Дело № 2-5444/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 ноября 2019 года г. Барнаул
Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего Наконечниковой И.В.
при секретаре Поповой Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Чарышского района Алтайского края в интересах ФИО1 к Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерству социальной защиты Алтайского края, администрации Чарышского района Алтайского края о признании права, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Чарышского района Алтайского края обратился в суд с иском в интересах ФИО1 к ответчикам о признании права, возложении обязанности.
В обоснование требований указано, что прокуратурой Чарышского района проведена проверка по обращению материального истца о невыплате единовременной материальной помощи в связи с возникновением чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории муниципального образования Чарышского района Алтайского края с 23 по 31 марта 2018 года, в результате паводка, вызванного сильными дождями.
По результатам проверки установлено, что постановлением Правительства Алтайского края от 27.03.2018 №103 на территории Алтайского края с 27.03.2018 введен режим чрезвычайной ситуации. Постановлением Правительства Алтайского края от 06.08.2018 №311 режим чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края был отменен.
В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п.2 ст. 18 Федерального закона №68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу требований п. 1.2 Постановления Правительства Алтайского края от 25.05.2018 № 179 «Об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам в связи с возникновением чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими с 23 по 31 марта 2018 года на территории Алтайского края», единовременные денежные выплаты и оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, предоставляются за счет средств, полученных из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Обязательным условием, необходимым для предоставления единовременных денежных выплат, является включение граждан в списки нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи, финансовой помощи в связи с утратой имущества, формируемые межведомственной комиссией, созданной органом местного самоуправления.
В соответствии пп. 2.10 и 2.12 Постановления Правительства Алтайского края от 25.05.2018 N 179, Управления социальной защиты населения принимают от граждан заявления о предоставлении им денежных выплат, а предоставление денежных выплат осуществляется Министерством труда и социальной защиты Алтайского края путем перечисления денежных средств на счет, открытый заявителем в кредитной организации в пределах, поступивших на лицевой счет этого Министерства объемов финансирования на указанные цели в течение 15 рабочих дней.
Во исполнение приведенных положений законодательства постановлением Администрации Чарышского района от 09.04.2018 № 202 утвержден список населенных пунктов, улиц и домов, попавших в зону подтопления в марте 2018 года на территории Чарышского района.
Позже, постановлением Администрации Чарышского района от 15.05.2018 № 300 указанный список был изложен в новой редакций. Из указанного списка следует, что дом по адресу: <...>, попал в зону подтопления.
Решением Чарышского районного суда от 26.07.2018 установлен факт проживания ФИО1 по адресу: ...., с 23 по 31 марта 2018 года, что являлось основанием для включения указанного лица в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате паводка, указанный список направлен в Правительство Алтайского края.
В связи с чем, материальный истец имеет право на получение единовременной материальной помощи в результате ЧС в размере 10 тыс. рублей.
Вместе с тем, Министерство МЧС России в соответствии с ч.2 п.13 Постановления Правительства РФ от 15.02.2014№ 110, рассмотрело представленные Правительством Алтайского края документы на выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ в целях исполнения судебного решения, вынесенного, в том числе, и в отношении истца, и не обосновано, при наличии у материального истца всех обстоятельств, дающих им право получить социальные выплаты, как пострадавших в результате ЧС, не согласовало Правительству Алтайского края сводные данные о количестве пострадавших и сумме необходимых бюджетных ассигнований для выплат единовременной материальной помощи, финансовой помощи, в связи с частичной и полной утратой имущества первой необходимости и не подготовило предложения в Правительство РФ о выделении этих бюджетных ассигнований из резервного фонда.
По таким основаниям, с учетом уточнения исковых требований в окончательной редакции заявлены требования:
Признать ФИО1, 08.06.1982 г.рождения, <...>, проживающего: ...., пострадавшим в чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшим с 23 по 31 марта 2018 года на территории Алтайского края.
Признать за ФИО1 право на получение единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий в размере 10 000 рублей, в соответствии с п. «г» п. 2 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утв. Постановлением Правительства РФ от 15 февраля 2014 года N 110.
Возложить обязанность на администрацию Чарышского района Алтайского края включить ФИО1 в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими с 23 по 31 марта 2018 года на территории Алтайского края, с целью получения выплат за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15 февраля 2014 года N 110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий».
Признать незаконным решение МЧС РФ № 43-721-5 от 18.02.2019 об отказе в согласовании сводных данных, представленных Правительством Алтайского края о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Обязать МЧС РФ согласовать сводные данные, представленные Правительством Алтайского края о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации, с целью выплат ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей, в соответствии с подпунктом «г» и. 2 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 № 110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» за счет средств федерального бюджета.
Обязать Министерство труда и социальной защиты Алтайского края выплатить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., единовременную материальную помощь в размере 10 тыс. рублей в соответствии с подпунктом «г» п. 2 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 № 110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» за счет средств бюджетных ассигнований выделенных из резервного фонда Правительства Российской Федерации.
В судебном заседании помощник прокурора Центрального района г.Барнаула Овчинникова С.С. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в уточненном исковом заявлении.
Представитель ответчика Министерства социальной защиты Алтайского края ФИО2 возражала против удовлетворения требований по доводам, изложенным в возражениях на исковое заявление.
Иные лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Выслушав пояснения явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
С 23 по 31 марта 2018 года на территории муниципального образования Чаршыского района Алтайского края сложилась ситуация, которая была зарегистрирована как чрезвычайная, связанная с затоплением жилых домов, приусадебных участков, объектов социального назначения, размывом и разрушением дорог.
Постановлением администрации Алтайского края № 103 от 27.03.2018 на территории Алтайского края введен режим чрезвычайной ситуации.
Постановлением правительства Алтайского края от 06.08.2018 № 311 режим чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края был отменен.
В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В силу п. 2 ст. 18 вышеуказанного закона порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утверждены Постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 N 110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий».
На основании п. 2 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 № 110, бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, в частности по пп. «г» - на оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека.
Согласно п. 2(1) Правил, утвержденных указанным постановлением Правительства Российской Федерации, в редакции Постановления Правительства РФ от 30.05.2018 N 627, выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных п. «г» п. 2 Правил, осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций следующих условий:
постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства,
нарушение условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
Также п. 5 данных Правила, в редакции Постановления Правительства РФ от 30.05.2018 N 627, предусмотрено, что в случае если объем необходимых для ликвидации чрезвычайной ситуации бюджетных ассигнований превышает объем бюджетных ассигнований, запрошенных в порядке и на условиях, которые предусмотрены абзацем вторым настоящего пункта, и срок действия режима чрезвычайной ситуации составляет более одного месяца, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации может повторно обратиться в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении дополнительных бюджетных ассигнований из резервного фонда:
на финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных подпунктами "а" и "г" - "е" пункта 2 настоящих Правил, - в период действия режима чрезвычайной ситуации.
В указанной редакции Постановление действует с 13.06.2018.
Правилами предусмотрено формирование Списка граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации (п. 11, приложение № 10).
Порядок осуществления единовременных денежных выплат гражданам в связи с возникновением чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими с 23 по 31 марта 2018 года на территории Алтайского края (далее - Порядок) утверждён постановлением Правительства Алтайского края от 25.05.2018 № 179 «Об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам в связи с возникновением чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими с 23 по 31 марта 2018 года на территории Алтайского края».
Финансовая помощь в связи с утратой имущества предоставляется на основании списков граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в результате чрезвычайной ситуации.
Согласно п. 2.2, 2.3 Порядка денежные выплаты предоставляются гражданину один раз по месту жительства или пребывания в зоне затопления (далее - "по месту жительства"), подтвержденному регистрацией.
При отсутствии регистрации по месту жительства факт проживания гражданина по конкретному адресу в целях получения денежных выплат устанавливается в судебном порядке (п.2.2.).
Единовременная материальная помощь предоставляется на основании списков граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации (п. 2.3.).
В соответствии с п. 2.5 Порядка списки граждан, указанные в пунктах 2.3, 2.4 настоящего Порядка формируются межведомственными комиссиями, создаваемыми в городских округах (муниципальных районах), пострадавших в результате чрезвычайной ситуации и оформляются в виде таблиц, формы которых приведены в приложениях 10, 12 к Правилам выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 № 110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» (далее-Правила). Указанные списки утверждаются руководителями межведомственных комиссий или их заместителями и подписываются:
- главами городских округов (главами администраций муниципальных районов) и сельских поселений или их заместителями;
- руководителями территориальных подразделений по вопросам миграции Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю;
- руководителями отделов (управлений) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям администраций городских округов (муниципальных районов) или их заместителями.
Постановлением администрации Чарышского района от 09.04.2018 № 202 утверждён список населенных пунктов, улиц и домов, попавших в зону подтопления в марте 2018 года на территории Чарышского района.
Постановлением Администрации Чарышского района от 15.05.2018 № 300 указанный список был изложен в новой редакций. Из указанного списка следует, что дом по адресу: ....3, попал в зону подтопления.
Решением Чарышского районного суда от 26.07.2018г. (дело №2-206/2018) установлен факт проживания ФИО1 по адресу: .... с 23 по 31 марта 2018 года, что является основанием для включения указанного лица в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате паводка, указанный список направлен в Правительство Алтайского края.
Из ответа УСЗН по Чарышскому району следует, что единовременную денежную выплату осуществить не предоставляется возможным в связи с отсутствием объемов финансирования на указанные цели.
До настоящего времени материальному истцу единовременная материальная помощь в размере 10 тыс. рублей, предусмотренная пп. «а» п.1.1 Порядка утвержденного постановлением Правительства Алтайского края от 25.05.2018 № 179, не выплачена.
Доводы письменных возражений представителя Минсоцзащиты Алтайского края судом не могут приняты во внимание, так как влекут нарушение прав материального истца.
Подпунктами «г» и «д» пункта 2 Правил, закреплено, что бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций: на оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека и на оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости - 100 тыс. рублей на человека).
Согласно пп. «г» п. 11 Правил для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований подготавливаются сводные данные о количестве граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, и необходимых бюджетных ассигнованиях, по форме утвержденному в приложении N 11, в соответствии с которым сводные данные о количестве пострадавших и сумме необходимых бюджетных ассигнований для выплат этим гражданам единовременной материальной помощи, финансовой помощи в связи с частичной и полной утратой имущества первой необходимости, согласовываются с заместителем Министра МЧС России.
В силу требований п. 1.2 Постановления Правительства Алтайского края от 25.05.2018 № 179 «Об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам в связи с возникновением чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими с 23 по 31 марта 2018 года на территории Алтайского края» единовременные денежные выплаты и оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, предоставляются за счет средств, полученных из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Обязательным условием, необходимым для предоставления единовременных денежных выплат, является включение граждан в списки нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи, финансовой помощи в связи с утратой имущества (далее-Списки), формируемые межведомственной комиссией, созданной органом местного самоуправления (пункты 2.3, 2.5 Порядка).
Как указано выше, Постановлением Правительства РФ от 30.05.2018 № 627 внесены изменения в Правила, в соответствии с которыми орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации может повторно обратиться в Правительство Российской федерации с просьбой о выделении дополнительных бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных п.п. «а», «г» п. 2 Правил в период действия режима ЧС (п.5 Правил).
Режим ЧС, обусловленный паводком, был введён на территории Алтайского края постановлением Правительства Алтайского края от 27.03.2018 №103. 06.08.2018 режим ЧС был отменён.
На основании изложенного, исследовав в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу, что материальный истец имеет право на получение единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий в размере 10 000 рублей, поскольку установлено, что он проживал на дату чрезвычайной ситуации в местности, отнесенной к району действия чрезвычайной ситуации.
В указанной части исковые требование подлежат удовлетворению.
При этом надлежащими ответчиками по данному требованию являются администрация Чарышского района Алтайского края, Министерство социальной защиты Алтайского края, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, принимающие последовательное участие в реализации права истцов на предоставление данных выплат согласно положениям Правил, утв. Постановлением Правительства РФ, Порядка, утв. Постановлением Правительства Алтайского края.
Также подлежит удовлетворению требование о возложении обязанности на администрацию Чарышского района Алтайского края по включению материального истца в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими с 23 по 31 марта 2018 года на территории Алтайского края, с целью получения выплат за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Суд соглашается с доводами ответчика Министерства социальной защиты Алтайского края о том, что при возвращении ранее направленных Списков для осуществления единовременной выплаты, в целях реализации права истца, подлежат формированию новые списки.
В остальной части суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований как не ведущих к восстановлению права истца и заявленных преждевременно.
Требование о признании ФИО1 пострадавшим в чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края в результате паводка, вызванного сильными дождями, произошедшим с 23 по 31 марта 2018 года на территории Алтайского края, заявлено излишне.
Основания для признания незаконным решения МЧС РФ № 43-721-5 от 18.02.2019 об отказе в согласовании сводных данных, представленных Правительством Алтайского края о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий отсутствуют, с учетом вышеприведенных выводов. Кроме того, само по себе признание данного отказа незаконным не влечет восстановление каких-либо прав истцов.
Не имеется оснований для возложении обязанности на МЧС РФ согласовать сводные данные, представленные Правительством Алтайского края о выделении бюджетных ассигновании из резервного фонда Правительства Российской Федерации с целью выплат истцам единовременной материальной помощи в размере 10 000 р. Указанное согласование относится к компетенции названного органа исполнительной власти, которую суд не вправе подменять.
Также не имеется оснований для возложения обязанности на Министерство труда и социальной защиты Алтайского края выплатить материальному истцу единовременную материальную помощь. В указанной части требование заявлено преждевременно. При выделении соответствующего бюджетного финансирования выплата истцу подлежит осуществлению в порядке, установленном вышеприведенными нормативно-правовыми актами, не требует вынесения об этом судебного постановления.
С учетом изложенного, исковые требования подлежат частичному удовлетворению, согласно вышеприведенных выводов.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования удовлетворить частично.
Признать за ФИО1 право на получение единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий в размере 10 000 рублей, в соответствии с п. «г» п. 2 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утв. Постановлением Правительства РФ от 15 февраля 2014 года N 110.
Возложить обязанность на администрацию Чарышского района Алтайского края включить ФИО1 в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими с 23 по 31 марта 2018 года на территории Алтайского края, с целью получения выплат за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15 февраля 2014 года N 110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий».
В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г.Барнаула в течение одного месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.
Судья И.В. Наконечникова
22RS0068-01-2019-006125-25