РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 ноября 2015 года г. Ангарск
Ангарский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Прасоловой Ж.А., при секретаре Котляровой С.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-5458/2015 по иску Западно-Байкальского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и интересов граждан, не определенного круга лиц, Российской Федерации к Индивидуальному предпринимателю ФИО2 о возложении обязанности получить положительное заключение экологического аудита проектной документации здания магазина,
УСТАНОВИЛ:
Западно-Байкальский межрайонный прокурор обратился в суд с иском и с учетом уточнений в порядке ст. 39 ГПК РФ указал, что проведена проверка исполнения требований законодательства об экологической экспертизе при осуществлении хозяйственной деятельности в границах Байкальской природной территории. Проверкой установлено, что № осуществляется строительство капитального объекта недвижимости 2-х этажного здания магазина смешанных товаров на земельном участке, расположенном по адресу: Иркутская область, г.Ангарск № в нарушение требований ФЗ «Об экологической экспертизе» и норм Градостроительного кодекса РФ, т.е. без проведения государственной экологической экспертизы. Согласно ст. 11 п.7 ФЗ от 23.11.1995 № 174-ФЗ объектами, подлежащими обязательной государственной экологической экспертизе являются: проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на Байкальской природной территории. В силу ст. 49 Градостроительного кодекса РФ экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий, государственная экологическая экспертиза проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на Байкальской природной территории. Проектная документация объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе. Согласно информации Управления Росприроднадзора Иркутской области № не представлял документацию на проведение государственной экологической экспертизы. 25 июля 2014 года № выдано разрешение на строительство здания магазина смешанных товаров. 11 июля 2014 года вступили в силу нормы ФЗ «Об экологической экспертизе» в части проведения государственной экологической экспертизы в границах Байкальской природной территории. Согласно изменениям в п.7.1 ст. 11 к объектам государственной экологической экспертизы федерального уровня добавлена проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на Байкальской природной территории. В соответствии с ФЗ «Об охране озера Байкал» Байкальская природная территория – территория, в состав которой входит озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территории РФ, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 км на запад и северо-запад от него. Поскольку ответчику выдано разрешение на строительство после вступления в силу норм Градостроительного кодекса РФ, регламентирующих обязанность проведения государственной экологической экспертизы в границах Байкальской природной территории, следовательно, данные требования закона распространяются на строительство спорного объекта. Таким образом, ответчик осуществляет свою деятельность с грубыми нарушениями природоохранного законодательства. Согласно Закону «Об экологической экспертизе» реализация объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы является экологическим правонарушением. Государственная экологическая экспертиза должна быть проведена до принятия решения об эксплуатации объекта, но поскольку объект фактически эксплуатируется то необходимо оценить его воздействие на окружающую среду путем проведения экологического аудита. Не проведение экологической экспертизы или экологического аудита нарушает права неопределенного круга лиц на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного хозяйственной деятельностью ответчика. Несоблюдение ответчиком требований природоохранного законодательства нарушает права, свободы и законные интересы граждан по обеспечению экологической безопасности их жизни, здоровья и среды обитания. Руководствуясь ст. 45 ГПК РФ прокурор просит обязать ответчика получить положительное заключение экологического аудита проектной документации здания магазина смешанных товаров по адресу: Иркутская область, г.Ангарск, №
Представитель истца ст.помощник прокурора г.Ангарска Забабурина В.Д., действующая на основании прав по должности, поддержала уточненный исковые требования в полном объеме по доводам, изложенным в иске.
Ответчик в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика ФИО6, действующая на основании доверенности, иск не признала, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях на иск. Письменные возражения приобщены к материалам дела.
Представитель третьего лица – Управления Росприроднадзора по Иркутской области в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, письменный отзыв на иск. Письменный отзыв приобщен к материалам дела.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела и представленные доказательства в их совокупности, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что ФИО2 зарегистрирован 30 апреля 2004 года в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
25 июля 2014 года ФИО11 выдано разрешение на строительство № № объекта капитального строительства – здания магазина смешанных товаров на земельном участке, расположенном по адресу: Иркутская область, г.Ангарск, № Срок действия разрешения до 30 сентября 2015 года.
Согласно сведениям Управления Росприроднадзора по Иркутской области от ** от № не поступали документы на государственную экологическую экспертизу на объект – магазин смешанных товаров в г.Ангарске.
Федеральный закон «Об экологической экспертизе» регулирует отношения в области экологической экспертизы, направлен на реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.
В силу ст. 3 Федерального закона «Об экологической экспертизе» принципами экологической экспертизы являются презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности, обязательности проведения государственной экологической экспертизы.
Согласно ст. 1 закона экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
11 июля 2014 года введены в действие изменения в п.7.1 ст. 11 названного закона, которым установлено что объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются: проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, на Байкальской природной территории, а также проектная документация особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, в случаях, если строительство, реконструкция таких объектов на землях особо охраняемых природных территорий допускаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обязательное проведение экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, государственная экологическая экспертиза проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, на землях особо охраняемых природных территорий, на Байкальской природной территории установлена и ст. 49 Градостроительного кодекса РФ.
Результатом государственной экспертизы проектной документации является заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) проектной документации требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий.
Согласно ст. 12 указанного Закона обязательной экологической экспертизе подлежат иные виды документации, хозяйственная деятельность которых способна оказать негативное воздействие на окружающую природную среду.
Кроме того, согласно п. 6 ст. 30 Федерального закона "Об экологической экспертизе" реализация объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы является экологическим правонарушением.
Статья 1079 ГК РФ относит осуществление строительной и иной связанной с нею деятельности, к деятельности, связанной с повышенной опасностью.
В силу ст. 3 ч. 1 Федерального закона «Об архитектурной деятельности в РФ» заказчик (застройщик) - гражданин или юридическое лицо, имеющее намерение осуществить строительство, реконструкцию архитектурного объекта, для строительства которого требуется разрешение на строительство, обязан иметь архитектурный проект, выполненный в соответствии с архитектурно-планировочным зданием. Основанием для реализации архитектурного проекта, выдаваемого заказчику (застройщику) органом местного самоуправления, является разрешение.
Как предусмотрено ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.
Как вновь возводимый, так и реконструированный объект капитального строительства считаются объектами незавершенного строительства вплоть до наступления юридического факта, с которым законодательство связывает завершение работ.
Согласно ч. 1 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ таким фактом является выдача застройщику разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, которое удостоверяет завершение строительства, реконструкции, капитального ремонта, соблюдение строительных норм и правил и является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта, внесений изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства.
Таким образом, поскольку разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является документом, удостоверяющим завершение строительства объекта и соблюдения строительных норм, правил и требований проектной документации, хозяйственное использование построенного (или реконструированного) объекта до получения такого разрешения является незаконным.
Федеральный закон «Об охране озера Байкал» № 94-ФЗ от 01.05.1999 года определяет правовые основы охраны озера Байкал, являющегося не только уникальной экологической системой Российской Федерации, но и объектом всемирного природного наследия.
Байкальская природная территория - территория, в состав которой входят озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территории Российской Федерации, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него (ст.2).
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Данные положения закреплены и в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ, который определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» основными принципами охраны окружающей среды являются:
- презумпция экологической опасности планирования хозяйственной и иной деятельности;
- обязательность проведения государственной экологической экспертизы, проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;
- обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности.
Закон «Об охране окружающей среды» дает понятие экологического аудита - независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности.
Проведение экологического аудита закреплено также в законе Иркутской области « Об отдельных вопросах охраны окружающей среды в Иркутской области» № 23-ОЗ от 11 июня 2008 года.
Экологический аудит осуществляется на территории области в целях повышения эффективности природоохранной деятельности и выражается в проведении оценки соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и в подготовке рекомендаций по улучшению такой деятельности.
Если иное не установлено федеральным законодательством, результатом экологического аудита является заключение (ст.11).
Судом установлено, что в отсутствие разрешения на ввод объекта в эксплуатацию объект – магазин смешанных товаров фактически эксплуатируется. Данные обстоятельства подтверждаются письменными доказательствами, представленными стороной ответчика: договором аренды первого этажа объекта, площадью 859,4 кв.м от 23.06.2015 года между № и № актом приема-передачи от 23.06.2015 года, договором на оказание услуг по размещению платежных терминалов № № от ** между № и № актом об установке терминалов в спорном объекте от **, договором субаренды нежилого помещения № № от ** между № и № актом приема-передачи от **, договором субаренды нежилого помещения № № от ** между № и № актом приема-передачи от **, договором субаренды нежилого помещения № № от ** между № и № актом приема-передачи от **.
В соответствии со ст. 1 ФЗ «Об охране окружающей среды» оценка воздействия на окружающую среду - это вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления.
Оценка воздействия на окружающую среду может быть осуществлена либо путем проведения государственной экологической экспертизы, при этом, согласно ст. 1 ФЗ «Об экологической экспертизе», устанавливается соответствие намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определяется допустимость реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы, либо путей проведения экологического аудита, который, согласно ст. 1 ФЗ «Об охране окружающей среды» является независимой, комплексной, документированной оценкой соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению этой деятельности.
Таким образом, государственная экологическая экспертиза должна быть проведена до принятия решения об эксплуатации объекта, а поскольку в настоящее время объект – магазин смешанных товаров уже эксплуатируется, то необходимо оценить его воздействие на окружающую среду путем проведения экологического аудита.
Согласно ст. 39, 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны при размещении сооружений и иных объектов обеспечить выполнение требований об охране окружающей природной среды, соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления.
Без учета рекомендаций и предложений органов экологического контроля невозможно определить степень прямого или косвенного воздействия хозяйственной деятельности объекта на окружающую среду, проверить, создается ли в результате его эксплуатации реальная угроза загрязнения, засорения окружающей среды.
Действия застройщика по осуществлению строительства в отсутствие государственной экологической экспертизы ставят под угрозу нарушения права граждан на благоприятную окружающую среду, закрепленное в Конституции РФ и Федеральном законе «Об охране окружающей среды», так как отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы свидетельствует о том, что оценка воздействия на окружающую среду со стороны компетентного органа не дана, что, в свою очередь, не позволяет отследить степень негативного воздействия на окружающую среду при осуществлении строительства на особо охраняемой природной территории и может причинить вред окружающей среде.
Не проведение экологической экспертизы и экологического аудита, безусловно, нарушает гарантированные ст. 42 Конституции РФ и ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» права жителей Ангарского района на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного хозяйственной деятельностью объекта – магазина смешанных товаров.
Несоблюдение ответчиком требований природоохранного законодательства нарушает права, свободы и законные интересы граждан по обеспечению экологической безопасности их жизни, здоровья и среды обитания. При выявленном грубом нарушении природоохранного законодательства и отсутствии должного реагирования останутся незащищенными интересы права неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания.
У жителей района, в том числе в месте расположения объекта, должна быть гарантия, что в результате хозяйственной деятельности данного объекта не будет шума и загрязненного воздуха, антисанитарного состояния территории, эксплуатация объекта не создаст опасности причинения вреда в будущем.
Доводы стороны ответчика основаны на неверном толковании норм материального права и не могут быть приняты судом во внимание.
Доводы, изложенные прокурором в обоснование иска, нашли свое полное подтверждение в судебном заседании материалами дела.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика. С ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6000 рублей в доход местного бюджета.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Западно-Байкальского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и интересов граждан, не определенного круга лиц, Российской Федерации к ФИО12 о возложении обязанности получить положительное заключение экологического аудита проектной документации здания магазина – удовлетворить.
Обязать ФИО13 получить положительное заключение экологического аудита проектной документации здания магазина смешанных товаров, расположенного по адресу: №
Взыскать с ФИО14 государственную пошлину в местный бюджет в размере 6000 рублей.
Решение может быть обжаловано сторонами в Иркутский областной суд в апелляционном порядке через Ангарский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение будет составлено 07 декабря 2015 года.
Судья