ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5448/2021 от 08.12.2021 Красногорского городского суда (Московская область)

2-5448/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 декабря 2021 года г.о. Красногорск

Красногорский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Климовой Ю.А.,

при секретаре ФИО7,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комитета Лесного хозяйства <адрес> к ФИО2 о взыскании задолженности по договору аренды и пени,

УСТАНОВИЛ:

Комитет лесного хозяйства <адрес> обратился в суд с иском к ФИО2 о взыскании задолженности по договору аренды и пени.

В обоснование иска истцом указано, что ДД.ММ.ГГГГ между сторонами заключен договор аренды лесного участка площадью 30,4367 га, расположенного по адресу: <адрес>, Ленинский муниципальный район, Подольское лесничество, Коробовское участковое лесничество, квартал 2 выделы 2,63, квартал 3, выделы 8-51, кадастровый . В соответствии с п. 2.4 договора арендатор вносит арендную плату в сроки, предусмотренные положением к настоящему договору, а именно ежемесячными платежами до 15 числа каждого месяца.

В настоящее время у ответчика имеется задолженность по внесению арендной платы за пользование вышеуказанным земельным участком за 2020, 2021 год в размере 10 384 904 рублей 32 копейки. Размер пени составляет 4 484 779 рублей 57 копеек, которую истец просит взыскать с ответчика.

Представитель Комитета лесного хозяйства <адрес> по доверенности, исковые требования исходя из расчета на дату разрешения спора поддержала, просила иск удовлетворить.

Ответчик ФИО5 К.Х. в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, представитель ответчика исковые требования не признал, по основаниям, изложенным в отзыве.

Выслушав явившихся, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ), лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Согласно ст. 94 ЛК РФ использование лесов в Российской Федерации является платным. За использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений. Размер арендной платы и размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений определяются в соответствии со статьями 73 и 76 ЛК РФ.

В соответствии с п.п. «в» п. 3.4 Договора Арендатор обязан вносить арендную плату в размерах, учитывающих коэффициенты к ставкам платы, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» и сроки, которые установлены Договором.

В соответствии с ч. 4 ст. 72 Лесного кодекса Российской Федерации для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности и коэффициенты к ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности на период с 2020 по 2021 год утверждены соответственно постановлениями Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ, и от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со статьей 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.

В силу ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Как установлено пунктом 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Из содержания статей 51 и 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что плата за использование лесов составляет неналоговые доходы федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации.

Таким образом, ненадлежащее выполнение арендатором обязанности по внесению арендной платы за пользование участком лесного фонда затрагивает интересы Российской Федерации и <адрес> на получение доходов от использования лесов при формировании соответствующих бюджетов.

Положения Лесного кодекса Российской Федерации устанавливают, что изменение договора аренды лесного участка осуществляется по общим правилам гражданского и земельного законодательства, о чем прямо указано в пункте 1 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации. Так, согласно пункту 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть изменен по решению суда при существенном нарушении договора другой стороной и в иных случаях, предусмотренных настоящим кодексом, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Судом установлено, в соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Комитет лесного хозяйства <адрес> является исполнительным органом государственной власти <адрес> в области лесных отношений и на него возложены полномочия по осуществлению контроля и надзора в области лесных отношений, в том числе по осуществлению функций главного администратора доходов бюджета <адрес>.

Между Комитетом лесного хозяйства <адрес> и ФИО2ДД.ММ.ГГГГ заключен договор аренды лесного участка площадью 30,4367 га, расположенного по адресу: <адрес>, Ленинский муниципальный район, Подольское лесничество, Коробовское участковое лесничество, квартал 2 выделы 2,63, квартал 3, выделы 8-51, кадастровый .

В соответствии с п. 2.4 договора арендатор вносит арендную плату в сроки, предусмотренные положением к настоящему договору, а именно ежемесячными платежами до 15 числа каждого месяца.

Пунктом 2.2 Договора предусмотрено, что арендная плата подлежит изменению в соответствии с коэффициентами к ставкам платы, установленными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» для соответствующего года.

Согласно акта сверки, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ задолженность по арендной плате по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ составляет 10 384 904 рубля 32 копейки.

Согласно расшифровке расчета за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за несвоевременное внесение арендной платы на основании п. 4.2 Договора аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ задолженность по оплате пеней составляет 4 484 779 рублей 57 копеек.

Указанный расчет стороной ответчик не оспорен, контррасчет не представлен суду.

У суда отсутствуют основания не доверять представленным истцом сведениям о размере задолженности, в связи с чем суд, проверив расчет, представленный истцом, соглашается с ним и приходит к выводу о взыскании с ответчика ФИО2 в пользу Комитета лесного хозяйства <адрес> задолженности по арендной плате за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 10 384 904 рублей 32 копейки, пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 4 484 779 рублей 57 копеек.

Доводы ответчика о том, что задолженность образовалась по вине истца в связи с ошибочным установлением размера арендной платы суд находит не состоятельными, поскольку об изменении размера арендной платы ответчику стало известно до обращения в суд из уведомления, направленного истцом, получение претензий о необходимости оплатить задолженность ответчик так же не отрицал, представил суду ответы на претензии, обращался к истцу с просьбой о погашении задолженности частями, то есть не оспаривал ее наличие.

В соответствии с п.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

В связи с тем, что истец был освобожден от уплаты государственной пошлины за рассмотрение настоящего дела, с ответчика подлежит взысканию сумма государственной пошлины в размере 60 000 в доход местного бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Комитета Лесного хозяйства <адрес> к ФИО4 о взыскании задолженности по договору аренды и пени — удовлетворить.

Взыскать с ФИО3 в пользу Комитета Лесного хозяйства <адрес> задолженность по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 10 384 904 рублей 32 копейки, пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 4 484 779 рублей 57 копеек.

Взыскать с ФИО3 в доход бюджета городского округа <адрес> государственную пошлину в сумме 60 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Красногорский городской суд Московской области в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Ю.А. Климова