дело № 2-545/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2 октября 2017 года г.Комсомольск-на-Амуре
Комсомольский районный суд Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Богатыревой Н.Ю.,
при секретаре судебного заседания Третьяковой Л.В.,
с участием: прокурора - помощника прокурора Комсомольского района Хабаровского края Стародубова М.А.,
представителя ответчика - представителя Рослесхоза ФИО1, действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной сроком на 1 год,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Комсомольского района Хабаровского края, в интересах неопределённого круга лиц, к Краевому государственному казённому учреждению «Комсомольское лесничество», Федеральному агентству лесного хозяйства, Управлению лесами Правительства Хабаровского края о возложении обязанности устранить нарушения федерального законодательства,
у с т а н о в и л:
Прокурор Комсомольского района в интересах неопределённого круга лиц обратился в Комсомольский районный суд с указанным иском, ссылаясь на то, что при осуществлении прокурорского надзора выявлены нарушения лесного законодательства. На основании информации от КГКУ «Комсомольское лесничество» на территории Комсомольского района расположены четыре лесничества - Комсомольское, Гурское, Нижнетамбовское и Уктурское. Федеральным законодательством установлено, что таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов являются одной из составляющих лесоустройства, правила проведения которого установлены Лесоустроительной инструкцией. Согласно Инструкции объектом лесоустройства является лесничество (лесопарк), его часть (участковое лесничество), лесной участок. Таксация лесов, проектирование мероприятии по охране, защите, воспроизводству лесов обеспечиваются органами государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии с ЛК РФ. В соответствии с п.1.7 Устава КГКУ «Комсомольское лесничество» является юридическим лицом, которое имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, лицевые счета в территориальном органе Федерального казначейства, ведёт финансовую отчётность по формам, установленным законодательством Российской Федерации. Учреждение от своего имени приобретает имущественные и личные неимущественные права, несёт обязанности, выступает истцом и ответчиком в судах, является некоммерческой организацией. Предметом деятельности учреждения является оказание государственных услуг, выполнение работ и исполнение государственных функций в целях обеспечения реализации полномочий органов государственной власти Хабаровского края в области лесных отношений. Целями деятельности являются обеспечение на территории лесничеств: многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах и интересах Российской Федерации и Хабаровского края. Сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду. Охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов, улучшения их качества, повышения продуктивности лесов, охраны лесов от нарушений лесного законодательства для чего на основании п.2.3 Устава КГКУ «Комсомольское лесничество» осуществляет основные виды деятельности, а именно: осуществление работ по управлению в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов на территории лесничеств, в том числе отвод и таксация лесосек, выполнение мероприятий по лесоустройству, охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению, подготовка соответствующей технической документации. Также Лесничество осуществляет не основные виды деятельности, если они служат достижению целей, ради которых оно создано и соответствующие целям создания учреждения, указанным в уставных документах. Согласно информации КГКУ «Комсомольское лесничество» от ДД.ММ.ГГГГ№ на территории четырёх лесничеств, расположенных на территории Комсомольского района, лесоустройство проводилось в период 1991-2004 годов, то есть срок давности таксации лесов по указанным лесничествам составляет от 26 до 13 лет. В соответствии с лесохозяйственным регламентом Комсомольского лесничества, утверждённого приказом Управления лесами правительства Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ№-п, общая площадь лесничества составляет <данные изъяты>. При разработке лесохозяйственного регламента Комсомольского лесничества, утверждённого приказом управления лесами Правительства Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ№-п, использовались устаревшие материалы лесоустройства 2004 года. Таким образом, в настоящее время применяемые на территории Комсомольского лесничества мероприятия по охране, воспроизведению, заготовке, таксации лесов не соответствуют требованиям Лесоустроительной инструкции, поскольку спроектированы на материалах таксации со сроком давности 13 лет.
Общая площадь Нижнетамбовского лесничества составляет <данные изъяты>. При разработке лесохозяйственного регламента Нижнетамбовского лесничества, утверждённого приказом управления лесами Правительства Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ№-п, использовались устаревшие материалы лесоустройства 1998 года. Таким образом, в настоящее время применяемые на территории Комсомольского лесничества мероприятия по охране, воспроизведению, заготовке, таксации лесов не соответствуют требованиям Лесоустроительной инструкции, поскольку спроектированы на материалах таксации со сроком давности 19 лет.
В соответствии с лесохозяйственным регламентом Гурского лесничества, утверждённого приказом управления лесами правительства Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ№-п, утверждённого приказом управления лесами Правительства Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ№-п, общая площадь лесничества составляет <данные изъяты>. При разработке регламента использовались устаревшие материалы лесоустройства 1994 года. Таким образом, в настоящее время применяемые на территории Комсомольского лесничества мероприятия по охране, воспроизведению, заготовке, таксации лесов не соответствуют требованиям Лесоустроительной инструкции, поскольку спроектированы на материалах таксации со сроком давности 23 года. В соответствии с лесохозяйственным регламентом Уктурского лесничества, утверждённого приказом управления лесами правительства Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ№-п, общая площадь лесничества составляет <данные изъяты> При разработке регламента использовались устаревшие материалы лесоустройства 1992 года. Таким образом, в настоящее время применяемые на территории Комсомольского лесничества мероприятия по охране, воспроизведению, заготовке, таксации лесов требованиям Лесоустроительной инструкции не соответствуют, поскольку спроектированы на материалах таксации со сроком давности 25 лет.
Непроведение лесоустройства ведёт к неправильному определению стоимости использования лесов, предоставления участков для рубки не предназначенных для заготовки древесины, создаёт угрозу потери леса как места отдыха и естественной среды обитания и защиты от загрязнения окружающей среды, что является нарушением прав неопределённого числа граждан, поскольку препятствует надлежащему использованию и охране лесов. Невыполнение ответчиком мероприятий по охране, защите, обеспечению санитарной безопасности в лесах является нарушением лесного законодательства, влечёт нарушение прав неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, а в условиях пожароопасного периода может повлечь за собой возникновение экологически опасной обстановки в виде пожара, что причинит ущерб Российской Федерации; ненадлежащая организация работ по лесоустройству противоречит ст.ст.19, 67, 83, 87 ЛК РФ, Федеральному закону от 1 декабря 2014 года № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», п.3 Правил расходования и учёта средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, п.п.1.1, 3.3, 3.16 Положения об управлении лесами Правительства Хабаровского края. Просит возложить обязанность на КГКУ «Комсомольское лесничество» устранить нарушения ст.ст. 19, 67, 83, 87 Лесного кодекса РФ, Федерального закона от 1 декабря 2014 года № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»; в течение одного года со дня вступления настоящего решения суда в законную силу организовать проведение лесоустройства путём таксации лесов, проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов в границах Комсомольского района Хабаровского края Нижнетамбовского, Гурского, Комсомольского, Уктурского лесничеств.
ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Федеральное агентство лесного хозяйства и Управление лесами Правительства Хабаровского края.
В судебном заседании прокурор Стародубов М.А. изменил исковые требования, просил для устранения нарушений ст.ст.19, 67, 83, 87 ЛК РФ, Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» обязать Управление лесами Правительства Хабаровского края до ДД.ММ.ГГГГ организовать проведение лесоустройства путём таксации лесов, проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов в границах Комсомольского района Хабаровского края Нижнетамбовского, Гурского, Комсомольского, Уктурского лесничеств; обязать КГКУ «Комсомольское лесничество» до ДД.ММ.ГГГГ для проведения лесоустройства путём таксации лесов и при проектировании мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов в границах Комсомольского района Хабаровского края Нижнетамбовского, Гурского, Комсомольского, Уктурского лесничеств: обеспечить предоставление информации о лесах для её включения в таксацию лесов при проведении лесоустройства; обеспечить лесопатологическое обследование лесов, проведение санитарно-оздоровительных мероприятий, мероприятий по выявлению, локализации и ликвидации очагов вредных организмов с предоставлением информации о лесопатологическом обследовании и проведённых мероприятиях для включения в таксацию лесов; обеспечить проверку выполнения и приёмку работ по лесоустройству, охране, защите лесов и лесоразведению. При этом пояснил, что использование материалов по лесоустройству, проведенных более 10 лет назад ведёт к неправильному определению стоимости использования лесов, предоставления участков для рубки не предназначенных для заготовки древесины, создаёт угрозу потери леса как места отдыха и естественной среды обитания и защиты от загрязнения окружающей среды, что является нарушением прав неопределённого числа граждан, поскольку препятствует надлежащему использованию и охране лесов. Невыполнение ответчиками мероприятий по охране, защите, обеспечению санитарной безопасности в лесах является нарушением лесного законодательства, влечёт нарушение прав неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, а в условиях пожароопасного периода может повлечь за собой возникновение экологически опасной обстановки в виде пожара, что причинит ущерб Российской Федерации; ненадлежащая организация работ по лесоустройству противоречит ст.ст.19, 67, 83, 87 ЛК РФ, Федеральному закону от 1 декабря 2014 года № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», п.3 Правил расходования и учёта средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, п.п.1.1, 3.3, 3.16 Положения об управлении лесами Правительства Хабаровского края
Представитель ответчика Рослесхоза ФИО1 в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований к Рослесхозу, по основаниям, изложенным в письменных возражениях, доводы которого поддержала.
Представитель КГКУ «Комсомольское лесничество» и представитель Управления лесами правительства Хабаровского края, в установленном законом порядке извещённые о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. Об уважительности причин своей неявки суду не сообщили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие неявившихся участников процесса.
В возражениях на исковое заявление руководитель КГКУ «Комсомольское лесничество», действующий на основании Устава указал, что доводы истца, изложенные в исковом заявлении, являются безосновательными, по следующим обстоятельствам. Истец не представил доказательства в отношении доводов, изложенных в исковом заявлении, подтверждающие: несоответствие запланированных мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов на территории лесничества требованиям законодательства; наличие средств на проведение лесоустроительных работ; несоответствие действующего лесоустройства актуальному состоянию лесных насаждений на территории лесничества; нарушения интересов Российской Федерации и неопределённого круга лиц. В соответствии с ч.3 ст.83 ЛК РФ средства на осуществление переданных полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета. Следовательно, исполнение переданных полномочий без соответствующего финансирования из федерального бюджета невозможно. КГКУ «Комсомольское лесничество», учредителем которого является управление лесами Правительства Хабаровского края, не является исполнителем лесоустроительных работ и не имеет в своём ведении специализированных организаций, оказывающих услуги по проведению таких работ (в отличие от Федерального агентства лесного хозяйства, имеющего в своем ведении ФГБУ <данные изъяты>), а в соответствии с Уставом КГКУ «Комсомольское лесничество» (утверждён начальником управления лесами Правительства Хабаровского края ДД.ММ.ГГГГ, согласован с и.о. министра инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края ДД.ММ.ГГГГ.), утверждённым Постановлением Правительства Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ№-пр порядка деятельности лесничих на территории Хабаровского края, при отсутствии переданных полномочий по осуществлению проведения лесоустроительных мероприятий, только обеспечивает проверку выполнения и приемку работ по лесоустройству. Поэтому выполнение лесоустроительных работ возможно только посредством размещения государственного заказа в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при условии достаточного финансирования из средств федерального бюджета. Средства на осуществление переданных полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета (ч.3 ст.83 ЛК РФ). Главным распорядителем и получателем средств федерального бюджета является Федеральное агентство лесного хозяйства (п.5.17 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 736). Таким образом, размещение государственного заказа на выполнение лесоустроительных работ зависит от соответствующего финансирования из федерального бюджета. Согласно ст.67 ЛК РФ лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в ч.3 ст.23 ЛК РФ. Действующие правила проведения лесоустройства, содержащие требования к составу, методам, способам и точности выполнения лесоустроительных работ в лесах, расположенных на землях лесного фонда, установлены Лесоустроительной инструкцией, утверждённой приказом Рослесхоза от 12 декабря 2011 года № 516 (далее - лесоустроительная инструкция). В соответствии с п. 150 Лесоустроительной инструкции, проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляется для лесотаксационных выделов, как правило, одновременно с таксацией лесов или по результатам таксации лесов со сроком её давности не более 10 лет на основе оценки комплекса воздействующих факторов и анализа эффективности выполнения мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов. При сроках давности таксации лесов более 10 лет проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляется только одновременно с проведением повторной таксации лесов. То есть, только при необходимости проектирования новых мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов учитываются сроки давности таксации лесов. Так, законодательством Российской Федерации, в том числе Лесоустроительной инструкцией, не определена частота актуализации работ. Таким образом, указанная норма не устанавливает императивного требования о проведении таксации лесов каждые 10 лет, в связи с чем, материалы таксации 1989-1990 годов являются действующими и пригодными для использования в работе. Также истцом не учтено, что на территории лесничества проведены лесоустроительные работы: на территории Комсомольского лесничества в аренде ООО <данные изъяты> по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ№ на площади <данные изъяты>, материалы таксации введены в действие приказом управления лесами Правительства Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ№п; проведены лесоустроительные работы на территории Комсомольского лесничества в аренде ООО <данные изъяты> по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ№ на площади <данные изъяты>, материалы таксации введены в действие приказом управления лесами Правительства Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ№ п; в настоящее время проводятся лесоустроительные работы на территории Нижнетамбовского лесничества: по аренде ООО <данные изъяты> по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ№ на площади - <данные изъяты>; по аренде АО <данные изъяты> по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ№ на площади <данные изъяты>. Кроме того, в соответствии с приказом Минприроды России от 11 ноября 2013 года № 496 «Об утверждении Перечня, формы и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение» составляется акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию в случае выявления несоответствия документированной информации, содержащейся в ГЛР, о количественных, качественных и иных характеристиках лесов и лесных ресурсов в границах лесных участков их фактическому состоянию. Акт составляется в случае выявления несоответствия (ошибок) основных таксационных показателей выдела нормативам точности, установленным Лесоустроительной инструкцией, утверждённой приказом Рослесхоза от 12 декабря 2011 года № 516. Согласно письму Рослесхоза от 27 февраля 2015 года № ПК-06-54/1869 «О применении приказа № 496» при давности таксации, назначившей лесохозяйственные мероприятия, более 10 лет, в целях обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов, охраны, защиты и воспроизводства лесов составляется Акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию, что обеспечивает правильность определения стоимости использования лесов, предоставления участков для рубки, обеспечивает сохранность леса как места отдыха и естественной среды обитания, защиту от загрязнения. Просил оставить исковое заявление прокурора Комсомольского района без удовлетворения.
В своём отзыве на исковое заявление представитель Управления лесами Правительства Хабаровского края, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ№, не согласилась с заявленными требованиями прокурора Комсомольского района Хабаровского края по следующим основаниям. В нарушение ст.56 ГПК РФ истец не представил доказательства в отношении доводов, изложенных в исковом заявлении, подтверждающих несоответствие запланированных мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов на территории Нижнетамбовского, Гурского, Комсомольского, Уктурского лесничеств требованиям законодательства, наличие в Управлении лесами средств на организацию проведения лесоустроительных работ. Проведение на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением работ по проектированию лесничеств и лесопарков, а также работ по проектированию эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов и особо защитных участков лесов, отнесено к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации Федеральным законом от 29 декабря 2010 года № 442-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (п.6 ч.1 ст.83 ЛК РФ). То есть, полномочия у Управления лесами по проведению лесоустройства на землях лесного фонда Хабаровского края возникли с 2011 года. В соответствии с ч.3 ст.83 ЛК РФ средства на осуществление переданных полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета, Поскольку Федеральный закон от 29 декабря 2010 года № 442-ФЗ принят в конце года, то финансирование новых полномочий на 2011 год не могло быть предусмотрено. Однако и в последующим указанное полномочие практически не финансировалось. Более того, с 2011 года объём субвенций, выделяемых Хабаровскому краю из федерального бюджета, сократился с <данные изъяты> до <данные изъяты> (на <данные изъяты>). Управление лесами неоднократно с 2012 года направляло в Федеральное агентство лесного хозяйства альбом форм с расчётами потребности в бюджетном финансировании переданных полномочий, в том числе на организацию проведения лесоустройства. Средств в запрашиваемом объёме выделено не было. Так, в 2016 году Управление лесами также направило в Федеральное агентство лесного хозяйства альбом форм с расчётами потребности в бюджетном финансировании на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов за счёт средств субвенций из федерального бюджета в сумме <данные изъяты>, из них <данные изъяты> на выполнение мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, в котором предусмотрено ежегодное финансирование лесоустроительных работ в 2017 году <данные изъяты> и в 2018-2019 годах <данные изъяты> с указанием объёмов и видов таксации лесов. Однако в соответствии с протоколом заседания Комиссии Федерального агентства лесного хозяйства по бюджетным проектировкам расходов федерального бюджета» выделяемых в форме субвенций на 2017 год и на плановый период 2018-2019 годов, Управлению лесами согласован объём субвенций на реализацию полномочий в области лесных отношений на 2017 год в размере <данные изъяты> и на плановый период 2018-2019 годов соответственно <данные изъяты> и <данные изъяты>. При этом средства на организацию проведения лесоустроительных работ выделены не были, что подтверждается приложением к указанному протоколу. Кроме того, Управление лесами, а также Правительство Хабаровского края неоднократно обращались в адрес Федерального агентства лесного хозяйства о необходимости выделения финансирования на проведение лесоустроительных работ на территории Хабаровского края. Однако Рослесхоз отказывал в финансировании указанных работ. Учитывая финансовую ситуацию и сокращение государственных расходов, нет оснований считать, что такие средства могут быть выделены на 2018-2019 годы. Таким образом, исполнение указанного полномочия без соответствующего финансирования из федерального бюджета невозможно. Управление лесами, как государственный орган, не является исполнителем лесоустроительных работ и не имеет в своем ведении специализированных организаций, оказывающих услуги по проведению таких работ (в отличие от Федерального агентства лесного хозяйства, имеющего в своём ведении ФГБУ <данные изъяты>»). Поэтому выполнение лесоустроительных работ возможно только посредством размещения государственного заказа в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при условии достаточного финансирования из средств федерального бюджета. Действующими правилами проведения лесоустройства, содержащими требования к составу, методам, способам и точности выполнения лесоустроительных работ в лесах, расположенных на землях лесного фонда, установленными Лесоустроительной инструкцией, не определена частота их актуализации не установлено императивное требование о проведении таксации лесов каждые 10 лет, в связи с чем, материалы таксации 1991-2004 годов являются действующими и пригодными для использования в работе. Истец в своём исковом заявлении просит обязать организовать проведение лесоустройства путём таксации лесов, проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов в границах Комсомольского района Хабаровского края Нижнетамбовского, Гурского, Комсомольского, Уктурского лесничеств в течение года после вступления решения суда в силу. Данный срок установлен без выяснения обстоятельств, имеющих значение, в частности наличие соответствующих средств субвенций из федерального бюджета, которые должны быть запланированы в законе о бюджете на соответствующий год, а также процедуры организации таксационных работ на территории лесничеств в соответствии с Лесоустроительной инструкцией (подготовка и согласование технического задания, процедура заключения договора на выполнение работ в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и т.д.). Таким образом, срок, указанный в исковом заявлении, является неразумным, недостаточным и неисполнимым. Просила отказать прокурору Комсомольского района Хабаровского края в удовлетворении исковых требований.
Выслушав истца и представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 19 Лесного кодекса Российской Федерации, мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами.
Согласно пп. 4 п. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений: организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.
В силу пп. 6 п. 1 указанной статьи, органами государственной власти субъектов Российской Федерации передаются полномочия по проведению на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 ч. 1 ст. 68 Кодекса. К указанным исключениям относятся: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также защитных участков лесов.
Согласно п. 1 ст. 68 Лесного Кодекса Российской Федерации, лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
Лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в ч.3 ст.23 настоящего Кодекса.
Российская Федерация передаёт органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений: организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях; осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных п.п.36, 37 ст.81 настоящего Кодекса, а также проведение на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных п.п.1, 2 ч.1 ст.68 настоящего Кодекса.
Проведение лесоустройства на землях лесного фонда (за исключением работ по проектированию лесничеств и лесопарков, а также работ по проектированию эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов и особо защитных участков лесов) отнесено к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации Федеральным законом от 29 декабря 2010 года № 442-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (п.6 ч.1 ст.83 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п.п.1, 5.17 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 года № 736, Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.
Предоставление субвенций Хабаровскому краю в 2016 и 2017 годах на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений предусмотрено Федеральным законом от 1 декабря 2014 года № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» в размере <данные изъяты> и <данные изъяты> на 2016 и 2017 годы (таблица № Приложения №).
Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2009 года № 837 утверждены Правила расходования и учёта средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, которые предусматривают право субъектов Российской Федерации участвовать в формировании перечня мероприятий по осуществлению таких полномочий.
В соответствии с п.п.1.1, 3.3, 3.16 Положения об Управлении лесами Правительства Хабаровского края, утверждённого Постановлением Правительства Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ№-пр, Управление лесами Правительства Хабаровского края является органом исполнительной власти края, осуществляющим полномочия в области лесных отношений. Организует использование лесов, их охрану (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушение лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиту (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводство (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда на территории Хабаровского края и обеспечивает охрану, защиту, воспроизводство лесов (в том числе создание и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях. Организует проведение лесоустройства на землях лесного фонда и лесных участках, находящихся в собственности края, в пределах полномочий края.
При рассмотрении дела установлено, что 26 июня 2017 года прокуратурой Комсомольского района в КГКУ «Комсомольское лесничество» были затребованы сведения о действующих лесохозяйственных регламентах.
Согласно информации КГКУ «Комсомольское лесничество» от ДД.ММ.ГГГГ№ в отношении Комсомольского, Гурского, Нижнетамбовского и Уктурского лесничеств, расположенных на подведомственной КГКУ «Комсомольское лесничество» территории, лесоустройство проводилось в период с 1991 по 2004 гг., то есть срок давности таксации лесов по указанным лесничествам составляет более 10 лет.
Из представленной КГКУ «Комсомольское лесничество» информации следует, что при разработке лесохозяйственного регламента Гурского, Нижнетамбовского и Уктурского лесничеств, утвержденных приказами управления лесами Правительства Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ№-п, от ДД.ММ.ГГГГ№-п и ДД.ММ.ГГГГ№-п соответственно использовались устаревшие материалы лесоустройства 1992-1994 года, 1997-1998 и 1991-1992 годов соответственно.
Таким образом, в настоящее время применяемые на территории Гурского, Нижнетамбовского и Уктурского лесничеств мероприятия по охране лесов требованиям Лесоустроительной инструкции не соответствуют, поскольку спроектированы на материалах таксации со сроком давности более 10 лет.
Согласно п. 58 Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 12 декабря 2011 года № 516, таксация лесов проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов.
Установленные нарушения лесного законодательства влекут нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, а в условиях пожароопасного периода может повлечь за собой возникновение экологически опасной обстановки в виде пожара, что причинит ущерб Российской Федерации.
Вместе с тем оснований для проведения лесоустройства Комсомольского лесничества при рассмотрении дела не установлено, поскольку лесохозяйственный регламент составлен и утвержден в 2008 году на основании материалов лесоустройства 2004 года.
Надлежащим ответчиком по делу суд признает Управление лесами Правительства Хабаровского края по указанным выше основаниям.
Отсутствие денежных средств не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований.
Доводы ответчика о том, что законодательством Российской Федерации, Лесоустроительной инструкцией не определена частота актуализации работ, не устанавливает императивного требования о проведении таксации лесов каждые 10 лет, что материалы таксации 1989-1990 годов являются действующими и пригодными для использования в работе, несостоятельны.
Согласно п. 150 Лесоустроительной инструкции, проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляется для лесотаксационных выделов, как правило, одновременно с таксацией лесов или по результатам таксации лесов со сроком ее давности не более 10 лет на основе оценки комплекса воздействующих факторов и анализа эффективности выполнения мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов. При сроках давности таксации лесов более 10 лет проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляется только одновременно с проведением повторной таксации лесов.
Заявленные прокурором требования о возложении на КГКУ «Комсомольское лесничество» обязанности до 31 декабря 2018 года для проведения лесоустройства путём таксации лесов и при проектировании мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов в границах Комсомольского района Хабаровского края Нижнетамбовского, Гурского, Комсомольского, Уктурского лесничеств: обеспечить предоставление информации о лесах для её включения в таксацию лесов при проведении лесоустройства; обеспечить лесопатологическое обследование лесов, проведение санитарно-оздоровительных мероприятий, мероприятий по выявлению, локализации и ликвидации очагов вредных организмов с предоставлением информации о лесопатологическом обследовании и проведённых мероприятиях для включения в таксацию лесов; обеспечить проверку выполнения и приёмку работ по лесоустройству, охране, защите лесов и лесоразведению суд находит неподлежащими удовлетворению, поскольку нарушений чьих либо прав, свобод или охраняемых интересов со стороны указанного ответчика в судебном заседании не установлено, доказательства этом истцом суду не представлено.
Основания для удовлетворения требований к Рослесхозу также отсутствуют.
При таких обстоятельствах, суд находит заявленные требования прокурора подлежащими частичному удовлетворению.
Выполнение лесоустроительных работ проводится посредством размещения государственного заказа в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Согласно собранным в материалах дела доказательствам Управление лесами Правительства Хабаровского края направляло в Рослесхоз альбомы форм с расчётами потребности в бюджетном финансировании переданных полномочий, в число которых входит и организация лесоустройства (л.д.93-152), а также обращения о необходимости выделения финансирования на проведение лесоустроительных работ на территории Хабаровского края (л.д.153-159).
В соответствии с протоколом заседания Комиссии Рослесхоза по бюджетным проектировкам расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период от 16 ноября 2016 года (л.д.80-91) Управлению лесами Правительства Хабаровского края согласован объём субвенций на реализацию полномочий в области лесных отношений на 2017 год в размере <данные изъяты>, на плановый период 2018-2019 годов <данные изъяты> и <данные изъяты>, соответственно. Средства на организацию проведения лесоустроительных работ не выделены, что подтверждается приложением к указанному протоколу.
Из имеющегося в материалах дела ответа начальника финансового управления Рослесхоза от 30 мая 2017 года, направленного в адрес Управления лесами Правительства Хабаровского края (л.д.156), следует, что выделение нераспределённого резерва субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в области лесных отношений в приоритетном порядке предусмотрено на финансовое обеспечение расходов, связанных с обеспечением мер пожарной безопасности, тушением лесных пожаров и воспроизводством лесов, расположенных на землях лесного фонда, пострадавших в результате стихийных бедствий, а также на выполнение в текущем финансовом году мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, объёмы или виды которых не были согласованы с Федеральным агентством лесного хозяйства в установленный срок, возникшей необходимости их осуществления в связи с лесоводственными, климатическими и иными условиями в текущем финансовом году. В связи с изложенным, возможность нераспределённого резерва субвенций текущего года на проведение лесоустроительных работ не представляется возможным. В 2017 году Управлению лесами Правительства Хабаровского края вопрос финансирования лесоустроительных работ необходимо решать в рамках установленного финансирования и оптимизации бюджетных расходов.
Таким образом, учитывая вышеуказанные обстоятельства, суд находит возможным установить срок исполнения срок решения суда три года с момента вступления решения в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуальной Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Исковое заявление прокурора Комсомольского района Хабаровского края, в интересах неопределённого круга лиц, к Краевому государственному казённому учреждению «Комсомольское лесничество», Федеральному агентству лесного хозяйства, Управлению лесами Правительства Хабаровского края о возложении обязанности устранить нарушения федерального законодательства - удовлетворить частично.
Обязать Управление лесами Правительства Хабаровского края в течение трех лет со дня вступления настоящего решения суда в законную силу организовать проведение лесоустройства путем таксации лесов, проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов в границах Комсомольского муниципального района Хабаровского края: Гурского, Нижнетамбовского, Уктурского лесничеств.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Комсомольский районный суд Хабаровского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме 6 октября 2017 года.
Председательствующий Н.Ю. Богатырева