Магаданский городской суд Магаданской области Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Магаданский городской суд Магаданской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-545/12 9 февраля 2012 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Магаданский городской суд Магаданской области в составе:
председательствующего - судьи Исаенко О.А.,
при секретаре Фокиной А.И.,
с участием: представителя заявителя – старшего помощника прокурора Магаданской области Серова С.И.,
представителя ответчика – Пачиско Т.М., действующего на основании приказа № 30/л от 28 мая 2008 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане в помещении Магаданского городского суда 9 февраля 2012 года гражданское дело по исковому заявлению первого заместителя прокурора Магаданской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Федеральному казенному образовательном учреждению начального профессионального образования Профессиональное училище № 336 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Магаданской области об обязании совершить определенные действия,
у с т а н о в и л :
Первый заместитель прокурора Магаданской области на основании ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ обратился в Магаданский городской суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с исковыми требованиями к Федеральному казенному образовательному учреждению НПО ПУ № 336 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Магаданской области об обязании совершить определенные действия.
В обоснование указал, что при проверке прокуратурой Магаданской области 20 декабря 2011 года соблюдения законов об образовании и пожарной безопасности в ФБОУ НПО «Профессиональное училище № 336» ФСИН России были выявлены нарушения законов об образовании и пожарной безопасности.
Также выявлены нарушения законов о труде (охране труда) в деятельности ФКОУ НПО ПУ № 336 УФСИН России. В нарушение требований пп.10 ч.2 ст.212 Трудового кодекса РФ и п.1 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 26 апреля 2011 года № 342н, работодателем - администрацией ФКОУ НПО ПУ № 336 - не завершено проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. Не проведено в установленном порядке и сроки обучение и проверка знаний требований охраны труда руководителя и специалистов организации, чем нарушены положения ст.225 Трудового кодекса РФ и п.2.3.1, 2.3.2, 3.2, 3.5 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного постановлением Минтруда РФ и Минбразования РФ от 13 января 2003 года № 1/29.
В учреждении отсутствует комиссия по проверке знаний требований охраны труда. Администрацией училища не разработана программа вводного инструктажа, с учетом специфики деятельности предприятия. В нарушение положений ст.212 Трудового кодекса РФ оформление и регистрация инструкций по охране труда по профессиям и видам выполняемых работ не соответствует Методическим рекомендациям и Типовым инструкциям. В ПУ № 336 отсутствует утвержденный работодателем перечень профессий и рабочих мест, требующих присвоения 1 группы по электробезопасности неэлектротехническому персоналу, а присвоение 1 группы по электробезопасности не проводится работником из числа электротехнического персонала данного Потребителя с группой по электробезопасности не ниже 111.
Тем самым, ответчиком не выполняется возложенная на него законом обязанность по соблюдению норм пожарной безопасности и правил охраны труда, чем нарушаются права неопределенного круга лиц, гарантированные ст.37 Закона и ст.212, ст.225 Трудового кодекса РФ.
Просит обязать ФКОУ НПО ПУ № 336 ФСИН России выполнить требования закона о соблюдении норм пожарной безопасности и правил охраны труда путем: оборудования третьего этажа помещения ПУ на территории промышленной зоны ФКУ ИК-4 УФСИН России по Магаданской области наружной пожарной лестницей; провести аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда; провести в установленном порядке и сроки обучение и проверку знаний требований охраны труда руководителя и специалистов ПУ № 336; создать комиссию по проверке знаний требований охраны труда в составе не менее трех человек, прошедших обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в установленном порядке; разработать программу вводного инструктажа в соответствии с требованиями действующего законодательства с учетом специфики деятельности учреждения; оформить и зарегистрировать инструкции по охране труда по профессиям и видам выполняемых работ в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке государственных нормативных требований охраны труда и Типовыми инструкциями; разработать и утвердить перечень профессий и рабочих мест, требующих присвоения 1 группы по электробезопасности неэлектротехническому персоналу; провести присвоение 1 группы электробезопасности работником из числа электротехнического персонала с группой электробезопасности не ниже 3, в срок не позднее 6-ти месяцев с момента вступления в законную силу судебного решения.
Помощник прокурора, участвующий в деле, в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования признал полностью, просил увеличить срок исполнения обязанности по проведению аттестации рабочих мест до 9-ти месяцев.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - ГУ МЧС России по Магаданской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил.
В соответствии с ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ, с учетом мнения участников процесса, суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица - ГУ МЧС России по Магаданской области.
Выслушав пояснения представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.2 ст.4 Гражданского процессуального кодекса РФ в случаях, предусмотренных кодексом, другими федеральными законами, гражданское дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или в защиту интересов Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований.
Согласно п.4 ст.27, п.3 ст.35 Федерального закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.
В силу п.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации.
Одним из способов защиты гражданских прав согласно ст.12 Гражданского кодекса РФ является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» установлено, что пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В силу ст.37 Федерального закона «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные требования должностных лиц пожарной охраны.
Согласно п.41 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства РФ по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года № 313, наружные пожарные лестницы и ограждения на крышах (покрытиях) зданий и сооружений должны содержаться в исправном состоянии и не реже одного раза в пять лет подвергаться эксплуатационным испытаниям.
На основании ч.2 ст.212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить: проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда; выполнять предписания должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные настоящим Кодексом, иными федеральными законами сроки.
Согласно ст.225 Трудового кодекса РФ все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
В силу положений п.2.3.1 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 26 апреля 2011 года № 342н, руководители и специалисты организаций проходят специальное обучение по охране труда в объеме должностных обязанностей при поступлении на работу в течение первого месяца, далее - по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.
Пунктом 3.4. Порядка обучения по охране труда и проверке знаний охраны труда работников организаций, утвержденных постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 года № 1/29, установлено, что для проведения проверки знаний требований охраны труда работников в организациях приказом (распоряжением) работодателя (руководителя) создается комиссия по проверке знаний требований охраны труда в составе не менее трех человек, прошедших обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в установленном порядке.
Проверка знаний требований охраны труда работников, в том числе руководителей, организаций проводится в соответствии с нормативными правовыми актами по охране труда, обеспечение и соблюдение требований которых входит в их обязанности с учетом их должностных обязанностей, характера производственной деятельности (п.3.5 Порядка).
Согласно п.1.4.4 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Минэнерго России от 13 января 2003 года № 6, неэлектротехническому персоналу, выполняющему работы, при которых может возникнуть опасность поражения электрическим током, присваивается группа I по электробезопасности. Перечень должностей и профессий, требующих присвоения персоналу I группы по электробезопасности, определяет руководитель Потребителя. Персоналу, усвоившему требования по электробезопасности, относящиеся к его производственной деятельности, присваивается группа I с оформлением в журнале установленной формы; удостоверение не выдается.
Присвоение группы I производится путем проведения инструктажа, который, как правило, должен завершаться проверкой знаний в форме устного опроса и (при необходимости) проверкой приобретенных навыков безопасных способов работы или оказания первой помощи при поражении электрическим током. Присвоение I группы по электробезопасности проводит работник из числа электротехнического персонала данного Потребителя с группой по электробезопасности не ниже III.
Присвоение I группы по электробезопасности проводится с периодичностью не реже 1 раза в год.
Обязанность по реализации права на охрану и защиту законных интересов осужденных возлагается на администрацию учреждения или органа, где они отбывают наказание.
В соответствии с требованиями статей 1 и 2 Федерального закона № 5473-1 от 21 июля 1993 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», деятельность уголовно-исполнительной системы осуществляется на основе принципов законности, гуманизма, уважения прав человека.
Согласно ст.13 названного Закона учреждение, исполняющее наказание в виде лишения свободы, обязано: обеспечить исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации; создать условия для обеспечения правопорядка и законности.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в декабре 2010 года проводилась проверка соблюдения законов в ФБОУ НПО Профессиональное училище № 336 ФСИН России, в ходе которой были выявлены нарушения законов об образовании и пожарной безопасности.
В целях устранения выявленных нарушений 31 декабря 2010 года в адрес УФСИН России по Магаданской области внесено представление об устранении нарушений законов, с требованием принять конкретные меры по их устранению, причин и условий, им способствующих. По результатам рассмотрения представления УФСИН сообщено о частичном устранении выявленных недостатков. По другим выявленным нарушениям законов об обеспечении пожарной безопасности сообщено об изыскании средств на установку автоматической пожарной сигнализации в помещениях мастерских, а также для оборудования наружной пожарной лестницей третьего этажа помещения училища на территории промышленной зоны. Проведенная 20 декабря 2011 года проверка ПУ № 336 ФСИН показала, что до настоящего времени требования закона о пожарной безопасности в учреждении в полном объеме не выполнены. До настоящего времени третий этаж помещения ПУ на территории промышленной зоны не оборудован наружной пожарной лестницей, что подвергает риску жизнь и здоровье учащихся и преподавателей, нарушает положения ст.37 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ и п.41 Правил пожарной безопасности в РФ, утвержденных Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года.
Прокуратурой области в ходе проверки 20 декабря 2011 также выявлены нарушения законов о труде (охране труда) в деятельности ФКОУ НПО ПУ № 336 УФСИН России, работодателем не завершено проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. Не проведено в установленном порядке и сроки обучение и проверка знаний требований охраны труда руководителя и специалистов организации,в учреждении отсутствует комиссия по проверке знаний требований охраны труда, администрацией не разработана программа вводного инструктажа, с учетом специфики деятельности предприятия, оформление и регистрация инструкций по охране труда по профессиям и видам выполняемых работ не соответствует Методическим рекомендациям и Типовым инструкциям, отсутствует утвержденный работодателем перечень профессий и рабочих мест, требующих присвоения 1 группы по электробезопасности неэлектротехническому персоналу, а присвоение 1 группы по электробезопасности не проводится работником из числа электротехнического персонала данного Потребителя с группой по электробезопасности не ниже 111.
Согласно представленным в дело документам, в учреждении действительно допущены нарушения в указанной прокурором части, ответчиком не выполняется возложенная на него законом обязанность по соблюдению норм пожарной безопасности и правил охраны труда, чем нарушаются права неопределенного круга лиц, гарантированные ст.37 Закона и ст.212, ст.225 Трудового кодекса РФ.
Как пояснил суду представитель ответчика, в настоящее время все необходимые работы для устранения данных нарушений запланированы, решается вопрос по обеспечению их финансирования и выполнения.
Согласно ст.39 Гражданского процессуального кодекса РФ ответчик вправе признать иск. Суд принимает признание иска ответчиком, если это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствии с ч.3 ст.173 Гражданского процессуального кодекса РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований. При этом в силу ч.4 ст.198 Гражданского процессуального кодекса РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Исследовав представленные суду документы, суд приходит к выводу о том, что требования первого заместителя прокурора Магаданской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Федеральному казенному образовательному учреждению НПО ПУ № 336 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Магаданской области являются законными и обоснованными, при этом каких-либо нарушений прав и законных интересов других лиц не усматривается. Заявление о признании исковых требований отражено в отзыве, подписано лично представителем ответчика, чьи полномочия документально подтверждены, а также занесено в протокол судебного заседания.
При таких обстоятельствах суд полагает возможным принять признание иска представителем ответчика и удовлетворить исковые требования первого заместителя прокурора Магаданской области, обязать Федеральное казенное образовательное учреждение начального профессионального образования Профессиональное училище № 336 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Магаданской области в срок не позднее 6-ти месяцев со дня вступления решения в законную силу совершить указанные в исковых требованиях действия.
Оснований для установления более длительного срока совершения действий по проведению аттестации рабочих мест, чем заявлено в иске, по представленным суду материалам дела не имеется.
Разрешая вопрос о судебных расходах, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части требований и зачисляется в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Поскольку прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины по делам по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (подпункт 9 пункта статьи 333.36 Налогового кодекса РФ), то с ответчика подлежит взысканию в доход бюджета муниципального образования «Город Магадан» государственная пошлина в размере, установленном подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ, то есть в сумме 4000 рублей 00 копеек.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194, 197-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования первого заместителя прокурора Магаданской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Федеральному казенному образовательном учреждению начального профессионального образования Профессиональное училище № 336 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Магаданской области об обязании совершить определенные действия - удовлетворить.
Обязать Федеральное казенное образовательное учреждение начального профессионального образования Профессиональное училище № 336 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Магаданской области в срок не позднее 6 (шести) месяцев со дня вступления в законную силу судебного решения совершить действия:
- оборудовать третий этаж помещения ПУ на территории промышленной зоны Федерального казенного учреждения ИК-4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Магаданской области наружной пожарной лестницей;
- провести аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда;
- провести в установленном порядке и сроки обучение и проверку знаний требований охраны труда руководителя и специалистов ПУ № 336;
- создать комиссию по проверке знаний требований охраны труда в составе не менее трех человек, прошедших обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в установленном порядке;
- разработать программу вводного инструктажа в соответствии с требованиями действующего законодательства с учетом специфики деятельности учреждения;
- оформить и зарегистрировать инструкции по охране труда по профессиям и видам выполняемых работ в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке государственных нормативных требований охраны труда и Типовыми инструкциями;
- разработать и утвердить перечень профессий и рабочих мест, требующих присвоения 1 группы по электробезопасности неэлектротехническому персоналу;
- провести присвоение 1 группы электробезопасности работником из числа электротехнического персонала с группой электробезопасности не ниже 111.
Взыскать с Федерального казенного образовательного учреждения НПО ПУ № 336 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Магаданской области в доход муниципального образования «Город Магадан» государственную пошлину в сумме 4000 (четыре тысячи) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд в течение одного месяца со дня, следующего за днем изготовления мотивированного решения по делу.
Срок изготовления мотивированного решения 13 февраля 2012 года.
Судья О.А. Исаенко
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ