ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5450/2021 от 22.06.2021 Якутского городского суда (Республика Саха (Якутия))

Дело №2-5450/2021

14RS0035-01-2021-001571-51

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Якутск 22 июня 2021 года

Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Холмогоровой Л.И., при секретаре Ким Р.И., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1 к Государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения и труда г.Якутска при МТ РС(Я)» об обязании произвести выплаты,

УСТАНОВИЛ:

Первоначально ФИО1 в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери обратился в суд с административным исковым заявлением к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы №5 по Республике Саха (Якутия), Государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения и труда г.Якутска при МТ РС(Я) об оспаривании решений, ссылаясь на то, что Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 г. №199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» установлена ежемесячная выплата на ребенка возрастом от 3 до 7 лет. Административный истец обратился с заявлением о назначении ежемесячной выплаты на ребенка ССН____ года рождения. Решением ГКУ «Управление социальной защиты населения и труда г.Якутска при МТ РС(Я)» от 20.11.2020 г. отказано в предоставлении ежемесячной выплаты. Отказ мотивирован тем, что среднедушевой доход выше установленной величины СДД. Данный отказ основан на отчете 2 НДФЛ за 2019 год предоставленный Межрайонной инспекцией федеральной налоговой службы №5 по Республике Саха (Якутия). 30 ноября 2020 г. административный истец обратился с заявлением о пересмотре фактического дохода за указанный период с учетом правил установленным в ст. 214.1 Налогового кодекса РФ. 09 декабря 2020 г. получен ответ об отказе в пересмотре доходов за 2019 год. 15 декабря 2020 г. административный истец обратился Межрайонную инспекцию федеральной налоговой службы №5 по Республике Саха (Якутия) с заявлением об исправлении справки 2 НДФЛ, отражения доходов за 2019 год с учетом налоговой базы в размере 350 595 руб. 29 коп., сумма начисленной и оплаченной в размере 45 577 руб. 35 коп. 24 декабря 2020 г. получен ответ от Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы №5 по Республике Саха (Якутия) за номером , где сумма дохода определяется без учета вычетов, то есть составляет 51 336 588 руб. 58 коп. Между тем, данный вид дохода указанный в 2 НДФЛ не является фактическим доходом физического лица, а отображается оборот денежных средств по операциям с ценными бумагами на организованном рынке. С учетом того, что в 2019 году налог на доходы физических лиц им оплачен в размере 45 577 руб. 35 коп, и налогооблагаемая база за 2019 год составил 350 595 руб. 29 коп., просил суд определить доход физического лица ФИО1 за 2019 год согласно налогооблагаемой базы в размере 350 595 руб. 29 коп.

Из материалов дела следует, что определением суда от 18 февраля 2021 г. суд определил перейти к рассмотрению дела по административному иску Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы №5 по Республике Саха (Якутия), Государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения и труда г.Якутска при МТ РС(Я)» об оспаривании решений по правилам гражданского судопроизводства. При этом, суд исходил из того, что в данном случае имеется спор о праве, а именно относительно социальных прав, права на социальные выплаты, то данный спор в целях установления всех юридически значимых обстоятельств и всестороннего и объективного разрешения подлежит рассмотрению в порядке искового производства.

Также из материалов дела следует, что определением Якутского городского суда РС(Я) от 04.03.2021 г. исковое заявление ФИО1 действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери ССН к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы №5 по Республике Саха (Якутия), Государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения и труда г.Якутска при МТ РС(Я) » об оспаривании решений было оставлено без рассмотрения в связи с не соблюдением истцом установленного федеральным законом для данной категории дел досудебного порядка урегулирования спора.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РС(Я) от 21.04.2021 г. данное определение было отменено и дело направлено на новое рассмотрение.

В ходе судебного разбирательства истец по данному делу уточнил исковые требования, просил суд обязать ГКУ «Управление социальной защиты населения и труда г.Якутска при МТ РС(Я)» выплатить начиная с апреля 2020 г. все причитающиеся денежные выплаты на несовершеннолетнего ребенка, обязать Межрайонную инспекцию федеральной налоговой службы №5 по Республике Саха (Якутия) в будущем в сведениях о доходах физических лиц в федеральной системе межведомственного взаимодействия, в разделе сведения о налоговом агенте и доходе физического лица, в 9 столбце таблицы (сведения о доходах физического лица) вносить полные сведения, расшифровать коды дохода, указать и расшифровать коды расходов или отдельной сноской разъяснить правила исчисления фактических доходов по операциям с ценными бумагами согласно ст. 214.1 Налогового кодекса РФ.

В судебном заседании ФИО1 уточненные требования поддержал, приведя те же доводы, что и в исковом заявлении.

Представитель ГКУ «Управление социальной защиты населения и труда г.Якутска при МТ РС(Я)» по доверенности ФИО2, с иском не согласилась, поддержав доводы письменного возражения, согласно которому, от МРИ ФНС Управлением получены данные о физическом лице-получателе дохода, за отчетный налоговый период 2019 год в отношении ФИО1 выгружена сумма 51 392 809,08 руб. В пункте 26 Постановления Правительства Российской Федерации №384 указано, что доходы каждого члена семьи учитываются до вычета налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации. Управление, согласно данному Постановлению учитывает общую сумму дохода физических лиц. Также дополнительно указала на то, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.03.2020 г. № 384 утверждены основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет, где в п.21 указано, что при расчете среднедушевого дохода семьи учитываются согласно пункту «и» дивиденды, проценты и иные доходы, полученные по операциям с ценными бумагами.

Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы №5 по Республике Саха (Якутия) надлежащим образом извещена судом о дате, времени и месте судебного заседания, в суд своего представителя не направила. С учетом мнения лиц, участвующих в деле. дело рассмотрено без их участия на основании ст.167 ГПК РФ.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.

24.11.2020 г. ГКУ РС(Я) УСЗНиТ г. Якутска при МТ и СР РС(Я) на заявление ФИО1 от 02.11.2020 г. о предоставлении ежемесячной выплаты на ребенка от 3 до 7 лет отказано, в связи с тем, что размер среднедушевого дохода семьи превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации на II квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты.

ФИО1 обратился Межрайонную инспекцию федеральной налоговой службы №5 по Республике Саха (Якутия) с заявлением об исправлении справки 2 НДФЛ, отражения доходов за 2019 год с учетом налоговой базы в размере 350 595 руб. 29 коп., сумма начисленной и оплаченной в размере 45 577 руб. 35 коп.

24 декабря 2020 г. Межрайонной инспекцией федеральной налоговой службы №5 по Республике Саха (Якутия) отказано в исправлении справки 2НДФЛ, в связи с тем, что общая сумма дохода определяется без учета вычетов.

Обращаясь в суд с иском, ФИО1 указал на нарушение своих прав, утверждая, что фактический доход истца за 2019 год должен исчисляться по правилам, установленным ст. 214.1 Налогового кодекса РФ, а именно по налоговому коду дохода 1530 в ноябре месяце 10 070 686 руб.,60 коп. минус расходы по налоговому коду вычета 201 в ноябре месяце 9 861 060 руб.,63 коп. В декабре 2019 года сумма дохода по налоговому коду дохода 1530 - 41 265 832 руб. минус расходы по налоговому коду вычета 201 в декабре месяце 41 160 962 руб.43 коп. и по налоговому коду вычета 222 - 20 190 руб.73 коп., и фактический доход (финансовый результат) по операциям с ценными бумагами за 2019 налоговый период составил 294 374 руб. 79 коп. Таким образом, с учетом всех доходов истца за 2019 налоговый период составит сумма 350 595 рублей 29 коп.

Постановлением Правительства Российской Федерации №384 от 31.03.2020 г. "Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении" утверждены основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно.

В соответствии с п. 12 данного Постановления документы (сведения), необходимые для назначения ежемесячной выплаты, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении» запрашиваются уполномоченным органом в рамках межведомственного взаимодействия в органах и (или) организациях, в распоряжении которых они находятся.

B п. 13 примерного перечня документов (сведений) Постановления необходимых для назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно указано, что сведения о дивидентах, процентах и иных доходах, полученных по операциям с ценными бумагами запрашиваются с ФНС России (по запросу через единую систему межведомственного электронного взаимодействия).

Согласно сведениям о доходах физических лиц, выплаченных налоговыми агентами за отчетный налоговый период – 2019 год у получателя дохода ФИО1 выгружена сумма 51 392 809, 08 рублей (л.д.35).

В соответствии с п. 21 Постановления при расчете среднедушевого дохода семьи учитываются следующие виды доходов семьи, полученные в денежной форме: и) дивиденты, проценты и иные доходы, полученные по операциям с ценными бумагами.

В пункте 26 Постановления указано, что доходы каждого члена семьи учитываются до вычета налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 53 Налогового кодекса РФ налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговая база и порядок ее определения, а также налоговые ставки по федеральным налогам и размеры сборов по федеральным сборам устанавливаются настоящим Кодексом.

В соответствии с пунктом 7 статьи 214.1 НК РФ доходами по операциям с ценными бумагами признаются доходы от реализации (погашения) ценных бумаг, полученные в налоговом периоде. Доходы в виде процента (купона, дисконта), полученные в налоговом периоде по ценным бумагам (за исключением доходов в виде процента (купона, дисконта), полученных по обращающимся облигациям российских организаций, номинированным в рублях и эмитированным после 1 января 2017 года), включаются в доходы по операциям с ценными бумагами, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В пункте 7 статьи 217.7 Налогового кодекса РФ указано, что доходами по операциям с ценными бумагами признаются доходы от реализации (погашения) ценных бумаг, полученные в налоговом периоде.

Доходы в виде процента (купона, дисконта), полученные в налоговом периоде по ценным бумагам, включаются в доходы по операциям с ценными бумагами, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Доходами по операциям с производными финансовыми инструментами признаются доходы от реализации производных финансовых инструментов, полученные в налоговом периоде, включая полученные суммы вариационной маржи и премии по контрактам. При этом доходами по операциям с базисным активом производных финансовых инструментов признаются доходы, полученные от поставки базисного актива при исполнении таких сделок.

Доходы по операциям с ценными бумагами, обращающимися и не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, с производными финансовыми инструментами, обращающимися и не обращающимися на организованном рынке, осуществляемым доверительным управляющим (за исключением управляющей компании, осуществляющей доверительное управление имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд) в пользу выгодоприобретателя - физического лица, включаются в доходы выгодоприобретателя по операциям, перечисленным в подпунктах 1 - 4 пункта 1 настоящей статьи соответственно.

Вопреки доводам истца о расчете доходов по специальным правилам, Налоговый кодекс обязывает налоговых агентов вести учет доходов, выплачиваемых физическим лицам, не в произвольной форме, а с использованием специальных кодов.

Согласно п. 1 статьи 230 НК РФ каждый налоговый агент должен составлять регистры налогового учета. В них нужно фиксировать выплаченные физлицам доходы в соответствии с кодами, которые утверждает ФНС.

То есть, в справке НДФЛ и данных о физическом лице-получателе дохода уже отображены в сведениях о доходах в соответствии со ст. 214.1 Налогового кодекса РФ.

При таких обстоятельствах, правовых оснований для удовлетворения требований ФИО1 об обязании ГКУ РС(Я) УСЗНиТ г. Якутска при МТ и СР РС(Я) произвести выплаты, у суда не имеется.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении иска ФИО1 к Государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения и труда г.Якутска при МТ РС(Я)» об обязании произвести выплаты, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) через Якутский городской суд в течение одного месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Судья Л.И.Холмогорова

Решение изготовлено 22.06.2021 г.