ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5464/16 от 30.06.2016 Центрального районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

Дело № 2-5464/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Челябинск 30 июня 2016 года

Центральный районный суд г. Челябинска в составе

председательствующего судьи Л.Н. Мокроусовой

при секретаре А.Д. Кудряшове,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ГУ МВД России по Челябинской области, УМВД по г. Челябинску о зачислении стажа в выслугу лет,

УСТАНОВИЛ:

Истец ФИО1 обратился в суд с иском к ГУ МВД России по Челябинской области и УМВД по г. Челябинску о зачислении периода альтернативной службы в республике Узбекистан с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в выслугу лет для начисления пенсии, в том числе на льготных условиях.

В основании предъявленных исковых требований ФИО1 указал, что является получателем пенсии в соответствии с Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей». Проходил службу в составе батальона полка ДПС ГИБДД УМВД России по г.Челябинску с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил альтернативную службу в республике Узбекистан, о чем в военном билете и учетно-послужной карточке имеются соответствующие записи. Полагает, что период альтернативной службы подлежит зачету в выслугу лет, в том числе в льготном исчислении, что влечет за собой увеличение сумм денежного довольствия и влияет на увеличение размера пенсии. Однако, в отношении ФИО1 указанный период ответчиками в выслугу лет для начисления пенсии не включен, что ущемляет права истца.

В судебное заседание истец ФИО1 не явился, извещен надлежащим образом, в письменном заявлении просил о рассмотрении иска в свое отсутствие.

Представители ответчиков ГУ МВД России по Челябинской области ФИО2, действующая по доверенности, и ГУ МВД по г. Челябинску ФИО3, действующий по доверенности, в судебном заседании исковые требования не признали, поддержали доводы письменного отзыва, согласно которого истец проходил службу в составе батальона полка ДПС ГИБДД УМВД России по г. Челябинску в период по ДД.ММ.ГГГГ, его выслуга в календарном исчислении составляет <данные изъяты>. Обращение ФИО1 оставлено без удовлетворения, поскольку исходя из Международного соглашения о порядке пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел государств – участников Содружества Независимых Государств от ДД.ММ.ГГГГ закрепляется по вопросам пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел юрисдикция государства, на территории которого эти лица проживают. Альтернативной службы как основания для включения в пенсию по выслуге лет данное соглашение не закрепляет.

Суд, выслушав представителей ответчиков, исследовав материалы дела, считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в органах внутренних дел. Выслуга лет ФИО1 для назначения пенсии на ДД.ММ.ГГГГ в календарном исчислении составила <данные изъяты>, в льготном исчислении <данные изъяты>

Из военного билета следует, что ФИО1 призван Акалтынским районным военным комиссариатом Сырдарьинской области Узбекистиан, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил альтернативную службу.

Согласно расчету выслуги лет, предоставленного в судебное заседание ответчиком, данный период в выслугу лет истца не включен, как подлежащий зачету в выслугу лет на пенсию, назначенную по линии МВД.

На обращение ФИО1 с соответствующим требованием ответчик ГУ МВД России по Челябинской области ответил отказом, по основаниям, приведенным в отзыве ответчика, ссылаясь на отсутствие правовых оснований.

Согласно п. 3 ст. 10 Закона РФ «О статусе военнослужащих» время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с Указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.

Пункт 3 ст.10 Закона РФ «О статусе военнослужащих», исходя из его содержания и буквального смысла, не регулирует вопросы исчисления выслуги лет для сотрудников органов внутренних дел, а устанавливает лишь условия включения времени военной службы в общий трудовой стаж и стаж работы по специальности.

Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел осуществляется на основании Закона РФ от 12.02.1993 №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», согласно которому при назначении пенсии за выслугу лет учитывается не общий или специальный трудовой стаж, а выслуга на военной службе.

Закон РФ от 12.02.1993 №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 27.05.1998 №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» не содержит нормы о включении в выслугу лет сотрудника органа внутренних дел периода альтернативной гражданской службы в льготном исчислении.

Пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности и иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях либо службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, а также семей указанных лиц осуществляется в порядке, предусмотренном этими договорами (соглашениями).

В соответствии с Соглашением от 24 декабря 1993 года «О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств- участников Содружества Независимых Государств», пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел Сторон, а также пенсионное обеспечение их семей осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством Сторон, на территории которых они постоянно проживают, а до принятия этими Сторонами законодательных актов по данным вопросам - на условиях, по нормам и в порядке, установленным законодательством бывшего Союза ССР. Назначение пенсий и выплата пособий семьям, потерявшим кормильца, производится Стороной, в органах внутренних дел которой сотрудник проходил службу на момент гибели (смерти) или на территории которой проживал пенсионер (статья 1).

В выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам органов внутренних дел засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в Вооруженных Силах и других воинских формированиях, созданных высшими государственными органами, в органах безопасности и внутренних дел Сторон, а также бывшего Союза ССР и в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств в порядке, установленном законодательством Стороны, где они проходили службу. Установленная выслуга лет не подлежит изменению другой Стороной (статья 2).

Настоящим Соглашением возможность зачета в выслугу лет периода альтернативной службы лица на территории другого государства – участника СНГ – не предусмотрена.

В силу положений ст. 1 Федерального закона от 25.07.2002 года №113-ФЗ «Об альтернативной службе» альтернативная гражданская служба - особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву.

Трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, регулируется Трудовым кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В связи с чем, альтернативная (вневойсковая) служба не связана со службой в национальных вооруженных силах, других войсках, воинских учреждениях, формированиях, органах внешней разведки, органах национальной безопасности и в других формированиях, комплектуемых за счет призывного контингента, в которых предписано принятия военной присяги, ношение, применение оружия или непосредственное участие в производстве и обслуживании оружия, боевых припасов и боевой техники.

С учетом изложенного, при указанных обстоятельствах, предъявленные истцом требования не имеют под собой правовых оснований, в связи с чем, в их удовлетворении следует отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к ГУ МВД России по Челябинской области, УМВД России по г.Челябинску о включении в выслугу лет периода альтернативной службы отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения через Центральный районный суд г.Челябинска.

Председательствующий Л.Н. Мокроусова