ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-545/2017 от 13.06.2017 Вельского районного суда (Архангельская область)

Дело № 2-545/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 июня 2017 года г. Вельск

Вельский районный суд Архангельской области в составе председательствующего Смоленской Ю.А.,

при секретаре Сусловой **,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 ** к администрации муниципального образования «**» о включении в стаж муниципальной службы периода работы и возложении обязанности по назначению пенсии за выслугу лет,

установил:

ФИО1 ** обратилась в суд с иском к администрации МО «**» о включении в стаж муниципальной службы периода работы в должности ведущего специалиста (главного бухгалтера) администрации МО «**» с ** года по ** года в количестве * лет * месяц * дней и возложении обязанности по назначению пенсии за выслугу лет как лицу, замещавшему на постоянной основе муниципальные должности муниципальных образований Архангельской области с ** года, обосновывая требования тем, что она согласно записям в трудовой книжке с ** года работала в * сельской администрации в должности главного бухгалтера, с ** года - бухгалтером с исполнением обязанностей главного бухгалтера на период отпуска основного работника, с ** года - главным бухгалтером; с ** года по ** года - в должности ведущего специалиста администрации МО «**»; с **года по *** года - в должности ведущего специалиста администрации МО «**», с ** года по ** года - помощником главы МО «**», при этом с данной должности истец была уволена в связи с сокращением численности штата. Бесспорный стаж муниципальной службы, признанный ответчиком составляет * лет * месяцев * дня. Между тем, в стаж муниципальной службы истца не включена работа с ** года по ** года в администрации МО «**» в должности ведущего специалиста - главного бухгалтера (по совместительству) на неопределенный срок, что подтверждается трудовым договором № * от ** года, должностной инструкцией от **, распоряжением № * от * года. С * года истцу назначена страховая пенсия по старости. Истец обратилась с заявлением в администрацию МО «**» о включении в стаж муниципальной службы указанного периода работы, что составляет * года * месяц * дней. Протоколом заседания комиссии по установлению ежемесячной доплаты к трудовой пенсии от ** года № 02 зачислен стаж в количестве * год * дней, с чем истец не согласна, считает, что ответчиком нарушены ее социальные и конституционные права, поскольку не соблюдены положения Федерального закона от 08 января 1998 года № 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации», утратившего силу с 01 июня 2007 года в связи с принятием Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ, Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Закона Архангельской области от 16 апреля 1998 года № 68-15-ОЗ «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших муниципальные должности, должности муниципальной службы муниципальных образований Архангельской области», Областного закона от 07 июля 1999 года № 151-23-ОЗ «О порядке исчисления стажа муниципальной службы в Архангельской области», Областного закона от 27 сентября 2006 года № 222-12-ОЗ «О правовом регулировании муниципальной службы в Архангельской области». Истец считает, что, поскольку занимаемая ею должность в спорный период относится к ведущим должностям муниципальной службы, соответственно работа в данной должности подлежит включению в стаж муниципальной службы, при этом действующим законодательством не предусмотрено зачисление стажа не в полном объеме. Таким образом, истец считает, что с учетом спорного периода ее общий стаж муниципальной службы составляет * лет * месяцев * день, а поэтому она имеет право и ей должна быть назначена пенсия за выслугу лет с ** года.

В судебном заседании истец ФИО1 ** заявленные исковые требования поддержала в полном объеме и по тем же основаниям, настаивая на незаконности действий администрации МО «**» по отказу включения в стаж муниципальной службы всего спорного периода работы по совместительству на ** ставки в должности ведущего специалиста – главного бухгалтера администрации МО «**», при том, что с ней был заключен трудовой договор на неопределенный срок, содержащий без каких-либо исключений условия о гарантиях и компенсациях.

Представитель ответчика администрации МО «**» на судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела ответчик извещен надлежащим образом, согласно отзыву просил суд рассмотреть дело без участия представителя, с иском не согласен по основаниям, изложенным письменном отзыве, представленном суду.

Представитель третьего лица ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вельском районе Архангельской области на судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, согласно отзыву просили рассмотреть дело без их участия, исковые требования ФИО1 ** не поддерживают.

С учетом мнения истца, суд в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) рассматривает дело без участия представителей ответчика и третьего лица.

Выслушав объяснения истца, изучив и исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Согласно ч. 2 ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

В силу ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии с частями 2, 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закона № 131-ФЗ) структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии ст. 42 Закона № 131-ФЗ правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.

Статьей 25 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее – Закона № 25-ФЗ) определено, что в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды замещения: должностей муниципальной службы; муниципальных должностей; государственных должностей Российской Федерации и государственных должностей субъектов Российской Федерации; должностей государственной гражданской службы, воинских должностей и должностей федеральной государственной службы иных видов; иных должностей в соответствии с федеральными законами (ч. 1). В стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет муниципальным служащим включаются (засчитываются) помимо периодов замещения должностей, указанных в части 1 настоящей статьи, иные периоды в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами (ч. 3). Порядок исчисления стажа муниципальной службы устанавливается законом субъекта Российской Федерации (ч. 4).

Закон Архангельской области от 07 июля 1999 года № 151-23-ОЗ «О порядке исчисления стажа муниципальной службы в Архангельской области» (далее – Областной закон № 151-23-ОЗ) предусматривает, что стаж муниципальной службы в Архангельской области (далее - стаж муниципальной службы) исчисляется, в том числе для установления пенсии за выслугу лет в соответствии с Областным законом от 16 апреля 1998 года № 68-15-ОЗ «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших муниципальные должности, должности муниципальной службы муниципальных образований Архангельской области». В стаж муниципальной службы включаются периоды замещения должностей, предусмотренных утвержденным указом Президента Российской Федерации перечнем должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих (ст. 2).

Статьей 3 Областного закона № 151-23-ОЗ предусмотрено, то исчисление стажа муниципальной службы складывается из подтверждения стажа муниципальной службы, подсчета стажа муниципальной службы, установления стажа муниципальной службы и перерасчета стажа муниципальной службы.

Документами, подтверждающими стаж муниципальной службы, являются трудовая книжка, военный билет, справка военного комиссариата и иные официальные документы соответствующих органов, архивных учреждений, выданные в установленном порядке.

При подсчете стажа муниципальной службы периоды замещения должностей, предусмотренные статьей 2 настоящего закона, суммируются.

Статьей 1 Закона Архангельской области от 16 апреля 1998 года № 68-15-ОЗ «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших муниципальные должности, должности муниципальной службы муниципальных образований Архангельской области» (далее – Областного закона № 68-15-ОЗ) предусмотрено, что в сфере пенсионного обеспечения на муниципальных служащих муниципальных образований Архангельской области (далее - муниципальные служащие) в полном объеме распространяются права государственных гражданских служащих, установленные федеральными законами и областными законами. Лица, замещавшие на постоянной основе муниципальные должности муниципальных образований Архангельской области (далее - лица, замещавшие муниципальные должности), и лица, замещавшие должности муниципальной службы муниципальных образований Архангельской области (далее также - должности муниципальной службы), имеют право в соответствии с муниципальными нормативными правовыми актами на пенсию за выслугу лет, устанавливаемую к страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности (страховой пенсии и фиксированной выплате к страховой пенсии), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», либо к пенсии, назначенной в соответствии с пунктом 2 статьи 32 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - пенсия за выслугу лет).

Пенсия за выслугу лет устанавливается: лицам, замещавшим муниципальные должности, чьи полномочия прекращены в связи с истечением срока полномочий, а также по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 4, 10, 12, 13 и 14 части 6 статьи 36, пунктами 2 и 3 части 10 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; лицам, замещавшим муниципальные должности и прекратившим осуществление деятельности на постоянной основе (без прекращения полномочий по муниципальной должности); лицам, замещавшим должности муниципальной службы, с которыми расторгнут трудовой договор по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2, 3, 6, 7, 8 и 9 части 1 статьи 77, пунктами 1, 2 и 3 части 1 статьи 81, пунктами 2, 5 и 7 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 части 1 статьи 19 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (ст. 1 п. 3).

Порядок исчисления стажа, определенного п. 5 настоящей статьи и необходимого для установления пенсии за выслугу лет, определяется Областным законом № 151-23-ОЗ (ст. 1 п. 8).

В судебном заседании установлено и это следует из письменных материалов дела, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <...>, с 16 января 2017 года является получателем страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением Совета депутатов МО «**» третьего созыва от 30 июля 2015 года № 176 утверждено Положение «О порядке установления, выплаты и перерасчета ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещающим муниципальные должности и должности муниципальной службы, и единовременной выплаты в связи с выходом на трудовую пенсию муниципальным служащим в муниципальном образовании «**» Вельского района» (далее - Положение).

Пунктом 5 Положения определено, что стаж муниципальной службы исчисляется в соответствии с Областным законом № 151-23-ОЗ. Доплата к трудовой пенсии устанавливается неработающим пенсионерам, уволенным с муниципальной службы по основания предусмотренным п. 4 Положения (п. 6).

Для рассмотрения документов по установлению ежемесячной доплаты к трудовой пенсии муниципальным служащим и выборным должностным лицам формируется комиссия по установлению ежемесячной доплаты к трудовой пенсии МО «**».

** года истец обратилась в администрацию МО «**» с заявлением об установлении пенсии за выслугу лет, дополнительно к страховой пенсии по старости, приложив в числе необходимых документов справку о стаже муниципальной службы по состоянию на ** года, согласно которой ее стаж муниципальной службы составил * лет * месяцев * дня (с ** года по * года, с ** года по ** года, с ** года по ** года – работа в * сельской администрации, с ** года по ** года – работа в администрации МО «**», с ** года по ** года – работа в администрации МО «**», откуда истец была уволена в связи с сокращением численности штата в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации).

Решением комиссии по установлению ежемесячной доплаты к трудовой пенсии от ** года № * в удовлетворении заявления ФИО1 ** об установлении пенсии за выслугу лет, дополнительно к страховой пенсии по старости было отказано по причине отсутствия требуемого стажа муниципальной службы в * году * лет * месяцев, учитывая, что истцом было подтверждено только ** лет * месяцев * дня, и что ответчиком не оспаривалось. Ответ на заявление и копия протокола комиссии были направлены истцу * года.

* года ФИО1 ** вновь обратилась в администрацию МО «**» с заявлением о включении в стаж муниципальной службы периода работы в должности ведущего специалиста * сельской администрации по совместительству в период с ** года по ** года, приложив справку администрации МО «**» и копию трудового договора.

Решением комиссии по установлению ежемесячной доплаты к трудовой пенсии от ** года № * на основании предъявленных документов ФИО1 ** зачислен стаж в количестве * год * дней, так как в данный период работа выполнялась по совместительству на ** ставки. Ответ на заявление был направлен истцу * года.

Между тем, истец не согласна с данным решением, считает, что работа в администрации МО «**» ведущим специалистом по совместительству на *** ставки подлежит включению в полном объеме в стаж муниципальной службы.

Разрешая возникший спор, судом принимается во внимание следующее.

В судебном заседании установлено, что на основании распоряжения МО «**» от ** года № * «О приеме на работу» ФИО1 ** была принята на работу по совместительству ведущим специалистом с должностным окладом согласно штатного расписания (* рублей) и выплатой надбавок: * % - районный коэффициент, * % - надбавка за стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, * % - надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы, премия по результатам работы.

01 января 2006 года между администрацией МО «**» и ФИО1 ** был заключен трудовой договор в письменный форме, являющийся договором по совместительству, согласно которому ФИО1 ** была принята на должность ведущего специалиста на неопределенный срок (бессрочный), трудовая функция работника определена должностной инструкцией от ** года.

Согласно п. 1.1 Должностной инструкции главного бухгалтера МО «**», утвержденной главой МО «**» 01 января 2006 года, в соответствии с Единым реестром выборных муниципальных должностей муниципальной службы МО «**» должность главного бухгалтера, на которую, собственно, была принята на работу по совместительству ФИО1 **, относится к ведущим должностям муниципальной службы.

Согласно трудовой книжке истца сведения о работе по совместительству в период с ** года по ** года в нее не вносились.

При этом, в спорный период истец фактически постоянно работала полный рабочий день в должности главного бухгалтера МОУ «**», что подтверждается трудовой книжкой и объяснениями истца.

В судебном заседании истец пояснила, что работу по совместительству главным бухгалтером в МО «**» она выполняла по скользкому графику, в свободное от основной работы время, работодатель не требовал от нее ежедневного нахождения на рабочем месте, поскольку важен был результат, претензий к ее работе у работодателя не имелось.

Согласно ст. 60.1 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право заключать трудовые договоры о выполнении в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у того же работодателя (внутреннее совместительство) и (или) у другого работодателя (внешнее совместительство). Особенности регулирования труда лиц, работающих по совместительству, определяются главой 44 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 282 Трудового кодекса Российской Федерации совместительство представляет собой выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время. Заключение трудовых договоров о работе по совместительству допускается с неограниченным числом работодателей, если иное не предусмотрено федеральным законом. Работа по совместительству может выполняться работником, как по месту его основной работы, так и у других работодателей. В трудовом договоре обязательно указание на то, что работа является совместительством.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона № 25-ФЗ муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

Согласно ст. 10 Закона № 25-ФЗ муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

Статьей 6 Федерального закона Закона № 25-ФЗ определено, что должность муниципальной службы - должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность. Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации. При составлении и утверждении штатного расписания органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования используются наименования должностей муниципальной службы, предусмотренные реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации.

Проанализировав установленные по делу обстоятельства в совокупности с указанными нормами материального права, суд считает, что одним из признаков муниципальной службы является то, что муниципальными должностями муниципальной службы являются должности, замещаемые на постоянной основе, и только в этом случае, работник приобретает правовой статус муниципального служащего с момента назначения на должность муниципальной службы, что дает право на выслугу лет при наличии установленного законом стажа муниципальной службы. Вместе с тем, судом достоверно установлено, что в спорный период истец исполняла должностные обязанности на постоянной основе в МОУ «Пакшеньгская ООШ № 12» в должности главного бухгалтера, а не в администрации МО «**», поскольку в органе местного самоуправления данная работа осуществлялась на условиях внешнего совместительства на 0,5 ставки.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что истцом в соответствии со ст.ст. 55, 56, 59 и 60 ГПК РФ не представлено безусловных и достаточных доказательств, отвечающих требованиям относимости и допустимости, подтверждающих обоснованность заявленных требований к администрации МО «**» о включении в стаж муниципальной службы периода работы в должности ведущего специалиста (главного бухгалтера) администрации МО «**» с ** года по ** года, что составляет * года * месяц * дней, а поэтому в иске ФИО1 ** в данной части надлежит отказать.

Согласно приложению к Областному закону № 68-15-ОЗ в 2017 году период продолжительности на постоянной основе муниципальных должностей муниципальных образований Архангельской области и стажа муниципальной службы муниципальных образований Архангельской области, необходимых для установления пенсии за выслугу лет в соответствующем году составляет * лет * месяцев.

Согласно материалам дела бесспорный стаж муниципальной службы ФИО1 ** составляет * лет * месяцев * дня, и который является недостаточным для установления пенсии за выслугу лет в * году, а поэтому истцу в иске к администрации МО «**» о возложении обязанности по назначению пенсии за выслугу лет как лицу, замещавшему на постоянной основе муниципальные должности муниципальных образований Архангельской области с ** года, также надлежит отказать.

Кроме того, судом установлено, что истец к ответчику с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет ** года не обращался, поскольку из буквального содержания в поданном заявлении лишь просил ответчика включить в стаж муниципальной службы период работы в должности ведущего специалиста МО «**» по совместительству в период с ** года по ** года, несмотря на то, что вопрос о назначении пенсии носит заявительный характер.

При этом ранее поданное ** года заявление о назначении указанной пенсии не свидетельствует о необходимом обращении, поскольку истцом ответчику не были представлены документы, подтверждающие спорный стаж и им вопрос по включению периода работы с ** года по **года при разрешении данного заявления фактически не рассматривался в совокупности с иными периодами работы в должностях муниципальной службы.

Таким образом, суд приходит к выводу, что заявленные ФИО1 ** исковые требования к администрации МО «**» удовлетворению не подлежат в полном объеме.

Учитывая, что истцу отказано в иске в полном объеме, то с ответчика в порядке ст.ст. 88, 98 ГПК РФ не подлежит взысканию государственная пошлина, уплаченная истцом при подаче искового заявления в суд.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

ФИО1 ** в удовлетворении исковых требований к администрации муниципального образования «**» о включении в стаж муниципальной службы, периодов работы в должности ведущего специалиста (главного бухгалтера) администрации МО «**» с ** года по ** года в количестве * года * месяц * дней и возложении обязанности по назначению пенсии за выслугу лет как лицу, замещавшему на постоянной основе муниципальные должности в муниципальных образованиях Архангельской области ** года, - отказать полностью.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Вельский районный суд Архангельской области.

Председательствующий подпись Ю.А. Смоленская