ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5466/2014 от 08.10.2014 Октябрьского районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика)

  Дело № 2-5466/2014

 Р Е Ш Е Н И Е

 Именем Российской Федерации

 08 октября 2014 года

 Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе:

 председательствующего судьи Ивановой М.А.,

 при секретаре Вшивковой И.А.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Хамитовой Р.А. об оспаривании решения органа местного самоуправления, возложении обязанности

 у с т а н о в и л:

 Хамитова Р.А. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления – отказа в согласовании проекта въезда-выезда на автостоянке открытого типа по адресу: <адрес>, а также о возложении соответствующей обязанности согласовать данный проект Требования мотивированы следующим.

 Заявитель является собственником вышеуказанного земельного участка. Данный участок относится к землям населенных пунктов, разрешенное использование: транспортная инфраструктура. Обслуживание и хранение городского и индивидуального транспорта. Автостоянки открытого типа. Стоянки индивидуального легкового автотранспорта до 100 машиномест (зона многофункциональной общественно-деловой застройки). С целью согласования организация въезда-выезда с вновь организованной автостоянки, находящейся на территории <адрес>, она обратилась в ГУАиГ Администрации г. Ижевска с соответствующим заявлением. В согласовании было отказано в связи со следующим:

 - Генеральным планом г. Ижевска, утвержденным решением Городской Думы г. Ижевска от 06.06.2006 г. № 96 выезд с участков, находящихся на территории <адрес> (магистраль городского значения) не предусмотрен;

 - согласно постановления Администрации г. Ижевска № 292 ООО «Строительному управлению «<данные изъяты>» разрешено подготовить документацию по планировке территории, срок продлен до 01.05.2015 г.

 Данный отказ заявитель считает незаконным, ограничивающим ее права как собственника земельного участка на использование по назначению, возможность проезда на участок, так как иного прохода (проезда) к нему не имеется.

 Организация въезда-выезда с территории существующей автостоянки не изменяет существующей транспортной схемы по <адрес>, а следовательно не требуется подготовка документации по планировке территории микрорайона.

 Права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным законом, ограничения подлежат государственной регистрации.

 Заявитель Хамитова Р.А., извещенная о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

 В суде представитель заявителя Гиззатов Р.Р., действующий на основании доверенности, доводы и требования, изложенные в заявлении, поддержал, просил заявление удовлетворить.

 Представители заинтересованных лиц Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска, Управления благоустройства и транспорта Администрации г. Ижевска, Управление Государственной инспекции безопасности дорожного движения, будучи надлежащим образом извещенными о дате и месте рассмотрения дела, в суд не явились.

 Ранее в судебных заседаниях представитель ГУАиГ Администрации г. Ижевска Комарова М.А., действующая на основании доверенности, требования заявления не признала, просила оставить его без удовлетворения в связи с необоснованностью. Кроме того пояснила, что порядок согласования организации въезда-выезда законодательно не установлен, в связи с чем аналогичные заявления рассматриваются Техническим Советом по вопросам координации развития дорожного хозяйства, транспортного комплекса, организации благоустройства и обеспечения безопасности дорожного движения при Управлении благоустройства и транспорта.

 В порядке части 2 статьи 257 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие заявителя, заинтересованных лиц.

 Выслушав объяснения явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к нижеследующему.

 Хамитова Р.А. является собственником земельного участка по адресу: <адрес>.

 Согласно кадастровой выписки о земельном участке от 23.08.2013 г., свидетельства о государственной регистрации права <номер> от 19.09.2013 г. разрешенный вид использования земельного участка: Транспортная инфраструктура. Обслуживание и хранение городского и индивидуального транспорта. Автостоянки открытого типа. Стоянки индивидуального легкового автотранспорта до 100 машиномест (зона многофункциональной общественно-деловой застройки).

 20.01.2014 г. Хамитова Р.А. обратилась в Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска с заявлением о согласовании эскизного проекта «Организация въезда и выезда на автостоянке открытого типа».

 14.04.2014 г. заявителю отказано в согласовании в связи с тем, что Генеральным планом г. Ижевска, утвержденным решением Городской Думы г. Ижевска от 06.06.2006 г. № 96 выезд с участков, находящихся на территории <адрес> (магистраль городского значения) не предусмотрен. Изменение существующей транспортной схемы (разработка новой) возможно при подготовке документации по планировке территорий микрорайона. Постановлением Администрации г. Ижевска № 292 ООО «СУ «<данные изъяты>» разрешено разработать проект планировки и проект межевания территории, ограниченной <адрес>. В составе проектной документации предусмотрены реконструкция существующего проезда и организация нового выезда на <адрес>. Данное проектной документация выезд с земельного участка, находящегося на территории СНТ «<данные изъяты>» также не предусмотрен. В целях соблюдения прав человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проекту планировки и проекту межевания должны быть проведены публичные слушания с участием граждан, проживающих на территории микрорайона, правообладателей земельных участков, лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией этих проектов (ч. 7 ст. 46 ГрК РФ).

 Согласно ответа Администрации г. Ижевска <номер> от 02.07.2014 г. постановлениями Администрации г. Ижевска от 03.03.2010 г. <номер>, от 05.04.2013 г. <номер>, от 15.05.204 г. <номер> был продлен срок подготовки документации по планировке территории до 01.05.2015 г. В настоящее время документация по планировке территории, ограниченной <адрес>, находится на стадии разработки, на публичных слушаниях не рассматривалась и не утверждена Главой Администрации г. Ижевска.

 Земельный участок по адресу: <адрес>, в состав СНТ «<данные изъяты>» не входит, в связи с изменением Хамитовой Р.А. назначения земельного участка и выходом из состава товарищества в порядке, предусмотренном Уставом СНТ «<данные изъяты>».

 Изложенные обстоятельства подтверждены в суде исследованными доказательствами.

 В силу части 1 статьи 254 Гражданского процессуального Кодекса РФ граждане вправе оспорить в суде решение органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы.

 Согласно статье 256 Гражданского процессуального Кодекса РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

 Заявитель оспаривает решение ГУАиГ об отказе в согласовании организации проекта выезда от 14.04.2014 г. С заявлением об оспаривании указанного решения она обратилась в суд 10.07.2014 г., то есть в пределах установленного срока.

 Рассматривая требования Хамитовой Р.А. по существу, суд исходит из следующего.

 Согласно пункту 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:

 имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия;

 соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;

 соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

 Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

 Полномочия Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации города Ижевска определены в разделе 2 Положения «О Главном управлении архитектуры и градостроительства Администрации города Ижевска», утвержденного решением Городской думы г. Ижевска от 06.06.2006 № 121 (ред. от 28.02.2013).

 К полномочиям Управления относятся, в том числе:

 2.1. Осуществление функций заказчика в области разработки документации о территориальном планировании, развитии и застройке территории городского округа, обеспечение разработки, рассмотрения, согласования и представления на утверждение правил землепользования и застройки, внесения изменений и дополнений к ним.

 2.2. Подготовка к утверждению подготовленной на основе документов территориального планирования городского округа документации по планировке территории.

 2.3. Ведение плана существующей застройки (опорного плана) города Ижевска, регистрационного плана расположения сооружений и коммуникаций связи и инженерного оборудования…

 … 2.42. Осуществление иных полномочий, не противоречащих действующему законодательству.

 В соответствии со статьей 45 ГрК РФ решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.

 В соответствии со статьей 18 ГрК документами территориального планирования муниципальных образований являются:

 1) схемы территориального планирования муниципальных районов;

 2) генеральные планы поселений;

 3) генеральные планы городских округов.

 Согласно статье 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.

 2. Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий.

 Статья 42. Проект планировки территории

 1. Подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

 2. Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию.

 3. Основная часть проекта планировки территории включает в себя:

 1) чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются:

 а) красные линии;

 б) линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам;

 в) границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства;

 г) границы зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения;

 9. Проект планировки территории является основой для разработки проектов межевания территорий.

 Статья 43. Проекты межевания территорий

 1. Подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры.

 2. Подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков. Подготовка проектов межевания подлежащих застройке территорий осуществляется в целях установления границ незастроенных земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства, а также границ земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения.

 3. Подготовка проектов межевания территорий осуществляется в составе проектов планировки территорий или в виде отдельного документа.

 5. Проект межевания территории включает в себя чертежи межевания территории, на которых отображаются:

 1) красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории;

 2) линии отступа от красных линий в целях определения места допустимого размещения зданий, строений, сооружений;

 3) границы застроенных земельных участков, в том числе границы земельных участков, на которых расположены линейные объекты;

 4) границы формируемых земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства;

 5) границы земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения;

 6) границы территорий объектов культурного наследия;

 7) границы зон с особыми условиями использования территорий;

 8) границы зон действия публичных сервитутов.

 6. В составе проектов межевания территорий осуществляется подготовка градостроительных планов земельных участков, подлежащих застройке, и может осуществляться подготовка градостроительных планов застроенных земельных участков.

 В соответствии со статьей 23 ГрК РФ подготовка генерального плана поселения, генерального плана городского округа (далее также - генеральный план) осуществляется применительно ко всей территории такого поселения или такого городского округа.

 2. Подготовка генерального плана может осуществляться применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, городского округа, с последующим внесением в генеральный план изменений, относящихся к другим частям территорий поселения, городского округа. Подготовка генерального плана и внесение в генеральный план изменений в части установления или изменения границы населенного пункта также могут осуществляться применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, городского округа.

 3. Генеральный план содержит:

 1) положение о территориальном планировании;

 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа;

 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа;

 4) карту функциональных зон поселения или городского округа.

 5. На указанных в пунктах 2 - 4 части 3 настоящей статьи картах соответственно отображаются:

 1) планируемые для размещения объекты местного значения поселения, городского округа, относящиеся к следующим областям:

 а) электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение;

 б) автомобильные дороги местного значения;

 в) физическая культура и массовый спорт, образование, здравоохранение, утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов в случае подготовки генерального плана городского округа;

 г) иные области в связи с решением вопросов местного значения поселения, городского округа;

 2) границы населенных пунктов (в том числе границы образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа;

 3) границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.

 Таким образом, согласно вышеуказанных положений закона, поскольку организация въезда-выезда не может быть отнесена к документам территориального планирования территории, а также не подлежит внесению в Генеральный план г. Ижевска, у ГУАиГ Администрации г. Ижевска отсутствовали полномочия по согласованию указанного проекта. Иные функции, которые осуществляет Управление в рамках вышеуказанного Положения, также указывают на отсутствие полномочий по решению заданного вопроса.

 В связи с отсутствием полномочий на принятие решения, изложенного в письме от 14.04.2014 г. <номер>, указанные в нем основания для отказа в согласовании проекта не имеют правового значения для разрешения возникшего спора.

 Поскольку у ГУАиГ Администрации г. Ижевска отсутствовали полномочия на принятие оспариваемого решения, оно, в силу положений пункта 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2, является незаконным. Требования Хамитовой Р.А. в данной части подлежат удовлетворению.

 На основании Постановления Администрации г. Ижевска от 16.12.2011 N 1289 (ред. от 27.06.2012) образован Технический совет при Управлении благоустройства и транспорта Администрации г. Ижевска". Данным же постановлением утверждено Положением о Техническом совете.

 Согласно указанного постановления Технический совет является коллегиальным, координационным, совещательным и консультативным органом при Управлении благоустройства и транспорта Администрации города Ижевска по рассмотрению вопросов и подготовке предложений в сфере развития дорожного хозяйства, транспортного комплекса, организации благоустройства и обеспечения безопасности дорожного движения на территории муниципального образования "Город Ижевск".

 Основными функциями Технического совета являются:

 - рассмотрение обращений, запросов, предложений физических и юридических лиц, государственных органов, органов местного самоуправления, иных лиц в сфере дорожного хозяйства, транспортного комплекса, благоустройства, безопасности дорожного движения на территории муниципального образования "Город Ижевск" (п. 2.1)

 3.1. Технический совет принимает в пределах своей компетенции решения рекомендательного характера, необходимые для организации, координации и совершенствования взаимодействия субъектов по вопросам:

 - развития дорожного хозяйства, транспортного комплекса, организации благоустройства и обеспечения безопасности дорожного движения на территории муниципального образования "Город Ижевск";

 - обеспечения комфортного, безопасного и бесперебойного движения транспорта, в том числе и общественного пассажирского, сохранности улично-дорожной сети, повышения ее пропускной способности, благоустройства и экологической безопасности, улучшения транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог местного значения;

 - экспертизы, внесения изменений и утверждения проектов строительства, реконструкции и капитального ремонта автомобильных дорог местного значения и искусственных сооружений, а также проектов развития транспортного комплекса и схем организации дорожного движения;

 - рассмотрения обращений, запросов, предложений физических и юридических лиц, государственных органов, органов местного самоуправления, иных лиц в сфере дорожного хозяйства, транспортного комплекса, организации благоустройства и обеспечения безопасности дорожного движения на территории муниципального образования "Город Ижевск".

 В состав Технического совета входят представители Управления благоустройства и транспорта Администрации города Ижевска; Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации города Ижевска; муниципального казенного учреждения города Ижевска "Служба благоустройства и дорожного хозяйства"; МУП "ИжГЭТ" г. Ижевска; ОАО "ИПОПАТ" (по согласованию); администраций районов города Ижевска; Управления муниципальной милиции Администрации города Ижевска; УГИБДД МВД РФ по УР (по согласованию); депутаты Городской думы города Ижевска (по согласованию).

 Исходя из анализа Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 30.07.2014, с изм. от 06.09.2014), ФЗ от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 27.05.2014)
"Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" выезды с прилегающих территорий, к которым относится, в частности, и автостоянка, являются элементами дороги, соответственно, вопросы, возникающие при их обустройстве, благоустройстве и организации на них дорожного движения, относятся к компетенции Технического совета.

 Таким образом, Технический совет наделен полномочиями в области рассмотрения обращения граждан по вопросам благоустройства и организации дорожного движения.

 Несмотря на признание оспариваемого заявителем решения незаконным, требования Хамитовой Р.А. о возложении обязанности на ГУАиГ Администрации согласовать представленный эскизный проект выезда и въезда на земельный участок не могут быть удовлетворены, поскольку по вышеуказанным основаниям, разрешение данного вопроса не относится к компетенции указанного органа.

 Переходя к вопросу о взыскании судебных расходов, суд отмечает следующее:

 Согласно пункту 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» устанавливает, что поскольку главами 23 и 25 ГПК РФ не установлено каких-либо особенностей в отношении судебных расходов по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, вопрос о судебных расходах, понесенных заявителями и заинтересованными лицами, разрешается судом в соответствии с правилами, предусмотренными главой 7 ГПК РФ.

 В случае признания обоснованным заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления или структурного подразделения таких органов, являющегося юридическим лицом, судебные расходы подлежат возмещению соответственно этим органом либо структурным подразделением. С учетом того, что указанные органы выступают в качестве заинтересованных лиц, чьи решения, действия (бездействие) признаны незаконными, они возмещают судебные расходы на общих основаниях за счет собственных средств.

 Согласно статье 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных требований.

 Поскольку заявленные требования удовлетворены судом частично, то расходы по оплате госпошлины подлежат взысканию с ГУАиГ Администрации г. Ижевска в пользу Хамитовой Р.А. в размере 100 руб.

 Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:    Заявление Хамитовой Р.А. об оспаривании решения органа местного самоуправления, возложении обязанности об оспаривании решения органа местного самоуправления удовлетворить частично.

 Признать незаконным отказ Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска от 14.04.2014 г. в согласовании проекта въезда-выезда на автостоянке открытого типа по адресу: <адрес>.

 Требования Хамитовой Р.А. о возложении обязанности на Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска по согласованию проекта въезда-выезда на автостоянке открытого типа по адресу: <адрес>, оставить без удовлетворения.

 Взыскать с Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска в пользу Хамитовой Р.А. расходы по оплате государственной пошлины в размере 100 руб. 00 коп.

 Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме в Верховный Суд УР через районный суд.

 Решение в окончательной форме изготовлено председательствующим 10 октября 2014 года.

 Председательствующий судья М.А. Иванова