ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-545/19 от 22.04.2019 Обнинского городского суда (Калужская область)

40RS0026-01-2019-000332-71 Дело №2-545/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Обнинский городской суд Калужской области в составе судьи Кузнецовой М.П.,

при секретаре Карабейниковой Н.В.,

с участием заместителя Калужского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах прокурора Абрамова Ю.А., представителя ответчика Акционерного общества «Государственный научный центр Российской Федерации –Физико-энергетический институт имени Лейпунского А.И.» ФИО1,

представителя третьего лица Центрального межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО2, представителя третьего лица Межрегионального управления №8 ФМБА России ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Калужского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах в интересах неопределенного круга лиц к Акционерному обществу «Государственный научный центр Российской Федерации – Физико-энергетический институт имени Лейпунского А.И.» об устранении нарушений законодательства об обращении с радиоактивными отходами,

У С Т А Н О В И Л:

В обоснование своих требований прокурор указал, что Калужской прокуратурой по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах совместно со специалистами отдела по надзору за ядерной и радиационной безопасностью исследовательских ядерных установок Центрального Межрегионального Территориального Управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Ростехнадзора проведена проверка исполнения законодательства об обращении с радиоактивными отходами (далее - РАО) в АО «ГНЦ РФ - ФЭИ», в ходе которой было установлено, что контейнеры (КМ РАО - 2,8 РАДОН) в количестве 1548 штук, заполненные твердыми РАО, установлены вне проектных мест хранения, при этом временное хранение этих контейнеров осуществляется на открытой территории на асфальтовом покрытии и грунте, что не отражено в санитарно-эпидемиологическом заключении от 28.02.2017 и является нарушением действующего законодательства. 10.07.2018 прокуратурой в адрес генерального директора управляющей организации АО «ГНЦ РФ - ФЭИ» - ЗАО «Наука и инновации» внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, которое в полном объеме не выполнено. Дальнейшее хранение РАО в АО «ГНЦ РФ - ФЭИ» в контейнерах, часть из которых не имеет сертификатов соответствия, на необорудованной для этого территории, в ненадлежащих условиях ставит под угрозу безопасность населения и окружающей среды от радиационной опасности. В связи с чем прокурор, с учетом уточнения исковых требований 07.03.2019 года просил суд обязать АО «ГНЦ РФ - ФЭИ» переместить контейнеры КМ РАО-2,8 РАДОН в количестве 1548 штук, заполненные твердыми радиоактивными отходами, на хранение в сооружение 292 цеха радиоактивных отходов АО «ГНЦ РФ-ФЭИ» в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу.

В судебном заседании заместитель Калужского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах прокурора Абрамов Ю.А. исковые требования поддержал, в обоснование сослался на доводы, изложенные в иске.

Представитель ответчика АО «ГНЦ РФ - ФЭИ» ФИО1 в судебном заседании иск не признал, сославшись на отсутствие у прокурора полномочий, предусмотренных ч.1 ст. 45 Гражданско-процессуального кодекса РФ, на обращение в суд с настоящим иском в интересах неопределенного круга лиц и отсутствие доказательств того, что дальнейшее хранение РАО на территории АО «ГНЦ РФ - ФЭИ» представляет угрозу радиационной опасности для населения и окружающей среды.

Представители третьих лиц Центрального межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО2 и Межрегионального управления №8 ФМБА России ФИО3 считали исковые требования обоснованными, указав, что хранение РАО на необорудованной для этого территории ставит под угрозу радиационную безопасность населения и окружающей среды.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, в том числе, материалы дела об административном правонарушении , суд приходит к следующему.

Согласно ст.2 Федерального закона от 21.11.1995 №170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» основным принципом правового регулирования в области использования атомной энергии является обеспечение безопасности при использовании атомной энергии - защита отдельных лиц, населения и окружающей среды от радиационной опасности.

Согласно положениям ст.48 указанного Закона при хранении РАО должны быть обеспечены их надежная изоляция от окружающей среды, защита настоящего и будущих поколений, биологических ресурсов от радиационного воздействия сверх установленных нормами и правилами в области использования атомной энергии пределов. Хранение или захоронение РАО допускается только в специально предназначенных для этого пунктах хранения. Хранение или захоронение РАО должно предусматриваться проектной или технической документацией в качестве обязательного этапа любого цикла ядерной технологии. Хранение и захоронение радиоактивных отходов осуществляются в соответствии с Федеральным законом "Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, организаций, осуществляющих нормативно-правовое регулирование в области использования атомной энергии.

Приказом Ростехнадзора от 25 июня 2015 года утверждены федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии «Сбор, переработка, хранение и кондиционирование твердых радиоактивных отходов. Требования безопасности» (НП-020-15) (далее - НП-020-15).

Постановлением Ростехнадзора от 02 декабря 2005 года утверждены и введены в действие федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии «Общие положения обеспечения безопасности объектов ядерного топливного цикла (ОПБ ОЯТЦ)» (НП-016-05) (далее - НП-016-05).

Приказом Ростехнадзора от 05 августа 2014 года утверждены федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии «Безопасность при обращении с радиоактивными отходами. Общие положения» (вместе с «НП- 058-14. Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии» Безопасность при обращении с радиоактивными отходами. Общие положения» (далее НП 058-14).

В судебном заседании установлено:

Указом Президента Российской Федерации от 27 апреля 2007 года № 556 «О реструктуризации атомного энергопромышленного комплекса Российской Федерации» закреплено, что предприятие АО «ГНЦ РФ - ФЭИ» включено в перечень российских юридических лиц, в собственности которых могут находиться ядерные материалы (за исключением ядерных материалов, которые могут находиться исключительно в федеральной собственности), а также ядерные установки.

Согласно Распоряжению Правительства РФ от 14.09.2009 N 1311-р (в ред. от 14.04.2018) АО «ГНЦ РФ - ФЭИ» включено в перечень организаций, эксплуатирующих особо радиационно-опасные и ядерно-опасные производства и объекты.

АО «ГНЦ РФ - ФЭИ» осуществляет деятельность по обращению с РАО при их хранении, переработке и транспортировании на основании лицензии от 14.02.2018, выданной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, регистрационный номер .

В соответствии с п. 2.3.1 Условий действия лицензии от 14.02.2018 в процессе осуществления разрешенного вида деятельности АО «ГНЦ РФ - ФЭИ» обязано обеспечивать соблюдение требование нормативных, эксплуатационных, технологических документов и настоящих условий действия лицензии.

Из представленных сторонами доказательств следует, что 07 августа 2013 года Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» (далее ГК «Росатом») и ФГУП «ГНЦ РФ — ФЭИ» (в настоящее время - АО «ГНЦ РФ — ФЭИ») заключен договор -Д, в соответствии с которым ГК «Росатом» выделила ответчику в 2013 году целевое финансирование в объеме 15 млн. руб. для реализации проекта «Модернизация сооружения 294 в рамках работ по подготовке к выводу из эксплуатации регионального хранилища радиоактивных отходов (сооружения 227)».

В соответствии с п.5.2 Договора срок окончания работ был определен до 30.04.2014г.

17.04.2014г. между ГК «Росатом» и ФГУП «ГНЦ РФ — ФЭИ» было заключено дополнительное соглашение к договору от 07.08.2013 -Д, в соответствии с которым п.5.2 договора изложен в следующей редакции: «Окончание: до полного выполнения Сторонами своих обязательств».

Для исполнения указанного договора 05.11.2013г. между ФГУП «ГНЦ РФ - ФЭИ» (заказчиком) и ЗАО «Завод «АтомСпецМаш» (подрядчиком) был заключен договор на выполнение работ по подготовке сооружения 294 к приему и хранению твердых радиоактивных отходов для вывода из эксплуатации регионального хранилища радиоактивных отходов (сооружение 227) со сроком выполнения работ до 31.01.2014г.

23.03.2016 комиссией для приемки работ по выводу из эксплуатации регионального хранилища радиоактивных отходов (сооружение 227) АО «ГНЦ РФ - ФЭИ», назначенной распоряжением Госкорпорации «Росатом» от 29.01.2016 , подписан акт проверки завершения работ по выводу из эксплуатации регионального хранилища радиоактивных отходов (сооружение 227) АО «ГНЦ РФ - ФЭИ», который 23.03.2016 утвержден директором по государственной политике в области РАО, ОЯТ и ВЭ ЯРОО Госкорпорации «Росатом» ФИО4.

Кроме того, в рамках федеральной целевой программы «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на период 2008-2015 годы» между Государственной корпорацией «Росатом» и ООО «Квант» 26 мая 2014 года заключен государственный контракт по теме «Вывод из эксплуатации регионального хранилища радиоактивных отходов АО «ГНЦ РФ - ФЭИ» с федеральным финансированием в размере 333 млн. руб., в рамках которого планировалось полностью освободить хранилище, расположенное за периметром промышленных площадок АО «ГНЦ РФ - ФЭИ» вблизи жилых застроек, от радиоактивных отходов (РАО) и провести реабилитацию территории со сроком исполнения 30.11.2015.

В соответствии с п. 2,3 Технического задания, являющегося приложением к указанному Государственному контракту, загрязненные элементы конструкций перекрытий должны сортироваться, упаковываться в контейнеры для ТРО и вывозится в пункт промежуточного хранения кондиционированных ТРО, расположенный на территории ГНЦ РФ - ФЭИ (сооружение 294). Контейнеры с ТРО подлежат паспортизации и периодическому вывозу на сооружение 294. После заполнения контейнеры КМ РАО-2,8 герметизируются и размещаются на хранение в сооружение 294.

Согласно акта приемки в эксплуатацию законченного монтажом объекта от 08.07.2016, утвержденного заместителем генерального директора - главным инженером АО «ГНЦ РФ - ФЭИ» ФИО5, работы по монтажу предъявленного к приемке смонтированного укрытия навеса сооружения 294 в основном выполнены в соответствии с проектом, строительными нормами и правилами, действующими техническими условиями и отвечают требованиям для приемки в эксплуатацию. Представленное к приемке сооружение 294 может быть введено в эксплуатацию после устранения ЗАО «Завод «АтомСпецМаш» замечаний, указанных в акте. Срок устранения замечаний - 08.08.2016.

В период с 25.05.2018г. по 09.07.2018г. Калужской прокуратурой по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах совместно со специалистами отдела по надзору за ядерной и радиационной безопасностью исследовательских ядерных установок центрального межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Ростехнадзора проведена проверка в пункте хранения радиоактивных отходов (сооружения 227П) цеха РАО АО «ГНЦ РФ - ФЭИ», в ходе которой установлено, что контейнеры КМ РАО - 2,8 РАДОН в количестве 1548 штук, заполненные твердыми РАО от вывода из эксплуатации сооружения 227, размещены вне проектных мест хранения, определенных в разделе 5.4 Отчета по обоснованию безопасности ( далее ООБ) АО «ГНЦ РФ - ФЭИ» от 17.03.2017 («Обращение с накопленными радиоактивными отходами РАО»), утвержденного заместителем генерального директора - главным инженером ФИО5, согласно которому все накопленные ТРО и ЖРО должны быть размещены в соответствующих ёмкостях пунктов хранения РАО, эксплуатируемых в режиме «Консервация», при этом места расположения контейнеров КМ РАО - 2,8 РАДОН на территории сооружения 227П не являются специально оборудованными и определенными проектом как пункт хранения.

Также в ходе проверки было установлено, что временное хранение твердых РАО в 1548 контейнерах типа КМ-РАО 2,8 РАДОН осуществляется ответчиком АО «ГНЦ РФ - ФЭИ» на открытой территории на асфальтовом покрытии и грунте, что не отражено в санитарно-эпидемиологическом заключении от 28.02.2017 и является нарушением п. 3 статьи 27 Федерального закона № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 3.4.2, 3.4.3 СП 2.6.1.2612-10 «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (далее ОСПОРБ)».Изменения 1 к СП 2.6.1.2612-10. В связи с чем постановлением Межрегионального управления №8 ФМБА России от 13.07.2018 года ответчик был привлечен к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут наказанию в виде штрафа в размере 10 000 руб. Указанное постановление ответчиком не было оспорено и вступило в законную силу.

10.07.2018 истцом в адрес генерального директора управляющей организации АО «ГНЦ РФ - ФЭИ» - ЗАО «Наука и инновации» было внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства (о необходимости размещения 1548 контейнеров КМ РАО-2,8 в сооружении 294 АО «ГНЦ РФ - ФЭИ»), которое в полном объеме ответчиком до настоящего времени не исполнено.

20 июля 2018 года постановлением заместителя начальника Отдела по надзору за ядерной и радиационной безопасностью исследовательских ядерных установок Центрального межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ответчик АО «ГНЦ РФ - ФЭИ» был привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.9.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в сумме 200000 руб.

Указанным постановлением АО «ГНЦ РФ - ФЭИ» было признано виновным в том, что контейнеры КМ РАО - 2,8 РАДОН в количестве 1548 штук, заполненные твердыми радиоактивными отходами от вывода из эксплуатации сооружения 227 установлены вне проектных мест хранения и места расположения этих контейнеров не являются специально оборудованными и определенными проектом как пункт хранения.

Решением судьи Обнинского городского суда Калужской области от 29.11.2018г. и решением судьи Калужского областного суда от 24.01.2019г. постановление от 20 июля 2018 года в этой части оставлено без изменения.

Согласно п.54 Федеральных норм и правил в области использования атомной энергии «Сбор, переработка, хранение и кондиционирование твердых радиоактивных отходов. Требования безопасности» (НП-020-15), утвержденных приказом Ростехнадзора от 25.06.2015 №243, контейнеры, предназначенные для хранения и захоронения кондиционированных низко-, средне- и высокоактивных ТРО, подлежат оценке соответствия в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Хранение ТРО должно производиться на предназначенных для этой цели стационарных объектах (в хранилищах) и (или) в специально оборудованных местах, определенных проектом ядерной установки, радиационного источника и пункта хранения, оснащенных необходимыми для обращения с РАО системами и оборудованием, а также системой барьеров, предотвращающих поступление радионуклидов в окружающую среду в количествах выше пределов, установленных в соответствии с требованиями нормативных правовых актов (п. 42 НП-020-15).

Сбор ТРО осуществляется путем сосредоточения ТРО в специально отведенных и оборудованных местах, определенных в проектной или эксплуатационной документации, является обязательным этапом их подготовки к переработке, хранению и кондиционированию и должен обеспечивать исключение поступления радионуклидов в окружающую среду выше пределов, установленных в соответствии с нормативными правовыми документами (п. 19 НП-020-15).

Суд на основании установленных фактических обстоятельств, подтвержденных исследованными доказательствами, указанных выше положений действующего законодательства приходит к выводу, что дальнейшее хранение в АО «ГНЦ РФ - ФЭИ» радиоактивных отходов в контейнерах, часть из которых не имеет сертификатов соответствия, на необорудованной для этого территории, в ненадлежащих условиях ставит под угрозу радиационной опасности население и окружающую среду.

В соответствии с ч.ч.1, 3, 5 ст.9 Федерального закона от 11.07.2011 № 190-ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» радиоактивные отходы, образовавшиеся до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, находятся в федеральной собственности. Пункты долговременного хранения РАО, пункты временного хранения РАО, пункты размещения особых РАО и пункты консервации особых РАО могут находиться в федеральной собственности или в собственности российских юридических лиц. Собственники РАО, собственники пунктов хранения РАО обязаны обеспечивать безопасное обращение с РАО, безопасные эксплуатацию, вывод из эксплуатации, закрытие пунктов хранения РАО.

В силу положений ст.35 Федерального закона от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» эксплуатирующая организация несет всю полноту ответственности за безопасность пункта хранения, а также за надлежащее обращение с ядерными материалами и радиоактивными веществами, осуществляет мероприятия по поддержанию безопасности пункта хранения. Эксплуатирующая организация обеспечивает безопасное хранение ядерных материалов и радиоактивных веществ, осуществляет физическую защиту пункта хранения.

В соответствии с п. 1.1. Устава АО «ГНЦ РФ - ФЭИ», утвержденного 29.09.2015, общество учреждено в соответствии с указом Президента РФ от 30.06.2012 №932 «Об имущественном взносе Российской Федерации в Государственную корпорацию по атомной энергии «Росатом». АО «ГНЦ РФ - ФЭИ» включено в перечень федеральных государственных унитарных предприятий, подлежащих преобразованию в акционерные общества, акции которых переданы Корпорации в качестве имущественного взноса Российской Федерации. Корпорация является владельцем 100% акций АО «ГНЦ РФ - ФЭИ».

Следовательно, обязанность по устранению вышеуказанных нарушений законодательства об обращении с радиоактивными отходами должна быть возложена на ответчика АО «ГНЦ РФ - ФЭИ» как организацию, эксплуатирующую пункт хранения РАО.

Доводы представителя ответчика о том, что 14 июня 2018 года были утверждены изменения в пункт 5.4 Отчета по обоснованию безопасности, исключившие положения о том, что все накопленные ТРО и ЖРО размещены в соответствующих емкостях пунктов хранения РАО, которые эксплуатируются в режиме «Консервация», не принимаются судом во внимание, поскольку из представленных стороной ответчика доказательств не следует, что эти изменения были приняты в установленном законом порядке. Кроме того, оценка данным доводам ответчика уже была дана при вынесении указанного выше решения Обнинского городского суда Калужской области от 29.11.2018г. по делу об административном правонарушении по ч.1 ст.9.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении АО «ГНЦ РФ-ФЭИ».

Доводы представителя ответчика на отсутствие у прокурора полномочий на обращение в суд с настоящим иском в соответствии с ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской федерации и отсутствие доказательств того, что дальнейшее хранение РАО на территории АО «ГНЦ РФ - ФЭИ» представляет угрозу радиационной опасности для населения и окружающей среды, являются несостоятельными и неоснованными на исследованных доказательствах, поскольку судом установлено, что дальнейшее хранение РАО в контейнерах на необорудованной для этого территории создает потенциальную угрозу для населения и окружающей среды от радиационной опасности.

В соответствии с положениями ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Из содержания вышеприведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности и, кроме того, обеспечивать соблюдение баланса интересов сторон.

Суд считает что заявленных прокурором шестимесячный срок с момента вступления решения для устранения нарушений законодательства об обращении с радиоактивными отходами в силу является разумным, в связи с чем устанавливает срок исполнения решения суда в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу. Ответчиком каких-либо обоснованных доводов иного срока исполнения решения не заявлено.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

иск удовлетворить.

Обязать Акционерное общество «Государственный научный центр Российской Федерации – Физико-энергетический институт имени Лейпунского А.И.» переместить контейнеры КМ РАО-2,8 РАДОН в количестве 1548 штук, заполненных твердыми радиоактивными отходами, на хранение в сооружение 292 цеха радиоактивных отходов АО «ГНЦ РФ-ФЭИ» в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Калужский областной суд через Обнинский городской суд.

Судья М.П.Кузнецова