УИД 77RS0002-02-2022-002823-24
Дело № 2-545/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Фурмановский городской суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Смирновой А.А.,
при секретаре Грибковой А.В.,
с участием:
прокурора – заместителя Ивановского транспортного прокурора Коваленко О.С.,
представителя ответчиков ОАО «Российские железные дороги», Центральной дирекции управления движением - филиал открытого акционерного общества «Российские железные дороги» Парфенова С.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Фурманове Ивановской области <ДД.ММ.ГГГГ> гражданское дело по исковому заявлению Ивановского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги», Центральной дирекции управления движением – филиал открытого акционерного общества «Российские железные дороги» о возложении обязанности совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
Ивановский транспортный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» (далее ОАО «РЖД») о возложении обязанности совершить определенные действия.
Исковые требования обоснованы тем, что Ивановской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере транспортной безопасности и антитеррористической защищенности на железнодорожной станции Домовицы Ярославского центра организации работы железнодорожных станций – Северной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД», расположенной в Фурмановском районе Ивановской области, в ходе которой выявлены нарушения федерального законодательства об обеспечении транспортной безопасности и противодействия терроризму. ОАО «РЖД» является субъектом транспортной инфраструктуры, станция Домовицы <ДД.ММ.ГГГГ> включена в Реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, на станцию разработан и утвержден паспорт объекта транспортной инфраструктуры. В нарушение пп. «г» п. 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <ДД.ММ.ГГГГ><№>, ОАО «РЖД» не привлекло для защиты станции Домовицы подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов, что позволяет третьим лицам беспрепятственно проникать в зону транспортной безопасности. С целью устранения выявленных нарушений в адрес ответчика <ДД.ММ.ГГГГ> внесено представление, по результатам рассмотрения которого мер по устранению нарушений не принято. Нарушения законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности угрожают устойчивому и безопасному функционированию транспортного комплекса, а также жизни и здоровью неопределенного круга лиц, пассажирам, работникам объекта транспортной инфраструктуры и иным лицам, находящимся на объекте транспортной инфраструктуры либо в непосредственной близости от него. На основании ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», ст.ст. 1, 4, 12 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», постановления Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 № 1635 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию», ч. 1 ст. 21, ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Ивановский транспортный прокурор просит возложить на ОАО «РЖД» обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу приложить к паспорту обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащего категорированию, железнодорожной станции Домовицы Ярославского центра организации работы железнодорожных станций – Северной дирекции управления движением структурного подразделения Центральной дирекции управления движением филиала ОАО «РЖД» Положение (устав) сформированного подразделения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или копию договора с привлечением подразделения транспортной безопасности.
Также Ивановский транспортный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о возложении обязанности совершить аналогичные действия в отношении станции Малаховская.
Также Ивановский транспортный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о возложении обязанности совершить аналогичные действия в отношении станции Фурманов.
Определением Фурмановского городского суда Ивановской области от <ДД.ММ.ГГГГ> указанные гражданские дела объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения.
В ходе судебного разбирательства прокурор изменил исковые требований и окончательно просил суд возложить на ответчиков обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу внести изменения в паспорта обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта (в редакции от <ДД.ММ.ГГГГ>), не подлежащих категорированию железнодорожных станций Фурманов, Малаховская, Домовицы Ярославского центра организации работы железнодорожных станций – структурного подразделения Северной дирекции управления движением – структурного подразделения Центральной дирекции управления движением – филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги», а именно включить п.п. «г» п. 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации ль 08.10.2020 № 1635. Возложить на ответчиков обязанность приложить к паспортам обеспечения транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию железнодорожных станций Фурманов, Малаховская, Домовицы Ярославского центра организации работы железнодорожных станций – структурного подразделения Северной дирекции управления движением – структурного подразделения Центральной дирекции управления движением – филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» Положение (устав) сформированного подразделения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или копию договора с привлеченным подразделением транспортной безопасности (т. 6, л.д. 43-44).
Прокурор – заместитель Ивановского транспортного прокурора Коваленко О.С. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчиков ОАО «Российские железные дороги», Центральной дирекции управления движением - филиал открытого акционерного общества «Российские железные дороги» Парфенов С.Е. в судебном заседании исковые требования Ивановского транспортного прокурора не признал по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление, оглашенных в судебном заседании и приобщенных судом к материалам гражданского дела (т. 1, л.д. 69-74, т. 3, л.д. 116-122, т. 5, л.д. 49-55, т. 6, л.д. 45-46, т. 7, л.д. 1-9). Согласно отзывам у субъекта транспортной инфраструктуры отсутствует обязанность по привлечению подразделения транспортной безопасности при первом уровне безопасности, к которому относятся спорные объекты транспортной инфраструктуры, так как п. 5 Требований не регламентировано, что данные мероприятия осуществляются при первом уровне безопасности. Истцом в материалы дела не представлено доказательств объявления уровней безопасности <№> и <№> на железнодорожных станциях. У ОАО «РЖД» имелись законные основания для внесения изменения в паспорт обеспечения транспортной безопасности, поскольку в процессе рассмотрения дела в суде ОАО «РЖД» было вынуждено внести изменения в указанный паспорт с целью его приведения в соответствие с требованиями действующего законодательства. Отсутствуют основания полагать, что ОАО «РЖД» не сможет обеспечить охрану объектов с помощью подразделения транспортной безопасности в случае объявления второго и третьего уровня безопасности. Со стороны истца не представлено доказательств нарушения прав неопределенного круга лиц при действующем первом уровне безопасности. Заявляя требование о привлечении подразделений транспортной безопасности на объекты транспортной инфраструктуры, истец выходит за замки предоставленных ему полномочий, вмешиваясь при этом во внутреннюю хозяйственную деятельность компании и возлагая на ОАО «РЖД» бремя несения безосновательных и чрезмерных расходов. Между ОАО «РЖД» и ФГП «ВО ЖДТ РФ» заключен договор на охрану ряда объектов, в случае изменения уровня безопасности, ОАО «РЖД» может заключить дополнительные соглашения к данному договору и обеспечить охрану станций.
Представители третьих лиц Федерального агентства железнодорожного транспорта и Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Центральному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, извещенные надлежащим образом о дате и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, возражений по существу заявленных исковых требований суду не представили.
Представитель третьего лица Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Центральному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Шибаев Г.К., принимавший участие в судебном заседании <ДД.ММ.ГГГГ>, исковые требований прокурора поддержал, считал их обоснованными и подлежащими удовлетворению, пояснил суду, что по мнению Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности при первом уровне безопасности на некатегорированных объектах ОАО «РЖД» не обязано привлекать подразделения транспортной безопасности, однако учитывая, что данные подразделения должны приступить к исполнению своих обязанностей по охране объектов в течение полутора часов после объявления об изменении уровня безопасности, договоры с подразделениями транспортной безопасности должны быть заключены уже сейчас.
Суд, выслушав прокурора, представителя ответчиков, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В собственности ОАО «Российские железные дороги» находятся разъезд Домовицы (реестровый номер ЖСТ 113968), железнодорожная станция Фурманов (реестровый номер ЖСТ 114233), железнодорожная станция Малаховская (реестровый номер ЖСТ 114074), на указанные объекты их собственником <ДД.ММ.ГГГГ> разработаны паспорта транспортной безопасности, <ДД.ММ.ГГГГ> данные паспорта утверждены заместителем начальника Северной дирекции управления движением (по безопасности движения).
Из паспорта обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащего категорированию, на разъезд Домовицы следует, что пассажирское здание (вокзал) совмещено с постом ЭЦ, здание вокзала построено в 1989 году, располагается в 5 м от станционных путей. Вокзал расположен в отдельно стоящем одноэтажном кирпичном здании. Через ОТИ перевозятся пожаро и взрывоопасные вещества и материалы, химические и биологические опасные вещества и материалы, токсичные, наркотические, психотропные вещества, сильнодействующие яды и препараты. В сутки на разъезд пребывают 10 пар грузовых поездов, 5 пар пассажирских поездов, на разъезде находятся 1-2 человека персонала, пассажирооборот составляет 20 человек в сутки. На разъезде производятся операции по приему, отправлению и пропуску грузовых, пассажирских и пригородных поездов, посадке и высадки пассажиров. Разъезд оснащен следующими средствами транспортной безопасности: решетки из металлического прута в оконных проемах, дверь металлическая и дверной врезной замок. Зоной транспортной безопасности является часть территории разъезда, включающая помещения для ДСП, релейной и связевой пассажирского здания, совмещенной с постом ЭЦ. Конфигурации и граница технологического сектора зоны транспортной безопасности установлены по внутреннему периметру помещений ДСП, релейной и связевой пассажирского здания с постом ЭЦ (т. 1, л.д. 150-240).
Из паспорта обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащего категорированию, на станцию Малаховская следует, что здание представляет собой одноэтажное кирпичное строение, в здании находятся технологически помещения, а также помещения общего доступа: зал ожидания и магазин. Через ОТИ перевозятся пожаро и взрывоопасные вещества и материалы, химические и биологические опасные вещества и материалы, токсичные, наркотические, психотропные вещества, сильнодействующие яды и препараты. В сутки на станцию пребывают 10 пар грузовых поездов, 2 пары пассажирских поездов, на станции находятся от 2 до 15 человек персонала, пассажирооборот составляет 6 человек в сутки. На станции производятся операции по приему, отправлению и пропуску грузовых, пассажирских поездов, погрузка, выгрузка на путях необщего пользования, прием и отправление резервных локомотивов и других подвижных единиц. Станция оснащена следующими средствами транспортной безопасности: решетки из металлического прута в оконных проемах, двери металлическая и дверной врезной замок. Зоной транспортной безопасности является часть территории станции, включающая помещения для ДСП, релейной, кассы, санузла, мастерской СЦБ, приемосдатчиков, связевой, комнаты отдыха, кабинета ДС, котельной и 2 коридора здания поста ЭЦ. Конфигурации и граница технологического сектора зоны транспортной безопасности установлены по внутреннему периметру помещений ДСП, релейной и связевой пассажирского здания с постом ЭЦ (т. 3, л.д. 133-238).
Из паспорта обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащего категорированию, на станцию Фурманов следует, что пассажирское здание построено в <ДД.ММ.ГГГГ>, располагается в 5 метрах от станционных путей. Через ОТИ перевозятся пожаро и взрывоопасные вещества и материалы, химические и биологические опасные вещества и материалы, токсичные, наркотические, психотропные вещества, сильнодействующие яды и препараты. В сутки на станцию пребывают 10 пар грузовых поездов, 6 пар пассажирских поездов, на станции находятся от 2 до 23 человек персонала, пассажирооборот составляет 80 человек в сутки. На станции производятся операции по приему, отправлению и пропуску грузовых, пассажирских поездов, погрузка, выгрузка на путях необщего пользования, прием и отправление резервных локомотивов и других подвижных единиц, смена локомотивных бригад. Станция оснащена следующими средствами транспортной безопасности: решетки из металлического прута в оконных проемах, двери металлическая, двери деревянной, дверной врезной и кодовый замки. Зоной транспортной безопасности является часть территории станции, включающая здание поста ЭЦ. Конфигурации и граница технологического сектора зоны транспортной безопасности установлены по внутреннему периметру помещений второго этажа здания поста ЭЦ (т. 3, л.д. 139-225).
В разделе 4 всех паспортов безопасности при уровне безопасности <№> (постоянный) пунктом «г» предусмотрена обязанность субъекта транспортной инфраструктуры образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры (группы объектов транспортной инфраструктуры) в случаях, предусмотренных настоящим документом, в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов.
Приложением <№> паспортов транспортной безопасности является Порядок доведения до сил обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры информации об изменении уровней безопасности объекта транспортной инфраструктуры, об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства, разделом 2 которого предусмотрено, что информация об изменении уровней безопасности (введении второго и третьего уровня) доводится начальником станции (при отсутствии - дежурным по станции) до руководителя привлеченного подразделения транспортной безопасности лично или через дежурного Пункта управления обеспечением транспортной безопасности объекта по телефонной или сотовой связи. С получением такой информации привлеченное подразделение транспортной безопасности: немедленно производит необходимое усиление охраны объекта; устанавливает постоянное взаимодействие по отслеживанию развития ситуации и координации мер реагирования на нее с территориальными органами ФСБ, МВД и МЧС России; совместно с администрацией станции в сроки, не превышающие 1 часа 30 минут с момента получения сообщения или принятия решения об изменении уровня безопасности, реализует предусмотренные Требованиями и Паспортом дополнительные меры по повышению степени защищенности объекта от актов незаконного вмешательства (т. 1 л.д. 206-217, т. 3, л.д. 204-215, т. 5, л.д. 211-221).
<ДД.ММ.ГГГГ> Ивановским транспортным прокурором принято решение <№> о проведении проверки Северной дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД» в части соблюдения и исполнения Федерального закона № 35-ФЗ от 06.03.2006 «О противодействии терроризму» и Федерального закона № 16-ФЗ от 09.02.2007 «О транспортной безопасности» (т. 1, л.д. 9).
Согласно сообщению ОАО «РЖД» от <ДД.ММ.ГГГГ> ранее в реестр категорированных ОТИ и транспортных средств железнодорожного транспорта по состоянию было внесено 46 объектов ОАО «РЖД» в границах Ивановской области, а именно: два железнодорожных вокзала Северной региональной дирекции железнодорожных вокзалов (Иваново, Кинешма); один железнодорожный вокзал Северной дирекции управления обустройств (Шуя); двадцать шесть железнодорожных станций Северной дирекции управления движения; пятнадцать железнодорожных мостов Северной дирекции инфраструктуры. В соответствии с приказом Минтранса России <№> от <ДД.ММ.ГГГГ> Росжелдором ведется реестр ОТИ и ТС, состоящий из трех разделов. В адрес ОАО «РЖД» из Росжелдора поступило 7 уведомлений о включении ОТИ, расположенных в границах Ивановской области, в раздел 1 реестра: два железнодорожных вокзала Северной региональной дирекции железнодорожный вокзал (на станциях Иваново и Кинешма); пять железнодорожных станций Северной дирекции управления движением (станции Иваново-Сортировочная, Иваново, Кинешма, Шуя и Текстильный). Железнодорожный вокзал на станции Шуя Северной дирекции пассажирских обустройств внесен в раздел <№> реестра. В соответствии с заключенным <ДД.ММ.ГГГГ> между Центральной дирекцией управления движением и АО «НИИАС» дополнительного соглашения к договору <№> от <ДД.ММ.ГГГГ> проводится дополнительная оценка уязвимости железнодорожных станций Иваново-Сортировочное, Иваново и Текстильный (т. 1, л.д. 11).
<ДД.ММ.ГГГГ> Ивановским транспортным прокурором в адрес начальника Северной дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД» внесено представление с требованием об устранении в установленный законом срок причин и условий допущенных нарушений законодательства, выразившихся в непривлечении подразделений транспортной безопасности для предотвращения актов незаконного вмешательства на 29 железнодорожных станциях, в том числе на станциях Фурманов, Домовицы, Малаховская (т. 1, л.д. 12-13).
В ответ на указанное представление ОАО «РЖД» <ДД.ММ.ГГГГ> сообщило, что паспорта обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта на железнодорожные станции Фурманов, Домовицы, Малаховская утверждены <ДД.ММ.ГГГГ>. В адрес Северной дирекции по эксплуатации зданий и сооружений направлено письмо о потребности лимитов финансирования на привлечение подразделений транспортной безопасности. Северной дирекцией управления движением в целях выполнения требований законодательства в области обеспечения транспортной безопасности в Центральную дирекцию управления движением направлен запрос о выделении необходимого объема финансирования на проведение дополнительной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры в связи с изменением требований законодательства. Центральной дирекцией заключено дополнительное соглашение <№> от <ДД.ММ.ГГГГ> к централизованному договору с АО «НИИС» от <ДД.ММ.ГГГГ><№> на проведение дополнительной оценки уязвимости 46 железнодорожных станций. Северная дирекция управления движением, исходя из имеющихся материальных и трудовых ресурсов, принимает все необходимые меры по обеспечению транспортной безопасности железнодорожных станций. Организована работа в части проведения инструктажей причастным работникам, наличие на рабочем месте схем оповещения. Ответственные лица строго предупреждены о выполнении требований законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности, им разъяснена ответственность за неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры (т. 1, л.д. 14-15).
Согласно сообщению Федерального агентства железнодорожного транспорта от <ДД.ММ.ГГГГ> Росжелдор не обладает полномочиями по разъяснению и толкованию норм законодательства Российской Федерации, вместе с тем, сообщает, что постановлением Правительства Российской Федерации № 1635 от 08.10.2020 утверждены требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащего категорированию. Перечень уровней безопасности и порядок их объявления (установления) при изменении степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса устанавливаются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 2344 от 29.12.2020. Исходя из положений Требований, обязанность субъекта транспортной инфраструктуры по образованию или привлечению подразделения транспортной безопасности возникает лишь в случае объявления уровня безопасности <№> и <№>. Привлечение подразделения транспортной безопасности при первом уровне безопасности, действующем постоянно, если не объявлен другой уровень безопасности, не является обязательным для субъекта транспортной инфраструктуры (т. 1, 130-131).
В ходе рассмотрения настоящего гражданского дела ОАО «РЖД» <ДД.ММ.ГГГГ> внесла изменения в паспорта транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию, в отношении железнодорожных станций Фурманов и Малаховская, а также разъезда Домовицы, исключив из раздела 4 всех паспортов безопасности при уровне безопасности <№> (постоянный) пунктом «г» обязанность субъекта транспортной инфраструктуры образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры (группы объектов транспортной инфраструктуры) в случаях, предусмотренных настоящим документом, в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов (т. 6, л.д. 61-84, 85-108, т. 7, л.д. 10-59).
<ДД.ММ.ГГГГ> Северная дирекция управления движением направила в адрес Северо-Западного территориального управления Федерального агентства железнодорожного транспорта уведомления о внесении изменений в паспорта обеспечения транспортной безопасности в отношении станций Фурманов, Малаховская и разъезда Домовицы, согласно которым внесены изменения в раздел 4 паспорта, приложений <№> (т. 6, л.д. 57-58).
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» обеспечение транспортной безопасности (состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства) объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
На основании пп. «а» п. 5 ст. 1 указанного Федерального закона железнодорожные станции отнесены к объектам транспортной инфраструктуры.
Согласно ч. 5 ст. 6 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» объекты транспортной инфраструктуры, не подлежащие категорированию по видам транспорта, определяет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28.08.2020 № 331 установлен перечень объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию.
Согласно данному Перечню, железнодорожные станции, являющиеся обгонными пунктами, разъездами, путевыми постами, а также промежуточными со средним потоком пассажиров до 50 чел./ч. в течение года не подлежат категорированию.
Согласно п. 9 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» в целях принятия мер по обеспечению транспортной безопасности устанавливаются различные уровни безопасности в транспортном комплексе. Перечень уровней безопасности и порядок их объявления при изменении степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные ст. 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры, для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры.
Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 № 1635.
В соответствии с п. 1 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию ими установлены требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию (далее - объекты транспортной инфраструктуры).
Согласно п. 3 Требований по обеспечению транспортной безопасности перечень уровней безопасности и порядок их объявления (установления) при изменении степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса устанавливаются в соответствии с частью 2 статьи 7 Федерального закона «О транспортной безопасности».
Согласно п. 4 Требований по обеспечению транспортной безопасности требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры.
Согласно пп. «в» п. 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны: разработать, утвердить и направить в Федеральное агентство железнодорожного транспорта паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры в соответствии с положениями частей 1.3, 1.4 и 1.5 ст. 9 Федерального закона «О транспортной безопасности» по типовой форме согласно приложению (далее - паспорт объекта транспортной инфраструктуры).
Согласно пп. «г» п. 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны: образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры (группы объектов транспортной инфраструктуры) в случаях, предусмотренных настоящим документом, в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» подразделения транспортной безопасности - осуществляющие защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (в том числе на основании договора с субъектом транспортной инфраструктуры) подразделения ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта и (или) аккредитованные для этой цели в установленном порядке юридические лица; силы обеспечения транспортной безопасности - лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, на объекте транспортной инфраструктуры, транспортном средстве, включая персонал субъекта транспортной инфраструктуры или подразделения транспортной безопасности, непосредственно связанный с обеспечением транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средств.
Таким образом подразделения транспортной безопасности – это отдельное от субъекта транспортной инфраструктуры юридическое лицо; силы обеспечения транспортной безопасности – либо сотрудники субъекта транспортной инфраструктуры, либо подразделения транспортной безопасности.
Согласно пп. «е» п. 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны: реализовать мероприятия, предусмотренные паспортом объекта транспортной инфраструктуры, для эксплуатируемых объектов транспортной инфраструктуры - в течение одного года со дня вступления в силу настоящего документа (<ДД.ММ.ГГГГ>), для объектов транспортной инфраструктуры, вводимых в эксплуатацию после вступления в силу настоящего документа, - со дня введения в эксплуатацию объекта транспортной инфраструктуры.
Типовой формой паспорта обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта (группы объектов транспортной инфраструктуры), не подлежащего категорированию, утвержденной в качестве Приложения к Требованиям по обеспечению транспортной безопасности субъекты транспортной инфраструктуры, предусмотрено, что в качестве одного из приложений к паспорту должны быть Положение (устав) сформированного подразделения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а в случае привлечения подразделения транспортной безопасности - копия договора с привлеченным подразделением транспортной безопасности (прикладываются к настоящему паспорту в течение 6 месяцев со дня его утверждения).
<ДД.ММ.ГГГГ> заместителем начальника Северной дирекции управления движением (по безопасности движения) были утверждены паспорта обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию, станций Фурманов, Малаховская и разъезда Домовицы, в указанных паспортах указано, что подразделения транспортной безопасности должны быть сформированы или привлечены при уровне безопасности <№> (постоянный). В пункте «а» раздела 4 Паспортов в качестве обязательной меры предусматривалось исполнение пп. «г» п. 5 Требований, а именно образование (формирование) и (или) привлечение для защиты объекта транспортной инфраструктуры (группы объектов транспортной инфраструктуры) в случаях, предусмотренных настоящим документом, в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры подразделений транспортной безопасности, включающих в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности, специально оснащенных, мобильных, круглосуточно выполняющих свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов. Также в Паспортах имелась отметка о том, что данное требование не реализовано, подразделение транспортной безопасности не образовано (сформировано) и (или) не привлечено.
Поскольку разъезд Домовицы, железнодорожная станция Фурманов, железнодорожная станция Малаховская отнесены к объектам транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию, ни на момент проведения проверки прокуратурой, ни на день рассмотрения дела судом подразделения транспортной безопасности (включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры) не образованы (не сформированы) и не привлечены для защиты объекта транспортной инфраструктуры, соответствующие Положение (устав) сформированного подразделения транспортной безопасности или копия договора с привлеченным подразделением транспортной безопасности к паспортам обеспечения транспортной безопасности объектов не приложены, суд признает обоснованными и подлежащими удовлетворению исковые требования о возложении на ответчиков обязанности приложить к Паспортам обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащего категорированию, разъезда Домовицы, железнодорожной станции Фурманов, железнодорожной станции Малаховская Положение (устав) сформированного подразделения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или копию договора с привлеченным подразделением транспортной безопасности.
При этом ответчики были обязаны выполнить мероприятия, предусмотренные Паспортами объектов транспортной инфраструктуры и предусматривающие необходимость образования или привлечения подразделений транспортной безопасности, в срок до <ДД.ММ.ГГГГ> (пп. «е» п. 5 Требований обеспечения транспортной безопасности), а срок для предоставления Положения (устава) сформированного подразделения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а в случае привлечения подразделения транспортной безопасности - копия договора с привлеченным подразделением транспортной безопасности не были приложены к Паспортам истек <ДД.ММ.ГГГГ> (шесть месяцев со дня утверждения паспортом обеспечения транспортной безопасности).
Согласно ст. 9 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» субъекты транспортной инфраструктуры в отношении объекта транспортной инфраструктуры, не подлежащего категорированию разрабатывают и утверждают соответственно паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры. Типовые формы указанных паспортов по видам транспорта утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры разрабатывается и утверждается субъектом транспортной инфраструктуры в течение одного месяца с даты вступления в силу соответствующих требований по обеспечению транспортной безопасности для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, и транспортных средств по видам транспорта, предусмотренных ч. 1 и 1.1 ст. 8 настоящего Федерального закона. Началу разработки паспорта обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, не подлежащего категорированию, предшествует проведение субъектом транспортной инфраструктуры обследования соответствующих объекта транспортной инфраструктуры и (или) транспортного средства, а также изучение реализуемых на них мер от угроз совершения актов незаконного вмешательства с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности. Результаты обследования и изучения являются приложением к паспорту обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры.
На момент проведения прокуратурой проверки (с <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ>), внесения представления об устранении нарушений законодательства (<ДД.ММ.ГГГГ>) и обращения в суд с настоящими исковыми заявлениями (<ДД.ММ.ГГГГ>) Паспорта предусматривали обязанность ответчиков по осуществлению мероприятий, предусмотренных пп. «г» п. 5 Требований, на постоянной основе, то есть и при уровне безопасности <№>.
В период рассмотрения дела судом ответчиками осуществлены действия по внесению изменений в Паспорта транспортной безопасности станций Фурманов, Малаховская и разъезда Домовицы, в том числе из их содержания исключено указание на необходимость реализации мер по обеспечению транспортной безопасности, предусмотренных пп. «г» п. 5 Требований.
Действия ответчиков по исключению из Паспортов мероприятий, предусмотренных пп. «г» п. 5 Требований, направлены на уклонение от исполнения возложенной законодателем обязанности по обеспечению транспортной безопасности объектов специализированными подразделениями транспортной безопасности, а также на формирование позиции по делу, влияющей на оценку обоснованности заявленных прокурором исковых требований.
Из системного толкования положений ст.ст. 8, 9 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» следует, что паспорта обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры должны определять меры, реализуемые субъектами транспортной инфраструктуры по исполнению соответствующих требований по обеспечению транспортной безопасности, применительно к объектам транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащим категорированию, таковыми являются Требования, закрепленные постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 № 1635.
Мероприятия, предусмотренные п. 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию, обязательны для исполнения на всех объектах транспортной инфраструктуры, в том числе и на станциях Фурманов, Малаховская и Домовицы, в том числе и при уровне безопасности <№>, в связи с чем суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора о возложении на ответчиков обязанности по внесению изменений в Паспорта обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащего категорированию, разъезда Домовицы, железнодорожной станции Фурманов, железнодорожной станции Малаховская Ярославского центра организации работы железнодорожных станций – Северной дирекции управления движением структурного подразделения Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД» путем включения в пункт «а» раздела 4 Паспортов в качестве мер по обеспечению транспортной безопасности объекта при уровне безопасности <№> (постоянный) положений подпункта «г» пункта 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 1635 от 08.10.2020.
При этом доводы прокурора относительно того, что изменения в Паспорта обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащего категорированию, могли вноситься исключительно при наличии оснований, указанных в пп. «с» п. 5 Требований, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 1635 от 08.10.2020, суд признает основанной на неверном толковании закона.
Письмо Росжелдор от <ДД.ММ.ГГГГ><№> содержащее разъяснения об отсутствии у субъекта транспортной инфраструктуры обязанности по привлечению подразделения транспортной безопасности при уровне безопасности <№> основанием к отказу в иске не является.
Пунктом 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 № 1635, закреплены обязанности субъектов транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры без конкретизации их применения относительно конкретного уровня безопасности объекта, в связи с чем являются общеобязательными.
Пунктами 7 и 8 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов предусмотрены дополнительные обязанности субъекта транспортной инфраструктуры в отношении объекта транспортной инфраструктуры, на котором осуществляется обслуживание пассажиров, при уровнях безопасности, соответственно, <№> и <№> к требованиям, предусмотренным п.п. 5 и 6.
При этом пп. «б» п. 7 Требований предусмотрена обязанность субъекта транспортной инфраструктуры при уровне безопасности <№> обеспечить силами подразделения транспортной безопасности патрулирование и осмотр объекта транспортной инфраструктуры не реже одного раза в 2 часа с проведением наблюдения и собеседования в целях обеспечения транспортной безопасности, выборочного досмотра с использованием переносных, мобильных средств досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности.
Пунктом 8 Требований закреплено, что субъект транспортной инфраструктуры в отношении объекта транспортной инфраструктуры, на котором осуществляется обслуживание пассажиров, при уровне безопасности <№> дополнительно к требованиям, предусмотренным пунктами 5 - 7 настоящего документа, обязан обеспечить силами подразделения транспортной безопасности досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности проходящих (перемещаемых) на объект транспортной инфраструктуры физических лиц, материальных и (или) технических объектов (за исключением пассажиров поездов и поездных бригад этих поездов, прибывающих на объект транспортной инфраструктуры и отправляющихся с объекта транспортной инфраструктуры) либо на основании решения лица, ответственного за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, или лица, ответственного за обеспечение транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, прекратить функционирование объекта транспортной инфраструктуры и ограничить доступ к нему.
Системный анализ вышеуказанных положений законодательства свидетельствует о наличии у субъекта транспортной инфраструктуры обязанности по обеспечению образования или по привлечению для защиты объекта транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности независимо от уровня безопасности и оперативному принятию дополнительных мер безопасности, в том числе силами данного подразделения, в случае изменения уровня безопасности на <№> или <№>.
Указание в п. 1 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию на необходимость учета уровней безопасности при их применении, закрепление в пп. «г» п. 5 Требований положений о том, что данная обязанность устанавливается в случаях, предусмотренных настоящим документом, а также отражение в Типовой форме паспорта обеспечения транспортной безопасности объекта сведений о том, что положение (устав) сформированного подразделения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или копия договора с привлеченным подразделением транспортной безопасности прикладываются к паспорту для объектов транспортной инфраструктуры, предусматривающих участие подразделений транспортной безопасности, основанием к отказу в иске не являются, поскольку данные положения не содержат указания на необходимость исполнения обязанности по образованию или привлечению для защиты объекта транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности исключительно в случае повышения уровня безопасности.
Более того, сам факт наличия в Паспортах обеспечения транспортной безопасности разъезда Домовицы, железнодорожной станции Фурманов, железнодорожной станции Малаховская положений, предусматривающих в качестве обязательной меры при уровне безопасности <№> выполнение пп. «г» п. 5 Требований, свидетельствует о наличии у ответчиков соответствующей обязанности по образованию (формированию) или привлечению подразделений транспортной безопасности. Внесение ответчиками изменений в Паспорта в период рассмотрения судом настоящего гражданского дела не освобождает их от обязанности, возложенной действующим законодательством.
Ссылки представителя ответчика на договор от <ДД.ММ.ГГГГ><№>, заключенный между Северной железной дорогой – филиалом ОАО «РЖД» и Федеральным государственным предприятием «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации», предметом которого является охрана объектов Северной железной дороги – филиала «РЖД» и осуществление мероприятий по предотвращению незаконного нахождения посторонних лиц на железнодорожных путях общего пользования, находящихся на балансе Северной железной дороги - филиала ОАО «РЖД» (т. 6, л.д. 109-124), а также письмо ФГП «ВО ЖДТ РФ» от <ДД.ММ.ГГГГ> о том, что при введении 2 или 3 уровня безопасности на железнодорожных станциях Ивановской области, не подлежащих категорированию, и заключении дополнительного соглашения к договору на охрану <№> от <ДД.ММ.ГГГГ> данное предприятие имеет возможность обеспечить охрану объектов с помощью подразделений транспортной безопасности (т. 6 л.д. 170), суд находит несостоятельными, поскольку из паспортов транспортной безопасности следует, что станции Фурманов, Малаховская и разъезд Домовицы находятся на балансовом учете Центральной дирекции инфраструктуры, а не Северной железной дороги, предметом договора является охрана путей, а не станций. Также суд отмечает, что письмо, на которое ссылается ответчик в подтверждение своих доводов о том, что они в случае повышение уровня безопасности в кратчайшие сроки смогут обеспечить охрану объектов гарантийным не является, поскольку не содержит существенный условий договора (ст. 435 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Также представителем ответчиков суду представлен договор от <ДД.ММ.ГГГГ><№>, заключенный между Центральной дирекцией инфраструктуры и ФГП «ВО ЖДТ РФ» на оказание услуг по охране объектов Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД» от противоправных посягательств; осуществление мероприятий по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений на охраняемых объектах (т. 6 л.д. 124-156). Данный договор также не может являться основанием к отказу в иске, поскольку станции Фурманов, Малаховская и разъезд Домовицы предметом указанного договора не являются.
Документы, представленные ответчиком о том, что ФГП «ВО ЖДТ РФ» правомочно заключать договоры, как подразделения транспортной безопасности (т. 6, л.д. 164-169), также основанием к отказу в иске не являются, поскольку не свидетельствует о том, что договоры для защиты объектов транспортной инфраструктуры станции Фурманов, Малаховская и разъезда Домовицы заключены, а право на заключение таких договоров ФГП «ВО ЖДТ РФ» прокурором в настоящем судебном разбирательстве не оспаривается.
Суд не может согласиться с доводами представителя ответчиков о том, что обязанность по образованию (формированию) и (или) привлечению для защиты объекта транспортной инфраструктуры (группы объектов транспортной инфраструктуры) подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов, возникает только после повышения уровня опасности выше первого.
Согласно пп. ч п. 5 пп. 1 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 № 1635 субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны реализовывать предусмотренные паспортом объекта транспортной инфраструктуры дополнительные меры безопасности при изменении уровня в срок, не превышающий 1 часа 30 минут с момента получения сообщения об изменении степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства.
Даже принимая во внимание, что п. 90 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД», утвержденного Советом Директоров ОАО «РЖД» <ДД.ММ.ГГГГ>, возможность в исключительных случаях закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) при наличии срочной потребности в услугах, при условии, что обстоятельства, обусловившие срочную потребность в товарах, работах, услугах, невозможно было предусмотреть заранее, учитывая, необходимость согласовать существенные условия договора, составить и подписать договор, ознакомить сотрудников подразделения транспортной безопасности с паспортами, в которых содержится описание зон транспортной безопасности, необходимость изыскать и обеспечить явку сотрудников на охраняемые объекты, суд приходит к выводу, что в срок не превышающий 1 часа 30 минут после повышения уровня безопасности, субъект транспортной инфраструктуры очевидно не сможет обеспечить надлежащую охрану объектов транспортной инфраструктуры, в случае если не заключит необходимые договоры заблаговременно. Кроме того, суд отмечает, что п. 90 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД», утвержденного Советом Директоров ОАО «РЖД» <ДД.ММ.ГГГГ>, позволяет ОАО «РЖД» производить закупки у единственного поставщика только в случае, если потребность в данных услугах невозможно было предусмотреть заранее, применительно к рассматриваемому делу конкретные обязанности по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и сроки их исполнения, предусмотрены законом.
Суд также не может согласиться с доводами стороны ответчика о том, что прокурор, предъявляя настоящий иск, вмешивается в оперативно-хозяйственную деятельность ОАО «РЖД». В обоснование чего представителем ответчиков представлен «примерный расчет стоимости услуг подразделений транспортной безопасности», из которого следует, что стоимость услуг подразделений транспортной безопасности в отношении станции Фурманов составит более 81 миллиона рублей в год, станции Малаховская - более 45 миллионов рублей в год, разъезда Домовицы - более 45 миллионов рублей в год (т. 1, л.д. 132). Какого-либо экономического обоснования представленный расчет не содержит. Требования по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры возложены на ответчиков в силу закона.
Отсутствии технической оснащенности разъезда Домовицы, железнодорожной станции Фурманов, железнодорожной станции Малаховская техническими средствами не освобождает их собственника от обязанности соблюдать обязательные требования транспортной безопасности. Неуказание в распоряжении Правительства Российской Федерации от 21.04.2022 № 974-р «Этапы и сроки оснащения техническими средствами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, находящихся в собственности ОАО «РЖД» или используемых указанным обществом на ином законном основании» разъезда Домовицы, железнодорожной станции Фурманов, железнодорожной станции Малаховская в качестве объектов транспортной инфраструктуры ОАО «РЖД», подлежащих оснащению техническими средствами обеспечения транспортной безопасности до 2025 года, не свидетельствует о необоснованности заявленных исковых требований. Более того, пп. «г» п. 5 Требований предусматривается возможность привлечения в целях защиты объектов транспортной инфраструктуры специально оснащенного, мобильного подразделения транспортной безопасности. Отсутствие технической оснащенности разъезда Домовицы, железнодорожной станции Фурманов, железнодорожной станции Малаховская техническими средствами, напротив, опровергает обоснованность доводов ответчиков о наличии у них возможности надлежащего обеспечения охраны объектов.
Отсутствие привлеченного или сформированного подразделения транспортной безопасности, аккредитованного в качестве подразделения транспортной безопасности для защиты объекта транспортной инфраструктуры, создает угрозу совершения актов незаконного вмешательства, которые могут повлечь причинение вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, а также инфраструктуре железнодорожного транспорта, в связи с чем суд признает ошибочными доводы ответчиков о том, что истцом не представлено доказательств нарушения прав неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд, учитывая характер допущенного нарушения, необходимость реального исполнения судебного постановления, обеспечения наиболее разумного и справедливого баланса публичных интересов и интересов ответчика, объем мероприятий и денежных средств, которые необходимо провести и выделить в целях исполнения решения суда, приходит к выводу, что ответчику необходимо установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Данный срок является разумным, справедливым и достаточным для исполнения обязанностей, возложенных настоящим решением.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Ивановского транспортного прокурора Северо-Западной транспортной прокуратуры, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги», Центральной дирекции управления движением – филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» о возложении обязанности по совершению определенных действий удовлетворить.
Возложить на открытое акционерное общество «Российские железные дороги», Центральную дирекцию управления движением – филиал открытого акционерного общества «Российские железные дороги» обязанность в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда внести изменения в Паспорта обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию, разъезда Домовицы, железнодорожной станция Фурманов, железнодорожной станции Малаховская Ярославского центра организации работы железнодорожных станций – структурного подразделения Северной дирекции управления движением – структурного подразделения Центральной дирекции управления движением – филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги», а именно включить в раздел 4 Паспортов подпункт «г» пункта 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 1635 от 08.10.2020.
Возложить на открытое акционерное общество «Российские железные дороги», Центральную дирекцию управления движением – филиал открытого акционерного общества «Российские железные дороги» обязанность в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда приложить к Паспортам обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию, разъезда Домовицы, железнодорожной станция Фурманов, железнодорожной станции Малаховская Ярославского центра организации работы железнодорожных станций – структурного подразделения Северной дирекции управления движением – структурного подразделения Центральной дирекции управления движением – филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» Положение (устав) сформированного подразделения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или копию договора с привлеченным подразделением транспортной безопасности.
Ивановский транспортный прокурор Северо-западной транспортной прокуратуры ИНН 7838385841.
Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» ИНН 7708503727.
Центральная дирекция управления движением – филиал открытого акционерного общества «Российские железные дороги» ИНН 7708503727.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Фурмановский городской суд Ивановской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: _________________
Мотивированное решение в окончательной форме составлено <ДД.ММ.ГГГГ>