УИД 25RS0001-01-2021-005731-59
Дело № 2-5466/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 октября 2021 года г.Владивосток
Ленинский районный суд г. Владивостока Приморского края
в составе:
председательствующего: судьи Лушер Т.А.,
при секретаре: Козак Л.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО3 к Фонду Приморского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края» о признании незаконными действий по начислению собственникам квартиры взносов на капитальный ремонт,
у с т а н о в и л:
истцы обратились в суд с требованиями к ФКП «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края», указав в обоснование, что они являются собственниками жилого помещения – квартиры <адрес>. Право собственности на указанную квартиру возникло на основании договора долевого участия в строительстве многоквартирного дома от 10.01.2017 № 107, акта приема-передачи квартиры от застройщика от 21.10.2019 и зарегистрировано в ЕГРН 26.12.2019. С апреля 2021 ФКП «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края» направляет в их адрес квитанции на оплату взносов на капитальный ремонт, при этом начисления производятся с января 2021 года. Строительство многоквартирного дома <адрес> осуществлялось в три этапа на основании разрешения на строительство. выданного 18.08.2014 администрацией г. Владивостока. 1-й этап – блок-секции 1, 2; 2-1 этап – блок-секции 3, 4; 30й этап – блок-секции 5, 6. Ввод в эксплуатацию блок-секций многоквартирного дома происходил поэтапно. Квартира № №, принадлежащая истцам, расположена в блок-секции № 6. Блок-секции 1, 2 включены в программу капитального ремонта дома на основании постановления администрации Приморского края от 04.02.2016 № 46-па. На момент включения дома в программу действовала редакция Закона, которая предусматривала, что обязанность взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включенном в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации, возникает по истечении пяти лет с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта. Поскольку блок-секция 1, 2 введена в эксплуатацию в 2015 году и включена в программу в феврале 2016 года, обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт возникла у собственников 1, 2 блок-секции с февраля 2016 года, когда блок-секции № 5 и № 6 еще не существовали, поскольку находились в стадии строительства. В региональную программу блок-секции № 5 и № 6 не включены. Обязанности по оплате взносов на капитальный ремонт у собственников 5, 6 блок-секций не возникла, так как они введены в эксплуатацию только в 2019 году.
Просят суд признать незаконными действия ФКП «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края» по начислению взносов на капитальный ремонт квартиры <адрес>.
В судебном заседании истец ФИО1, действующий за себя и как законный представитель ФИО4 поддержал исковые требования.
Истцы ФИО2, ФИО3, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились уведомив суд о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель ответчика ФИО5 исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать по основаниям и доводам, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление, согласно которым обязанность истцом по оплате взносов на капитальные ремонт общего имущества многоквартирного дома возникла с 01.01.2021.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся доказательства, суд приходит к следующему.
Статьей 210 ГК РФ установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
Согласно ч. 3 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
В соответствии с ч.ч.1, 2 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 ст. 169 ЖК РФ.
В силу ч.ч.2, 3, 4, 5 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
В силу ч.ч.1, 6.2 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
Согласно ч. 1 ст. 167 ЖК РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми: 1) устанавливается минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме; 2) устанавливается порядок проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов; 3) создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы регионального оператора, устанавливается порядок деятельности регионального оператора, порядок назначения на конкурсной основе руководителя регионального оператора; 4) утверждаются порядок и условия предоставления государственной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в том числе на предоставление гарантий, поручительств по кредитам или займам, в случае, если соответствующие средства на реализацию указанной поддержки предусмотрены законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации; 5) устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам; 6) устанавливаются порядок предоставления лицом, на имя которого открыт специальный счет, и региональным оператором сведений, подлежащих предоставлению в соответствии с частью 7 статьи 177 и статьей 183 настоящего Кодекса, перечень иных сведений, подлежащих предоставлению указанными лицами, и порядок предоставления таких сведений; 7) устанавливается порядок выплаты владельцем специального счета и (или) региональным оператором средств фонда капитального ремонта собственникам помещений в многоквартирном доме, а также порядок использования средств фонда капитального ремонта на цели сноса или реконструкции многоквартирного дома в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом; 8) устанавливается порядок осуществления контроля за целевым расходованием денежных средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт, и обеспечением сохранности этих средств.
В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 168 ЖК РФ региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональная программа капитального ремонта) формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.
Согласно частям 5, 7 указанной статьи региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год. В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока. При внесении изменений в краткосрочный план реализации программы капитального ремонта по основаниям, предусмотренным частью 4 настоящей статьи, согласование с собственниками помещений в многоквартирном доме не требуется. Органы местного самоуправления обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в случае, если это предусмотрено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном этим нормативным правовым актом.
В силу ч 1 ст. 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 5 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
Согласно ч. 1 ст. 170 ЖК РФ взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта, доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта, средства финансовой поддержки, предоставленной в соответствии со статьей 191 настоящего Кодекса, а также кредитные и (или) иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, образуют фонд капитального ремонта.
В силу ч. 5 ст. 170 ЖК РФ решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не менее чем в течение трех месяцев и не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, которая утверждена в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке и в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.
В соответствии с п. 7 ст. 170 ЖК РФ в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления в течение месяца со дня получения от органа государственного жилищного надзора информации, предусмотренной частью 4 статьи 172 настоящего Кодекса, принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
В соответствии со ст. 171 ЖК РФ в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
В случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя лица, указанного в части 3 статьи 175 настоящего Кодекса, взносы на капитальный ремонт уплачиваются на такой специальный счет в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Взносы на капитальный ремонт уплачиваются на основании платежного документа, предоставляемого в порядке и на условиях, которые установлены частью 2 статьи 155 настоящего Кодекса, если иные порядок и условия не определены решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии со ст. 173 ЖК РФ способ формирования фонда капитального ремонта может быть изменен в любое время на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу ч. 1 ст. 181 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, принявшие решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, а также собственники помещений в многоквартирном доме, не принявшие решения о способе формирования фонда капитального ремонта, в случае, предусмотренном частью 7 статьи 170 настоящего Кодекса, имеют права и исполняют обязанности, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, начиная с даты, определяемой в соответствии с частью 3 статьи 169 и частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса, а региональный оператор должен исполнять обязанности по обеспечению проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, предусмотренные статьей 182 настоящего Кодекса, перечислить в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, денежные средства фонда капитального ремонта на специальный счет или выплатить собственникам помещений в многоквартирном доме денежные средства, соответствующие долям указанных собственников в фонде капитального ремонта, исполнять иные обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом.
В судебном заседании установлено, что истцам на праве долевой собственности принадлежит жилое помещение по адресу: Приморский край, г. Владивосток, <адрес> площадью 70,3 кв.м, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 24.06.2021.
Согласно указанной выписке из ЕГРН право долевой собственности истцов зарегистрировано 26.12.2019.
Постановлением администрации Приморского края от 31.12.2013 № 513-па утверждена краевая программа «Программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Приморского края, на 2014-2043 годы».
Многоквартирный дом <адрес>, включен в краевую программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Приморского края на 2014-2043 годы в феврале 2016 года постановлением администрации Приморского края от 04.02.2016 № 46-па «О внесении изменений в постановление Приморского края от 31.12.2013 № 513-па утверждена краевая программа «Программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Приморского края, на 2014-2043 годы».
В этой связи, в соответствии с ч. 1 ст. 170 ЖК РФ, фондом капитального ремонта по указанному многоквартирному дому предоставляются платежные документы по оплате взносов на капитальный ремонт.
Истцы, являясь собственниками квартиры по адресу: г. <адрес> должны нести обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт.
Данные взносы должны уплачиваться ими ежемесячно на основании платежных документов, представляемых ФКП«Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края».
В соответствии с Постановлением администрации Приморского края от 04.02.2016 № 46-па, многоквартирный дом № <адрес> включен в региональную программу в целом, без выделения блок-секций, в связи с чем то обстоятельство, что блок секция 5-6 многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Владивосток, <адрес>, была введена в эксплуатацию 24.06.2019, не имеет правового значения при вопросе о начислении взносов на оплату капитального ремонта.
Часть 5 ст. 170 ЖК РФ устанавливает порядок начала уплаты взносов на капитальный ремонт только в отношении многоквартирных домов, в целом введенных в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включенных в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации.
Согласно разрешению на ввод объекта в эксплуатацию от 30.10.2015 № № администрация г. Владивостока разрешает ввод в эксплуатацию построенного, реконструированного объекта капитального строительства, входящего в состав линейного объекта, завершенного работами по сохранению объекта культурного наследия, при которых затрагивались конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта расположенного по адресу: г. Владивосток, <адрес>. Наименование этапа: группа многоквартирных домов со встроенными помещениями общественного назначения, в районе <адрес> в г. Владивостоке. Многоквартирный дом 1.6. 1 этап. Блок-секция 1,2.
После утверждения Программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Приморского края, на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 24.06.2019 № RU25304000-54/2019 в эксплуатацию введена блок-секция 5-6 группы многоквартирных домов со встроенными помещениями общественного назначения, в районе ул. Черняховского, 3, являющейся частью объекта, расположенного по адресу: г. Владивосток, <адрес> и которая не подлежит самостоятельному включению в программу капитального ремонта, поскольку на помещения данной блок-секции распространяется общее правило о начале обязанности по уплате за капитальный ремонт, с учетом положений п. 5 ч. 2 ст. 153, ч. 3 ст. 158 ЖК РФ.
Многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Владивосток, <адрес>, является одним целым объектом капитального строительства, которому присвоен один порядковый номер.
Следовательно, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений, расположенных в блок-секциях, введенных в эксплуатацию 24.06.2019, возникла не ранее возникновения права собственности на помещениях в этих секциях.
Согласно представленных истцами документов, право собственности на квартиру № <адрес> в спорном доме возникло 26.12.2019, взносы на капитальный ремонт общего имущества указанного многоквартирного дома начисляются с 01.01.2021.
Таким образом, ответчик производит начисления взносов на капитальный ремонт собственникам помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Владивосток, <адрес>,в соответствии с ч. 1 ст. 170 ЖК РФ.
Доводы истцов об отсутствии обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт со ссылкой на то, что блок-секция, в которой расположена их квартира, не включена в программу капитального ремонта вследствие введения в эксплуатацию после принятия этой программы, не обоснованы.
Из системного толкования положений ст. 48, ч. 12 ст. 51, ч. 16 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, Приказа Минстроя России от 19.02.2015 № 117/пр «Об утверждении формы разрешения на строительство и формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию» следует, что разрешение на строительство и последующее разрешения на ввод объекта в эксплуатацию могут быть выданы на отдельный этап строительства (Определение Верховного Суда РФ от 18.07.2007 № 59-Г07-10).
Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87, к отдельному этапу строительства относит, в том числе, строительство части объекта капитального строительства.
Согласно п. 1.9. СНиП 3.01.04-87 «Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения» многосекционные жилые дома, состоящие из четырех секций и более, могут приниматься в эксплуатацию отдельными секциями.
Часть 1 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» также предполагает возможность ввода в эксплуатацию в разное время отдельных блок-секций, как частей одного многоквартирного жилого дома.
Доказательств того, что блок-секция 5-6, в которой расположена квартира истцов, является самостоятельным многоквартирным домом, суду не представлено. Своего отдельного адреса эта блок-секция не имеет.
Ссылка истцов на ст. 4 Закона Приморского каря №227-КЗ от 07.08.2013«О системе капитального ремонта многоквартирных домов в Приморском крае», устанавливающую обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включенном в региональную программу капитального ремонта, возникает по истечении 59календарных месяцев с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта, является необоснованной, поскольку на момент включения многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений отсутствовала, так как срок уплаты взносов еще не наступил, в связи с чем обязанность истцом по уплате взносов на капитальный ремонт возникла 01.01.2021.
По мнению суда, при определении времени возникновения у собственников помещений обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт в случаях, когда многоквартирный дом вводится в эксплуатацию блок-секциями с различными сроками ввода, необходимо исходить из первоначального включения такого многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта.
Входящие в состав многоквартирного дома блок-секции в соответствии с Программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Приморского края не включены в региональную программу отдельно как единое строение с присвоением отдельного адреса. Капитальный ремонт части многоквартирного дома законодательством не предусмотрен, в связи с чем обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений многоквартирного дома вне зависимости от очередности сдачи в эксплуатацию отдельных блок-секций возникла с 01.01.2021.
Сам факт включения жилого дома в указанную программу истцами не оспаривается.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что начисление истцам взносов на капитальный ремонт является правомерным.
Поскольку действия ФКП «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края» соответствуют требованиям закона, оснований для удовлетворения требований иска не имеется.
В связи с вышеизложенным, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
отказать в удовлетворении искового заявления ФИО1, ФИО6, ФИО2, ФИО3 к Фонду Приморского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края» о признании незаконными действий по начислению собственникам квартиры взносов на капитальный ремонт.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд г. Владивостока в месячный срок с момента изготовления мотивированного решения суда.
Судья Лушер Т.А.