа Республики Башкортостан.
Поскольку по поступившему ходатайству о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума Избирательной комиссией городского округа город Уфа Республики Башкортостан решение принято 27 апреля 2012 года, оснований для обязания произвести действия по его рассмотрению не имеется.
Не соблюдение 15 дневного срока для выполнения предписанных законом Избирательной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан действий не может повлечь возложения такой обязанности повторно, поскольку законом не предусмотрено аннулирование принятых решений в связи с нарушением сроков рассмотрения ходатайства, что влечет отказ заявителям в удовлетворении требований в этой части.
Руководствуясь ст.ст. 12, 194-198, 261 ГПК РФ суд
р е ш и л:
заявление уполномоченных инициативной группы по проведению местного референдума ФИО1, ФИО2 о признании бездействия Избирательной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан незаконным, обязании принять решение, удовлетворить частично.
Признать бездействие Избирательной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан, действующей в качестве муниципальной комиссии по проведению местного референдума, выразившееся в не принятии в установленные пунктом 5 ст. 23 Закона РБ «О местном референдуме в Республике Башкортостан» сроки решения о направлении ходатайства о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума, с приложенными документами, в представительный орган местного самоуправления - Совет городского округа город Уфа Республики Башкортостан, уполномоченный принимать решение о назначении местного референдума, либо - об отказе в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума, незаконным.
В удовлетворении требований об обязании Избирательной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан принять решение, предусмотренное пунктом 5 ст. 23 Закона Республики Башкортостан «О местном референдуме в Республике Башкортостан», а именно: либо о направлении ходатайства о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума, с приложенными документами, в представительный орган местного самоуправления - Совет городского округа город Уфа Республики Башкортостан, уполномоченный принимать решение о назначении местного референдума, либо об отказе в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан через районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий: Е.С. Шафикова