ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5465/16 от 30.06.2016 Центрального районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

Дело № 2-5465/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Челябинск 30 июня 2016 года

Центральный районный суд г. Челябинска в составе

председательствующего судьи Л.Н. Мокроусовой

при секретаре А.Д. Кудряшове,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ГУ МВД России по Челябинской области, УМВД по г. Челябинску о зачислении стажа в выслугу лет,

УСТАНОВИЛ:

Истец ФИО1 обратился в суд с иском к ГУ МВД России по Челябинской области и УМВД по г. Челябинску о зачислении периода его срочной военной службы по призыву в отделенной местности с тяжелыми климатическими условиями с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в выслугу лет для начисления пенсии на льготных условиях.

В основании предъявленных исковых требований ФИО1 указал, что является получателем пенсии в соответствии с Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей». Проходил службу в органах внутренних дел с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил срочную военную службу по призыву в отдаленной местности с тяжелыми климатическими условиями в г. Корсаков Сахалинской области. Полагает, что указанный период подлежит зачету в выслугу лет в льготном исчислении (один месяц службы за два месяца), что влечет за собой увеличение сумм денежного довольствия и влияет на увеличение размера пенсии. Однако, в отношении ФИО1 указанный период в выслугу лет для начисления пенсии в льготном исчислении ответчиками не включен, что по мнению истца, ущемляет его права.

В судебное заседание истец ФИО1 не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в письменном заявлении просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представители ответчиков ГУ МВД России по Челябинской области ФИО2, действующая по доверенности, и ГУ МВД по г. Челябинску ФИО3, действующий по доверенности, в судебном заседании исковые требования не признали, поддержали доводы письменного отзыва, согласно которого ФИО1 выплачивается пенсия за выслугу лет со ДД.ММ.ГГГГ на основании пункта «а» статьи 13 Закона № 4468-1 от 12 февраля 1993 года. Исходя из положений Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 года №941, срочная служба, кроме предусмотренных постановлением случаев, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии в календарном исчислении. Период прохождения указанной военной службы ФИО1 к числу оснований, предусматривающих льготное исчисление стажа, не относится.

Суд, выслушав представителей ответчиков, исследовав материалы дела, считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил срочную военную службу по призыву в отдаленной местности с тяжелыми климатическим условиями - г. Корсаков Сахалинской области. Указанный период согласно представленному расчету включен ответчиком в выслугу лет истца в календарном исчислении. Выслуга лет по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (дата увольнения из органов внутренних дел) составила <данные изъяты> в календарном исчислении, на пенсию, назначенную по линии МВД.

На обращение ФИО1 с требованием о включении спорного периода в выслугу лет в льготном исчислении ответчик ГУ МВД России по Челябинской области ответил отказом, по основаниям, приведенным в отзыве ответчика, ссылаясь на отсутствие правовых оснований.

Согласно п. 3 ст. 10 Закона РФ «О статусе военнослужащих» время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с Указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.

Пункт 3 ст.10 Закона РФ «О статусе военнослужащих», исходя из его содержания и буквального смысла, не регулирует вопросы исчисления выслуги лет для сотрудников органов внутренних дел, а устанавливает лишь условия включения времени военной службы в общий трудовой стаж и стаж работы по специальности.

Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел осуществляется на основании Закона РФ от 12.02.1993 №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», согласно которому при назначении пенсии за выслугу лет учитывается не общий или специальный трудовой стаж, выслуга на военной службе.

Во исполнение указанного Закона принято Постановление Правительства РФ № 941 от 22 сентября 1993 года «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации», согласно которому в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам (далее именуются - военнослужащие), лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывается военная служба (в том числе по призыву) в Вооруженных Силах, Федеральной пограничной службе и органах пограничной службы Российской Федерации, внутренних и железнодорожных войсках, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки), органах внешней разведки, органах государственной охраны, Службе специальных объектов при Президенте Российской Федерации, других созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях Российской Федерации, бывшего Союза ССР и в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств.

Доводы истца о применении в отношении него пункта 3 данного Постановления, предусматривающего согласно его утверждению, включение в выслугу лет в льготном исчислении периодов службы в отдаленных местностях, основаны на неправильном толковании норм права. Пунктом 3 указанного Постановления предполагается зачет в льготном исчислении периодов военной службы, службы в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Вместе с тем, пункт 5 Постановления предусматривает специальную норму, подлежащую применению к рассматриваемым судом обстоятельствам, предполагающую особенности учета в льготном исчислении военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - срочная военная служба).

Согласно пункту 5 Постановления, военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении.

В соответствии со статьей 1 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. №4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей" его действие распространяется на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, а не на военнослужащих, проходивших военную службу по призыву (действительную срочную военную службу).

Поэтому в части 2 статьи 18 указанного Закона прямо сказано, что время прохождения военной службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении лишь лицам, указанным в статье 1 этого Закона.

Более того, в части 2 статьи 2 этого же Закона РФ от 12 февраля 1993 г. №4468-1 указывается, что пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (действительную срочную военную службу), осуществляется в соответствии с Законом РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" от 20 ноября 1990 г. №340-1.

В соответствии с частью 3 статьи 18 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. №4468-1 порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий лицам, указанным в статье 1 этого Закона, определяется Правительством Российской Федерации, которым во исполнение этого Закона и было 22 сентября 1993 г. принято Постановление №941.

Следовательно, изложенное в абзаце 1 пункта 5 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. №941 указание о включении в выслугу лет военной службы по призыву в календарном исчислении, кроме указанных в этом пункте отдельных категорий военнослужащих, не противоречит ни Закону РФ от 12 февраля 1993 г. №4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей", ни пунктам 1 и 3 Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. №941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации", а также статьям 18 и 19 Конституции РФ.

Поскольку соответствующие основания в отношении ФИО1 не установлены, а в календарном исчислении спорный период ответчиком в выслугу лет истца фактически зачтен, предъявленные истцом требования удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к ГУ МВД России по Челябинской области, УМВД России по г.Челябинску о включении в выслугу лет периода службы в льготном исчислении отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения через Центральный районный суд г.Челябинска.

Председательствующий Л.Н. Мокроусова