дело № 2-5448/16
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Центрального районного суда г. Омска в составе председательствующего Щеглакова Г.Г.,
при секретаре Карамян А.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске 26 сентября 2016 года
гражданское дело по иску Ершовой Н.А. к Министерству финансов Омской области о возложении обязанности, взыскании компенсации морального вреда
Установил:
Ершова Н.А. обратилась в суд с вышеназванным исковым заявлением. В обоснование указала, что работала в БУ Омской области «АЖС Омской области» (далее-БУ «АЖС»). ДД.ММ.ГГГГ ей была выдана заработная плата за апрель, после чего выплаты заработной платы прекратились. По сегодняшний день выплаты по заработной плате и другим выплатам не производилось. В связи, с чем истец обратилась в мировой суд судебного участка № 7879 в Первомайском районе г. Омска о взыскании задолженности по заработной плате за май 2016 г. в размере 48 388 руб. с БУ «АЖС». Согласно сведениям представленным бухгалтером данного учреждения на расчетном счете имеются денежные средства для осуществления выплаты. Истцу был выдан судебный приказ, который был передан для исполнения ДД.ММ.ГГГГ в Министерство финансов Омской области, однако на дату подачи искового заявления приказ не исполнен. Основанием для неоплаты является факт приостановления операций по лицевому счету БУ «АЖС», в связи с нарушением последним сроков исполнения исполнительных документов. Полагает, что действиями Министерства финансов Омской области нарушаются её права на первоочередное исполнение исполнительных документов (судебных приказов по оплате труда), приведшее к увеличению срока нарушения права сотрудников БУ «АЖС» и истца, в том числе по ст. 2 ТК РФ. Просит обязать Министерство финансов Омской области произвести списание денежных средств с лицевого счета БУ «АЖС» для полного исполнения исполнительных документов (судебного приказа) по оплате труда; на основании ст. 856 ГК РФ взыскать с Министерства финансов Омской области проценты согласно ст. 395 ГК РФ; сумму морального ущерба нанесенного их действиями (бездействием). Общий размер компенсации морального ущерба 20 000 рублей, а также расходы по оплате государственной пошлины. Привлечь к административной ответственности должностных лиц Министерства финансов Омской области за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, наложить на ответственных штраф.
ДД.ММ.ГГГГ истец, в порядке ст. 39 ГПК РФ, уточнила исковые требования, просит обязать Министерство финансов Омской области восстановить право сотрудников БУ «АЖС» и право истца, в том числе на первоочередность исполнения исполнительных документов (судебного приказа) по оплате труда; обязать Министерство финансов Омской области произвести списание денежных средств с лицевого счета БУ «АЖС» в счет оплаты судебного приказа. На основании ст. 856 ГК РФ взыскать с Министерства финансов Омской области проценты согласно ст. 395 ГК РФ, сумму морального ущерба нанесенного их действиями (бездействием). Общий размер компенсации морального ущерба 20 000 рублей, а также взыскать расходы по государственной пошлины. Привлечь к административной ответственности должностных лиц Министерства финансов Омской области за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, наложить на ответственных штраф.
ДД.ММ.ГГГГ представитель истца Дроздова Е.А., допущенная к участию в деле по устному ходатайству истца, в порядке ст. 39 ГПК РФ, исковые требования уточнила, представив их в письменном виде. Просит признать незаконными действия Министерства финансов Омской области, связанные с несоблюдением очередности осуществления платежей, по погашению требований кредиторов ликвидируемого учреждения и отказом от исполнения Судебного приказа о взыскании заработной платы в порядке, установленном гражданским законодательством. Обязать Министерство финансов Омской области в первоочередном порядке исполнить Судебный приказ № от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с БУ «АЖС» задолженности по заработной плате Ершовой Н.А. Взыскать с Министерства финансов Омской области компенсацию морального вреда в размере 20 000 рублей, проценты согласно п. 1 ст. 395 ГК РФ в размере 743,07 рублей, расходы по оплате государственной пошлины.
ДД.ММ.ГГГГ представитель истца Дроздова Е.А., допущенная к участию в деле по устному ходатайству истца, в порядке ст. 39 ГПК РФ, исковые требования уточнила, представив их в письменном виде. Просит признать преимущественное право Ершовой Н.А. на первоочередность выплаты денежных средств по Судебному приказу № от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании заработной платы, в остальной части исковые требования поддержала в полном объеме.
В судебном заседании представитель истца Дроздова Е.А. представила заявление об уточнении формулировки исковых требований в части признании преимущественного права Ершовой Н.А. на первоочередность выплаты денежных средств по судебному приказу № от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании заработной платы перед кредиторами иных очередей, требования которых не связаны со взысканием заработной платы, в остальной части требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
В судебном заседании Ершова Н.А. исковые требования с учетом последних уточнений поддержала в полном объеме. Указала, что заинтересованность заключается именно в признании права на первоочередное исполнение судебного приказа по взысканию заработной платы по сравнению с очередью иных исполнительных обязанностей находящихся на исполнении у Министерства Финансов Омской области.
В судебном заседании представитель ответчика Министерства финансов Омской области Каурова С.А., действующая на основании доверенности, представила заявление и заявку на кассовый расход, которые свидетельствуют о выплате задолженности по заработной плате истцу, в связи, с чем считает, что отсутствует правовые основания для удовлетворения требований истца. Доводы, изложенные в ранее представленном письменном отзыве на исковое заявление, поддержала в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика Правительства Омской области Горькова С.Ю., действующая на основании доверенности, представила письменные возражения на исковое заявление, изложенные в нем доводы поддержала. В дополнение указала, что Правительство Омской области не может считаться ответчиком, так как органом исполнительной власти ответственный по ликвидации было определено Министерство строительство и жилищно-коммунального комплекса Омской области, кроме того БУ «АЖС» является самостоятельным юридическим лицом. В связи, с чем самостоятельно вступает в трудовые отношения, соответственно Правительство в данных правоотношениях участвовать не может, как и Министерство финансов Омской области. Кроме того, в случаях ликвидации сведения приходят в ликвидационную комиссию, поэтому органы исполнительной власти не участвуют в данных правоотношениях. Полагает, что требований для удовлетворения и привлечения Правительства Омской области как ответчика отсутствуют
В судебном заседании представитель третьего лица Министерства строительства и
жилищно-коммунального комплекса Омской области Матвеева К.И. просила удовлетворить исковые требования в части преимущественного права Ершовой Н.А. на первоочередность выплаты денежных средств по судебному приказу № от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании заработной платы перед кредиторами иных очередей, требования которых не связаны со взысканием заработной платы.
Представитель Ликвидационной комиссии «Агентства жилищного строительства» Омской области участия в деле не принял, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно статье 62 Гражданского кодекса Российской Федерации Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия данного решения обязаны сообщить в письменной форме об этом в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом.
В соответствии с частью 1 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации Ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации.
Из анализа этих норм следует вывод о том, что кредиторами ликвидируемого юридического лица являются граждане и юридические лица по денежным обязательствам, которые обязаны заявлять требования в форме досудебного порядка к ликвидируемым юридическим лицам, в суде, в порядке искового производства, такие требования могут рассматриваться лишь при отказе ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредиторов.
Гражданский кодекс Российской Федерации не предусматривает обязанность ликвидатора по учету требований кредиторов в реестре требований, равно как возможность включения требований кредиторов в ликвидационный баланс ликвидируемой организации по решению суда. В процедуре ликвидации заявленные кредиторами требования отражаются в промежуточном балансе.
По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет имущества ликвидируемого юридического лица.
Пунктом 6 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при недостаточности у ликвидируемого учреждения денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого учреждения.
В соответствии со статьей 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 г. №7-ФЗ (в ред. от 31.01.2016) «О некоммерческих организациях», введенной в действие Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ, бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
В соответствии со статьей 18 закона «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Учредители (участники) некоммерческой организации или орган, принявший решение о ликвидации некоммерческой организации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом порядок и сроки ликвидации некоммерческой организации.
С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами некоммерческой организации. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемой некоммерческой организации выступает в суде.
Материалами дела установлено, что Ершова Н.А. работала в должности начальника отдела госзакупок и капитального строительства с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в БУ Омской области «Агентстве жилищного строительства Омской <адрес>».
Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ перед Ершовой Н.А. имеется задолженность по заработной плате за май в сумме 48 388,00 рублей, а также по заработной плате, компенсации за неиспользованный отпуск, средний месячный заработок за первый месяц на период трудоустройства со дня увольнения при ликвидации учреждения за июнь 2016 г. в сумме 118 621,04 рубль. (л.д. 43).
На основании судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГ по делу № с БУ «АЖС» в пользу Ершовой Н.А. взыскана задолженность по выплате заработной платы за май 2016 года в размере 48 388 рублей 00 копеек. (л.д. 12-13). Судебный приказ был предъявлен на исполнение в Министерство финансов Омской области ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14).
На основании распоряжения Правительства Омской области от ДД.ММ.ГГГГ№-рп принято решение о ликвидации БУ «АЖС», ответственным за проведение мероприятий по ликвидации возложено на Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области. (л.д. 23).
ДД.ММ.ГГГГ Министерством строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области сформирована ликвидационная комиссия (Распоряжение №-рп).
С ДД.ММ.ГГГГ бюджетное учреждение прекратило оплачивать исполнительные документы ввиду недостаточности денежных средств на лицевом счете.
Учредителем бюджетного учреждения является Омская область. Функции учредителя на момент принятия решения о ликвидации бюджетного учреждения выполняли областной Минстрой и Минимущество Омской области.
Министерством финансов Омской области, как уполномоченным государственным органом исполнительной власти Омской области на ведение лицевых счетов бюджетных учреждений, в ответ на обращение заявителя от ДД.ММ.ГГГГ№, письма заявителя № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ о направлении заявок на кассовый расход №, №, № на перечисление заработной платы за май 2016 года письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ в исполнении указанных платежных документов было отказано.
Протоколом № 1 от ДД.ММ.ГГГГ определены полномочия ликвидационной комиссии. (л.д. 61).
ДД.ММ.ГГГГ истец обращалась с заявлением в Ликвидационную комиссию о предоставлении информации о включении в реестр кредиторов при ликвидации учреждения по требованиям связанным с выплатой заработной платы. (л.д. 42).
ДД.ММ.ГГГГ имело место обращения к Министру финансов Омской области с заявлением о предоставлении информации о сроках исполнения судебного приказа. (л.д. 27).
В материалы дела Министерством финансов Омской области представлена информация из Журнала о неисполненных исполнительных листах, предъявленных к БУ «АЖС» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 72-95).
Согласно представленным сведениям перед Ершовой Н.А. имеется задолженность по судебному приказу № г. на дату ДД.ММ.ГГГГ в сумме 119 867,85 рублей. (л.д.90).
ДД.ММ.ГГГГ БУ «АЖС» обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Министерству финансов Омской области о признании незаконными решения и действия (бездействия) ответчика, как органа осуществляющего публичные полномочия. (л.д.110-113). Вышеназванное исковое заявление было принято к производству ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 114).
Не вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Омской области от ДД.ММ.ГГГГ№ требования БУ «АЖС» удовлетворены в полном объеме. (л.д. 134-137). На основании чего выдан исполнительный лист с возложением обязанности на Министерство финансов Омской области производить выплаты с лицевого счета бюджетного учреждения Омской области «Агентства жилищного строительства» в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ, в порядке, предусмотренном ч. 5 ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». (л.д.138-139).
В материалы дела в подтверждение исполнения обязательств перед Ершовой Н.А. по выплате заработной платы представителем Министерства финансов Омской области представлено заявление и заявка на кассовый расход № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 140,141) о начале исполнения исполнительного листа о выплате истцу заработной платы за май 2016 года в размере 48 388 рублей.
Дополнительно указано, что полное исполнение обязанности по перечислению денежных средств работникам БУ «АЖС» будет исполнено в ближайшее время.
Оценивая представленные сторонами доказательства, суд находит основания для частичного удовлетворения требований истца в силу следующего.
Суд считает необходимым признать право Ершовой Н.А. на исполнение исполнительного документа судебного приказа № в порядке очередности, установленной статьей 64 Гражданского кодекса РФ, в порядке, предусмотренном частью 5 ст. 19 Федерального закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
Частью 5 статьи 19 установлено, что выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемой некоммерческой организации производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной Гражданским кодексом Российской Федерации, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
При этом часть 5 статьи 63 ГК РФ отсылает к порядку очередности, установленному статьей 64 ГК РФ.
Статьей 64 ГК РФ в редакции на дату принятия решения о ликвидации БУ «АЖС» установлено, что при ликвидации юридического лица требования его кредиторов удовлетворяются после погашения текущих расходов, необходимых для осуществления ликвидации.
Нормами гражданского законодательства не определено, какие расходы следует считать «текущими» при ликвидации юридического лица.
Вопрос об очередности гашения требований кредиторов при ликвидации бюджетного учреждения определен в положениях Федерального закона от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - закон о банкротстве).
Возможность обращения к нормам закона о банкротстве в порядке аналогии предусмотрена пунктами 24, 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 6, Пленума ВАС РФ № 8 от 01.07.1996 г. (ред. от 24.03.2016 г.) «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».
В соответствии с частью 1 статьи 5 закона о банкротстве под текущими платежами понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В связи с тем, что решение о начале процедуры банкротства принимается судом путем вынесения определения о принятии заявления о признании должника банкротом, а решение о начале ликвидации - учредителем юридического лица, в данном случае, по мнению суда, «текущими» следует считать обязательства учреждения, возникшие после 02.03.2016г.
В соответствии с частью 2 статьи 134 закона о банкротстве требования кредиторов по текущим платежам удовлетворяются в следующей очередности:
в первую очередь удовлетворяются требования по текущим платежам, связанным с судебными расходами по делу о банкротстве, выплатой вознаграждения арбитражному управляющему, взысканием задолженности по выплате вознаграждения лицам, исполнявшим обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве, требования по текущим платежам, связанным с оплатой деятельности лиц, привлечение которых арбитражным управляющим для исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве в соответствии с настоящим Федеральным законом является обязательным, в том числе с взысканием задолженности по оплате деятельности указанных лиц;
во вторую очередь удовлетворяются требования об оплате труда лиц, работающих или работавших (после даты принятия заявления о признании должника банкротом) по трудовому договору, требования о выплате выходных пособий;
в третью очередь удовлетворяются требования об оплате деятельности лиц, привлеченных арбитражным управляющим для обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве, в том числе о взыскании задолженности по оплате деятельности этих лиц, за исключением лиц, указанных в абзаце втором настоящего пункта;
в четвертую очередь удовлетворяются требования по коммунальным платежам, эксплуатационным платежам, необходимым для осуществления деятельности должника;
в пятую очередь удовлетворяются требования по иным текущим платежам.
Требования кредиторов по текущим платежам, относящиеся к одной очереди, удовлетворяются в порядке календарной очередности.
Таким образом, с учетом того, что выплата заработной платы была прекращена сотрудникам учреждения с ДД.ММ.ГГГГ, требования, предъявленные к лицевому счету БУ «АЖС», в исполнении которых было отказано заявителю, в том числе, с учетом положений части 5 статьи 134 закона о банкротстве, относятся к текущим платежам второй очереди.
Частью 8 статьи 9.2 закона «О некоммерческих организациях» предусмотрено, что бюджетное учреждение осуществляет операции с поступающими ему в соответствии с законодательством Российской Федерации средствами через лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (за исключением случаев, установленных федеральным законом).
В соответствии со статьей 220.1 Бюджетного кодекса РФ от 31.07.1998 г. №145-ФЗ (далее - БК РФ) учет операций по исполнению бюджета, осуществляемых участниками бюджетного процесса в рамках их бюджетных полномочий, производится на лицевых счетах, открываемых в соответствии с положениями настоящего Кодекса в Федеральном казначействе, финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования), органе управления государственным внебюджетным фондом Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 8.1, 12.1 пункта 9 Положения о Министерстве финансов Омской области, утв. Указом Губернатора Омской области от 24.02.2004 г. №36 (ред. от 10.02.2016 г.), Министерство финансов Омской области (далее - Министерство), являясь органом исполнительной власти Омской области, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной и налоговой политики Омской области и координирующим деятельность иных органов исполнительной власти Омской области в этой сфере, организует исполнение областного бюджета, в том числе обеспечивает учет бюджетных и денежных обязательств получателей средств областного бюджета; осуществляет открытие и ведение лицевых счетов главных распорядителей, распорядителей, получателей средств областного бюджета, а также государственных унитарных предприятий Омской области, бюджетных и автономных учреждений Омской области.
Как было установлено судом, основанием для отказа в перечислении средств заработной платы явилось применение ответчиком положений п.20 ст.30 Закона РФ от 08.05.2010 г. №83-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», в соответствии с которыми при нарушении бюджетным учреждением - должником сроков исполнения исполнительных документов, установленных указанной нормой, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника с уведомлением последнего.
Поскольку на лицевом счете должника имелось множество неисполненных документов, Минфин приостановил осуществление операций по расходованию средств, в частности, отказал в исполнении заявок на выплату заработной платы.
Норма, на которую ссылается истец, имеет сходство с положениями статьи 242.4 главы 24.1 БК РФ, которыми установлен порядок исполнения исполнительных документов, предусматривающий обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника.
При таких обстоятельствах, по мнению суда, действия ответчика по отказу в исполнении заявок на кассовый расход, содержащих требования о гашении текущих платежей со ссылкой на приостановление расходных операций по лицевому счету (по сути, со ссылкой на арест денежных средств на счете) не соответствовали требованиям закона.
При таких обстоятельствах, по мнению суда, действия заинтересованного лица по отказу в исполнении заявок на кассовый расход, содержащих требования о гашении текущих платежей со ссылкой на приостановление расходных операций по лицевому счету (по сути, со ссылкой на арест денежных средств на счете) не соответствует требованиям закона.
Суд исходит из того, что направление исполнительного листа для исполнения в Министерство Финансов Омской области по месту открытия счета главному распорядителю соответствующих средств федерального бюджета не связано с открытием или не открытием там лицевого счета должника по исполнительному листу, а вызвано необходимостью безусловного обязательного исполнения вступивших в законную силу судебных актов и принципом ответственности государства как собственника имущества по гражданско-правовым обязательствам его бюджетных учреждений.
В соответствии со статьями 164 и 166.1 Бюджетного кодекса Российской
Федерации (далее - БК РФ) Федеральное казначейство является участником
бюджетного процесса на федеральном уровне и осуществляет приостановление операций по лицевым счетам, открытым главным распорядителям, распорядителям и получателям средств федерального бюджета в органах Федерального казначейства в предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации (далее - РФ) случаях, в порядке, установленном Министерством финансов РФ.
Согласно части 1 статьи 102 Бюджетного кодекса Российской Федерации долговые обязательства Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования полностью и без условий обеспечиваются всем находящимся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования имуществом, составляющим соответствующую казну, и исполняются за счет средств соответствующего бюджета.
В соответствии со статьей 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации обеспечивается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган.
Поскольку должник по вышеуказанным исполнительным листам является учреждением, финансируемым из бюджета субъекта Российской Федерации, исполнение судебных актов производится в порядке, предусмотренном главой 24.1 Бюджетного кодекса РФ.
Согласно положениям ст. 242.2 Кодекса исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации по денежным обязательствам его бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем с приложением копии судебного акта и заявления с указанием счета, на который следует перечислить задолженность, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации.
Орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и о дате его приема к исполнению.
Должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации, письмо, содержащее информацию об источнике образования задолженности (по деятельности, финансируемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, либо предпринимательской и иной приносящей доход деятельности) и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы бюджета субъекта Российской Федерации по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года.
При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств и(или) объемов финансирования расходов и остатка средств, полученных должником от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, для полного исполнения исполнительного документа должник направляет главному распорядителю (распорядителю) средств бюджета субъекта Российской Федерации, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств и(или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации.
Главный распорядитель (распорядитель) средств бюджета субъекта Российской Федерации в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации, обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств и(или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.
При неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации, по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника (за исключением операций по исполнению исполнительных документов) с уведомлением должника.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 30 Федерального закона № 83-ФЗ лицевые счета бюджетным учреждениям субъектов РФ открываются и ведутся в финансовых органах субъектов РФ в порядке, установленном финансовым органом субъекта РФ.
В данной правой ситуации Министерство Финансов Омской области наряду с функцией обеспечения исполнения судебных актов играет одновременно и роль кредитной организации, осуществляющей контроль за исполнением тех или иных платежных документов на стадии ликвидации организации (подобно роли кредитной организации в процедуре банкротства).
При совершении действий по исполнению того или иного платежного документа кредитная организация праве принимать такое распоряжение к исполнению и исполнять его только при условии, что в этом распоряжении либо в документах, прилагаемых к нему, содержатся сведения, подтверждающие отнесение оплачиваемого требования получателя денежных средств к текущим платежам (статья 5 Закона) или к иным требованиям, по которым допускается платеж со счета должника в ходе соответствующей процедуры.
В соответствии с частью 8 статьи 70 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" не исполнить исполнительный документ или постановление судебного пристава-исполнителя полностью банк или иная кредитная организация может в случае отсутствия на счетах должника денежных средств либо в случае, когда на денежные средства, находящиеся на указанных счетах, наложен арест или когда в порядке, установленном законом, приостановлены операции с денежными средствами, либо в иных случаях, предусмотренных федеральным законом.
В исполнение не вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Омской области от 20.09.2016 г. № А46-9908/2016, которым требования БУ «АЖС» удовлетворены в полном объеме, выдан исполнительный лист с возложением обязанности на Министерство финансов Омской области производить выплаты с лицевого счета бюджетного учреждения Омской области «Агентства жилищного строительства» в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ, в порядке, предусмотренном ч. 5 ст. 19 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
В подтверждение исполнения обязательств перед Ершовой Н.А. по выплате заработной платы представителем ответчика представлено заявление и заявка на кассовый расход № от ДД.ММ.ГГГГ.
Истец указала, что на момент рассмотрения спора по существу денежные средства не получены, соответственно полагать, что право на исполнение исполнительного документа судебного приказа № в порядке очередности, установленной статьей 64 Гражданского кодекса РФ на момент рассмотрения спора по существу восстановлено, у суда не имеется.
Вместе с тем суд не находит оснований для удовлетворения требований истца о взыскании с Министерства финансов Омской области компенсации морального вреда в размере 20 000 рублей, процентов согласно п. 1 ст. 395 ГК РФ в размере 743,07 рублей в силу следующего.
Статьей 151 ГК РФ предусмотрено, что если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.01.2010 N 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина", по общему правилу, установленному п. п. 1 и 2 ст. 1064 ГК РФ, ответственность за причинение вреда возлагается на лицо, причинившее вред, если оно не докажет отсутствие своей вины.
Процессуальным законом в качестве общего правила закреплена процессуальная обязанность каждой из сторон доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом (ч. 1 ст. 56 ГПК РФ).
По смыслу приведенных норм материального права, обязательство по компенсации морального вреда возникает при наличии одновременно следующих условий наступления деликтной ответственности: наличие вреда, противоправность поведения лица, нарушающего субъективное право, причинно-следственная связь между противоправным поведением и наступившими последствиями, наличие вины причинителя вреда.
Указанные обстоятельства входят в круг подлежащих доказыванию. Только при наличии совокупности данных условий возможно возложение ответственности за вред на определенного ответчика.
Кассовые операции со средствами должника бюджетного учреждения Омской области «Агентства жилищного строительства» проводятся Минфином исключительно от имени и по поручению должника на основании представленных последним платежных документов для полного либо частичного исполнения исполнительного документа.
Суд считает необходимым отметить, что в соответствии с пунктом 20 статьи 30 Федерального закона N 83-ФЗ бюджетные и автономные учреждения самостоятельно определяют, с какого лицевого счета должника (лицевых счетов), открытого (открытых) им в органе Федерального казначейства, финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования), должно производиться списание средств для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
Без оценки правильности оформления и подачи платежных распорядительных документов по лицевому счету должника - БУ «АЖС» с целью установления правовой природы и очередности гашения требований кредиторов, полагать, что вина за несвоевременность исполнения исполнительного документа должна быть возложена только на Министерство финансов Омской области у суда не имеется.
В связи, с чем оснований для взыскания компенсации морального вреда у суда не имеется.
В силу п. 3, 4 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Согласно пункту 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств.
Как разъяснено в п. 57 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" обязанность причинителя вреда по уплате процентов, предусмотренных ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, возникает со дня вступления в законную силу решения суда, которым удовлетворено требование потерпевшего о возмещении причиненных убытков, если иной момент не указан в законе, при просрочке их уплаты должником.
Таким образом, истец, в пользу которого судебным актом взыскана сумма убытков, вправе требовать взыскания с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами по правилам ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, если после вступления судебного акта в законную силу он ответчиком не исполнен.
Министерство финансов Омской области стороной ответа по судебному приказу не являлось.
Министерство финансов Омской области открывает лицевые счета бюджетным учреждениям Омской области и проводит кассовые операции с их средствами от имени и по поручению указанных учреждений в пределах остатка средств, поступивших бюджетным учреждениям, на основании платежных документов.
Полномочиями по самостоятельному управлению средствами на лицевом счете бюджетного учреждения Минфин не обладает и не может быть привлечен к ответственности без предъявления в суд искового требования к основному должнику.
Взыскание процентов за пользование чужими денежными средствами является мерой ответственности за нарушение гражданско-правовых обязательств, а не способом обеспечения исполнения судебного акта, то в силу своей правовой природы данная мера не может служить инструментом к принуждению исполнения судебного акта, для исполнения которого Минфином предусмотрен специальный правовой режим.
Применение судом статьи 395 Гражданского кодекса к бюджетным правоотношениями противоречит действующему законодательству, а именно принципу иммунитета бюджета, закрепленному статьей 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс, Кодекс), и главе 24.1 названного Кодекса, согласно которой обращения взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании исполнительных документов (исполнительный лист).
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц (п. 9 ст. 63 ГК РФ).
Истец как работник - БУ «АЖС» имеет полное право требовать через суд невыплаченную заработную плату и компенсации.
По правилам части 4 статьи 62 ГК РФ с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению делами юридического лица. При этом на ликвидационную комиссию возложена обязанность действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого юридического лица, а также его кредиторов.
В силу положений статьи 63 ГК РФ на ликвидационную комиссию возложена обязанность по ликвидации организации и удовлетворению требований кредиторов в порядке очередности, установленной статьей 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом. Промежуточный ликвидационный баланс должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
В настоящей связи, разрешая заявленные требования, с учетом приведенных положений законодательства и установленных обстоятельств, учитывая, что фактически данных, опровергающих правомерную позицию не представлено, суд полагает, что заявленные требования в остальной части удовлетворению не подлежат.
В соответствии с положениями ст. ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Доказательств иного суду не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд,
Решил:
Требования удовлетворить частично.
Признать право Ершовой Н.А. на исполнение исполнительного документа судебного приказа № в порядке очередности, установленной статьей 64 Гражданского кодекса РФ, в порядке, предусмотренном частью 5 ст. 19 Федерального закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Центральный районный суд города Омска в течение месяца со дня принятия судьей решения в окончательной форме.
Судья: Г.Г. Щеглаков