ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5444/18 от 10.12.2018 Центрального районного суда г. Тольятти (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 декабря 2018 года Центральный районный суд г.Тольятти Самарской области, в составе:

председательствующего Соболевой Ж.В.,

при секретаре Ирлица И.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тольяттинской общественной организации по защите прав потребителей «Щит» к ИП ФИО1 о защите прав и законных интересов неопределенного круга потребителей, о прекращении противоправных действий,

установил:

Тольяттинская общественная организация по защите прав потребителей «Щит» обратилась в суд с иском к ИП ФИО1 о защите прав и законных интересов неопределенного круга потребителей, о прекращении противоправных действий. В обоснование иска указав, что ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведенного общественного контроля торговой точки ИП ФИО1 расположенной по адресу: <адрес>, киоск «Город.Ру» были выявлены нарушения, затрагивающие права неопределенного круга потребителей и правил торгового обслуживания, а именно: до сведения потребителей не доведена информация о наименовании организации, юридическом адресе /отсутствует вывеска, отсутствует свидетельство о государственной регистрации, отсутствует Книга Отзывов и предложений; отсутствуют единообразные и четко оформленные ценники; отсутствует обязательная информация о стоимости товара в рублях, в реализации находятся табачная продукция в ассортименте, которая находится на витрине в открытом доступе для обозрения, что является рекламой и стимулированием продажи табака, с нарушением ст. 16 ФЗ от 23.02.2013г № 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака".

ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка торговой точки ИП ФИО1, расположенного по адресу: <адрес>, киоск «Город.Ру» ООТ «Аптека», в ходе которой выявлены нарушения: до сведения потребителей не доведена информация о наименовании организации, юридическом адресе, режиме работы /отсутствует вывеска. Отсутствуют единообразные и четко оформленные ценники; в реализации находятся табачная продукция в ассортименте, которая находится на витрине в открытом доступе для обозрения, что является рекламой и стимулированием продажи табачной продукции, с нарушением ст.16 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Ссылаясь на указанные обстоятельства истец просит признать противоправными действия (бездействия) ответчика в отношении неопределенного круга потребителей по факту: отсутствия обязательной информации о Продавце: наименование организации, юридического адреса, предоставление которой предусмотрено ст.8, ст.9 ФЗ «О ЗПП», п.10 «Правил продажи отдельных видов товаров»; отсутствия Правил продажи отдельных видов товаров, наличие и предоставление которой предусмотрено п.9 «Правил продажи отдельных видов товаров»; отсутствия Книги Отзывов и предложений, оформленной должным образом, наличие и предоставление которой предусмотрено п.8 «Правил продажи отдельных видов товаров»; отсутствия единообразных и четко оформленных ценников, наличие и содержание которых предусмотрено п.19 «Правил продажи отдельных видов товаров» отсутствия обязательной информации о стоимости товара в рублях; рекламы и стимулирования продажи табачной продукции, с нарушением ст. 16 ФЗ от 23.02.2013г № 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака". Обязать Ответчика прекратить вышеназванные противоправные действия (бездействия) в отношении неопределенного круга потребителей по вышеназванному факту. Обязать Ответчика довести до сведения неопределенного круга потребителей решение суда, в полном объеме, в течение 10 дней, с момента вступления решения в законную силу, путем опубликования в информационно-аналитическом издании «Хронограф» или на сайте по адресу http://sudebnik-tlt.ru и уведомить Истца о совершении исполнения в части публикации (размещения) в течение 10 дней со дня опубликования (размещения). В соответствии пунктом 1 ст. 206 ГПК РФ в случае, если Ответчик не исполнит решение суда по публикации судебного решения в полном объеме, в течение 10 дней с момента вступления в законную силу, предоставить Истцу право довести до сведения неопределенного круга потребителей решение суда путем опубликования данного решения на сайте по адресу: http://sudebnik-tlt.ru счет Ответчика, с взысканием с него убытков (расходов) в размере стоимости публикации.

Представитель истца ФИО2, действующий по доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержал, по всем изложенным в заявлении основаниям. Просит удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

Представитель ответчика ФИО3, действующая по доверенности, иск признала частично, факт отсутствия книги отзывов и предложений не оспаривала. Табачная продукция хранится в закрытом коробе и открывается при необходимости продажи или пополнения продукции. В момент проверки ДД.ММ.ГГГГ продавец раскладывала товар, а ДД.ММ.ГГГГ витрина не была закрыта в виду поломки. Ценники оформлены единообразно, что следует из акта проверки. В уголке потребителя имелась необходимая информация об индивидуальном предпринимателе.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетеля, исследовав материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Закон РФ № 2300-1 от 07.02.1992 года «О защите прав потребителей» регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров, устанавливает права потребителей на приобретение товаров надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, получение информации о товарах и об их изготовителях, продавцах, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

В соответствии со ст. 45 Закона РФ «О защите прав потребителей» граждане вправе объединяться на добровольной основе в общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), которые осуществляют свою деятельность в соответствии с уставами указанных объединений (их ассоциацией, союзов) и законодательством Российской Федерации.

Также в соответствии с пунктом 2 указанной статьи общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе:

осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей и направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов, участвовать в проведении экспертиз по фактам нарушений прав потребителей в связи с обращениями потребителей. При осуществлении общественного контроля общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) не вправе требовать от изготовителей (исполнителей, продавцов, уполномоченных организаций или уполномоченных индивидуальных предпринимателей, импортеров) представление документов (выполнение действий), обязанность представления (выполнения) которых по требованию потребителя не установлена законом;

обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей).

В соответствии со ст.46 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.

Из разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, изложенных в п. 20 Постановления №17 от 28.06.2012 года «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» следует, что в защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей указанными лицами могут быть заявлены лишь требования, целью которых является признание действий ответчика противоправными или прекращение противоправных действий ответчика.

В соответствии со ст. 8 Закона РФ "О защите прав потребителей" потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Указанная информация в наглядной и Доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей.

Согласно абз. 2 п. 1 ст. 9 Закона РФ "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) - индивидуальный предприниматель должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа. Указанная информация размещается в удобных для ознакомления покупателя местах (п. 10 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 55).

Согласно ст.10 Закона РФ "О защите прав потребителей" и п. 11 Правил продажи отдельных видов товаров от 19.01.1998 N 55 продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров. Информация в обязательном порядке должна содержать, в том числе цену в рублях и условия приобретения товара.

В соответствии с п. 9 Правил продаж отдельных видов товаров от 19.01.1998 г. N 55, настоящие Правила в наглядной и доступной форме доводятся продавцом до сведения покупателей.

Пунктом 19 Правил продажи отдельных видов товаров от 19.01.1998 N 55 установлено, что продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, его сорта, цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника.

На основании п. 8 Правил продажи отдельных видов товаров от 19.01.1998 года № 55, а также на основании Приказа Минторга РСФСР № 346 от 28.09.1973 года «Об утверждении Инструкции о Книге жалоб и предложений в предприятиях розничной торговли и общественного питания» (вместе с «Инструкцией о Книге жалоб и предложений в предприятиях розничной торговли и общественного питания», утв. Приказом Минторга СССР от 23.07.1973 года № 139), продавец обязан иметь книгу отзывов и предложений, которая предоставляется покупателю по его требованию.

Указанная книга отзывов и предложений является категорией документов строгой отчетности. Инструкция о книге отзывов и предложений на предприятиях розничной торговле общественного питания, утвержденная приказом Министерства торговли СССР от 23.07.1973 г., действует до настоящего времени. В соответствии с данной инструкцией, книга должна быть прошнурована и пронумерована, скреплена печатью регистрирующего органа. На отзывы и предложения клиента зафиксированные в книге отзывов и предложений, руководитель организации должен ответить в письменной форме.

В соответствии с п. п. 1 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 23 февраля 2013 года N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" в целях сокращения спроса на табак и табачные изделия запрещается реклама и стимулирование продажи табака, табачной продукции и (или) потребления табака, в том числе, применение скидок с цены табачных изделий любыми способами. Информация о табачной продукции, предлагаемой для розничной торговли, доводится продавцом до сведения покупателей посредством размещения в торговом зале перечня продаваемой табачной продукции, текст которого выполнен буквами одинакового размера черного цвета на белом фоне и который составлен в алфавитном порядке, с указанием цены продаваемой табачной продукции без использования каких-либо графических изображений и рисунков. Демонстрация табачной продукции покупателю в торговом объекте может осуществляться по его требованию после ознакомления с перечнем продаваемой табачной продукции (п. 5 ст. 19).

Судом установлено, что Тольяттинская общественная организация по защите прав потребителей «ЩИТ» является общественной организацией, объединением граждан, созданной с целью защиты прав и законных интересов потребителей, зарегистрировано в установленном законом порядке.

В соответствии с Уставом Тольяттинская общественная организация по защите прав потребителей «ЩИТ» в ходе своей деятельности организует проведение проверок на предмет соблюдения прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, составляет акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направляет указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти, а также информирует органы местного самоуправления о выявленных нарушениях, предъявляет иски в суды о признании действий продавцов (изготовителей) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и о прекращении этих действий.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ членами ТООЗПП «ЩИТ», в соответствии со ст. 45 ФЗ «О защите прав потребителей» и Устава организации, было проведено мероприятие общественного контроля торгового предприятия киоска «Город.Ру», принадлежащего ИП ФИО1, расположенного по адресу: <адрес> на предмет соблюдения прав потребителей и правил торгового обслуживания.

В ходе проведения мероприятий общественного контроля были выявлены нарушения, затрагивающие права неопределенного круга потребителей, а именно: до сведения потребителей не доведена информация о наименовании организации, юридическом адресе /отсутствует вывеска, отсутствует свидетельство о государственной регистрации, отсутствует Книга Отзывов и предложений; отсутствуют единообразные и четко оформленные ценники; в реализации находятся табачная продукция в ассортименте, которая находится на витрине в открытом доступе для обозрения, что является рекламой и стимулированием продажи табака, с нарушением ст. 16 ФЗ от 23.02.2013г № 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака".

Факт выявленных нарушений оформлен Актом о проведенных мероприятиях общественного контроля за соблюдением прав потребителей от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ членами ТООЗПП «ЩИТ», в соответствии со ст. 45 ФЗ «О защите прав потребителей» и Устава организации, было проведено мероприятие общественного контроля торгового предприятия киоска «Город.Ру», принадлежащего ИП ФИО1, расположенного по адресу: <адрес>, ООО «Аптека» на предмет соблюдения прав потребителей и правил торгового обслуживания. В ходе проведения мероприятий общественного контроля были выявлены нарушения, затрагивающие права неопределенного круга потребителей, а именно: до сведения потребителей не доведена информация о наименовании организации, юридическом адресе, режиме работы /отсутствует вывеска. Отсутствуют единообразные и четко оформленные ценники; в реализации находятся табачная продукция в ассортименте, которая находится на витрине в открытом доступе для обозрения, что является рекламой и стимулированием продажи табачной продукции, с нарушением ст.16 ФЗ от 23.02.2013 г № 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».

Факт выявленных нарушений оформлен Актом о проведенных мероприятиях общественного контроля, за соблюдением прав потребителей от ДД.ММ.ГГГГ.

Суд находит обоснованными доводы представителя ответчика относительно того, что на момент проверки имелись указания на режим работы, в уголке потребителя имелись сведения об индивидуальном предпринимателе, заверенные печатью ИП и лист записи ЕГРП. То есть нарушений, связанных с отсутствием информации об ИП и режиме работы не было, что и указано в актах от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, поэтому требования в этой части не подлежат удовлетворению.

Относительно доводов представителя ответчика на момент проверок имелись единообразные и четко оформленные ценники, а находившаяся витрина с табачными изделиями была открыта 1 минуту 24 секунды, когда продавец раскладывала товар, а в последующем была закрыта продавцом, что нельзя рассматривать в качестве рекламы табачных изделий, суд отклоняет, поскольку в материалы дела представлены фото/видео запись проведенных мероприятий, которые бесспорно подтверждают требования истца об отсутствии единообразных и четко оформленных ценников. Относительно требований связанных с нарушением правил продажи табачных изделий, то в материалы дела также представлены фото/видео запись на которых в момент проведения мероприятий общественного контроля изображены открытые витрины с табачными изделиями. При этом, допрошенная судом свидетель ФИО5 пояснила, что она участвовала в мероприятиях общественного контроля. ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> когда они зашли в киоск с включенным телефоном, витрина с табаком была открыта, в магазине покупателей не было, продавец встала к ним на встречу, табачную продукцию они не спрашивали, говорили о пивных напитках, имеющихся в продажи, через несколько минут приехал менеджер, который зашел со служебного входа, и только тогда продавец закрыла витрину с табачными изделиями. При составлении Акта продавец не отрицала, что у нее была открыта витрина с табачными изделиями. Акт отказалась подписать в связи с тем, что они не представили видеозапись. По адресу: <адрес> витрина с табачными изделиями также была открыта, продавец пояснила, что витрина сломана и не закрывается. Просматривая видеосъемку при оформлении искового заявления, была выявлена витрина, на которой находился товар с не единообразно оформленными ценниками, это было на шоколадках, были наклейки в виде стикеров на которых указана только цена без наименования единицы измерения.

Таким образом, факт нарушения ответчиком ст.16 ФЗ от 23.02.2013 г № 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» установлен - в реализации имелась табачная продукция в ассортименте, которая находится на витрине в открытом доступе.

Анализируя изложенное, суд приходит к выводу, что нарушения, указанные в актах (информации) «О проведенных мероприятиях общественного контроля за соблюдением прав потребителей», имели место на момент проведения проверки, сведения, что нарушения были устранены ответчиком добровольно, не представлены. Выявленные нарушения существенно нарушают права и законные интересы неопределенного круга потребителей, в частности нарушаются права потребителей на приобретение товаров надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья. Отсутствие обязательных условий по оформлению книги отзывов и предложений, нарушает требования действующей инструкции по надлежащему ведению документа строгой отчетности.

В соответствии со ст.46 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" при удовлетворении иска, суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей, решение суда.

При этом, закон в данном случае не конкретизирует способ доведения решения суда до сведения потребителей, а исходя из смысла вышеуказанной нормы, ее целью является доведение сведений о факте нарушения со стороны торгующей организации до максимально широкого круга потребителей.

Кроме того, требования о размещении решение суда в течение 10 (десяти) дней со дня вступления решения в законную силу путем опубликования его полного текста с указанием конкретного печатного издания или на сайте истца, по своей природе, являются требованиями о понуждении в судебном порядке к совершению коммерческой сделки с определенными юридическими лицами, что является неправомерным.

Из разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, изложенных в п. 53 Постановления №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», следует, что в случае удовлетворения исков о признании действий изготовителя (продавца, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и прекращении этих действий суд, исходя из статьи 46 Закона о защите прав потребителей, в резолютивной части решения обязывает ответчика через средства массовой информации или иным способом довести до сведения потребителей решение суда.

При наличии указанных обстоятельств, суд приходит к выводу об обязании ответчика в течении 10 дней с момента вступления решения в законную силу довести до сведения неопределенного круга потребителей резолютивную часть решения суда через средства массовой информации или иным способом. Суд считает, что данный способ доведения информации до потребителя о выявленном нарушении и принятом по нему решению, будет наиболее справедливым, не ставящим в созависимость ответчика от воли истца и в свою очередь действенным для нарушителя с целью недопущения нарушений в дальнейшем.

Оснований для удовлетворения требований истца о предоставлении ему права осуществить публикацию решения суда на сайте с возложением расходов на ответчика у суда не имеется, поскольку в судебном порядке в силу ст.11 ГК РФ защите подлежит только нарушенное или оспоренное право, а указание в решении суда о предоставлении истцу права, которое может быть условно нарушено в будущем, фактически является восстановлением права, которое ответчиком на данный момент не нарушено, и возможно, нарушено не будет. Данный вопрос в случае необходимости может быть решен в порядке изменения способа исполнения решения суда.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию в доход государства государственная пошлина, от уплаты которой был освобожден истец, в размере 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 4,5,7, 46 Закона РФ «О защите прав потребителей», ст.ст. 12, 56,98, 103,194-198 ГПК РФ, суд,

решил:

Исковые требования Тольяттинской общественной организации по защите прав потребителей «ЩИТ» удовлетворить частично.

Признать противоправными действия ИП ФИО1 ФИО7 в торговых точках, расположенных по адресам: <адрес>, киоск «Город.Ру», <адрес>, киоск «Город.Ру» ООТ «Аптека» по факту:

- отсутствия Правил продажи отдельных видов товаров, наличие и предоставление которой предусмотрено п.9 «Правил продажи отдельных видов товаров»,

- отсутствии Книги Отзывов и предложений, оформленной должным образом, наличие и предоставление которой предусмотрено п.8 «Правил продажи отдельных видов товаров»;

- отсутствия единообразных и четко оформленных ценников, наличие и содержание которых предусмотрено п.19 «Правил продажи отдельных видов товаров» отсутствия обязательной информации о стоимости товара в рублях;

- отсутствия обязательной информации о стоимости товара в рублях;

- рекламы и стимулирования продажи табачной продукции, с нарушением ст. 16 ФЗ от 23.02.2013г № 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака".

Обязать ИП ФИО1 ФИО8 прекратить указанные противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей.

Обязать ИП ФИО1 ФИО10 довести до сведения неопределенного круга потребителей резолютивную часть решения суда в течение 10 (десяти) дней со дня вступления решения в законную силу через любое средство массовой информации или иным доступным способом.

В остальной части в иске отказать.

Взыскать с ИП ФИО1 ФИО9 в доход местного бюджета г.о.Тольятти госпошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд г.Тольятти в течении одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ

Председательствующий: Соболева Ж.В.