РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 июня 2017 года г. Ефремов Тульской области
Ефремовский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Хайировой С.И.,
при секретаре Миронове П.А.,
с участием истца помощника Ефремовского межрайонного прокурора Ефимовой Ю.А., ответчика ФИО1, представителя третьего лица администрации МО город Ефремов по доверенности ФИО2, третьего лица ИП ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Ефремовского межрайонного прокурора, действующего в интересах муниципального образования город Ефремов, к ФИО1 о признании действий незаконными и обязании прекратить использование земельного участка не по целевому назначению,
установил:
Ефремовский межрайонный прокурор обратился в суд с иском к ФИО1, в котором указал, что Ефремовской межрайонной прокуратурой проведена проверка по обращению главы администрации муниципального образования город Ефремов ФИО4 о нарушениях земельного законодательства ФИО1 при использовании земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>. В ходе проверки установлено, ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ является собственником земельного участка с кадастровым номером № с долей в праве 1/2. Площадь земельного участка 815 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для использования индивидуального жилого дома, адрес земельного участка: <адрес>. Земельный участок сформирован в установленном порядке, его границы определены на местности и внесены в государственный кадастр недвижимости. Земельный участок огорожен забором из профлиста со стороны <адрес>. На земельном участке расположены: жилой одноэтажный дом, деревянный сарай, голубятня и торговый павильон. Торговый павильон (размер 9,29 м на 3,28 м) площадью 30,47 кв.м. занимает часть земельного участка с кадастровым номером №, фасадная часть выходит на <адрес>. Вход покупателей осуществляется через дверь со стороны <адрес>, на фасадной стороне павильона установлены вывеска «<данные изъяты>». В торговом павильоне ведется торговля рыбной и мясной продукцией. Решением Собрания депутатов муниципального образования город Ефремов № 8-58 от 21.07.2016 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования город Ефремов Тульской области (далее по тексту -ПЗЗ). Частью 2 ПЗЗ установлены территориальные зоны, которые показаны на карте градостроительного зонирования. В территориальных зонах установлены градостроительные регламенты по видам разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Согласно карты градостроительного зонирования ПЗЗ земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, относится к зоне Ж-1 - зоне застройки индивидуальными жилыми домами. Согласно ПЗЗ в зоне Ж-Г к основному виду разрешенного использования относятся в том числе «магазины» - размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5000 кв. м (код 4.4). Статьей 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрен закрытый перечень земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется. Поскольку земельный участок с кадастровым номером № не относится ни к одному из указанных ст. 36 ГрК РФ, все действия, производимые с ним должны соответствовать градостроительному регламенту в соответствии с видом разрешенного использования, установленного для земельного участка при его предоставлении. ДД.ММ.ГГГГ Сектором муниципального контроля администрации муниципального образования город Ефремов в отношении ФИО6 проведена внеплановая проверка с целью проведения муниципального земельного контроля в отношении земельного участка с кадастровым номером №. В ходе проверки установлено, что часть земельного участка используется собственником не в соответствии с установленным видом разрешенного использования - «для индивидуального жилого дома», а под размещение торгового павильона, в котором осуществляется продажа продовольственных товаров. Проверка проведена с участием ФИО1 В ходе проверки ФИО1 дал объяснение, согласно которого он является собственником земельного участка, установил на территории нестационарный торговый павильон, считает, что он вправе самостоятельно распоряжаться принадлежащей ему землей. По результатам проверки постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ заместителя главного государственного инспектора в Ефремовском и Каменском районах по использованию и охране земель Межмуниципального отдела по Ефремовскому и Каменскому районам Управления Росреестра по Тульской области ФИО1 за использование части земельного участка с кадастровым номером № не в соответствии с видом разрешенного использования был привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ. Данное постановление не обжаловалось. Сектором муниципального контроля администрации муниципального образования город Ефремов ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 выдано предписание №, в котором собственнику земельного участка рекомендовано освободить земельный участок от торгового павильона, либо изменить вид разрешенного использования земельного участка. Срок предписания истек ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ Сектором муниципального контроля администрации муниципального образования город Ефремов проведена внеплановая проверка в отношении ФИО1 на предмет исполнения вышеуказанного предписания. В ходе проверки установлено, что нарушения собственником не устранены. По результатам проверки в отношении ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ за невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего муниципальный контроль. Постановлением мирового судьи судебного участка № 16 Ефремовского судебного района ФИО1 признан виновным в совершении указанного правонарушения и привлечен к административной ответственности. Кроме того, главным специалистом - экспертом территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области в Ефремовском, Каменском и Куркинском районах ФИО5ДД.ММ.ГГГГ произведен комиссионный осмотр торгового павильона «<данные изъяты>» по адресу: <адрес>, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №. В ходе осмотра было установлено, что в торговом павильоне индивидуальным предпринимателем ФИО9 осуществляется деятельность по розничной реализации рыбы и рыбопродуктов, мяса и мясопродуктов с нарушением требований санитарно-эпидемиологического законодательства. А именно: не обеспечены необходимые условия для соблюдения санитарных норм и правил при приеме и реализации продукции, гарантирующих качество и безопасность для здоровья потребителей. Реализация рыбы соленой: хамса, сельдь; копченой: скумбрия, сельдь осуществляется при несоблюдении температурных условий, установленных требованиям нормативно-технической документации от -8 до 0 С, с торгового прилавка не оснащенного холодильным оборудованием. Реализация продуктов питания осуществляется ФИО3 без санитарной одежды, бейджика, личной медицинской книжки. Мясо свинины реализуется без сопроводительных документов (товарно-транспортная накладная, ветеринарное свидетельство), без маркировки о дате выработке и срока годности. Сырая и готовая продукция взвешивается на одних весах, одним продавцом. Торговый павильон обеспечивается холодной водой, хранение которой осуществляется в 50 л фляге. Условия для соблюдения правил личной гигиены в павильоне не созданы, отсутствует раковина для мытья рук, мыло, полотенце. Не созданы условия для мытья обработки и дезинфекции торгового инвентаря и оборудования. Помещение для подготовки пищевых продуктов к продаже, разрубочная для мяса, помещение для дефростации замороженной рыбы не предусмотрены. Кроме того, не представлено для контроля уведомление о начале деятельности указанного предпринимателя по указанному адресу. Проверка проведена в присутствии индивидуального предпринимателя ФИО9, с указным протоколом ФИО9 была ознакомлена, о чем свидетельствует ее подпись в протоколе. ДД.ММ.ГГГГ главным специалистом - экспертом территориального отдела ФИО5 в отношении ФИО9 составлен протокол об административном правонарушении по ст. 6.3 КоАП РФ №. Дело об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ было передано в Ефремовский районный суд. Постановлением Ефремовского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ деятельность торгового павильона по адресу: <адрес> была приостановлена на 20 суток. ДД.ММ.ГГГГ на основании п.5 ст.32.12 КоАП РФ с целью проверки устранения нарушений санитарного законодательства, послуживших основанием для административного приостановления деятельности, главным специалистом - экспертом территориального отдела ФИО5 совместно с начальником Сектора муниципального контроля администрации муниципального образования город Ефремов осуществлен комиссионный осмотр торгового павильона ИП ФИО9, в ходе которого фактическим обнаружением события установлено, что выявленные нарушения не устранены. По результатам осмотра составлен протокол осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, протокол о временном запрете деятельности № от ДД.ММ.ГГГГ и протокол об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ. Дело № от ДД.ММ.ГГГГ было направлено в Ефремовский районный суд. Постановлением Ефремовского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ деятельность ИП ФИО9 по вышеуказанному адресу была приостановлена еще на 90 суток. Из представленных документов следует, что ФИО1 самостоятельно изменил вид разрешенного использования земельного участка, при этом сведения об изменении вида разрешенного использования земельного участка в Государственный кадастр недвижимости собственником не внесены. Из изложенного следует, что самовольное изменение разрешенного использования земельного участка не допускается. Наличие у ФИО1 в соответствии с градостроительным регламентом права использования принадлежащего на праве собственности земельного участка в соответствии с видом разрешенного использования - «под магазин» не отменяет его обязанности оформить в установленном действующим законодательством порядке свой выбор вида разрешенного использования земельного участка из числа всех допустимых для категории, к которой относится принадлежащий ему земельный участок. Целевое назначение предоставляемых субъектам земельных участков определяется в процессе предоставления их в собственность или пользование и фиксируется в правоустанавливающих документах, которым в данном случае является свидетельство о государственной регистрации права. Предоставленный субъекту земельный участок может быть используем им только в соответствии с установленным назначением, иное противоречит закону. Кроме того, использование земли в Российской Федерации является платным, поскольку согласно ст. 15 НК РФ земельный налог является местным налогом, который поступает в местный бюджет, размер земельного налога рассчитывается исходя из кадастровой стоимости земельного участка и установленной ст. 394 НК РФ налоговой ставки, определяемыми, в том числе в зависимости от категории земельного участка и вида его разрешенного использования, в данном случае действиями ФИО1 нарушены права муниципального образования город Ефремов в связи с непоступлением в местный бюджет денежных средств в качестве земельного налога, исчисленного в соответствии с фактическим видом использования, что влечет неисполнение доходной части бюджета, а следовательно, недополучение муниципальным образованием денежных средств. Просит признать действия ответчика ФИО1 по использованию земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, не по целевому назначению, незаконными; обязать ФИО1 устранить допущенное нарушение, выраженное в использовании принадлежащей ему 1/2 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, с разрешенным видом использования - для размещения индивидуального жилого дома не по целевому назначению - под магазин, путем приведения в соответствие в срок 3 месяца после вступления решения суда в законную силу правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов с фактическим использованием данного земельного участка; обязать ФИО1 прекратить использование земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, не по целевому назначению - для размещения торгового павильона и осуществления торговой деятельности до оформления правоустанавливающих документов на изменение вида разрешенного использования земельного участка.
В ходе рассмотрения дела истец уточнил требования и просил признать действия ответчика ФИО1 по использованию земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, не по целевому назначению, незаконными; обязать ответчика ФИО1 прекратить использование не по целевому назначению земельного участка с кадастровым номером №, предназначенного для размещения индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>.
Истец помощник Ефремовского межрайонного прокурора Ефимова Ю.А. в судебном заседании исковые требования с учетом уточнения поддержала, по существу дела привела те же доводы, что изложены в иске. Просила требования удовлетворить.
Ответчик ФИО1 в судебном заседании исковые требования не признал, пояснив, что истец не доказал в исковом заявлении использование им участка, принадлежащего ему на праве собственности, не по целевому назначению и неправильно применяет нормы НК РФ. Категории земель по целевому назначению перечислены в ст.7 ЗК РФ, в которой указаны в частности земли поселений. Земли поселений согласно ст.83 упомянутого Кодекса используются и предназначены для застройки и развития городских и сельских поселений в соответствии с зонированием территорий. Правовой режим земель определяется исходя из принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. Земельные участки, предназначенные для застройки жилыми зданиями, согласно ст. 85 ЗК РФ относятся к жилым зонам. Земельный участок в составе территориальной зоны должен использоваться в соответствии с градостроительным регламентом, определяющим основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков. Земельные участки могут использоваться в соответствии с любым предусмотренным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешённого использования. Участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, согласно ПЗЗ муниципального образования город Ефремов Тульской области от 21.07.2016, относится к зоне Ж-1 - зоне застройки индивидуальными жилыми домами. Данная зона предполагает размещение и магазинов - объектов капитального строительства, площадью до 5000 кв.м. Использование им участка для временного размещения объекта бытового назначения нестационарного типа (не имеет фундамента и не связан прочно с землей), не может свидетельствовать о нецелевом использовании земли. Градостроительный регламент или права и охраняемые законом интересы домовладельцев или третьих лиц при использовании участка названным способом не нарушены, вред окружающей среде не нанесен. Участок фактически используется им по назначению, так как на нём расположен жилой дом. Все градостроительные регламенты (в том числе и регламент получения разрешения на условный вид использования земельного участка на основании ст. 37, 39 ГрК РФ, получение разрешения на строительство - ст. 51 ГрК РФ) направлены на регулирование оборота объектов капитального строительства. Земельный кодекс устанавливает порядок размещения некапитальных, нестационарных объектов и сооружений только на государственной земле, ничего не говоря о земельных участках, находящихся в частной собственности. Согласно ст. 39.33 ЗК РФ п.1 использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, в том числе и для размещения нестационарных торговых объектов. Собственники земельных участков - физические и юридические лица, как и государство, могут размещать на своих земельных участках объекты некапитального строительства, временные сооружения, нестационарные павильоны без получения каких - либо дополнительных процедур согласований и смены разрешенного использования своих земельных участков. Согласно п. 7 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381- ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» порядок размещения нестационарных торговых объектов в стационарном торговом объекте, в ином здании, строении, сооружении или на земельном участке, находящихся в частной собственности, устанавливается собственником стационарного торгового объекта, иного здания, строения, сооружения или земельного участка с учетом требований, определенных законодательством Российской Федерации. Что же касается земельного налога, который якобы он не доплачивает, то частичное использование земельного участка по целевому назначению законодательно не предусматривает применения различных налоговых ставок к разным частям одного и того же участка в зависимости от их фактического использования. Раздельное определение налоговой базы допускается только по тем частям земельного участка, которые расположены на территории разных муниципальных образований или находятся в общей долевой собственности нескольких владельцев. Исходя из письма Минфина России от 12 января 2012 г. № 03-05-04-02/03 вправе применять пониженную ставку земельного налога ко всему участку в целом. Просит отказать истцу в удовлетворении заявляемых исковых требований.
Представитель третьего лица администрации МО город Ефремов по доверенности ФИО2 в судебном заседании исковые требования и доводы, изложенные истцом поддержала.
Третье лицо ИП ФИО3 в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований отказать, указав, что спорный участок принадлежит на праве собственности ФИО1, с которым у нее заключен договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ и не ответчик ФИО1 осуществляет торговую деятельность. Торговый павильон, размещенный на участке ответчика - нестационарный. Право собственности на торговый павильон не подлежит государственной регистрации, если это строение не является недвижимостью (ст.130 ГК). Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными ст.12 ГК РФ, а так же иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечением восстановления нарушенного права истца (п. 1 ст. 11 ГК РФ). И только лица, право собственности или законное владение которых нарушается существованием (сохранением) самовольно возведенных объектов, не являющихся недвижимым имуществом, могут обратиться в суд с иском об устранении нарушения права, не соединенного с лишением владения (ст. 304 ГК РФ). Иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственника или законное владение (пункт 45 постановления Пленумов № 10/22). Прокурор, обращаясь в суд от имени муниципального образования город Ефремов с требованием прекратить использование земельного участка не по целевому назначению - для размещения торгового павильона и осуществления торговой деятельности, должен документально подтвердить, что спорный объект принадлежит ответчику, надлежаще идентифицировать объект (торговый павильон), а так же обосновать свое право на земельный участок, в защиту которого заявлен иск. У муниципального образования город Ефремов, от имени которого обращается прокурор, отсутствует подлежащий судебной защите интерес. Прав на указанный участок, нарушение его ответчиком и возможность защиты (восстановление) такого права путем устранения созданных истцу препятствий в использовании участка, не подтверждены. Торговый павильон расположен на земельном участке, не находящемся в муниципальной собственности, признаками самовольной постройки не обладает, не наносит ущерб окружающей среде и не нарушает права (законные интересы) третьих лиц. Данный нестационарный торговый объект размещён на земельном участке, принадлежащем ответчику на праве собственности. Исковое заявление прокурора противоречит Федеральному закону от 28.12.2009 № 381- ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и Федеральному закону от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции». Действия администрации, направленные на нестационарный торговый объект, находящийся на частной территории ФИО1 указывают вмешательство в свободную экономическую деятельность хозяйствующего субъекта и приводят к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности с использованием нестационарных торговых объектов, отличающихся от аналогичных правил, установленных Федеральным законом от 28.12.2009 № 381- ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», и могут привести к ограничению конкуренции на указанном товарном рынке. Использование земельного участка не по целевому назначению влечёт административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ, к которой ФИО1 привлекался и штраф в размере <данные изъяты> был им оплачен. Также указала, что у администрации города Ефремова, в чьих интересах выступает прокурор, отсутствует подлежащий судебной защите интерес, и она не является органом, осуществляющим контроль над соблюдением земельного законодательства. Так же считает, что обязать прекратить использовать, принадлежащий на праве собственности ответчику участок под размещение нестационарного торгового объекта суд не в праве, так как отсутствуют федеральные законы, которые предоставляли бы такую возможность, поскольку в силу ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Никто не вправе ограничить собственника в осуществлении его прав иначе как на основании действующего законодательства. Истец просит обязать ответчика привести в соответствие правоустанавливающие документы с фактическим использованием данного земельного участка. На спорном участке расположен жилой дом, который принадлежит ответчику. Это как раз и соответствует фактическому использованию земельного участка в соответствии с п. 1 ст. 7 ЗК РФ. Истцом указано, что ФИО1 самостоятельно изменил вид разрешенного использования земельного участка, но ФИО1 ничего не менял, поскольку изменения в кадастровый паспорт не вносились, целевое назначение земельного участка, отнесенного к землям населенных пунктов, ответчиком изменено не было. Он как использовал земельный участок по целевому назначению земли населенных пунктов, так и продолжает его использовать с указанным целевым назначением, доказательств иного истцом не предоставлено. Указывает, что расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов с более чем одним видом разрешенного использования осуществляется для каждого из видов разрешенного использования в соответствии с пунктами 2.2-2.6 Методических указаний утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 № 39. По результатам расчетов устанавливается кадастровая стоимость земельных участков того вида разрешенного использования земельного участка, для которого указанное значение наибольшее. Исключение составляют земельные участки в составе земель населенных пунктов, одним из видов разрешенного использования которых является жилая застройка. Для указанных земельных участков кадастровая стоимость определяется в соответствии с пунктом 2.2 настоящих Методических указаний. В случае если земельный участок имеет более чем один вид разрешенного использования в составе жилой застройки, его кадастровая стоимость по результатам расчетов устанавливается равной кадастровой стоимости того вида разрешенного использования в составе жилой застройки, для которого указанное значение является наибольшим. На основании этого можно сделать вывод, что один земельный участок в составе земель населенного пункта может иметь несколько основных видов разрешенного использования. Данное умозаключение подтверждается ПЗЗ Петербурга, Омска и многих других городов РФ, где сказано, что в пределах одного земельного участка, в том числе в пределах одного здания, допускается, при соблюдении действующих нормативов, размещение двух и более разрешённых видов использования (основных, условных и вспомогательных). При этом размещение в пределах участков жилой застройки объектов общественно-делового назначения, рассчитанных на приём посетителей, допускается только в случае, если они имеют обособленные входы для посетителей, подъезды и площадки для парковки автомобилей. То же самое содержится и в ПЗЗ муниципального образования город Ефремов. Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства - виды деятельности, объекты, осуществлять и размещать которые на земельных участках разрешено в силу поименования их в составе регламентов использования территорий применительно к соответствующим территориальным зонам при условии обязательного соблюдения требований, установленных действующим законодательством, Правилами, иными нормативно-правовыми актами, нормативно-техническими документами. Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства включают в себя основные виды разрешенного использования, условно разрешенные виды использования, вспомогательные виды разрешенного использования; основные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства - виды деятельности и объекты, осуществлять и размещать которые на земельных участках разрешено в силу перечисления этих видов деятельности и объектов в составе регламентов использования территорий применительно к соответствующим территориальным зонам; собственники земельных участков - лица, обладающие правом владения, пользования и распоряжения земельным участком; территориальные зоны - зоны, для которых в Правилах определены границы и установлены градостроительные регламенты. Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий) выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования. Вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства допустимы только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляются совместно с ними. Изменение видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленными градостроительным регламентом. При соблюдении требований технических регламентов и действующих нормативов градостроительного проектирования допускается применение двух и более основных и условно разрешенных видов использования в пределах одного земельного участка одновременно, в том числе в пределах одного здания. Временное размещение некапитальных объектов должно осуществляться в соответствии с видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленными настоящими Правилами в пределах рассматриваемой территориальной зоны. Размещение нестационарных торговых объектов осуществляется в соответствии с утвержденной постановлением администрации схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования. Земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия. Реконструкция указанных объектов капитального строительства может осуществляться только путем приведения таких объектов в соответствие с градостроительным регламентом или путем уменьшения их несоответствия предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции. Ж1 - Зона застройки индивидуальными жилыми домами к основным видам использования земельных участков и объектов капитального строительства относятся: индивидуальные жилые дома, объекты организаций розничной торговли продовольственными, непродовольственными группами товаров и другие. Отдельно стоящие объекты указанных видов использования могут размещаться только на земельных участках, примыкающих к красным линиям улиц и дорог всех типов, являющихся территориями общего пользования. А для участка, принадлежащего ответчику ФИО1, основным ВРИ по ПЗЗ города Ефремова, так же является даже размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5000 кв.м. А в данном случае на спорном участке располагается временный нестационарный торговый объект, не являющийся капитальным строением и занимающий площадь 4% от всего участка. В данном же случае ответчика ФИО1 хотят обязать, ссылаясь на ст.37 ГрК РФ, разделить участок ИЖС на два. Один - ИЖС, другой - под торговлю, мотивируя это тем, что налог на коммерческую землю больше, чем для ИЖС. Но на основании п. 2.2. Методических указаний Приказа МЭР РФ в ред. от 11.01.2011 и п.1-2 ст. 391 НК РФ, а так же, исходя из письма Минфина России от 12.01.2012 г. № 03-05-04-02/03, ответчик ФИО1 вправе применять ставку земельного налога для ИЖС ко всему участку в целом. Даже разделив его на два участка для ИЖС и торговой деятельности, земельный налог не изменится. Так же с 01.03.2015 формирование земельного участка под нестационарные торговые объекты не требуется. Данный иск подан прокурором в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований именно из-за недополучения муниципальным образованием город Ефремов денежных средств в качестве земельного налога. Но на основании вышеизложенного можно сделать вывод, что в данной части интересы муниципального образования ответчиком не нарушены, следовательно, нет подлежащих защите в рамках гражданского судопроизводства прокурором нарушенных прав, свобод и интересов муниципального образования город Ефремов. Отмечает, что нецелевое использование земельного участка - его эксплуатация в форме, не соответствующей назначению, установленному для категории земли (ст.7 ЗК РФ), а разрешенное использование (ВРИ) должны соответствовать градостроительному зонированию. В данном конкретном случае целевое назначение участка ответчика - земли населенных пунктов, а ВРИ соответствуют градостроительному зонированию и относится к зоне Ж-1. Истец не предоставил доказательств того, что такой вид разрешенного использования земельного участка для размещения временного нестационарного объекта противоречит разрешенному использованию, установленному для данной территориальной зоны градостроительным регламентом. И не доказал, что ответчик использует свой земельный участок не по целевому назначению категории населённых пунктов. Поскольку в кадастровый паспорт земельного участка истца изменения не вносились, целевое назначение земельного участка, отнесенного к землям населенных пунктов, ответчиком изменено не было. Последний как использовал земельный участок по целевому назначению земли населенных пунктов, так и продолжает их использовать с указанным целевым назначением, доказательств иного истцом не предоставлено, то у истца отсутствовали основания для подачи данного искового заявления. Так же прокурор просит признать действия по использованию земельного участка не по целевому назначению незаконным. Но незаконное использование земельных участков - это самовольное использование земельного участка или его части в отсутствии прав. В документах о государственной регистрации права собственности на земельный участок истца не указаны какие-либо ограничения в использовании. И вид разрешенного использования земельного участка отображается в сведениях государственного земельного кадастра, а не устанавливается этим документом. Просит отказать истцу, Ефремовскому межрайонному прокурору, действующему в интересах муниципального образования город Ефремов, в удовлетворении заявленных исковых требований.
Выслушав участников процесса, допросив специалистов, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
При этом общий порядок проведения зонирования территорий определяется нормами главы 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые вместе с положениями об изменении таких видов являются составной частью Правил землепользования и застройки территорий.
В соответствии с абзацем 2 статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Как установлено в судебном заседании ФИО1 является собственником 1/2 доли земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 815 кв.м., с разрешенным видом использования для использования индивидуального жилого дома, категория земель: земли населенных пунктов. Сведения о другом долевом сособственнике в ЕГРП отсутствуют (т.1 л.д.27, 28-35, 132-134).
Как следует из материалов проверки №ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 по результатам внеплановой выездной проверки соблюдения требований земельного законодательства РФ начальником сектора муниципального контроля администрации муниципального образования город Ефремов выдано предписание об устранении нарушений земельного законодательства в срок до ДД.ММ.ГГГГ, а именно установлено использование земельного участка не в соответствии с видом разрешенного использования (т.1 л.д. 21-50).
На основании постановления должностного лица – главного государственного инспектора в Ефремовском и Каменском районах по использованию и охране земель ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч.1 ст. 8.8 КоАП РФ за использование части земельного участка, площадью 30,47 кв.м. не в соответствии с установленным видом разрешенного использования (т.1 л.д. 52-53,55-65).
При проверке выполнения предписания в ходе внеплановой проверки ДД.ММ.ГГГГ было установлено, что ФИО1 предписание должностного лица не исполнил и продолжил использовать земельный участок для размещения торгового павильона. Срок исполнения предписания установлен до ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д. 76-93).
Как следует из представленных документов, в данном нежилом помещении осуществляется розничная реализация пищевых продуктов (т.1 л.д.68-75).
По договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 передал ИП ФИО3 нежилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью 30 кв.м. (т.1 л.д. 148-151).
В данном нежилом помещении ИП ФИО3 продолжила осуществление розничной реализации пищевых продуктов, что сторонами в судебном заседании не оспаривалось.
Как установлено судом на момент разрешения настоящего спора решение об изменении целевого назначения земельного участка и разрешенного вида его использования органом местного самоуправления не принималось.
В соответствии с частью 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Согласно пункту 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (пункт 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 2 ст. 260 ГК РФ, на основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.
На основании п. 8 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Пунктом 1 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Земли, указанные в п. 1 указанной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (п. 2 ст. 7 названного Кодекса).
Зонирование территории для строительства регламентируется ГрК РФ, в п. 7 ст. 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Под градостроительным регламентом понимаются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (п. 9 ст. 1 ГрК РФ).
Конкретные виды и состав территориальных зон указаны в ст. 35 ГрК РФ, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства - в ст. 37 указанного Кодекса.
В соответствии с положениями ч. 2, 3 ст. 37 ГрК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Во исполнение данного законоположения Приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 г. № 540 утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков. При этом в силу п. 11 ст. 34 Федерального закона от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом РФ классификатором видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
Статьей 42 Земельного кодекса РФ установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием, а также соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Собственники, землепользователи, землевладельцы и арендаторы вправе использовать земельные участки в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны (п. 3 ст. 85 Земельного кодекса РФ).
Согласно ст. 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся, в том числе установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Согласно выписке из карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки МО город Ефремов, утвержденных решением Собрания депутатов МО город Ефремов от ДД.ММ.ГГГГ№ земельный участок принадлежащий на праве собственности ФИО1 расположен в зоне Ж1, что относится к зоне застройки индивидуальными жилыми домами (т.1 л.д.16-17).
Допрошенный в судебном заседании специалист ФИО8, являющаяся начальником сектора архитектуры и градостроительства администрации МО г.Ефремов пояснила, что в зоне застройки индивидуальными жилыми домами в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков возможно возведение жилого дома и вспомогательных строений предназначенных для проживания в данном доме, таких как сараи, гараж, баня, теплица. При размещении на таком земельном участке торгового павильона собственнику необходимо изменить вид разрешенного использования земельного участка, в том числе при размещении нестационарного павильона. Использование нескольких видов разрешенного использования на одном земельном участке не допускается.
Анализируя вышеизложенные нормы права с представленными доказательствами, суд приходит к выводу, что земельный участок с кадастровым номером №, предназначенный для размещения - индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>, используется собственником ФИО1 не только в соответствии с разрешенными видом использования (для размещения индивидуального жилого дома), но и для размещения торгового павильона расположенного на указанном участке, то есть использует земельный участок не по целевому назначению, в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель (разрешенным использованием). Таким образом прокурором представлены бесспорные доказательства, подтверждающие использование земельного участка не по целевому назначению.
Все изложенное выше подтверждает доводы прокурора об использовании спорного земельного участка не по целевому назначению и опровергает доводы ответчика о целевом использовании земельного участка, поскольку участок, предназначенный для размещения индивидуального жилого дома, частично используется для размещения объекта торговли площадью 30,47 кв.м.
Согласно пункту 1 статьи 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных и оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Согласно части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно статье 36 Конституции Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (часть 2), условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (часть 3).
В развитие приведенных конституционных положений Земельный кодекс Российской Федерации в числе основных принципов земельного законодательства закрепляет принцип приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества и принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункты 2 и 8 пункта 1 статьи 1).
В соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 1 ЗК РФ одним из основных принципов регулирования земельных правоотношений является принцип сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
Сам факт использования не по назначению земельного участка свидетельствует о нарушении прав муниципального образования на его использование в соответствии с той целью, для которой он предоставлялся, с учетом отнесения его к землям населенных пунктов. Такой участок в соответствии в с п. 1 ст. 83 ЗК РФ предназначен для застройки и развития населенных пунктов.
Таким образом доводы третьего лица ИП ФИО3 об отсутствии подлежащих защите прав, свобод и интересов муниципального образования суд находит необоснованными.
То обстоятельство, что иск заявлен прокурором к ответчику, хотя фактически использует участок для торговой деятельности третье лицо ИП ФИО3, не может являться основанием к отказу в удовлетворении заявления. В связи с этим, именно на собственника должна быть возложена обязанность прекратить использование земельного участка не по целевому назначению.
Доводы ИП ФИО3 о возможности размещения нестационарного торгового объекта на земельном участке находящегося в частной собственности без каких-либо согласований и смены разрешенного вида использования земельного участка, что предусмотрено п.7 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», суд находит основанными на неправильном толковании норм материального права. Поскольку указанная норма предусматривает порядок размещения и использования нестационарных торговых объектов с учетом требований, определенных законодательством Российской Федерации, а вышеизложенным требованиям законодательства действия ответчика ФИО1 не отвечают. При этом суду не представлено доказательств, что ответчик ФИО1 обращался на основании действующего правового регулирования с заявлением о получении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка.
Кроме того суд принимает во внимание, что ответчик, разместив на земельном участке, относящемся к территории жилого дома торговый павильон, нарушил обязательный для исполнения п. 2.10 раздела II «Гигиенические требования к участку и территории жилых зданий при их размещении» СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», что подтверждается неоднократным приостановлением деятельности торгового павильона на основании решений суда и свидетельствует о незаконности совершенных ответчиком действий.
При установленных судом обстоятельствах, суд приходит к выводу о законности требований прокурора и их удовлетворении.
Согласно ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Принимая во внимание, что в силу требований ст. 45 ГПК РФ прокурор от обязанности по уплате государственной пошлины освобожден, суд, руководствуясь ст. 333.19 НК РФ, учитывая, что заявленные исковые требования, признанные судом законными и обоснованными, носят неимущественный характер, считает необходимым взыскать с ответчика ФИО1 государственную пошлину в размере <данные изъяты>.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Ефремовского межрайонного прокурора, действующего в интересах муниципального образования город Ефремов, к ФИО1 о признании действий незаконными и обязании прекратить использование земельного участка не по целевому назначению, удовлетворить.
Признать действия по использованию земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, не по целевому назначению незаконными.
Обязать ФИО1 прекратить использование не по целевому назначению земельного участка с кадастровым номером №, предназначенного для размещения - индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>.
Взыскать с ФИО1 в доход бюджета муниципального образования город Ефремов государственную пошлину в сумме <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Ефремовский районный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме 13.06.2017.
Председательствующий