ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5449/14 от 18.09.2014 Центрального районного суда г. Тольятти (Самарская область)

 РЕШЕНИЕ

 именем Российской Федерации

 18 сентября 2014 года Центральный районный суд г.Тольятти Самарской области в составе:

 председательствующего Бетиной Г.А.,

 при секретаре Коноваловой Н.А.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-5449/14 по заявлению ФИО1 об обжаловании действия (бездействия) органа местного самоуправления,

 у с т а н о в и л:

 ФИО1 обратилась в суд с заявлением об обжаловании действия (бездействия) органа местного самоуправления.

 Определением Центрального районного суда г.Тольятти Самарской области от 24.07.2014г. заявление ФИО1 оставлено без рассмотрения, заявителю разъяснено право разрешить спор в порядке искового производства, основываясь на том, что заявленное требование затрагивает спор о праве.

 Апелляционным определением по гражданским делам Самарского областного суда от 29.08.2014г. определение Центрального районного суда г.Тольятти Самарской области от 24.07.2014г. отменено, дело возвращено на новое рассмотрение в тот же суд.

 В обоснование заявления ФИО1 указала, что является владельцем и пользователем земельного участка, по адресу: <адрес>. 04.02.2014г. заявитель обратилась в мэрию г.о.Тольятти с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в собственность бесплатно, на основании ст.10.4 Закона Самарской области «О земле». Письмом исх.№ от 22.04.2014г. заявителю было отказано в предоставлении земельного участка в собственность по причине частичного нахождения участка в береговой полосе озера, расположенного в непосредственной близости от участка. Считает, что решение мэрии г.о.Тольятти противоречит требованиям действующего законодательства и нарушает права заявителя.

 Просит признать отказ мэрии г.о.Тольятти, изложенный в письме исх.№ от 22.04.2014г., в бесплатной приватизации земельного участка по адресу: <адрес>, незаконным; обязать мэрию г.о.Тольятти предоставить ФИО1 бесплатно в порядке приватизации земельный участок площадью 789 кв.м. по адресу: <адрес>.

 Представитель заявителя в судебном заседании доводы заявления поддержал.

     Представитель мэрии г.о.Тольятти в судебном заседании с заявлением не согласился, пояснил, что заявителю было отказано в предоставлении земельного участка в собственность, т.к. указанный земельный участок по имеющимся сведениям в мэрии, частично расположен в границах береговой полосы, на расстоянии около 5 метров от уреза воды озера, согласно карты зон с особыми условиями использования территорий (приложения № к правилам землепользования и застройки г.о.Тольятти, утвержденным решением Думы г.о.Тольятти от 24.12.2008г. № (в редакции решения Думы г.о.Тольятти от 19.06.2013г. №) и утвержденной схемы границ СНТ «Приозерный».

     Проверив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд считает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям:

     Конституция РФ закрепляет право граждан Российской Федерации обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст.33).

     Обращения граждан подлежат рассмотрению в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 02.05.2006г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

     Согласно ч.1 ст.9 указанного Закона обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

     В соответствии с ч.1 ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:

 1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;

 2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; (в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 227-ФЗ)

 3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;

 4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;

 5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

 В соответствии с ч.3 ст.10 Федерального закона от 02.05.2006г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан РФ» ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.

 В соответствии с п.1 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 10.02.2009г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.

 В соответствии со ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

 Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы (ч.1 ст.254 ГПК РФ).

 В соответствии со ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

 нарушены права и свободы гражданина;

 созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

 на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

 В пункте 25 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 10.02.2009г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснено, что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:

 имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия;

 соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;

 соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

 Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

 По данной категории дел обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия), согласно ч.1 ст.249 ГПК РФ и с учетом положений п.20 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 10.02.2009г. № 2, возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие), а на заявителя в силу ч.1 ст.247 ГПК РФ возложена обязанность доказать нарушение его прав и свобод.

 В соответствии со ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

 В соответствии со ст. 1 ФЗ от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садовых, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» садовый земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений); садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство) - некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (далее - садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение); паевые взносы - имущественные взносы, внесенные членами садоводческого, огороднического или дачного потребительского кооператива на приобретение (создание) имущества общего пользования.

 Согласно ст. 28 ФЗ «О садовых, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов за плату или бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

 Граждане, обладающие садовыми, огородными или дачными земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки в соответствии со ст. 25.2 ФЗ от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Принятие решений о предоставлении указанным гражданам в собственность таких земельных участков в этом случае не требуется.

 В случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя.

 В силу п. 2 ст. 15 Земельного Кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

 Таким образом, исходя из смысла указанных положений закона, гражданин, обладающий дачным земельным участком, являющийся членом дачного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность соответствующий земельный участок, если земельный участок в целом был предоставлен данному некоммерческому объединению граждан, и объединение было создано до вступления в силу ФЗ от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садовых, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», независимо от подтверждения факта предоставления указанному гражданину соответствующего земельного участка на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования.

 В соответствии с ч.6 ст.6 Водного кодекса РФ полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.

 Пунктом 8 ст.27 Земельного кодекса РФ установлен запрет на приватизацию земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом РФ, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.

 В соответствии с п.1,2 ст.56 Земельного кодекса РФ:

 1. Права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами.

 2. Могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю:

 1) особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах;

 2) особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных;

 3) условия начала и завершения застройки или освоения земельного участка в течение установленных сроков по согласованному в установленном порядке проекту, строительства, ремонта или содержания автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) при предоставлении прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности;

 4) иные ограничения использования земельных участков в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами.

 Как видно из обстоятельств дела, следует, что в 1980г. ПО «Куйбышевазот» был выделен земельный участок под коллективное садоводство. В границах данных земель было образовано СДК «Приозерный-4». Спорный земельный участок был выделен супругу заявителя, ФИО1 является его наследником. В связи с тем, что супруг заявителя, которому при жизни был выделен спорный земельный участок, надлежащим образом не оформил свои права на земельный участок, заявитель не оформила права наследования в установленном законом порядке.

 04.02.2014г. ФИО1 обратилась в мэрию г.о.Тольятти с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в собственность бесплатно, на основании ст.10.4 Закона Самарской области «О земле». Письмом исх.№ от 22.04.2014г. заявителю было отказано в предоставлении земельного участка в собственность по причине частичного нахождения участка в береговой полосе озера, расположенного в непосредственной близости от участка.

 Решением Центрального районного суда г.Тольятти от 25.06.2014г. в удовлетворении заявления ФИО4 об оспаривании нормативного правового акта органа местного самоуправления, в удовлетворении заявления, отказано. Решение вступило в законную силу.

 Судом было установлено, что решением Думы г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила землепользования и застройки г.о. Тольятти, которые опубликованы в газете «Городские ведомости» №).

 ДД.ММ.ГГГГ решением Думы г.о. Тольятти № «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки г.о. Тольятти, утвержденные решением Думы г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ № Правила землепользования и застройки г.о. Тольятти изложены в новой редакции. Данный нормативный правовой акт опубликован в газете «Городские ведомости» №).

 Заявитель просила признать незаконным решение Думы г.о. Тольятти № «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки г.о. Тольятти, утвержденные решением Думы г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ № 1059» в части указания в Приложении № к Правилам землепользования и застройки г.о. Тольятти «Карта зон с особыми условиями использования территории городского округа Тольятти» береговой полосы вдоль водного объекта «Восьмерка», расположенного на территории СНТ «Приозерный» в <адрес> г.о. Тольятти, ссылаясь на то, что данное решение в части указания береговой полосы водного объекта «Восьмерка» противоречит действующему законодательству, т.к. устанавливает береговую полосу без соблюдения положений п. 4 ст. 5 Водного кодекса РФ, и нарушает права заявителя, который является владельцем земельного участка в СНТ «Приморский», возле которого расположен водный объект «Восьмерка», и который лишен возможности приобретения указанного земельного участка в собственность.

 В соответствии с ч.2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда.

 Правила землепользования и застройки г.о. Тольятти не предусматривают оснований для отказа в предоставлении земельного участка в собственность. Статья 6 Правил устанавливает, что Правила не применяются к отношениям по землепользованию и застройке в г.о. Тольятти, в том числе к отношениям по архитектурно-строительному проектированию, строительству и реконструкции объектов капитального строительства, возникшим до вступления их в силу.

 В указанном отказе мэрия г.о.Тольятти ссылается на карту зон с особыми условиями использования территорий, являющуюся приложением к правилам землепользования и застройки г.о.Тольятти. Согласно правилам землепользования и застройки в редакции, утвержденном решением Думы г.о.Тольятти № от 19.06.2013г., вдоль водного объекта установлена береговая полоса шириной 20 метров.

 Суд не может согласиться с данными выводами, поскольку в ст. 65 Земельного Кодекса РФ указано, что в пределах водоохранных зон установлены особые условия использования земельных участков. При этом, действующее законодательство не содержит запретов на предоставление в собственность земельных участков, которые расположены в водоохраной зоне водных объектов. Вопрос о предоставлении заявителю земельного участка, находящегося в границах водоохранной зоны водного объекта, мэрией г.о.Тольятти рассмотрен не был. В своем отказе мэрия г.о.Тольятти указала на отсутствие оснований предоставления земельного участка, расположенного в границах береговой полосы водных объектов, каковым испрашиваемый заявителем земельный участок не является согласно утвержденной схеме границ СНТ «Приозерный» и Картой зон с особыми условиями использования территорий.

 При принятии решения по заявлению ФИО1 компетентный орган применил нормы, регулирующие правовой режим береговой полосы водных объектов. Между тем доказательств, подтверждающих нахождение спорного земельного участка в береговой полосе, не представлено. Поэтому применение в данном случае ч.6 ст.6 Водного Кодекса РФ суд считает необоснованным.

 Требования заявителя о возложении на мэрию г.о.Тольятти обязанности предоставить земельный участок в собственность бесплатно соответствует положениям ч.1 ст.258 ГПК РФ, согласно которым суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

 Анализируя изложенное, суд усматривает нарушение прав заявителя, выразившееся в необоснованном отказе в предоставлении в собственность земельного участка, следовательно, требования ФИО1 подлежат удовлетворению.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд

 решил:

 Признать отказ мэрии г.о.Тольятти, изложенный в письме исх.№ от 22.04.2014г., в бесплатной приватизации земельного участка по адресу: <адрес>, незаконным.

 Обязать мэрию г.о.Тольятти предоставить ФИО1 <данные изъяты> бесплатно в порядке приватизации земельный участок площадью 789 кв.м. по адресу: <адрес>.

 Решение суда может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение одного месяца через Центральный районный суд <адрес>.

 Мотивированное решение изготовлено 23.09.2014г.

 Председательствующий: подпись.

 КОПИЯ ВЕРНА.

 Судья