Апатитский городской суд Мурманской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Апатитский городской суд Мурманской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Гр. дело № 2-546/2011 Решение в окончательной
форме изготовлено 16.05.2011
Р Е Ш Е Н И Е (Решение вступило в законную силу 13.07.2011)
Именем Российской Федерации
12 мая 2011 года г. Апатиты
Апатитский городской суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Воробьевой Н.С.,
при секретаре Калашниковой М.В.,
с участием представителя истца Пинчук О.А.,
ответчика Гурьевой Л.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федеральной налоговой Службы России к Гурьевой Лидии Борисовне о привлечении к субсидиарной ответственности по обязательствам юридического лица Товарищества с ограниченной ответственностью «»,
У С Т А Н О В И Л:
Федеральная налоговая служба России (далее ФНС) обратилась с иском к Гурьевой Л.Б. о привлечении ее к субсидиарной ответственности по обязательствам юридического лица Товарищества с ограниченной ответственностью «» (далее Товарищество) и взыскании в доход Федерального бюджета РФ расходов по оплате вознаграждения арбитражному управляющему в сумме .
Свои требования мотивирует тем, что ФНС обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании ТОО «» несостоятельным (банкротом).
Основанием к обращению с заявлением в Арбитражный суд послужило неисполнение должником ТОО «» обязанности по уплате обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, установленной Налоговым Кодексом РФ. Сумма задолженности по уплате обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды составляла руб., в том числе недоимка руб., пени руб., налоговые санкции в размере руб. Срок, в течение которого не были исполнены требования, превышает три месяца с момента наступления даты их исполнения.
Руководитель Товарищества не принимал меры по погашению задолженности по обязательным платежам и ликвидации предприятия. Требования налогового органа от о добровольном погашении задолженности не было исполнено Товариществом.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок, обязанность по уплате налога исполняется принудительно, поэтому налоговым органом было вынесено постановление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика-организации ТОО «» в общей сумме руб., в том числе налог руб. коп., пени руб. коп.
Службой судебных приставов было вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства от
Постановление о взыскании налогов и пени за счет имущества должника не было исполнено по причине отсутствия у должника имущества и возвращено взыскателю с актом о невозможности взыскания. Согласно сведениям ОСП г. Апатиты Мурманской области у должника отсутствует какое-либо имущество и денежные средства.
В связи с этим ФНС по Мурманской области обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании Товарищества несостоятельным (банкротом).
Решением Арбитражного суда Мурманской области от ТОО «» признано банкротом и в отношении него было открыто конкурсное производство сроком на 12 месяцев. Конкурсным управляющим был утвержден
В ходе конкурсного производства арбитражным управляющим имущества, принадлежащего должнику, не выявлено, денежные средства должника отсутствовали, расчеты с кредиторами не производились. Расходы в период процедуры конкурсного производства производились за счет личных средств конкурсного управляющего.
В Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о ликвидации должника, поскольку должник не имел возможности удовлетворить требования кредитора в полном объеме, поскольку у него отсутствовали денежные средства и имущество, достаточное для удовлетворения требований всех кредиторов и задолженности по налогам и сборам.
учредителями Товарищества было принято решение о ликвидации предприятия, руководителем Товарищества назначена Гурьева Л.Б., на нее же возложены и функции ликвидации юридического лица.
ФНС считает, что руководитель Товарищества Гурьева Л.Б., как ликвидатор, не выполнила надлежащим образом свои полномочия по управлению делами предприятия, не контролировала финансово-хозяйственную деятельность, не принимала меры по погашению задолженности по обязательным платежам и ликвидации предприятия, с заявлением в Арбитражный суд о признании Товарищества несостоятельным (банкротом) она не обращалась.
Руководитель Товарищества не обратилась с заявлением в Арбитражный суд о признании Товарищества несостоятельным (банкротом) при установлении факта недостаточности имущества должника для удовлетворения требований кредиторов. В соответствии со ст. 9 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» руководитель обязан был обратиться в Арбитражный суд с таким заявлением.
Так как руководитель Товарищества не исполнил свои обязанности и не подал заявление в Арбитражный суд Мурманской области о признании Товарищества несостоятельным (банкротом), считает, что в соответствии со ст. 10 Закона «О несостоятельности (банкротстве) он должен нести субсидиарную ответственность.
Согласно Уставу ТОО «» исполнительным органом Товарищества является Дирекция, Товарищества была назначена Гурьева Л.Б., которая согласно Уставу Товарищества без доверенности действует от его имени, в том числе представляет его интересы и совершает сделки, тем самым она наделена правом давать обязательные для Товарищества указания и иным образом определять его действия, что вытекает из норм ст. 56 ГК РФ.
ФНС считает, что по вине Гурьевой Л.Б., которая не приняла меры по погашению задолженности по обязательным налоговым платежам и ликвидации Товарищества, наступила его несостоятельность (банкротство).
При проведении процедуры банкротства в отношении ТОО «» конкурсному управляющему Арбитражным судом был установлен размер денежного вознаграждения.
ФНС России, в лице ИФНС России по г. Апатиты, как уполномоченный орган, в добровольном порядке погасил расходы по оплате вознаграждения конкурсному управляющему за исполнение им обязанностей в размере рублей копеек, в том числе расходы, понесенные им за период конкурсного производства.
Причиной возбуждения дела о банкротстве Товарищества явилось неисполнение должником обязанности по уплате обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, установленной Налоговым Кодексом РФ в период, когда осуществляла полномочия Гурьева Л.Б.
Согласно материалам дела должник ТОО «» не имел возможности рассчитаться со всеми кредиторами, срок исполнения обязательств перед которыми уже наступил.
Поскольку должник ТОО «» не подал заявление о банкротстве Товарищества в Арбитражный суд, несмотря на обязанность это сделать в соответствии со ст. 9 Закона «О несостоятельности (банкротстве)», ФНС имеет право на основании пункта 2 статьи 10 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» предъявить требования к гражданину, являющемуся ликвидатором юридического лица ТОО «».
Просит привлечь Гурьеву Л.Б. к субсидиарной ответственности по обязательствам ТОО «», взыскать с нее в доход Федерального бюджета РФ расходы, понесенные за период конкурсного производства в размере .
Представитель истца Пинчук О.А. поддержала заявленные исковые требования, настаивала на их удовлетворении, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик Гурьева Л.Б. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласна. Суду пояснила, что она не являлась учредителем ТОО «», была руководителем Товарищества в период с по . В связи с утратой документов, решением учредителей от было подтверждено ее назначение руководителем, в остальной части (назначение ее руководителем на новый срок и ликвидатором ТОО «») решение учредителей не вступило в силу, поскольку трудовые отношения с ней оформлены не были. Ссылается на то, что в спорный период с по она не имела статуса руководителя и не обладала полномочиями, которые позволили бы ей определять действия должника.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования истца не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что ТОО «» согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 24.11.2010 поставлено на учет в налоговом органе , снято с учета .
В соответствии с п. 3.4. Устава ТОО «» исполнительным органом товарищества является Дирекция, которую возглавляет Генеральный директор, осуществляющий руководство текущей деятельностью Товарищества.
Как усматривается из материалов дела, в период с по на должность назначена Гурьева Л.Б.
Согласно п. п. 6.1, 6.2 Устава Товарищества, его деятельность прекращается, в том числе и по решению собрания участников, его ликвидация производится назначенной им ликвидационной комиссией.
Как следует из протокола учредителями ТОО «» было принято решение о его ликвидации и назначении ликвидатором Товарищества Гурьеву Л.Б., с подтверждением ее назначения в качестве руководителя ТОО «».
года постановлением Инспекции МНС РФ по г. Апатиты № 23 с должника ТОО «» в бюджет взыскан налог в размере рубля, на основании которого было возбуждено исполнительное производство.
постановлением судебного пристава исполнителя ССП г. Апатиты указанное постановление № 23 было возвращено взыскателю с актом о невозможности взыскания по причине отсутствия у должника имущества и денежных средств.
Федеральная налоговая служба России в лице ИФНС России по г. Апатиты, являющаяся уполномоченным органом по представлению в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований по уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам, обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании отсутствующего должника ТОО «» несостоятельным (банкротом) на том основании, что должник оплачивал налоги и сборы несвоевременно и не в полном объеме, в результате чего по состоянию на года за ним образовалась задолженность по обязательным платежам в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды в общей сумме рублей, в том числе по основным платежам в сумме рублей, а также по пени - рубля и по штрафам рубля.
Решением Арбитражного суда Мурманской области требования уполномоченного органа признаны подлежащими удовлетворению, ТОО «» признано банкротом и в отношении него открыто конкурсное производство на 12 месяцев. Конкурсным управляющим ТОО «» утвержден ., установлено единовременное вознаграждение конкурсного управляющего в размере рублей. С ТОО «» в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в сумме рублей.
Определением Арбитражного суда Мурманской области от конкурсное производство в отношении ТОО «» завершено.
ИФНС России по г. Апатиты на основании заявления конкурсного управляющего в соответствии с Положением «О порядке и условиях финансирования процедур банкротства отсутствующих должников», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21 октября 2004 года № 573, было выплачено вознаграждение в размере рублей, а также произведена компенсация расходов на проведение процедуры конкурсного производства в размере рублей копеек, итого за проведение конкурсного производства выплачено рублей копеек, что подтверждается платежными поручениями
Согласно ст. 9 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (в редакции от 26.10.2002, далее - Закон) руководитель должника или индивидуальный предприниматель обязан обратиться с заявлением должника в арбитражный суд в случае, если:
удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения должником денежных обязательств, обязанностей по уплате обязательных платежей и (или) иных платежей в полном объеме перед другими кредиторами;
органом должника, уполномоченным в соответствии с учредительными документами должника на принятие решения о ликвидации должника, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;
органом, уполномоченным собственником имущества должника - унитарного предприятия, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;
обращение взыскания на имущество должника существенно осложнит или сделает невозможной хозяйственную деятельность должника;
в иных предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях.
Должник обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением должника, если при проведении ликвидации юридического лица установлена невозможность удовлетворения требований кредиторов в полном объеме.
Заявление должника должно быть направлено в арбитражный суд в случаях, предусмотренных настоящей статьей, не позднее чем через месяц с даты возникновения соответствующих обстоятельств.
В соответствии с частью 2 ст. 10 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (в ред. Федерального закона от 28.04.2009 № 73-ФЗ) нарушение обязанности по подаче заявления должника в арбитражный суд в случаях и в срок, которые установлены статьей 9 настоящего Федерального закона, влечет за собой субсидиарную ответственность лиц, на которых настоящим Федеральным законом возложена обязанность по принятию решения о подаче заявления должника в арбитражный суд и подаче такого заявления, по обязательствам должника, возникшим после истечения срока, предусмотренного пунктами 2 и 3 статьи 9 настоящего Федерального закона.
В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 56 Гражданского кодекса Российской Федерации, если несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана учредителями (участниками), собственником имущества юридического лица или другими лицами, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, на таких лиц в случае недостаточности имущества юридического лица может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.
Привлечение исполнительного органа общества, , к субсидиарной ответственности по долгам общества, возможно при наличии причинно-следственной связи между его действиями либо дачей указаний, обязательных для общества, результатом совершения (исполнения) которых явилось банкротство общества.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" при разрешении вопросов, связанных с ответственностью учредителя (участников) юридического лица, признанного несостоятельным (банкротом), собственника его имущества или других лиц, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его действия (часть 2 пункт 3 статьи 56 Гражданского кодекса Российской Федерации), суд должен учитывать, что указанные лица могут быть привлечены к субсидиарной ответственности лишь в тех случаях, когда несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана их указаниями или иными действиями.
При этом при обращении в суд с требованием о привлечении должника к субсидиарной ответственности истец должен доказать, что своими действиями ответчик довел должника до банкротства, то есть до финансовой неплатежеспособности, до состояния, не позволяющего ему удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены (пункт 2 статьи 3 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
Статьей 10 Закона "О несостоятельности (банкротстве)" определен субъектный состав лиц, которые могут быть привлечены к субсидиарной ответственности.
Согласно учредительному договору от было учреждено МП ТОО «». Участниками Товарищества являлись: общество « и семь физических лиц.
Гурьева Л.Б. учредителем не являлась.
Согласно записям в ее трудовой книжке Гурьева Л.Б. была назначена и уволена по собственному желанию
Из копии трудовой книжки ответчика следует, что она в период с состояла в трудовых отношениях с другими организациями, в частности на
Пунктом 4.1. Устава Товарищества установлено, что трудовые отношения работника и Товарищества строятся на основе трудового договора или контракта и регулируются действующим законодательством.
В соответствии со ст. 57 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (ред. от 21.03.2002) ликвидация общества производится в следующем порядке:
Общество может быть ликвидировано добровольно в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с учетом требований настоящего Федерального закона и устава общества. Общество может быть ликвидировано также по решению суда по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации.
Ликвидация общества влечет за собой его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
Решение общего собрания участников общества о добровольной ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии принимается по предложению совета директоров (наблюдательного совета) общества, исполнительного органа или участника общества.
Общее собрание участников добровольно ликвидируемого общества принимает решение о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии.
С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению делами общества. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого общества выступает в суде.
В случае, если участником ликвидируемого общества является Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование, в состав ликвидационной комиссии включается представитель федерального органа по управлению государственным имуществом, специализированного учреждения, осуществляющего продажу федерального имущества, органа по управлению государственным имуществом субъекта Российской Федерации, продавца государственного имущества субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Положениям статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации установлен порядок ликвидации юридического лица, согласно которому ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом, и подлежит регистрации.
Согласно п. 6.2. Устава ТОО «» ликвидация Товарищества производится назначенной им ликвидационной комиссией, а в случаях прекращения деятельности товарищества по решению государственного арбитража или суда – ликвидационной комиссией назначенной этим органом.
С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами Товарищества. Ликвидационная комиссия оценивает наличное имущество Товарищества, выявляет его дебиторов и кредиторов и рассчитывается с ними, принимает меры к оплате долгов товарищества третьим лицам, а также его участникам, составляет ликвидационный баланс и представляет его собранию участников.
Из протокола заседания учредителей ТОО «» следует, что учредителями решение о создании ликвидационной комиссии не принималось, а также не совершались обязанности, возложенные на них ст. 63 Гражданского кодекса РФ по выполнению установленного федеральным законом порядка ликвидации юридического лица.
Таким образом, доказательств того, что Гурьева Л.Б. в спорный период являлась руководителем Товарищества, участником ТОО «», входила в органы управления, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания, либо иным образом определять его действия, истцом не представлено.
Учитывая, что Гурьева Л.Б. в период с не обладала юридическим статусом руководителя и законными полномочиями, которые позволяли ей определить действия должника, суд приходит к выводу, что условий наступления субсидиарной ответственности в порядке ст. 10 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» руководителя должника у ответчика не имеется.
В связи с чем исковые требования Федеральной налоговой Службы России к о привлечении Гурьевой Л.Б. к субсидиарной ответственности по обязательствам юридического лица не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Федеральной налоговой Службы России к Гурьевой Лидии Борисовне о привлечении к субсидиарной ответственности по обязательствам юридического лица Товарищества с ограниченной ответственностью «» - отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд путем подачи жалобы через Апатитский городской суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Н.С. Воробьева