Дело № 2-544/2018 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 13 декабря 2018 года г. Пласт Пластский городской суд Челябинской области в составе: председательствующего судьи Данилкиной А.Л. при секретаре Бобылковой П.И., с участием прокурора Кураева К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Пласта Челябинской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Борисовского сельского поселения Пластовского муниципального района Челябинской области, администрации Пластовского муниципального района Челябинской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности поставить на кадастровый учет земельные участки, осуществить государственную регистрацию прав на земельные участки, установил: Прокурор г. Пласта Челябинской области (далее – прокурор) в защиту законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Борисовского сельского поселения Пластовского муниципального района Челябинской области, администрации Пластовского муниципального района Челябинской области, в котором с учетом уточнения просил признать бездействие администрации Борисовского сельского поселения Пластовского муниципального района Челябинской области и администрации Пластовского муниципального района Челябинской области по постановке на кадастровый учет и государственной регистрации прав на земельные участи, расположенные в <адрес>, на которых размещены кладбища, незаконным; возложить на администрацию Борисовского сельского поселения Пластовского муниципального района Челябинской области и администрацию Пластовского муниципального района Челябинской области обязанность в срок до 20 апреля 2019 года поставить на кадастровый учет и осуществить государственную регистрацию прав на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, в кадастровом квартале № (2 кладбища), на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, в кадастровом квартале 74№, на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, в кадастровом квартале №, на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, в кадастровом квартале №, на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, в кадастровом квартале №, на которых размещены кладбища; оформить книги (журналы) учета захоронений (л.д. 3-6, 45-49 том 1). В обоснование иска прокурор указал, что прокуратурой города по поручению прокуратуры Челябинской области проведена проверка исполнения законодательства о погребении и похоронном деле в деятельности Борисовского сельского поселения. По результатам проверки установлено, что на территории Борисовского сельского поселения Пластовского района расположено 6 земельных участков, отведенных под кладбища: участок <адрес>, кадастровый квартал № (2 кладбища), <адрес>, кадастровый квартал №, <адрес>, кадастровый квартал №, <адрес>, кадастровый квартал №, <адрес>, кадастровый квартал № – гражданские кладбища. Вышеуказанные общественные кладбища относятся к недвижимому имуществу, поскольку прочно связаны с землей, перемещение этих объектов невозможно без несоразмерного ущерба их назначению. В нарушение требований законодательства земельные участки – места захоронения (кладбища), расположенные: <адрес>, кадастровый квартал № (2 кладбища), <адрес>, кадастровый квартал №, <адрес>, кадастровый квартал №, <адрес>, кадастровый квартал №, <адрес>, кадастровый квартал №, ни за кем не закреплены, фактически никто должных мер по их содержанию не принимает, не обеспечивает сохранность данных объектов, то есть данные кладбища являются бесхозяйными и подлежат постановке на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся - администрации Борисовского сельского поселения и администрации Пластовского муниципального района Челябинской области. Также согласно ГОСТ Р 54611-2011, утвержденного приказом Росстандарта от 08 декабря 2011 года № 746-ст, учет мест захоронения это первичная регистрация, обработка и хранение информации о наличии, составе, местоположении и техническом состоянии мест захоронения, лицах, захороненных на них, и лицах, ответственных за места погребения. По прибытии скорбного кортежа на кладбище лицу, ответственному за проведение похорон (один из родственников или близких умершего), со свидетельством о смерти и счетом-заказом на похороны (договором), следует обратиться в контору кладбища для регистрации захоронения умершего в книге установленной формы, получить удостоверение о захоронении и регистрационный знак для установки его на могиле после завершения похорон. Вместе с тем, в ходе проверки выявлен факт отсутствия книг (журналов) учета захоронений на всех вышеуказанных кладбищах, расположенных на территории Борисовского сельского поселения Пластовского района, что делает невозможным первичную регистрацию, обработку и хранение информации о наличии, составе, местоположении и техническом состоянии мест захоронения, лицах, захороненных на них и лицах, ответственных за места погребения. Определением Пластского городского суда Челябинской области от 29 ноября 2018 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Пластовского муниципального района Челябинской области (л.д. 41 том 1). Прокурор ФИО4 в судебном заседании исковые требования с учетом уточнения поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении и уточненном исковом заявлении, уточнив требования – просил обязать администрацию Пластовского муниципального района поставить земельные участки на кадастровый учет и осуществить регистрацию прав на земельные участки в срок до 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу. Представители ответчика администрации Борисовского сельского поселения Пластовского муниципального района Челябинской области ФИО5, действующий на основании доверенности от 29 ноября 2018 года № 386 (л.д. 33 том 1), ФИО6, действующая на основании доверенности от 29 ноября 2018 года № 387 (л.д. 34 том 1), иск не признали, указав, что полномочия по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения на территории поселения приняты администрацией Борисовского сельского поселения на основании решения Совета депутатов Борисовского сельского поселения от 21 декабря 2017 года № 35 и соглашения о передачи Борисовскому сельскому поселению отдельных полномочий по решению вопросов местного значения на 2018-2020 годы от 22 декабря 2017 года. Администрация Борисовского сельского поселения не обладает полномочиями для распоряжения, в том числе подачи заявления о постановке на кадастровый учет и осуществления государственной регистрации прав на земельные участки, расположенные в <адрес>, кадастровый квартал № (2 кладбища), <адрес>, кадастровый квартал №, <адрес>, кадастровый квартал №, <адрес>, кадастровый квартал №, <адрес>, кадастровый квартал №, на которых размещены кладбища. Указанными полномочиями обладает администрация Пластовского муниципального района. Письменный отзыв администрации Борисовского сельского поселения приобщен к материалам дела (л.д. 31-32 том 1). Представитель ответчика администрации Пластовского муниципального района Челябинской области ФИО7, действующий на основании доверенности от 03 февраля 2017 года № 08 (л.д. 75 том 2), исковые требования признал в части постановки земельных участков на кадастровый учет и регистрации прав на земельные участки. Пояснил, что работы по межеванию земельных участков, на которых расположены кладбища, практически во всех сельских поселениях проведены, кадастровые инженеры подготавливают схему, затем предоставят ее на утверждение в администрацию Пластовского муниципального района. В случае отсутствия нарушений, земли будут поставлены на кадастровый учет, после чего будут приняты меры по регистрации прав. Кроме того, ведется работа по созданию учреждения, которое будет заниматься вопросами похоронного дела на территории Пластовского муниципального района. Ранее данная работа не проводилась, поскольку законодательство не требовало проведения работ по регистрации земельных участков. Просил продлить срок исполнения обязанностей до 06 месяцев с момента вступления решения в законную силу. Заслушав прокурора, представителей ответчиков, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. К вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи) (ч. 3 ст. 14 указанного Федерального закона). Отношения, связанные с погребением умерших, регулируются Федеральным законом от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле». Согласно ст. 4 Федерального закона № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение. Создаваемые, а также существующие места погребения не подлежат сносу и могут быть перенесены только по решению органов местного самоуправления в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, после землетрясений и других стихийных бедствий. Статьей 9 Федерального закона № 8-ФЗ определяется гарантированный перечень услуг по погребению, оказываемых специализированной службой по вопросам похоронного дела. В силу ст. 18 Федерального закона № 8-ФЗ общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. Согласно ст. 25 Федерального закона № 8-ФЗ отношения, связанные с погребением умерших, гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Федеральным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления. Полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области погребения и похоронного дела, установленные настоящим Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В соответствии с п. 3 ст. 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли. Согласно п. 1, 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 года N 334-ФЗ) распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами не установлено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими. Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом. Указанные положения ст. 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» вступили в законную силу с 01 января 2017 года. В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, Уставом Борисовского сельского поселения к вопросам местного значения отнесена организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения (п. 22 ч.1 ст. 5 Устава) (л.д. 17-28 том 1). На основании решения Совета депутатов Борисовского сельского поселения № 36 от 21 декабря 2017 года администрация Борисовского сельского поселения принимает от администрации Пластовского муниципального района осуществление части полномочий, в частности по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения на территории (л.д. 35-36 том 1). 22 декабря 2017 года между администрацией Пластовского муниципального района Челябинской области и администрацией Борисовского сельского поселения заключено соглашение о передаче Борисовскому сельскому поселению отдельных полномочий по решению вопросов местного значения на 2018-2020 годы (л.д. 37-39 том 1). Согласно п. 1.2.2 переданы полномочия по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения на территории поселения. В ходе судебного разбирательства установлено и не оспаривалось ответчиками, что земельные участки, занятые под места захоронения, а именно: в <адрес>, кадастровый квартал № (2 кладбища), в <адрес>, кадастровый квартал №, в <адрес>, кадастровый квартал №, в <адрес>, кадастровый квартал №, в <адрес>, кадастровый квартал №, не сформированы, не поставлены на кадастровый учет, право муниципальной собственности на земельные участки не зарегистрировано. Согласно справки главы Борисовского сельского поселения от 07 сентября 2018 года организация ритуальных услуг и содержание место захоронения является полномочиями района. Специальная служба по вопросам похоронного дела находится в Пластовском муниципальном районе. Оценка качестве содержания кладбищ не проводилась; журнала захоронений и выдачи паспортов захоронений за 2018 годы нет (л.д. 8-9 том 1). 19 сентября 2018 года прокурором г. Пласта Челябинской области в адрес главы Борисовского сельского поселения Пластовского района направлено представление об устранении нарушений требований законодательства о погребении и похоронном деле, в частности, зарегистрировать в установленном законом порядке земельные участки, отведенные под кладбища; принять меры по содержанию и обеспечению сохранности указанных объектов; оформить книги (журналы) учета захоронений (л.д. 10-13 том 1). Согласно справке № 335 от 18 октября 2018 года администрацией Борисовского сельского поселения приняты следующие меры по устранению нарушения законодательства о погребении и похоронном деле: подано заявление в МУП «Пластовский центр по землеустройству» о проведении межевания земельных участков отведенных под кладбища в Борисовском сельском поселении; при необходимости проводится уборка территории, замена и ремонт изгороди на кладбищах; в бюджет Борисовского сельского поселения запланированы расходы по статье «Содержание мест захоронения»; проведена инвентаризация всех захоронений на кладбищах Борисовского сельского поселения, заведены книги (журналы) учета захоронений (л.д. 14 том 1). Таким образом, суд считает, что не приведение территорий данных кладбищ в соответствие с нормами действующего земельного законодательства, кадастрового учета и их регистрации в установленном законом порядке, приведет к обезличиванию территорий данных кладбищ, отсутствию их на кадастровом учете, отсутствию права собственности администрации Пластовского муниципального района на территории данных кладбищ, а при осуществлении захоронений умерших - возможно нарушение санитарных правил и прав неограниченного круга лиц на благоприятную среду. Поскольку кладбища на территории Борисовского сельского поселения расположены на земельных участках, на которые государственная собственность не разграничена, то распоряжение такими земельными участками осуществляется администрацией Пластовского муниципального района. Из объяснений представителей ответчиков следует, что меры к устранению нарушений принимаются, проведено межевание земельных участков, для дальнейшей постановки их на кадастровый учет (л.д. 61-74 том 2). Вместе с тем, поскольку на момент вынесения решения судом земельные участки на кадастровый учет не поставлены, государственная регистрация прав на земельные участки в <адрес>, кадастровый квартал № (2 кладбища), в <адрес>, кадастровый квартал №, в <адрес>, кадастровый квартал №, в <адрес>, кадастровый квартал №, в <адрес>, кадастровый квартал №, на которых размещены кладбища, не осуществлена, исковое требования прокурора подлежат удовлетворению. Согласно п. 5.3.17 ГОСТ Р 54611-2011 "Услуги бытовые. Услуги по организации и проведению похорон. Общие требования", утвержденного Приказом Росстандарта от 08 декабря 2011 года № 746-ст, с датой введения в действие с 01 января 2013 года, по прибытии скорбного кортежа на кладбище лицу, ответственному за проведение похорон (один из родственников или близких умершего), со свидетельством о смерти и счетом-заказом на похороны (договором), следует обратиться в контору кладбища для регистрации захоронения умершего в книге установленной формы, получить удостоверение о захоронении и регистрационный знак для установки его на могиле после завершения похорон. Регистрация захоронения может осуществляться путем внесения информации в электронную базу данных с последующей выдачей электронного паспорта захоронения. В ходе рассмотрения дела установлено, что в нарушение требований Федерального закона «О погребении и похоронном деле» и ГОСТ Р 54611-2011 "Услуги бытовые. Услуги по организации и проведению похорон. Общие требования" администрацией Борисовского сельского поселения, на которую возложены полномочия по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения на территории поселения, регистрация захоронений умерших в книге установленной формы не велась. В материалы дела представителем администрации Борисовского сельского поселения представлены журналы регистрации захоронений на территории Борисовского сельского поселения за все годы до 2018 года (л.д. 52-249 том 1, л.д. 1-60 том 2). Поскольку заявленные требования прокурора выполнены ответчиком администрацией Борисовского сельского поселения уже после подачи прокурором исковых заявлений, но до принятия судом решения по делу, то суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора оформить книги (журналы) учета захоронений подлежат удовлетворению, однако решение в данной части исполнению не подлежат. На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: Исковые требования прокурора г. Пласта Челябинской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Борисовского сельского поселения Пластовского муниципального района Челябинской области, администрации Пластовского муниципального района Челябинской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности поставить на кадастровый учет земельные участки, осуществить государственную регистрацию прав на земельные участки, оформить книги (журналы) учета захоронений, удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации Пластовского муниципального района Челябинской области по постановке на кадастровый учет и государственной регистрации прав на земельные участки, расположенные в <адрес>, селе <адрес>, селе <адрес>, посёлке <адрес>, посёлке <адрес>, на которых размещены кладбища. Возложить на администрацию Пластовского муниципального района Челябинской области обязанность поставить на кадастровый учет и осуществить государственную регистрацию прав на земельные участки, расположенные по адресу: <адрес>, в кадастровом квартале №; <адрес>, в кадастровом квартале №; <адрес>, в кадастровом квартале №; <адрес>, в кадастровом квартале №; <адрес>, в кадастровом квартале №, на которых размещены кладбища, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Возложить на администрацию Борисовского сельского поселения Пластовского муниципального района Челябинской области обязанность оформить книги (журналы) учета захоронений. Решение в части возложения обязанности оформить книги (журналы) учета захоронений не подлежит исполнению. Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Пластский городской суд Челябинской области. Председательствующий: |