ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-544/2013 от 23.10.2013 Пожарского районного суда (Приморский край)

                                                                                 Дело № 2-544/2013

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

пгт Лучегорск                  23 октября 2013 года

       Пожарский районный суд Приморского края в составе судьи Воробьевой Н.В.,

при секретаре Лазуренко И.А., с участием:

старшего помощника прокурора Пожарского района Вокиной Н.А.,

представителей ответчиков:

администрации Лучегорского городского поселения - ФИО1,

ЗАО «ЖКУ» - ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Пожарского района в интересах неопределенного круга лиц - жителей Лучегорского городского поселения к администрации Лучегорского городского поселения, закрытому акционерному обществу «Жилищно-коммунальное управление» о возложении обязанности по выполнению работ,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Пожарского района в интересах неопределенного круга лиц - жителей Лучегорского городского поселения обратился в суд с названным иском к администрации Лучегорского городского поселения, в обоснование требований указывая, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения ответчиком требований законодательства о теплоснабжении при подготовке к отопительному периоду 2012-2013 гг., в результате которой установлено, что участки тепловых сетей от №, от №, расположенные на территории <адрес>, нуждаются в проведении капитального ремонта (замене). Сети от № (диаметр трубопровода 426 мм) эксплуатируются без замены длительный период, местный коррозионный износ данных сетей достигает 85%. В связи с проникновением грунтовых вод в лотки, в которых размещены трубопроводы, на сетях отмечается дополнительное коррозионное влияние из-за повышенной температуры. Участок теплосети от № расположен под землей в <адрес>, начиная от жилого <адрес> <адрес> <адрес>, далее до домов №№, <адрес>, до <адрес> № находится за <адрес>. Общая протяженность сети составляет 247 п.м в 2 линии (прямой и обратный трубопроводы). Участок от № непосредственно соединен с магистралью, имеющей диаметр 529 мм, от № принадлежащей <данные изъяты>, замененной полностью в 2012-2013 гг. Согласно пояснениям <данные изъяты> в процессе замены указанной магистрали, когда была вскрыта №, им осмотрен участок трубопровода от №. При осмотре выявлен повышенный коррозионный износ обеих линий теплосети. Между тем, через названный участок теплосети осуществляется транспортировка теплоносителя в <адрес>; обеспечивается теплом № №, <адрес> №, <адрес>. Сети теплоснабжения от № были заменены ДД.ММ.ГГГГ года назад, поскольку ранее на данном участке произошел порыв в зимний период. Участок тепловых сетей от № расположен от <адрес> <адрес>, вдоль <адрес> <адрес>, в сторону домов №, № <адрес>, имеет протяженность 784 п.м в две линии. В среднем данный участок теплосети изношен до 80%. Через названный участок обеспечиваются теплом <адрес>, все потребители <адрес>, в том числе <адрес>, а также <адрес> №, несколько <адрес>. Подающий трубопровод на данном участке сетей теплоснабжения при проведении испытаний ДД.ММ.ГГГГ не выдержал опрессовки между №. При вскрытиях участков между № отмечена значительная коррозия в некоторых местах на участках трубопроводов от <данные изъяты> п.м как на подающей, так и на обратной линиях. В целях обеспечения населения услугами теплоснабжения, между администрацией Лучегорского городского поселения («Собственник») и ЗАО «ЖКУ» («Предприятие») заключен договор безвозмездного пользования муниципальным имуществом от ДД.ММ.ГГГГ №. Срок действия названного договора согласован сторонами до ДД.ММ.ГГГГ В соответствии с № договора безвозмездного пользования «Предприятие» обязано ежегодно осуществлять капитальный и текущий ремонт имущества в объемах, включенных в производственную программу «Предприятия» и включенных в установленный в соответствии с действующим законодательством тариф на оказываемые услуги теплоснабжения. При этом производственной программой ремонтных работ ЗАО «ЖКУ» на 2013 год определены участки сетей, ремонт которых необходимо произвести за счет средств бюджета ответчика. Участков сетей теплоснабжения от № от № в названной программе не предусмотрено. Ответчик денежные средства на проведение капитального ремонта (замену) названных участков сетей теплоснабжения в бюджете на 2013 год не предусмотрел. С момента ввода в эксплуатацию ремонт данных сетей не проводился, они достигли предельного износа, в связи с чем нуждаются в замене (капитальном ремонте). Просит обязать ответчика произвести работы по замене (капитальному ремонту) участков сетей теплоснабжения от №, от №, расположенных на территории <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ

    Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено закрытое акционерное общество «Жилищно-коммунальное управление» (далее - ЗАО «ЖКУ»).

         В судебном заседании помощник прокурора уточнила исковые требования. Просит обязать администрацию Лучегорского городского поселения и ЗАО «ЖКУ» произвести работы по замене (капитальному) ремонту спорных участков сетей теплоснабжения за исключением участка от № (работы по проведению капитального ремонта которого к настоящему времени фактически завершены), а именно: от №, от №, от №, расположенных на территории <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ, по основаниям изложенным в иске. Дополнительно суду пояснила, что Руководством по безопасности «Рекомендации по устройству и безопасной эксплуатации технологических трубопроводов», утвержденным Приказом Ростехнадзора от 27.12.2012 г. № 784, к основному методу контроля за надежной и безопасной эксплуатацией трубопроводов рекомендуется относить периодическую ревизию (освидетельствование). При этом последнее испытание трубопроводов производилось в 2009 году. Среди установленных Руководством мероприятий по ревизии (освидетельствованию) трубопроводов гидравлические испытания не предусмотрены. Полагает, что в связи с износом тепловых сетей спорные участки, независимо от результатов гидравлических испытаний, требуют замены (капитального ремонта).

    Представитель администрации Лучегорского городского поселения ФИО1, действующая на основании доверенности, иск не признала. Суду пояснила, что организация теплоснабжения осуществлена администрацией путем заключения с ЗАО «ЖКУ» договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом в целях обеспечения населения услугами теплоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ №. В соответствии с названным договором обязанностями ЗАО «ЖКУ» являются содержание теплосетей в исправном техническом состоянии, выделение на это необходимых финансовых средств и осуществление своими силами и за свой счет текущего и капитального ремонтов, в объемах, включенных в производственную программу. Соответственно, при выявлении участков сетей, подлежащих капитальному ремонту, в 2013 году, обязано включить данные участки в свою производственную программу на 2014 год. Однако считает, что не представлены доказательства того, что спорные участки теплосетей нуждаются в проведении капитального ремонта. Износ сетей в размере 80% в соответствии с действующим законодательством не является основанием для замены участков сетей, кроме того, не представлены документы, подтверждающие процент износа сетей, их предельную изношенность (акты осмотра, акты испытаний, позволяющие определить износ, проведенные и составленные в установленном законом порядке). В соответствии с Правилами устройства и безопасной эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды, утвержденными Постановлением Госгортехнадзора РФ от 11.06.2003 г. № 90, одним из методов проверки прочности и плотности трубопроводов и их элементов, а также всех сварных и других соединений является гидравлическое испытание. При проведении гидравлических испытаний весной текущего года была выявлена необходимость проведения капитального ремонта участка трубопровода от №, администрацией Лучегорского городского поселения заключен муниципальный контракт на ремонт данного участка, на настоящий момент ремонт завершен. ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ ЗАО «ЖКУ» проведены гидравлические испытания на сетях теплоснабжения Лучегорского городского поселения, по результатам которых на участках тепловых сетей от №, от № течи, порывы отсутствуют. Соответственно, администрация считает, что указанные участки тепловых сетей находятся в надлежащем состоянии, позволяющем его нормальную эксплуатацию. Утверждение о том, что с момента ввода в эксплуатацию ремонт данных сетей не проводился, не соответствует действительности. По информации ЗАО «ЖКУ», в ДД.ММ.ГГГГ году осуществлялась замена подводящей трубы к <адрес> - 82 п.м, в ДД.ММ.ГГГГ году осуществлялась замена подводящей трубы с нанесением № в сторону жилого <адрес> <адрес> - 35 п.м, расположенных на участке тепловых сетей от №. Также пояснила, что ни одного документа, обращения, содержащих информацию о ветхости, изношенности, необходимости проведения капитального ремонта на участках тепловых сетей от №, от № от ЗАО «ЖКУ» не поступало. Считает, что администрацией Лучегорского городского поселения не нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц - жителей Лучегорского городского поселения, а именно ответчиком исполняются вопросы местного значения по организации теплоснабжения граждан, по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, ответчиком принимаются меры по содержанию принадлежащего ему имущества. Просит в удовлетворении иска прокурору Пожарского района отказать.

    Представитель ЗАО «ЖКУ» ФИО2, действующая на основании доверенности, с исковыми требованиями не согласилась и суду пояснила следующее. По условиям действующего договора от ДД.ММ.ГГГГ № ЗАО «ЖКУ» является эксплуатирующей организацией тепловых сетей пгт Лучегорск. На ЗАО «ЖКУ» лежит обязанность проводить ревизию тепловых сетей, их осмотр в целях выявления элементов, подлежащих замене и ремонту, что и выполняется предприятием. Приказ Ростехнадзора от 27.12.2012 г. № 784 не является нормативным правовым актом, носит рекомендательный характер. Вместе с тем имеются нормативные акты, содержащие Правила, согласно которым предусмотрены методы визуального, ультразвукового освидетельствования тепловых сетей, всего приводится порядка 8-9 методов, одним из которых является метод гидравлических испытаний. Этот метод является наиболее наглядным, надежным, и менее затратным, что делает его наиболее приемлемым с учетом большой протяженности тепловых сетей на территории Лучегорского городского поселения. При гидравлических испытаниях с использованием параметров повышенного давления, отличного от рабочего, при котором эксплуатируется трубопровод, выявляются элементы трубопровода, не выдержавшие гидравлические испытания. Так, после проведения весенней опрессовки 2013 года был выявлен расположенный в границах участка тепловой сети от №, требующий капитального ремонта участок трубопровода от №, работы по которому в настоящее время завершены. Остальная часть трубопровода на участке от № и участок трубопровода от № считаются в соответствии с Правилами выдержавшими гидравлические испытания, то есть после их проведения не обнаружено течи, потения в сварных соединениях и в основном металле, видимых остаточных деформаций, трещин или признаков разрыва. Гидравлические испытания, проведенные с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ перед началом отопительного периода 2013-2014 годов, также не выявили дефекты участков тепловых сетей от №, от №. Полагает возможным их дальнейшую эксплуатацию, в связи с чем просит в удовлетворении исковых требований прокурору Пожарского района отказать.

    Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд полагает уточненные исковые требования прокурора Пожарского района не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

    В соответствии с п.4 ст.27, п.3 ст.35 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

     Из материалов дела следует, что в ходе проведенной проверки соблюдения администрацией Лучегорского городского поселения требований законодательства о теплоснабжении при подготовке к отопительному периоду прокуратурой Пожарского района установлено, что участки тепловых сетей от №, от №, расположенные на территории Лучегорского городского поселения, нуждаются в проведении капитального ремонта (замене) в связи с их износом. Прокурор Пожарского района просит возложить обязанность по производству работ по замене (капитальному ремонту) указанных участков сетей теплоснабжения, за исключением участка от №, в срок до ДД.ММ.ГГГГ, на администрацию Лучегорского городского поселения и ЗАО «ЖКУ».

     Частью 1 ст.132 Конституции РФ определено, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

     Согласно п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности; организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

     На основании п.1 ч.2 ст.50 вышеуказанного Федерального закона в собственности поселений может находиться, в том числе имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения.

     Судом установлено, что в целях оказания услуг теплоснабжения (транспортировка горячей воды) для жителей пгт Лучегорск на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ № администрацией Лучегорского городского поселения в безвозмездное пользование ЗАО «ЖКУ» передано муниципальное имущество коммунального назначения, в том числе спорные участки сетей теплоснабжения, что подтверждается материалами дела и сторонами не оспаривается (л.д. 6-24). По условиям указанного договора ЗАО «ЖКУ» обязано содержать имущество в исправном техническом состоянии, надлежащем санитарном и противопожарном состоянии, выделять на это необходимые финансовые средства и осуществлять своими силами и за свой счет текущий и капитальный ремонты, в том числе путем выполнения работ по замене и восстановлению отдельных частей имущества в связи с их физическим износом и (или) разрушением; ежегодно согласовывать с администрацией Лучегорского городского поселения объемы капитальных и текущих ремонтных работ имущества, планируемых к выполнению на очередной финансовый год, в том числе включенных в производственную программу предприятия и учитываемых при формировании тарифов на оказываемые услуги, до предоставления данной программы в орган регулирования тарифов в сфере теплоснабжения; ежегодно осуществлять капитальный и текущий ремонт имущества, в объемах, включенных в производственную программу предприятия и включенных в установленный в соответствии с действующим законодательством тариф на оказываемые услуги теплоснабжения (п.2.1.2.).

    Годовыми программами ремонтных работ ЗАО «ЖКУ» на 2013, 2014 годы капитальный ремонт спорных участков сетей теплоснабжения не предусмотрен (л.д. 36, 37-38).

В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

    В обоснование заявленных требований прокурор Пожарского района ссылается на то обстоятельство, что спорные участки сетей теплоснабжения достигли предельного износа, в связи с чем нуждаются в замене (капитальном ремонте).

    Согласно представленной прокурором в материалы дела информации ЗАО «ЖКУ», в числе участков тепловых сетей пгт Лучегорск с износом, превышающим нормативный, находятся и спорные участки сетей теплоснабжения (л.д. 28, 30-32).

    Между тем, представители ответчиков, оспаривающих необходимость проведения капитального ремонта спорных участков, в обоснование своих возражений ссылаются на те обстоятельства, что участок от № успешно выдержал гидравлические испытания весной и осенью 2013 года, а на участке от № при проведении весенних гидравлических испытаний выявлен участок от №, капитальный ремонт которого в настоящее время завершен, а остальная часть данного участка успешно выдержала весенние и осенние гидравлические испытания, что свидетельствует о том, что дальнейшая эксплуатация спорных участков тепловых сетей возможна. Данные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела актом на гидравлическое испытание трубопроводов тепловой сети после окончания отопительного сезона 2012-2013 годов от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 29), актом на гидравлическое испытание трубопроводов тепловой сети перед отопительным сезоном 2013-2014 годов от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 147).

    Правилами устройства и безопасности эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды, утвержденными Постановлением Госгортехнадзора от 11.06.2003 г. № 90, предусмотрено, что одним из основных методов неразрушающего контроля материалов и сварных соединений трубопроводов является гидравлическое испытание (п.4.4.2.). Трубопровод и его элементы считаются выдержавшими гидравлическое испытание, если не обнаружено: течи, потения в сварных соединениях и в основном металле, видимых остаточных деформаций, трещин или признаков разрывов (п.4.12.8.).

    Поскольку судом установлено, что при проведении контроля технического состояния тепловых сетей пгт Лучегорск одним из предусмотренных законодательством основных методов, спорные участки сетей теплоснабжения выдержали гидравлические испытания, проведенные после окончания отопительного периода 2012-2013 годов и перед отопительным периодом 2013-2014 годов, при том, что сам по себе факт достижения тепловыми сетями износа, превышающего нормативный, достаточным и бесспорным доказательством необходимости проведения замены (капитального ремонта) указанных сетей теплоснабжения не является, иных доказательств прокурором суду не представлено, оснований для удовлетворения заявленных прокурором Пожарского района исковых требований суд не усматривает.

Ссылку помощника прокурора на Руководство по безопасности «Рекомендации по устройству и безопасной эксплуатации технологических трубопроводов», утвержденное Приказом Ростехнадзора от 27.12.2012 г. № 784, не предусматривающего среди мероприятий по ревизии (освидетельствованию) трубопроводов проведение гидравлических испытаний, суд считает несостоятельной, поскольку пунктом 1 указанного Руководства предусмотрено, что оно содержит общие рекомендации по обеспечению требований промышленной безопасности, предупреждению аварий, инцидентов, случаев производственного травматизма при проектировании, устройстве, изготовлении, испытаниях, монтаже, эксплуатации, экспертизе промышленной безопасности стальных трубопроводов, предназначенных для транспортирования в пределах промышленных предприятий химической, нефтехимической, нефтяной, нефтеперерабатывающей, газовой и других смежных отраслей промышленности газообразных, парообразных и жидких сред с расчетным давлением до 320 МПа, вакуумом с абсолютным давлением не ниже 665 Па (5 мм рт. ст.) при температуре среды от -196 до +700 °C, и не является нормативным правовым актом; область действия настоящего Руководства рекомендуется не распространять на трубопроводы: магистральные (газопроводы, нефтепроводы и продуктопроводы); электростанций, котельных, шахт; тепловых сетей, линий водоснабжения и канализации; особого назначения (атомных установок, передвижных агрегатов, смазочных систем, являющихся неотъемлемой частью оборудования, и т.д.); топливного газа, на которые распространяется действие Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления; нефтепромысловые; на которые распространяется действие Правил устройства и безопасной эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды (пункт 2 Руководства); следовательно, действие данного Руководства не распространяется на спорные сети теплоснабжения.

        На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.193-199 ГПК РФ, суд

                                                      Р Е Ш И Л:

    Прокурору Пожарского района в удовлетворении исковых требований отказать.

        Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. Жалоба подлежит подаче через Пожарский районный суд.

        Мотивированное решение изготовлено 28.10.2013 года.

Судья:                                                 Воробьева Н.В.