Решение принято в окончательной
форме 21 октября 2013 года
Дело № 2-5453/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 октября 2013 года город Мурманск
Октябрьский районный суд города Мурманска
в составе председательствующего Киселевой Е.А,
при секретаре Кондратенко Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Максаковой Е.В к Министерству труда и социального развития Мурманской области и Государственному областному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения г. Мурманска» о признании права на присвоение звания «Ветерана труда»,
УСТАНОВИЛ:
Максакова Е.В. обратилась в суд с иском к Министерству труда и социального развития Мурманской области, Государственному областному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения г. Мурманска» о признании права на присвоение звания «Ветерана труда», в обоснование которого указала, что с Дата по настоящее время работает в Территориальном фонде обязательного медицинского страхования Мурманской области, имеет благодарность председателя Фонда обязательного медицинского страхования (далее- ФОМС).
В Дата она обратилась в Министерство труда и социального развития Мурманской области с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда». Дата получила отказ по тем основаниям, что ФОМС не входит в структуру федеральных органов исполнительной власти, поэтому объявленная благодарность не может быть отнесена к ведомственным знакам отличия в труде и не может служить основанием для присвоения звания «Ветеран труда».
Полагает данный отказ необоснованным, в связи с чем, просит суд признать за ней право на получение звания «Ветеран труда», обязать ответчика ГОКУ «Центр социальной поддержки населения г. Мурманска» включить ее в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», обязать Министерство труда и социального развития Мурманской области подготовить проект распоряжения Губернатора Мурманской области о присвоении ей звания «Ветеран труда», рассмотреть дело в свое отсутствие.
В судебное заседание истец Максакова Е.В. не явилась, извещалась судом о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Представитель ответчика ГОКУ «Центр социальной поддержки населения г.Мурманска», извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил суду отзыв, в котором возражал против иска по тем основаниям, что объявленная истцу благодарность Федеральным ФОМС не входит в структуру федеральных органов исполнительной власти, и не может быть отнесена к ведомственным знакам отличия в труде и не может служить основанием для присвоения звания «Ветеран труда». Просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель ответчика Министерства труда и социального развития Мурманской области, извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил отзыв, согласно которому возражал против удовлетворения иска. Указал, что Федеральный ФОМС не является федеральным органом исполнительной власти, награды, учрежденные и врученные руководством Фонда (в том числе и благодарность), не относятся к ведомственным знакам отличия в труде, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда». Благодарность Федерального фонда обязательного медицинского страхования не включена в перечень государственных наград, установленных п. 2 Положения о государственных наградах РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 07.09.2010 № 1099, не входит в систему государственных наград, утвержденную Указом Президента РФ от 07.09.2010 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы РФ», ни в число почетных званий РФ, предусмотренных Указом Президента РФ от 30.12.1995 № 1341 «Об установлении почетных званий РФ, утверждений положений о почетных званиях РФ и описании нагрудного знака к почетным званиям РФ», данная благодарность не включена ни в один раздел о наградах предусмотренных Общероссийским классификатором информации о населении ОК 018-95, утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 31.07.1995 № 412. Просил в иске отказать, рассмотреть дело в свое отсутствие (л.д.19-25).
Представитель третьего лица Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Мурманской области, извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил отзыв, в котором указал, что Федеральный фонд обязательного медицинского страхования не является федеральным органом исполнительной власти в связи с чем, выданная им благодарность не относится к ведомственным знакам отличия. Просил рассмотреть дело в свое отсутствие (л.д.37-39).
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке пункта 5 статьи 167 гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы настоящего дела, суд отказывает в удовлетворении иска по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно пункту «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах», которым регулируется правовой статус ветеранов труда, относит к ним, в том числе лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде и имеющих трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет (подпункт 2 пункта 1 статьи 7) и предоставляет субъектам Российской Федерации право определять порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» (пункт 4 статьи 7).
В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда", а также награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Судом установлено, что истица Максакова Е.В., Дата рождения, с Дата по настоящее время работает в Территориальном ФОМС Мурманской области, календарный стаж работы на Дата составил *** (л.д.11).
Максаковой Е.В. на основании приказа председателя Федерального фонда обязательного медицинского страхования №*** от Дата объявлена благодарность за активную и безупречную работу в становлении и развитии системы обязательного медицинского страхования и в связи с 20-летием системы обязательного медицинского страхования.
В Дата истец Максакова Е.В. обратилась в Министерство труда и социального развития Мурманской области с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда».
Письмом №*** от Дата ей было отказано в присвоении звания «Ветеран труда», поскольку Федеральный фонд обязательного медицинского страхования не входит в структуру федеральных органов исполнительной власти, поэтому объявленная благодарность не может быть отнесена к ведомственным знакам отличия в труде и не может служить основанием для присвоения звания «Ветеран труда».
Пунктом 4 статьи 7 Закона «О ветеранах» установлено, что порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации.
Приказом Министерства труда и социального развития Мурманской области от 28 декабря 2011 года № 726 утвержден Административный регламент Министерства труда и социального развития Мурманской области по предоставлению государственной услуги «присвоение звания «Ветеран труда» и выдача удостоверений ветерана труда».
На основании п.п.«а» п.1.2.1. Административного регламента заявителями на присвоение звания "Ветеран труда" и выдачу удостоверения (далее - заявитель) являются граждане Российской Федерации, проживающие на территории Мурманской области, из числа лиц, в том числе, награжденных орденами или медалями, либо удостоенных почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, либо награжденных ведомственными знаками отличия в труде и имеющих трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет (не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин).
Пунктом 2.6.1.1.5. указанного Административного регламента, в качестве документов, подтверждающих награждение ведомственными знаками отличия в труде, заявители предоставляют удостоверения к ведомственным наградам (нагрудным знакам, нагрудным значкам, почетным званиям, медалям и др.) либо почетные грамоты, грамоты, благодарности, похвальные листы, дипломы, вымпелы и другие награждения за особые отличия в труде и продолжительный добросовестный труд, учрежденные в установленном порядке, награждение которыми конкретного лица произведено Президентом Российской Федерации, палатами Федерального Собрания Российской Федерации; Правительством Российской Федерации; руководителем федерального министерства, федеральной службы, федерального агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации; руководителем федерального министерства, федеральной службы, федерального агентства, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации; Президентом СССР; руководителями союзных органов государственной власти СССР; руководителями органов государственной власти РСФСР. При этом все официальные документы о награждении должны содержать обязательные атрибуты: подпись должностного лица в ранге руководителя (первого заместителя руководителя, заместителя руководителя) федерального органа исполнительной власти и соответствующую печать.
Действующий ранее Административный регламент, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Мурманской области от 29 октября 2009 года № 421, утратил силу. Однако требования к вопросу отнесения награды к ведомственным знакам отличия в труде не изменились.
Таким образом, в качестве основания признания гражданина ветераном труда необходимо наличие двух условий одновременно, - наличие награды, указанной в законе или ином официальном акте уполномоченного органа государственной власти, и соответствующего трудового стажа.
Благодарность, которой была награждена истец, не отвечает указанным требованиям и не относится к ведомственным знакам отличия в труде, учитываемым в качестве основания признания гражданина ветераном труда.
Согласно п.1 ст.118 Гражданского кодекса РФ, фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.
Согласно ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ (в редакции от 23.07.2013) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» правовое положение Федерального фонда определяется федеральным законом о государственных социальных фондах, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и Уставом Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденным Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 3 Устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.07.1998 № 857 (в редакции от 04.02.2013 № 79) Федеральный фонд является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением.
Структура федеральных органов исполнительной власти утверждается Президентом Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Указа Президента РФ «О структуре Федеральных органов исполнительной власти» № 636 от 21.05.2012 (в ред. Указов Президента РФ от 25.06.2012 № 881, от 19.03.2013 № 213) в структуру федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство которых осуществляет Президент Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования не входит в структуру федеральных органов исполнительной власти.
То обстоятельство, что на основании пункта 19 Указа Президента РФ от 09 марта 2004 года N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" координацию деятельности Фонда социального страхования Российской Федерации осуществляет Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, входящее в состав Правительства РФ, не позволяет суду сделать вывод о том, что ФОМС является органом исполнительной власти, поскольку из анализа правовых актов, регламентирующих правовой статус указанного учреждения, следует, что Фонд является объединением денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, выполняющим функции по реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, и в силу ст. 10 БК РФ составляет структуру бюджетной системы РФ, являясь частью бюджетной системы федерального уровня.
При этом из анализа главы 17 Бюджетного Кодекса РФ следует, что ФОМС выступает как форма перераспределения и использования материальных ресурсов, которые привлекаются государством для финансирования отдельных общественных потребностей и расходуются на решение конкретных задач, при этом законодатель четко определяет, что органом исполнительной власти в сфере здравоохранения и обязательного медицинского страхования является Министерство здравоохранения Российской Федерации, осуществляющее координация деятельности ФОМС, а ФОМС – федеральным органом исполнительной власти не является.
В связи с тем, что Федеральный фонд обязательного медицинского страхования не является федеральным органом исполнительной власти, награды, учрежденные и врученные руководством Фонда (в том числе и благодарность), не относятся к ведомственным знакам отличия в труде, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда».
Благодарность Федерального фонда обязательного медицинского страхования не включена в перечень государственных наград, установленный п. 2 Положения о государственных наградах РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 07.09.2010 № 1099, не входит в систему государственных наград, утвержденную Указом Президента РФ от 07.09.2010 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы РФ», ни в число почетных званий РФ, предусмотренных Указом Президента РФ от 30.12.1995 № 1341 «Об установлении почетных званий РФ, утверждений положений о почетных званиях РФ и описании нагрудного знака к почетным званиям РФ», данная благодарность не включена ни в один раздел о наградах предусмотренных Общероссийским классификатором информации о населении ОК 018-95, утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 31.07.1995 № 412.
Анализ указанных положений позволяет сделать вывод о том, что Благодарность за активную и безупречную работу в становлении и развитии системы обязательного медицинского страхования, проявленные при этом высокий профессионализм, новаторство, инициативу и в связи с 20-летием системы обязательного медицинского страхования не является ведомственным знаком отличия в труде, дающей право на присвоение звания «Ветеран труда», так как награждение произведено Председателем Федерального Фонда обязательного медицинского страхования, что не соответствует требованиям пункта 2.6.1.1.5. Административного регламента.
Таким образом, требования истца не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 56, 57, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Максаковой Е.В к Министерству труда и социального развития Мурманской области и Государственному областному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения г. Мурманска» о признании права на присвоение звания «Ветерана труда» - отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд г. Мурманска в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий_____________________