ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5462/2022 от 04.10.2022 Верх-исетского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

УИД66RS0001-01-2022-004616-67

№2-5462/2022

Решение изготовлено в окончательной форме 04.10.2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 сентября 2022 года г. Екатеринбург

Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга

в составе председательствующего судьи Мурзагалиевой А.З.,

при секретаре судебного заседания Дедовой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело

по иску Девятова Александра Геннадьевича к ЕМУП «Специализированная автобаза» об обязании внести изменения в договор,

УСТАНОВИЛ:

Истец Девятов А.Г. обратился в суд с вышеуказанным иском, в обоснование которого пояснил, что проживает в жилом доме № <адрес> в г. Екатеринбурге.

Между истцом и региональным оператором ЕМУП «Специализированная автобаза» фактически заключен публичный договор на вывоз твердых коммунальных отходов.

18.03.2022 ответчиком ЕМУП «Специализированная автобаза» (Региональный оператор) по обращению истца представлен публичный договор № о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами по муниципальному образованию г. Екатеринбург в письменной форме, в соответствии с которым ответчик обязался принимать твердые коммунальные отходы (ТКО) в объеме и месте, которые определены в договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а истец обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора.

Согласно раздела 6 Приложения №1 к данному договору, место накопления ТКО устанавливается графиками сбора и транспортирования ТКО, размещенных Региональным оператором на своем официальном сайте: https://sab-ekb.ru/regionalnyiyopereator/vzaimodeystvie_s_izhs.

При прохождении по указанной ссылке следует, что по ул. <адрес> дни сбора пакетов с ТКО понедельник, среда, пятница, что не содержит информации о месте складирования пакетов ТКО, поскольку улица <адрес> имеет длину 1 км. При этом, перемещение пакета с ТКО по улице к другим домам вызывает возмущение у жителей собственников соседних домов.

Истец направил в адрес ответчика претензию с просьбой о внесении изменения в договор, указав в новой редакции место складирования истцом ТКО в разделе 6 Приложения №1 к договору – адрес дома или его географические координаты, на что был получен отказ в изменении текста договора.

В связи с изложенным, истец просит обязать ЕМУП «Специализированная автобаза» внести изменения в письменный договор № о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами по муниципальному образованию г. Екатеринбург от 17.03.2022, а именно, в раздел 6 Приложения №1 к настоящему договору – место сбора ТКО следующим текстом: «В 1 -2 метрах от проезжей части улицы <адрес>, напротив дома №».

Истец в судебном заседании настаивал на исковых требованиях, доводы, изложенные в иске, поддержал, ранее в судебном заседании пояснял, что по данной улице ходят два мусоровоза, которые обслуживают близлежащие многоквартирные дома, проезжают мимо дома истца и пакеты не забирают. Тот мусоровоз, который проезжает по частному сектору, не доезжает до дома истца. На обращения истца – забрать пакеты, ему говорят нести их к данному дому. В связи с этим, необходимо указать в тексте договора место складирования мусора – дом №<адрес>. Доказательств, подтверждающих данные обстоятельства, а именно, что пакеты, выставленные истцом перед своим домом, ответчиком не убираются, в материалы дела истцом не представлено.

В данном судебном заседании истец пояснил, что, начиная с мая 2021 года, он перестал выкладывать мусорные пакеты перед домом, так как их ответчик не забирает.

Представитель ответчика ЕМУП «Спецавтобаза» в судебном заседании исковые требования не признал, указав, что в соответствии с Правилами обращения с ТКО, потребитель осуществляет складирование ТКО только в местах складирования и накопления ТКО, согласно схем площадок, утвержденных Администрацией г. Екатеринбурга. Напротив каждого дома не может складироваться мусор, должна быть специальная площадка. По вопросу ее установления истцу надлежит обратиться в Администрацию г. Екатеринбурга. Согласно Реестра мест (площадок) накопления ТКО, размещенного на сайте Екатернбург. рф, таких мест накопления ТКО по улице Широкореченская не менее 5-ти.

Представитель третьего лица Администрации г. Екатеринбурга, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился.

Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 2 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).

В соответствии с ч. 1 ст. 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

В силу ст. 452 Гражданского кодекса Российской Федерации, соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев не вытекает иное.

Требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.

В соответствии с п. 8(18) Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (ред. от 18.03.2021) «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641» (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами"), до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Судом установлено, что 18.03.2022 в адрес истца ответчиком ЕМУП «Специализированная автобаза» (Региональный оператор) направлен проект публичного договора № о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами по муниципальному образованию г. Екатеринбург от 17.03.2022, в соответствии с которым ответчик обязуется принимать твердые коммунальные отходы (ТКО) в объеме и месте, которые определены в договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель принимает на себя обязательство оплачивать услуги регионального оператора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора (л.д. 8).

Как следует из п. 1.2 договора, объем ТКО, места (площадки) накопления ТКО и периодичность вывоза ТКО, а также информация о размещении мест накопления ТКО и подъездных путей к ним, а также иные дополнительно согласованные сторонами условия определяются в Приложении в договору, являющемуся его неотъемлемой частью.

Согласно п. 1.3 договора, установлен способ складирования ТКО – пакеты.

В силу п. 6.1 договора, коммунальная услуга по обращению с ТКО предоставляется потребителю в жилом доме (домовладении) с учетом региональных, экономико – географических и климатических особенностей и созданной инфраструктуры по обращению, в том числе, по раздельному накоплению и утилизации, с ТКО.

Периодичность сбора транспортировки ТКО, накапливаемых потребителем в пакетах или других емкостях, предоставляемых региональным оператором, устанавливается графиками сбора и транспортирования ТКО, размещенных региональным оператором на своем официальном сайте: http://sab-ekb.ru/regionalnyiy operator/vzaimodeystvie_s_izhs (п. 6.3 договора).

Согласно п. 11.1 договора, все изменения, которые вносятся в договор, считаются действительными, если они оформлены в письменном виде, подписаны уполномоченными на то лицами и заверены печатями обеих сторон.

Истец данный договор не подписал, направил в адрес ответчика претензию, указав, что установление места приема ТКО является существенным условием договора по обращению с ТКО. В соответствии с проектом договора, согласно п.п. 6,7 Приложения №1, место приема ТКО указано ссылками, из которых следуют только временные интервалы сбора ТКО и название улиц, на которых производится сбор ТКО. Вместе с тем, улица <адрес> составляет 850 метров и не может быть определена как место сбора ТКО в пакетах от частного дома, кроме того интернет – ссылки могут быть недоступны, нестабильны, информация в них может быть отредактирована.

В претензии истец предлагает ответчику изменить редакцию приложения к договору п. 6, п. 7 место сбора ТКО либо как адрес дома «поселок Мичуринский ул. Широкореченская дом №40» либо гео-координатами (л.д. 12).

В соответствии с п. 24 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»), при наличии разногласий по полученному от исполнителя проекту договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, собственник помещения в многоквартирном доме и собственник жилого дома (домовладения) обязаны в течение 30 дней передать исполнителю в месте его нахождения, по почте или иным согласованным с исполнителем способом протокол разногласий к проекту договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.

Исполнитель, получивший протокол разногласий к проекту договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, обязан в течение 30 дней со дня его получения известить собственника о принятии договора в его редакции либо об отклонении протокола разногласий с указанием причин отклонения.

При отклонении исполнителем протокола разногласий либо неполучении заявителем извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок собственник вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, на рассмотрение суда.

Как следует из пункта 36 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (ред. от 18.03.2021) «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641» (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами") (далее по тексту – Правила №1156), место приема (передачи) твердых коммунальных отходов является существенным условием договора на оказание услуг по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

При этом, согласно п. 9 Правил №1156, потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.

В случае если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.

В соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами:

а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);

б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;

в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором (п. 10 Правил №1156).

В своем ответе ЕМУП «Спеавтобаза» на данную претензию указано что, предоставить новую редакцию Приложения к договору не представляется возможным, в связи со следующим.

Способ складирования, предусмотренный подп. «в» п. 10 Правил № 1156 не предполагает использование конкретного места (площадки) накопления ТКО. При таком способе складирования ТКО – сбор ТКО осуществляется путем непосредственно сбора в мусоросборочную технику (бесконтейнерная система удаления отходов).

Бесконтейнерный сбор ТКО осуществляется путем сбора пакетов с образовавшимися ТКО по маршруту движения специализированного транспорта и перемещения их, непосредственно в мусоровоз для дальнейшего транспортирования. Следовательно, специализированный автотранспорт проезжает по всей протяженности улицы Широкореченская.

Поскольку в графике сбора и транспортирования ТКО из частного сектора МО «город Екатеринбург» отсутствует информация о точном адресе сбора ТКО, указать точный адрес места накопления ТКО не представляется возможным.

По вопросу предоставления информации через информационно – телекоммуникационную сеть Интернет, ответчик сообщил, что график сбора и транспортирования ТКО может изменяться в зависимости от различных факторов, в частности, от изменения периодичности сбора и транспортировки ТКО Администрацией Верх-Исетского района г. Екатеринбурга. В связи с чем, индивидуальное направление графика каждому потребителю коммунальной услуги по обращению с ТКО технически не представляется возможным. Вся необходимая информация указывается и в случае изменений, своевременно анализируется на официальном сайте ЕМУП «Спецавтобаза» (л.д. 13).

Истцом подтверждено, что складирование ТКО им осуществляется в пакеты, предоставленные региональным оператором, в соответствии с Графиком распространения пакетов в Верх-Исетском районе г. Екатеринбурга (л.д. 63, 67).

Данное обстоятельство также подтверждается ответом Администрации Верх-Исетского района г. Екатеринбурга на судебный запрос, согласно которому, в связи с плотной застройкой в частном секторе Верх-Исетского района г. Екатеринбурга отсутствует возможность организации мест для размещения контейнерных площадок с соблюдением санитарных норм и требований, а также предусматривающая возможность свободного проезда и подъезда мусоровоза. Площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. В этой связи Администрацией Верх-Исетского района г. Екатеринбурга совместно с региональным оператором ЕМУП «Спецавтобаза» определен преимущественно бесконтейнерный способ накопления ТКО. Бесконтейнерный сбор отходов осуществляется в специализированные пакеты, предоставляемые региональным оператором ЕМУП «Спецавтобаза». Вывоз ТКО в поселке Мичуринский по ул. Широкореченская осуществляется по утвержденному графику три раза в неделю (понедельник, среда, пятница, с 10-00 до 14-00). График сбора и транспортирования ТКО в частном секторе Верх-Исетского района размещен на официальном сайте ЕМУП «Спецавтобаза» http://sab-ekb.ru/.

При этом, представителем Администрации Верх-Исетского района г. Екатеринбурга сообщено, что в ходе проведенной проверки региональным оператором установлено, что вывоз ТКО по ул. Широкореченская в пос. Мичуринский осуществляется своевременно, согласно утвержденному графику, что подтверждается данными спутниковой системы мониторинга, установленной на спецавтотранспорте (л.д. 61 – 64).

Ранее указано, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. ст. 421, 422 ГК РФ).

Изучив содержание настоящего договора от 17.03.2022, суд приходит к выводу о том, что он соответствует обязательным для сторон правилам, установленным законодательством Российской Федерации, действующим в момент его заключения.

При этом, с учетом совокупности вышеуказанных обстоятельств, установлено, что указать в договоре точный адрес места накопления ТКО и индивидуальное направление графика каждому потребителю коммунальной услуги по обращению с ТКО технически не представляется возможным.

Ссылка истца на неисполнение ответчиком обязательств по сбору и вывозу ТКО с учетом заявленного предмета спора не имеет правового значения.

Поскольку при наличии установленных фактов предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность наступают последствия, предусмотренные разделом X Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") (Правила №354).

Кроме того, из ответа Администрации Верх-Исетского района г. Екатеринбурга установлено, что вывоз ТКО по ул. <адрес> в пос. <адрес> осуществляется своевременно, согласно утвержденному графику, что подтверждается данными спутниковой системы мониторинга, установленной на спецавтотранспорте.

Как следует из материалов дела, на обращение истца о не вывозе ТКО, ответчиком дано разъяснение о том, что в ходе проведенной проверки выявлено, что в период с 01.10.2021 по 31.10.2021, сбор и транспортирование ТКО не осуществлялись, в связи со сбоем графика, в связи с чем, будет произведен перерасчет по оплате данной коммунальной услуге за март 2022 года (л.д. 7, 36).

Также суд учитывает пояснения истца о том, что начиная с мая 2021 года, он перестал выкладывать мусорные пакеты перед домом, поскольку их ответчик не забирает. В подтверждение указанного довода истцом представлены фотографии, которые не могут быть приняты судом в качестве допустимого доказательства, учитывая положения п.п. 104 – 113 Правил №354, предусматривающим порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность. В частности, при обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем. По данному сообщению проводится проверка, в результате которой составляется соответствующий акт. Данных доказательств истцом, в нарушение ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, на рассмотрение суда не представлено.

Учитывая совокупность установленных обстоятельств, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, в связи с чем, суд отказывает в их удовлетворении в полном объеме.

Иных требований на рассмотрение суда не заявлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 56, 98, 100, 194-198, Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Девятова Александра Геннадьевича к ЕМУП «Специализированная автобаза» об обязании внести изменения в договор – оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга.

Судья