ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-544/19 от 11.04.2019 Балаклавского районного суда (город Севастополь)

Дело № 2-544/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 апреля 2019 года город Севастополь

Балаклавский районный суд города Севастополя в составе председательствующего судьи Анашкиной И.А., при секретаре Ткач А.Р., с участием представителя истца ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Правительству Севастополя, Департаменту капитального строительства города Севастополя, Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о возложении обязанности включить жилое помещение в реестр собственности города, признать незаконным отказ в заключении договора социального найма, признании права пользования жилым помещением, понуждении к заключению договора социального найма,

УСТАНОВИЛ:

15 февраля 2019 года истец, действуя через своего представителя, обратился в суд с иском, в котором просит возложить на Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя обязанность включить в Реестр собственности города Севастополя <адрес> в городе Севастополе, признать незаконным решение Департамента капитального строительства города Севастополя от 10 января 2019 года об отказе ФИО2 в предоставлении государственной услуги – заключении (изменении) договора социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: город Севастополь, <адрес>, признать за ФИО2 право пользования жилым помещением – квартирой в <адрес> в городе Севастополе на условиях договора социального найма, обязать Департамент капитального строительства города Севастополя заключить с ФИО2 договор социального найма указанного жилого помещения.

Иск обоснован тем, что право пользования спорным жилым помещением возникло у истца в 1988 году, как у члена семьи основного нанимателя - ФИО3, по адресу данной квартиры истец был зарегистрирован с 1988 году и в установленном порядке с регистрационного учета не снимался. Однако сведения о его регистрации в указанной квартире были аннулированы путем незаконного внесения изменений в домовую книгу. В 2008 году истцу, отбывающему наказание в местах лишения свободы, стало известно, что его мать единолично реализовала право на приватизацию спорного жилого помещения, подарив в последующем указанную квартиру ФИО4 В последующем вступившим в законную силу решением суда свидетельство о праве собственности на жилье, выданное его матери, признано недействительным, равно как и договор дарения. Указанным решением суда установлено, что истец, как член семьи нанимателя, был лишен права на приватизацию жилого помещения, при этом данным решением спорное жилое помещение фактически возвращено в состав государственного жилищного фонда, что предполагает заключение в отношении него договора социального найма. В 2017 году ФИО3 умерла, истец, желая реализовать право на заключение с ним договора социального найма, обратился в соответствующие органы, однако из ответа Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя ему стало известно, что поскольку право собственности на указанную квартиру до настоящего времени зарегистрировано за ФИО4, внести ее в Реестр собственности города Севастополя не представляется возможным, данное обстоятельство является препятствием для заключения договора социального найма. При этом истец, действуя через представителя, обратился в Департамент капитального строительства города Севастополя с заявлением о предоставлении государственной услуги по заключению (изменению) договора социального найма, вместе с тем, в предоставлении данной услуги истцу отказано, поскольку он не относится к категории лиц, имеющих право на получение данной государственной услуги, а кроме того, в связи с тем, что им не был представлен полный пакет необходимых документов, и наличием разночтений в документах относительно адреса спорного жилого помещения. Указывая, что он имеет право на заключение с ним договора социального найма жилого помещения, учитывая, что в собственности иного жилого помещения он не имеет, в приватизации жилого помещения никогда не участвовал, истец просит включить спорную квартиру в Реестр собственности города, признать за ним право пользования спорным жилым помещением и обязать заключить с ним договор социального найма.

В судебном заседании представитель истца настаивала на удовлетворении иска по основаниям, в нем изложенным. Пояснила, что имеются все предусмотренные законом основания для признания за истцом права пользования указанным жилым помещением и для заключения с ним договора социального найма.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, уведомлены надлежаще, представитель ответчика - Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, в ранее поданных возражениях на иск, в его удовлетворении просил отказать, полагая, избранный истцом способ защиты нарушенного права ненадлежащим, преждевременным, так как истцом не предпринимались попытки исключить сведения о зарегистрированном праве на ФИО4 на спорный объект и внести соответствующие изменения в ЕГРН. Иные лица о причинах неявки суд не уведомили.

Руководствуясь положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав представителя истца, исследовав представленные лицами, участвующими в деле, доказательства, оценив их по своему внутреннему убеждению на предмет относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в совокупности, суд пришел к выводу о нижеследующем.

Согласно части 2 статьи 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Вступившим в законную силу решением Балаклавского районного суда города Севастополя от 21 ноября 2012 года признано недействительным Свидетельство о праве собственности на жилье, выданное 27 октября 2004 года Управлением по вопросам имущества коммунальной собственности Севастопольской городской государственной администрации о принадлежности на праве собственности ФИО3<данные изъяты> долей дома, расположенного по адресу: город Севастополь, <адрес> хозяйственными постройками: сараем лит. «Б», ? долей сарая лит. «В», уборной лит. «З», признан недействительным договор дарения от 4 ноября 2004 года, на основании которого ФИО3 подарила ФИО4<данные изъяты> долей дома, расположенного по адресу: город Севастополь, <адрес>, признан недействительным договор о разделе дома от 29 ноября 2006 года, которым прекращено право общей долевой собственности на <адрес> в городе Севастополе, в части признания за ФИО4 права собственности на <адрес> в городе Севастополе, ? долю сарая лит. «В», уборную лит. «З», <данные изъяты> долей ограждений и иных сооружений, что составляет <данные изъяты> долей жилого дома с надворными сооружениями.

Постановив означенное решение, суд установил, что ФИО3 и члены её семьи имеют право пользования определёнными помещениями жилого дома на основании договора найма жилого помещения в доме государственного жилого фонда (ныне договор социального найма), в частности квартирой в <адрес> в городе Севастополе.

Согласно части 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.

В силу пункта 1 части 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Поскольку указанные правоотношения, связанные с возникновением у истца права пользования спорным жилым помещением, возникли до введения на территории города Севастополя законодательства Российской Федерации, к ним подлежат применению положения ранее действовавшего законодательства Украины, в частности Жилищным Кодексом Украинской ССР.

Согласно статье 9 ЖК УССР граждане имеют право на получение в бессрочное пользование в установленном порядке жилого помещения в домах государственного или общественного жилого фонда, либо в домах жилищно–строительных кооперативов.

В соответствии со статьей 4 ЖК УССР в жилой фонд включаются также жилые дома, принадлежащие государственно – колхозным и иным государственно – кооперативным объединениям, предприятиям и организациям. К таким домам применяются правила, установленные для общественного жилого фонда.

В соответствии со статьей 53 ЖК УССР жилые помещения в домах общественного жилого фонда предоставляются гражданам по общему решению органа соответствующей организации и ее профсоюзного комитета с последующим уведомлением исполнительного комитета соответственно районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов о предоставлении жилых помещений для заселения.

На основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного либо общественного жилого фонда исполнительный комитет районного, районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. Выдача ордеров на жилые помещения в военных городках производится в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР.

Согласно 61 ЖК УССР пользование жилым помещением в домах государственного и общественного жилого фонда осуществляется в соответствии с договором найма жилого помещения.

Договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилого фонда заключается в письменной форме на основании ордера на жилое помещение между нанимателем - жилищно-эксплуатационной организацией (а в случае отсутствия - соответствующим предприятием, учреждением, организацией) и нанимателем - гражданином, на имя которого выдан ордер.

Статьей 64 ЖК УССР установлено, что члены семьи нанимателя, проживающие вместе с ним, пользуются наравне с нанимателем всеми правами и несут все обязанности, вытекающие из договора найма жилого помещения. К членам семьи нанимателя относятся супруга нанимателя, их дети и родители. Членами семьи нанимателя могут быть признаны и другие лица, если они постоянно проживают вместе с нанимателем и ведут с ним общее хозяйство.

Наниматель вправе в установленном по письменному согласию всех членов семьи, которые проживают вместе с ним, вселить в занимаемое им жилое помещение свою жену, детей, родителей, а также иных лиц. На вселение к родителям их несовершеннолетних детей указанное согласие не требуется.

Лица, вселившиеся в жилое помещение в качестве членов семьи нанимателя, приобретают равные с другими членами семьи права пользования жилым помещением если при вселении между этими лицами, нанимателем и членами его семьи, проживающими с ним, не было иного соглашения о порядке пользования помещением.

Вышеуказанным решением суда установлено наличие родственных отношений между истцом и бывшим нанимателем спорного жилого помещения – ФИО3, приходившихся друг другу матерью и сыном.

Кроме того, установлено, что из домовой книги незаконно исключены сведения о прописке (регистрации) истца.

Таким образом, право пользования спорным жилым помещением возникло у истца в соответствии с ранее действовавшим на территории города Севастополя жилищным законодательством УССР.

При этом суд, признав вышеуказанным решением суда недействительным Свидетельство о праве собственности на жилье, выданное матери истца в подтверждение возникновения у нее права собственности на спорное жилое помещение в результате его бесплатной приватизации, фактически осуществил возврат данного жилого помещения в государственный жилищный фонд, приведя участников жилищных правоотношений, касаемо данного объекта, в первоначальное положение.

Следовательно, вступившим в законную силу судебным актом установлено право пользования истца, как члена семьи основного нанимателя, спорным жилым помещением на условиях найма.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что спорное жилое помещение отнесено к категории жилых помещений, отнесенных согласно ранее действующему законодательству к государственному жилищному фонду.

Вместе с тем до введения в действие на территории города Севастополя законодательства Российской Федерации сведения о зарегистрированном за ФИО4 праве собственности на указанный объект аннулированы не были, тогда как состоявшиеся относительно права собственности на данный объект решения судов свидетельствуют об отсутствии у ФИО4 права на спорное жилое помещение.

Согласно частям 1 и 2 статьи 60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных данным кодексом. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.

В соответствии с частью 1 статьи 62 Жилищного кодекса Российской Федерации предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).

В соответствии с частью 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Статьей 10 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрены основания возникновения жилищных прав и обязанностей.

Жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают: из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему; из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности; в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом; из членства в жилищных или жилищно-строительных кооперативах; вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.

То есть в действующем в настоящее время Жилищном кодексе Российской Федерации определено, что заключение договора социального найма жилого помещения осуществляется на основании решения органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения в жилищном фонде социального использования.

Истец, имея намерение после смерти матери, являющейся основным нанимателем спорного жилого помещения, однако с которой договор социального найма заключен не был, заключить договор социального найма спорного жилого помещения подал в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя обращение о включении <адрес> в городе Севастополе в Реестр собственности города Севастополя.

На обращение истца Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя дан ответ, согласно которому включить указанную квартиру в Реестр собственности города Севастополя не представляется возможным, поскольку по данным ГУП города Севастополя «БТИ» право собственности на нее зарегистрировано за ФИО4

В дальнейшем истец обратился в Департамент капитального строительства города Севастополя с заявлением о предоставлении услуги по заключению (изменению) договора социального найма.

При этом в заключении договора социального найма Департаментом капитального строительства города Севастополя на основании подпунктов 3, 4, 13, 14 пункта 19 Административного регламента предоставления государственной услуги «Заключение договора социального найма государственного жилищного фонда города Севастополя», утвержденного приказом Департамента капитального строительства города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ, истцу отказано.

В частности, из решения об отказе в предоставлении услуги по заключению (изменению) договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ следует, что истец не входит в перечень лиц, предусмотренный пунктом 2 Административного регламента, согласно которому заявителями на получение государственной услуги являются физические лица, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также лица, которым ранее, до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, было предоставлено во владение и пользование жилое помещение на условиях социального найма, постоянно зарегистрированные в данном жилом помещении, тогда как ФИО2 не зарегистрирован в спорном жилом помещении.

Кроме того истцом представлен неполный пакет документов, предусмотренных пунктом 15 Административного регламента, не представлена справка о составе семьи и регистрации, документы, подтверждающие право владения и пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи, имеется разночтения в предоставленных документах относительно адреса и технических характеристик жилого помещения.

Также в отказе в предоставлении государственной услуги имеется указание на то, что спорное жилое помещение не включено в Реестр собственности города Севастополя.

В соответствии с Законом города Севастополя от 24.04.2014 N 3-ЗС «О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации, управления и распоряжения собственностью города Севастополя», Законом города Севастополя от 25.07.2014 N 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя», Законом города Севастополя от 30.04.2014 N 5-ЗС «О Правительстве Севастополя», Положением о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, утвержденным Постановлением Правительства Севастополя от 22 сентября 2016 года -ПП, включение жилых помещений в Реестр собственности города Севастополя относится к компетенции Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя.

При таких обстоятельствах отказ Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя во включении спорной квартиры в Реестр собственности города Севастополя препятствует истцу в реализации права на заключение в отношении нее договора социального найма.

Принимая во внимание, что судом установлено, что вступившим в законную силу решением суда, которое в силу положений статьи 13 ГПК РФ является обязательным для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации, признан недействительным договор дарения доли в праве собственности на дом, на основании которого у ФИО4 возникло право на спорное жилое помещение, суд приходит к выводу о том, что указанное жилое помещение подлежит включению Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в Реестр собственности города Севастополя.

Придя к такому выводу, суд исходит из того, что означенным решением, как отмечено выше, спорное жилое помещение возвращено в состав государственного жилищного фонда, при этом несоблюдение процедуры исключения сведений о праве собственности ФИО4 основанием для отказа во включении данного помещения в Реестр собственности города не является.

Относительно разночтений в документах в адресе и технических характеристиках жилого помещения следует отметить, что Распоряжение органа приватизации, на основании которого ФИО3 было выдано Свидетельство о праве собственности на жилье, в последующем признанное судом недействительным, было принято в отношении <адрес> в городе Севастополе, что составляет <данные изъяты> долей жилого дома.

Свидетельством о праве собственности на жилье и хозбытстроения от 3 марта 2005 года, выданным Управлением по вопросам имущества коммунальной собственности Севастопольской городской государственной администрации, подтверждается, что <адрес> в городе Севастополе, что составляет <данные изъяты> долей дома, принадлежит на праве общей долевой собственности ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8

Таким образом, до осуществления ФИО3 приватизации жилого помещения в ее пользовании находилась <адрес> в городе Севастополе, право пользования которой, как у члена ее семьи, возникло у истца.

При этом следует отметить, что вступившим в законную силу судебным актом установлено возникновение права пользования данной квартирой у ФИО3 на законном основании.

При таких обстоятельствах, с учетом вышеприведенных норм законодательства, регулирующего отношения связанные с пользованием жилыми помещениями на условиях договора социального найма, у истца, который был зарегистрирован в спорном жилом помещении и снят с регистрационного учета в результате противоправных действий, имевшего право на бесплатную приватизацию данного жилого помещения и являющегося членом семьи лица, пользовавшегося жилым помещением на условиях найма, возникло предусмотренное законом право пользования спорным жилым помещением.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска в части возложения на Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя обязанности включить в Реестр собственности города Севастополя <адрес> в городе Севастополе.

А также суд полагает необходимым удовлетворить требование о признании за истцом права пользования квартирой в <адрес> в городе Севастополе.

Вместе с тем не подлежит удовлетворению требование о признании незаконным решения Департамента капитального строительства города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ФИО2 в предоставлении государственной услуги – заключении (изменении) договора социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: город Севастополь, <адрес>, поскольку формально отказ уполномоченного органа является законным, ввиду несоблюдения истцом положений предусмотренных Административным регламентом.

Принимая данное решение, уполномоченный на заключение договора социального найма орган руководствовался положениями Административного регламента, то есть формально отказ в предоставлении услуги является законным ввиду того, что истцом не было представлено всех необходимых доказательств и документов, позволивших сделать вывод о наличии оснований для заключения с ним договора социального найма.

Вместе с тем при обращении в суд с иском указаны иные обстоятельства и представлены доказательства, послужившие основанием для частичного удовлетворения требований.

В соответствии со статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации восстановлению подлежит лишь нарушенное право.

Судом на основании представленных доказательств установлено возникновение у истца права пользования спорной комнатой на условиях социального найма, в связи с чем требование истца о понуждении ответчика заключить договор социального найма заявлено излишне, поскольку решение суда о признании за истцом права пользования спорным жилым помещением является основанием для заключения сторонами договора социального найма в отношении спорной комнаты.

Также не подлежит удовлетворению требование о возложении на Департамент капитального строительства города Севастополя обязанности заключить с ФИО2 договор социального найма указанного жилого помещения ввиду того, что решение о заключении договора социального найма принимается уполномоченным органом при изучении всех представленных заявителем материалов и документов, следовательно, суд своим решением не может подменять решение компетентного на заключение договора социального найма органа.

При таких обстоятельствах требования истца подлежат частичному удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО2 удовлетворить частично.

Обязать Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя обязанность включить в Реестр собственности города Севастополя <адрес> в городе Севастополе.

Признать за ФИО2 право пользования жилым помещением – квартирой в <адрес> в городе Севастополе на условиях договора социального найма.

В удовлетворении иных исковых требований – отказать.

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через Балаклавский районный суд г. Севастополя в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья подпись И.А. Анашкина

Решение принято в окончательной форме «16» апреля 2019 года