ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-544/20 от 28.05.2020 Фрунзенского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

Дело № 2 – 544\2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 мая 2020г. г. Саратов

Фрунзенский районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьи Дубовицкого В.В. при секретаре Морозовой С.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Фрунзенского района г. Саратова в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 1» об обязании устранить нарушения требований природоохранного законодательства,

установил:

заместитель прокурора Фрунзенского района г. Саратова обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 1» (далее – МОУ «СОШ №1) об обязании устранить нарушения требований природоохранного законодательства. По тем основаниям, что прокуратурой Фрунзенского района г. Саратова проведена проверка соблюдения образовательными учреждениями района природоохранного законодательства. Указывает, что в ходе проверки в деятельности МОУ «СОШ № 1» (г. Саратов, ул. им. Разина С.Т., д. 32) установлено, что в результате деятельности данного учреждения образуется следующие отходы: I класса опасности – ртутные лампы люминесцентные (ФККО 3533010013011); IV класса опасности - мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (код ФККО 73310001724), смет с территории предприятия малоопасный (код ФККО 73339001714). Указывает, что в ходе проверки установлено, что в нарушение норм действующего законодательства в МОУ «СОШ № 1», не разработаны условия сбора и накопления отходов, не определяется класс опасности отходов, способ упаковки и не отражается в Техническом регламенте (проекте, паспорте предприятия, ТУ, инструкции) с учетом агрегатного состояния и надежности тары, в результате чего нарушены требования п.п. 1.3., 3.1., 3.6. СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления». Указывает, что в МОУ «СОШ № 1» не определен класс опасности токсичных отходов каждой партии образующихся в учреждении, класс опасности отходов каждой образующийся партии не согласован с учреждением, осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в результате чего нарушены требования п.п. 2.9., 2.10. СП 2.1.7.1386-03 «Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления», п. 2.3. СанПин 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», п. 5 Постановления Правительства РФ от 15.04.2011 № 272 «Об утверждении правил перевозок грузов автомобильным транспортом».

В судебном заседании представитель истца по доверенности – помощник прокурора Фрунзенского района г.Саратова Младенов С.О. поддержал исковые требования, дав пояснения аналогичные изложенным в иске, просит суд их удовлетворить.

Представитель ответчика муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1» в суд не явился, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие. В представленном суду заявлении указали, что с исковыми требованиями согласны и признают их в полном объеме. Положения ч.3 ст. 173, п.2 ч.2 ст.198 ГПК РФ, им разъяснены и понятны.

Заслушав представителя истца, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Как установлено судом, прокуратурой Фрунзенского района г. Саратова проведена проверка соблюдения образовательными учреждениями района природоохранного законодательства. В ходе проверки в деятельности МОУ «СОШ № 1» (г. Саратов, ул. им. Разина С.Т., д. 32) установлено, что в результате деятельности данного учреждения образуется следующие отходы: I класса опасности – ртутные лампы люминесцентные (ФККО 3533010013011); IV класса опасности - мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (код ФККО 73310001724), смет с территории предприятия малоопасный (код ФККО 73339001714).

Учреждением заключен договор на вывоз твердых коммунальных отходов № 56/232/0001084 от 01.01.2019 с АО «Управление отходами», договор на обезвреживание и утилизацию ртутных люминесцентных ламп с ООО «Экологическая безопасность» № 6426 от 22.11.2016.

Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», под обращением с отходами понимается деятельность по сбору накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

Согласно п.1,3 ст. 39 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

В соответствии со статьей 22 Закона отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Судом установлено, что в нарушение норм действующего законодательства в МОУ «СОШ № 1», не разработаны условия сбора и накопления отходов, не определяется класс опасности отходов, способ упаковки и не отражается в Техническом регламенте (проекте, паспорте предприятия, ТУ, инструкции) с учетом агрегатного состояния и надежности тары, в результате чего нарушены требования п.п. 1.3., 3.1., 3.6. СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления».

Кроме того, установлено, что в МОУ «СОШ № 1» не определен класс опасности токсичных отходов каждой партии образующихся в учреждении, класс опасности отходов каждой образующийся партии не согласован с учреждением, осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в результате чего нарушены требования п.п. 2.9., 2.10. СП 2.1.7.1386-03 «Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления», п. 2.3. СанПин 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», п. 5 Постановления Правительства РФ от 15.04.2011г. № 272 «Об утверждении правил перевозок грузов автомобильным транспортом».

В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье граждан - неотъемлемые нематериальные блага. Несоблюдение прав граждан на благоприятную окружающую среду влечет вред их здоровью.

Оценивая представленные сторонами доказательства в порядке ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что не разработка условий сбора и накопления отходов, не определение класса опасности отходов, способа упаковки и не отражение в Техническом регламенте (проекте, паспорте предприятия, ТУ, инструкции) с учетом агрегатного состояния и надежности тары, не определение класса опасности токсичных отходов каждой партии образующихся в МОУ «СОШ № 1», не согласование с учреждением, осуществляющим государственный санитарно – эпидемиологический надзор, класса опасности отходов каждой образующейся партии, приводит к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

При указанных обстоятельствах, а также учитывая признание исковых требований ответчиком, суд приходит к выводу об удовлетворении требований заместителя прокурора в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

Признать незаконным бездействие муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1» выразившееся в не разработке условий сбора и накопления отходов, не определения класса опасности отходов, способа упаковки и не отражения в Техническом регламенте (проекте, паспорте предприятия, ТУ, инструкции) с учетом агрегатного состояния и надежности тары, не определении класса опасности токсичных отходов каждой партии образующихся в муниципальном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 1», не согласовании с учреждением, осуществляющим государственный санитарно – эпидемиологический надзор, класса опасности отходов каждой образующейся партии.

Обязать муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1» в срок до 01.09.2020 разработать условия сбора и накопления отходов, выполнить обязательства по определению класса опасности отходов, способа упаковки и отражения в Техническом регламента (проекте, паспорте предприятия, ТУ, инструкции) с учетом агрегатного состояния и надежности тары, определения класса опасности токсичных отходов каждой партии образующихся в муниципальном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 1», и согласовать с учреждением, осуществляющим государственный санитарно – эпидемиологический надзор, класса опасности отходов каждой образующейся партии.

Решение в окончательной форме изготовлено – 04 июня 2020 года.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Саратовский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Фрунзенский районный суд г. Саратова, с момента изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий: В.В. Дубовицкий