№2-544/2013г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Лабинск 6 ноября 2013 года
Судья Лабинского районного суда Краснодарского края Лисунов Н.В.,
при секретаре Перекотий С.А.,
с участием представителя истца – помощника Лабинского межрайонного прокурора Золотовой К.И.,
представителей ответчиков: ведущего специалиста администрации Ахметовского сельского поселения Лабинского района Королевой С.А.(по доверенности №01/16-717 от 23.10.2013 года),
ведущего специалиста управления по делам ГО и ЧС администрации МО Лабинский район Краснодарского края Пастушковой И.В. (по доверенности №3415/011-18 от 03.10.2013 года),
ведущего консультанта одела по вопросам государственной службы, кадров, правовой и специальной работы Министерства гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и региональной безопасности Краснодарского края Близнюка И.Ф. (по доверенности № 68-9462/12-01-08 от 26.12.2012 года),
ведущего консультанта отдела правового обеспечения деятельности министерства управления правовой работы, государственной службы и кадров Министерства природных ресурсов Краснодарского края Горобцовой Д.В. (по доверенности №202-12747/13-08.1 от 28.10.2013 года),
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Лабинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Министерству гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и региональной безопасности Краснодарского края, администрации МО Лабинский район, администрации Ахметовского сельского поселения Лабинского района, Министерству природных ресурсов Краснодарского края о понуждении к соблюдению природоохранного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Лабинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ответчикам о понуждении к соблюдению природоохранного законодательства, обосновывая исковые требования тем, что Лабинской межрайонной прокуратурой проведена проверка законности и полноты мер, принимаемых органами местного самоуправления в целях предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, связанных с паводками на территорий района. Проведенной проверкой установлено, что в связи с выпадением ливневых осадков 21 июня 2010 года категории «опасное явление» в районе станицы Ахметовской Лабинского района, произошло поднятие уровня реки Горнуха выше опасных отметок, и как следствие, сильно поврежден автомобильный мост на автодороге станица Ахметовская - село Горное. Нарушены условия жизнедеятельности населения села Горное. В 2011 году за счет денежных средств, выделенных департаментом по вопросам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и водных отношений Краснодарского края, проектно - изыскательским институтом ОАО «Кубаньводпроект» изготовлен проект на «Аварийно-восстановительные работы по ремонту моста через реку Горнуха в селе Горное» на общую сумму 1 982 928 рублей 94 копейки, который прошел государственную экспертизу и получил положительное заключение.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 03.05.2012 №462 администрации Ахметовского сельского поселения Лабинского района выделены бюджетные ассигнования в сумме 14249600рублей на софинансирование проведения работ на объекте «Аварийно-восстановительные работы по ремонту моста через реку Горнуха в селе Горное».
В результате открытого аукциона 07.08.2012 года администрацией Ахметовского сельского поселения Лабинского района заключен муниципальный контракт на проведение работ на объекте «Аварийно-восстановительные работы по ремонту моста через реку Горнуха в селе Горное» с ООО «Русь-1» город Краснодар. Согласно муниципальному контракту, срок окончания работ 30 октября 2012 года. В связи с тем, что ко времени истечения срока действия муниципального контракта подрядная организация не приступила к выполнению работ на данном объекте, администрация Ахметовского сельского поселения обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с иском о расторжении муниципального контракта. Денежные средства краевого бюджета остались не освоены и были возвращены в краевой бюджет. В настоящее время проектно-изыскательским институтом ОАО «Кубаньводпроект» проведена корректировка проектной документации «Аварийно-восстановительные работы по ремонту моста через реку Горнуха в селе Горное», пройдена повторная государственная экспертиза. В связи с изложенным, администрация Ахметовского сельского поселения Лабинского района письмом от 01 ноября 2012 года №01/16-604 обратилась к главе администрации (губернатору) Краснодарского края с просьбой о признании утратившим силу постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 03 мая 2012 года № 462 «О выделении средств из краевого бюджета». При повторном обращении в министерство гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и региональной безопасности Краснодарского края письмом от 06 марта 2013 года № 68-1695/13-01-08 о выделении денежных средств администрации Ахметовского сельского поселения Лабинского района было отказано в выделении субсидии на аварийно-восстановительные работы по ремонту моста через реку Горнуха в селе Горное. Поселению отказано без учета того обстоятельства, что в 2012 году на эти цели денежные средства уже выделялись из краевого бюджета, но не были освоены по причине недобросовестности подрядной организации. Жители села Горного неоднократно обращались в адрес администрации Ахметовского сельского поселения Лабинского района, в администрацию МО Лабинский район, к главе администрации (губернатору) Краснодарского края с обращениями о восстановлении моста через реку Горнуха, который является единственным транспортным сообщением между селом Горное, хутором Тегин и станицей Ахметовской Лабинского района, поскольку временная объездная дорога, состоящая из четырех водопроводных труб, уплотненных гравийным покрытием, постоянно подмывается и разрушается дождевыми паводками.
Согласно данным органа местного самоуправления рейсовый и школьный автобусы и автомобили скорой медицинской помощи по временной объездной дороге не проезжают в связи с наличием угрозы для пассажиров, жителям приходится идти пешком до временной объездной дороги, что вызывает социальную напряженность в Ахметовском сельском поселении.
По результатам проведенной сотрудниками ОГИБДД ОМВД России по Лабинскому району проверки эксплуатационного состояния временного моста через р. Горнуха установлено, что временная объездная дорога не соответствует требованиям ГОСТ Р 50597-93г. «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», а также ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».
В данном случае имеется негативное воздействие вод реки Горнуха, поскольку вследствие поднятия уровня воды в реке Горнуха был до основания смыт один пролет двухпролетного моста.
В судебном заседании истец отказалась от исковых требований к Министерству природных ресурсов Краснодарского края, и просила суд обязать Министерство гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и региональной безопасности Краснодарского края, администрацию МО Лабинский район, администрацию Ахметовского сельского поселения Лабинского района, устранить выявленные нарушения в области природоохранного законодательства, а именно: провести мероприятия по предупреждению и ликвидации вредного воздействия вод реки Горнуха – провести комплекс аварийно-спасательных мероприятий по восстановлению мостового сооружения на автомобильной дороге ст.Ахметовская – село Горное.
Представитель истца - помощник Лабинского межрайонного прокурора Золотова К.И. в судебном заседании поддержала исковые требования, дала пояснения аналогичные вышеизложенному.
Представитель ответчика - Близнюк И.Ф. в судебном заседании исковые требования не признал, просил в удовлетворении исковых требований отказать, суду пояснил, что в июне 2010 года в связи с выпадением ливневых осадков в районе ст.Ахметовской Лабинского района, произошло поднятие уровня реки Горнуха выше опасных отметок и как следствие был поврежден автомобильный мост на автодороге ст.Ахметовская – с.Горное. В соответствии с ФЗ от 21.12.1994 года № 68 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций» и Постановления Правительства РФ от 21.05.2007 года № 304 «О классификации ЧС» чрезвычайная ситуация в Ахметовском сельском поселении признана носящей муниципальный характер. Согласно ч.2 ст.11 ФЗ от 21.12.1994 года «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций» органы местного самоуправления Ахметовского сельского поселения должны были осуществлять финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от ЧС, создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС, организовывать и проводить аварийно-спасательные и другие работы. Ввиду недостаточности собственных сил и средств администрация Ахметовского сельского поселения обратилась за помощью к органам исполнительной власти субъектов РФ. В связи с данным обращением главой администрации (губернатором) Краснодарского края от 10.05.2011 года № 443 было вынесено постановление о выделении средств из краевого бюджета департаментом по вопросам ГО И ЧС Краснодарского края, была выделена субсидия на выполнение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий, а также на софинансирование проектно-изыскательских работ и оплаты за проведение государственной экспертизы объекта «Аварийно-восстановительные работы по ремонту моста через р. Горнуха в с.Горное» за счет средств бюджета Краснодарского края. ПИИ ОАО «Кубаньводпроект» изготовил проект « Аварийно-восстановительных работ по ремонту моста на сумму 1982928 рублей, который прошел государственную экспертизу и получил положительное заключение. Администрации Ахметовского сельского поселения были выделены бюджетные ассигнования. Однако, после проведения аукциона и заключения муниципального контракта, подрядчиком не были выполнены работы. Муниципальный контракт был расторгнут, а выделенные ассигнования возвращены в бюджет Краснодарского края. В феврале 2013 года администрация Ахметовского сельского поселения повторно обратилась в министерство с письмом о выделении субсидий на аварийно-восстановительные работы по ремонту моста. Вместе с письмом были представлены разработанный и откорректированный ПИИ ОАО « Кубаньводпроект» проект объекта. Отношения в области финансирования мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий регулируется Правилами выделения и расходования средств краевого бюджета на данные мероприятия, утвержденных постановлением губернатором Краснодарского края. Согласно пункту 5 данных Правил, средства краевого бюджета на мероприятия по ЧС выделяются для частичного покрытия расходов на финансирование различных мероприятий, связанных с предупреждением и ликвидацией чрезвычайных ситуаций и их последствий, в том числе и на проведение поисковых, аварийно-спасательных работ.
В соответствии с заключением государственной экспертизы объект « Аварийно-восстановительные работы по ремонту моста через р.Горнуха в с.Горное» указан как объект капитального строительства и проектом приняты параметры работ на подходе к мосту, как реконструкция, следовательно восстановление объекта планируется не в прежних параметрах. Стоимость работ, согласно корректировке заключения гос. экспертизы тоже увеличилась. Понятие реконструкция объектов капитального строительства определено в Градостроительном кодексе РФ – это изменение параметров объекта капитального строительства. В соответствии с абзацем 2 пункта 7 Правил предоставления субсидий местным бюджетам на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности, бюджетные инвестиции в которые осуществляется из местных бюджетов, за счет средств краевого бюджета на мероприятия по ЧС не допускается. То есть, министерство не допустило нарушений в области природоохранного законодательства, следовательно требования Лабинского межрайонного прокурора в отношении министерства не подлежат удовлетворению. Так же, в требованиях прокурора указано обязательство министерства и органов местного самоуправления провести комплекс аварийно-спасательных работ, а также мероприятия по предупреждению и ликвидации вредного воздействия вод р. Горнуха. В соответствии с ФЗ № 151 от 22.08.1995 года «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения. Понятие вредного воздействия реки может рассматриваться в рамках ст.18 ФЗ от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в котором закреплены критерии безопасности и безвредности для человека водного объекта. Поэтому он считает требования прокурора о проведении министерством аварийно-спасательных работ и мероприятий по предупреждению и ликвидации вредного воздействия вод р. Горнуха, необоснованными. Прокурор ссылается на положение о министерстве гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и региональной безопасности Краснодарского края, утвержденного постановлением губернатора Краснодарского края от 28.06.2012 года №744 «О министерстве гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и региональной безопасности Краснодарского края» в обоснование своих требований в части того, что министерство обязано совместно с органами местного самоуправления провести мероприятия по предупреждению и ликвидации вредного воздействия вод реки Горнуха. Однако, нормативными правовыми актами Краснодарского края, постановлением губернатора Краснодарского края от 05.08.2013 года № 853 « О внесении изменений в постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.06.2012 года № 744 и Положениями исключены функции министерства в области водных отношений. Данные функции в соответствии с постановлением губернатора Краснодарского края возложены на Министерство природных ресурсов Краснодарского края.
Представитель соответчика Горобцова Д.В. в судебном заседании пояснила, что Министерство природных ресурсов Краснодарского края не может быть надлежащим ответчиком, поскольку не обладает полномочиями в области проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации вредного воздействия р. Горнуха, а именно: провести комплекс аварийно-спасательных мероприятий по восстановлению мостового сооружения на автомобильной дороге ст.Ахметовская – с.Горное. Считает, что данные требования не подлежат удовлетворению. В соответствии со ст.67.1 Водного кодекса РФ в целях предотвращения негативного воздействия вод (затопления, подтопления, разрушения берегов, заболачивания) и ликвидации последствий проводятся специальные защитные мероприятия в соответствии с данным кодексом и другими федеральными законами. На основании ч.1 ст.26 Водного кодекса Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов РФ. Средства на осуществление передаваемых полномочий предоставляются субъектам в виде субсидий из федерального бюджета.
В соответствии с пунктом 2 Перечня мероприятий по осуществлению отдельных полномочий РФ в области водных отношений, переданных органам государственной власти субъектов российской Федерации, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов России от 18.03.2008 года № 61, осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации включает в себя следующие мероприятия: 1) увеличение пропускной способности русел рек, их расчистка, дноуглубление и спрямление, расчистка водоемов и водотоков, включая проектные работы; 2) предпаводковое и паводковое обследование поводкоопасных территорий и водных объектов, приобретение гидрометеорологической информации; 3) проведение ледокольных, ледорезных работ, работ по ликвидации ледовых заторов и ослаблению прочности льда; 4) мероприятия по противопаводковой ситуации, включающие уполаживание берегов, биогенное закрепление, укрепление берегов песчано-гравийной и каменной наброской на наиболее опасных участках, включая проектные работы. В соответствии с Постановлением Губернатора Краснодарского края от 19.10.2012 года № 1250 «О министерстве природных ресурсов Краснодарского края» Министерство природных ресурсов Краснодарского края является органом исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющим в установленном законодательством порядке реализацию государственной политики в области использования, охраны водных объектов, предотвращения негативного воздействия вод и обеспечению безопасности гидротехнических сооружений на территории Краснодарского края. Министерство выполняет мероприятия по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории Краснодарского края: по расчистке русел рек. Таким образом, Министерство природных ресурсов Краснодарского края не наделено полномочиями в области аварийно-спасательных мероприятий по восстановлению мостовых сооружений на автомобильных дорогах Краснодарского края.
Представитель ответчика-администрации Ахметовского сельского поселения Королева С.А. в судебном заседании исковые требования не признала, просила в
удовлетворении исковых требований отказать, суду пояснила, что в связи с выпадением ливневых осадков 21.06.2010 года в районе ст.Ахметовской произошло поднятие уровня реки Горнуха выше опасных отметок, был сильно поврежден автомобильный мост на автодороге ст.Ахметовская – с.Горное. Администрацией Ахметовского сельского поселения были выполнены аварийно-спасательные работы по устройству временной объездной дороги. Постановлением губернатора Краснодарского края от 10.05.2011 года № 443 «О выделении средств из краевого бюджета» департаментом по вопросам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и водных отношений Краснодарского края бюджету администрации Ахметовского сельского поселения была выделена субсидия на выполнение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий в сумме 2951700 рублей на софинансирование проектно-изыскательских работ и оплату за проведение государственной экспертизы проектной документации на объекте «Аварийно- восстановительные работы по ремонту моста через реку р. Горнуха в с. Горное». В 2011 году ПИИ ОАО «Кубаньводпроект» изготовлен проект на «Аварийно-восстановительные работы по ремонту моста через р. Горнуха в с.Горном», который прошел государственную экспертизу и получил положительное заключение. 27.02.2012 года администрация Ахметовского сельского поселения обратилась к главе администрации (губернатору) Краснодарского края с ходатайством об оказании помощи в финансировании аварийно-восстановительных работ по ремонту моста. Постановлением губернатора Краснодарского края от 03.05.2012 года администрации Ахметовского сельского поселения была предоставлена субсидия. В результате открытого аукциона 07.08.2012 года администрацией Ахметовского сельского поселения заключен муниципальный контракт на проведение работ на объекте «Аварийно-восстановительные работы по ремонту моста», но до настоящего времени подрядная организация не приступила к выполнению работ, а денежные средства были возвращены в краевой бюджет. ПИИ ОАО «Кубаньводпроект» была проведена корректировка проектной документации, проведена повторная государственная экспертиза. В связи с этим администрация Ахметовского сельского поселения обратилась с письмом к губернатору Краснодарского края, для признания утратившим силу постановления от 03.05.2012 года «О выделении средств на софинансирование работ по ремонту моста». В целях расторжения муниципального контракта с ООО «Руст-1» администрация Ахметовского сельского поселения обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края. Решением Арбитражного суда муниципальный контракт был расторгнут. 29 марта 2013 года администрация Ахметовского сельского поселения повторно обратилась с письмом к губернатору Краснодарского края об оказании содействия в выделении денежных средств на аварийно-восстановительные работы. При повторном обращении в Министрерство ГО и ЧС Краснодарского края о выделении денежных средств на софинансирование аварийно-восстановительных работ администрации Ахметовского сельского поселения было отказано, без учета того обстоятельства, что в 2012 году на эти цели денежные средства из краевого бюджета выделялись, но не были освоены по вине недобросовестной подрядной организации. В настоящее время администрация Ахметовского сельского поселения при выделении денежных средств из краевого бюджета на проведение аварийно-восстановительных работ по мосту готова обеспечить софинансирование в необходимых размерах и выполнить все мероприятия по восстановлению мостового сооружения.
Представитель ответчика- администрации МО Лабинский район Пастушкова И.В. в судебном заседании исковые требования не признала, просила в удовлетворении исковых требований отказать, пояснив суду, что в связи с выпадением ливневых осадков 21.06.2010 года в районе ст.Ахметовской произошло поднятие уровня реки Горнуха выше опасных отметок, был сильно поврежден автомобильный мост на автодороге ст.Ахметовская – с.Горное. Администрацией Ахметовского сельского поселения были выполнены аварийно-спасательные работы по устройству временной объездной дороги. По обращению главы администрации Ахметовского сельского поселения для частичного покрытия расходов на ликвидацию последствий ЧС, постановление губернатора Краснодарского края от 10.05.2011 года № 443 «О выделении средств из краевого бюджета» департаментом по вопросам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и водных отношений Краснодарского края бюджету Ахметовского сельского поселения была выделена субсидия на софинансирование выполнения проектно-изыскательских работ и оплату за проведение государственной экспертизы. Проектная документация прошла государственную экспертизу и получила положительное заключение. Постановлением губернатора Краснодарского края из резервного фонда Краснодарского края были выделены денежные средства на софинансирование аварийно-восстановительных работ по ремонту моста. В июне 2012 года был объявлен аукцион, по результатам которого был заключен муниципальный контракт на выполнение аварийно-восстановительных работ, срок окончания работ - 30.10.2012 года. Однако, работы подрядной организацией выполнены не были и денежные средства были возвращены в бюджет Краснодарского края. Они также направляли обращения по выделению субсидий Ахметовскому сельскому поселению на софинансирование аварийно-восстановительных работ по ремонту моста и на Законодательное собрание Краснодарского края и в администрацию Краснодарского края. При выделении средств из краевого бюджета администрация Ахметовского сельского поселения готова приступить к работам.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
Согласно п.7 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №131-Ф3 от 06 октября 2003 года, к вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района. В соответствии с п. 8 ст. 14 данного федерального закона, к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Согласно ч. 2 ст. 11 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы.
Из материалов дела следует, что в 2011 году за счет денежных средств, выделенных департаментом по вопросам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и водных отношений Краснодарского края, проектно - изыскательским институтом ОАО «Кубаньводпроект» изготовлен проект на «Аварийно-восстановительные работы по ремонту моста через реку Горнуха в селе Горное» на общую сумму 1 982 928 рублей 94 копейки, который прошел государственную экспертизу и получил положительное заключение.
03.05.2012 года постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края №462 от 03.05.2012 года выделены из резервного фонда администрации Краснодарского края департаменту по вопросам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и водных отношений Краснодарского края бюджетные ассигнования в размере 14 249 600 рублей для предоставления субсидии бюджету Ахметовского сельского поселения Лабинского района на софинансирование аварийно- восстановительных работ на объекте «Аварийно- восстановительные работы по ремонту моста через р. Горнуха в с. Горное».
В результате открытого аукциона 07.08.2012 года администрацией Ахметовского сельского поселения Лабинского района заключен муниципальный контракт №01183000098000007-0256374-01 с ООО «Русь-1» на выполнение работ на объекте «Аварийно- восстановительные работы по ремонту моста через р. Горнуха в с. Горное», по условиям которого, стоимость работ составляла 13 931 350 рублей, срок окончания работ 30.10.2012 года.
01.11.2012 года администрация Ахметовского сесльского поселения обратилась к главе администрации (губернатору) Краснодарского края с просьбой о признании утратившим силу постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 03.05.2012 года №462 «О выделении средств из краевого бюджета».
Главой администрации Ахметовского сельского поселения Лабинского района 27.02.2013 года было направлено письмо главе администрации (губернатору) Краснодарского края с просьбой создать межведомственную комиссию для дополнительного обследования и принятия решения об оказании финансовой помощи в виде субсидии Ахметовского сельскому поселению Лабинского района на общую сумму 21 923 190 рублей на проведением аварийно- восстановительных работ по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в с. Горном.
06.03.2013 года Министерством гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и региональной безопасности Краснодарского края главе администрации Ахметовского сельского поселения Лабинского района был направлен ответ на обращение, согласно которого поскольку в положительном заключении государственной экспертизы от 21.02.2012 года №23-1-0129-12 объект «Аварийно- восстановительные работы по ремонту моста через р. Горнуха в с. Горное» указан, как объект капитального строительства и проектом приняты технические параметры работ на подходе к мосту, как реконструкция. Следовательно, восстановление объекта планируется не в прежних параметрах. Предоставление субсидий местным бюджетам на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности, бюджетные инвестиции в которые осуществление из местных бюджетов, за счет бюджета на мероприятия по ЧС не допускается.
29.04.2013 года главой администрации МО Лабинский район было направлено письмо заместителю главы администрации (губернатора) Краснодарского края, министру финансов Краснодарского края об оказании содействия в выделении денежных средств на аварийно- восстановительные работы по ремонту моста через р. Горнуха в с. Горное. 07.06.2013 года и 03.07.2013 года в ответе на данное обращение комитет по финансово- бюджетной и налоговой политике законодательного собрания Краснодарского края пятого созыва указал, что данное обращение будет рассмотрено комитетом на своем заседании при очередном внесении изменений в закон Краснодарского края «О краевом бюджете на 2013 год и на плановый период 2014-2015 годов».Кроме того, учитывая, что указанный мост не находится в государственной собственности Краснодарского края, софинансирование из краевого бюджета расходов на его реконструкцию может предусматриваться исключительно в соответствии с долгосрочными целевыми программами.
Из материалов дела следует, что в настоящее время проектно-изыскательским институтом ОАО «Кубаньводпроект» проведена корректировка проектной документации «Аварийно-восстановительные работы по ремонту моста через реку Горнуха в селе Горное», пройдена повторная государственная экспертиза.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 16.05.2013 года по делу№ А32-38001/2012 расторгнут муниципальный контракт № 01183000098000007-0256374-01 от 07.08.2012 года заключенный между администрацией Ахметовского сельского поселения Лабинского района ст. Ахметовская и ООО «Русь-1» г. Краснодар.
Постановлением пятнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 12.08.2013 года решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.05.2013 года по делу№ А32-38001/2012 оставлено без изменений, апелляционная жалобы без удовлетворения.
Как установлено в судебном заседании, денежные средства краевого бюджета остались не освоены и были возвращены в краевой бюджет.
В соответствии с п. «в» п. 9 Положения «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 года №794, основными задачами комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в соответствии с их компетенцией является обеспечение согласованности действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации при решении задач в области восстановления и строительства жилых домов поврежденных и разрушенных в результате чрезвычайных ситуаций.
Согласно п.б п.1 Постановления Правительства РФ «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.05.2007 года №304 чрезвычайной ситуацией муниципального характера признается ситуация в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 000 000 рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 26 Водного кодекса Российской Федерации осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, отнесено к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу п. 1.1. Положения «О министерстве гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и региональной безопасности Краснодарского края», утвержденного Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.06.2012 года №744 «О министерстве гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и региональной безопасности Краснодарского края», министерство является специально уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющим в установленном законодательством порядке реализацию государственной, региональной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданской обороны, пожарной безопасности, использования и охраны водных объектов (водных отношений).
К основным задачам Министерства согласно раздела 2 данного Положения относятся взаимодействие с органами государственной власти края, органами местного самоуправления, федеральными органами исполнительной власти, организациями по вопросам осуществления полномочий Краснодарского края в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданской обороны, пожарной безопасности и водных отношений; организация разработки и реализации краевых целевых программ, участие в разработке и реализации федеральных программ и проектов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, гражданской обороны, пожарной безопасности; осуществление деятельности в пределах своей компетенции по экстренному привлечению необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; организация и осуществление в рамках предоставленных полномочий государственного надзора и контроля за соблюдением на территории Краснодарского края требований законодательства Российской Федерации, Краснодарского края в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с ч.1 ст.18 Федерального закона от 21.12.1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь.
Согласно п.5 Правил выделения и расходования средств краевого бюджета на мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий, утвержденных постановлением главы администрации Краснодарского края от 31.03.2005 года №273 «О финансировании мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий в крае за счет средств, выделяемых из федерального и краевого бюджетов», средства краевого бюджета на мероприятия по ЧС выделяются через департамент по вопросам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и водных отношений Краснодарского края или иной орган исполнительной власти Краснодарского края для частичного покрытия расходов на финансирование ремонтно-восстановительных и строительных работ, направленных на предупреждение, ликвидацию чрезвычайных ситуаций и их последствий, восстановление территорий после чрезвычайных ситуаций на берегозащитных и иных сооружениях.
Согласно п.2 ч.1 ст.26 Водного кодекса РФ, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ осуществление мер водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории субъектов РФ.
Таким образом, Министерство гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и региональной безопасности Краснодарского края совместно с органами местного самоуправления, обязаны провести мероприятия по предупреждению и ликвидации вредного воздействия вод реки Горнуха, так как своим бездействием нарушают права неопределенного круга лиц как проживающих, так и пребывающих на территории поселения, поскольку временные объездные пути не соответствуют требованиям, предъявляемым к автомобильным дорогам и создают угрозу жизни и здоровью граждан.
При таких обстоятельствах, суд находит исковые требования Лабинского межрайонного прокурора к Министерству гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и региональной безопасности Краснодарского края, администрации МО Лабинский район, администрации Ахметовского сельского поселения Лабинского района о понуждении к соблюдению природоохранного законодательства подлежащими удовлетворению. В удовлетворении исковых требований Лабинскому межрайонному прокурору к Министерству природных ресурсов Краснодарского края- отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 254-258 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Обязать Министерство гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и региональной безопасности Краснодарского края, администрацию МО Лабинский район, администрацию Ахметовского сельского поселения Лабинского района провести мероприятия по предупреждению и ликвидации вредного воздействия вод реки Горнуха, а именно провести комплекс аварийно-спасательных мероприятий по восстановлению мостового сооружения на автомобильной дороге ст.Ахметовская – село Горное.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда через Лабинский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения решения.