дело №2-546/16
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 января 2016 года город Казань
Приволжский районный суд города Казани Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Хуснутдинова А.И.,
при секретаре Махмутовой А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению ФИО1, ФИО2, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО3 к Муниципальному казенному учреждению «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г.Казани» о признании решения незаконным и возложении обязанности по восстановлению в очереди учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с иском к Муниципальному казенному учреждению «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» (далее по тексту Администрация Вахитовского и Приволжского районов) в вышеизложенной формулировке, указывая, что Распоряжением главы Администрации Вахитовского и Приволжского районов от 28.10.2015года № 1508р истцу и его семье в составе трех человек отказано в перерегистрации со снятием с учета нуждающихся в связи с обеспеченностью общей площадью на одного члена семьи в настоящее время 15,23 кв.м., тогда как до прекращения права собственности супруги на ? долю в квартире по адресу: <адрес> составляло более 18 кв.м.
С данным распоряжением истцы не согласны, полагая действия и решение Администрации Вахитовского и Приволжского районов незаконными, просят признать распоряжение Главы Администрации Вахитовского и Приволжского районов от 28.10.2015года № 1508роб отказе в перерегистрации со снятием с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным. Обязать ответчика осуществить перерегистрацию и восстановить ФИО1 с семьей в составе 3 человека в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки.
В судебном заседании истцы и их представитель исковые требования поддержали.
Ответчик явился, с требованиями не согласилась.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в материалах гражданского дела доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно статье 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно статье 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений; обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях.
В соответствии со статьей 12 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относятся определение оснований признания малоимущих граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; определение порядка предоставления малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; определение иных категорий граждан в целях предоставления им жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации; определение порядка предоставления жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации гражданам, которые нуждаются в жилых помещениях и категории которых установлены федеральным законом, указами Президента Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 части 1, частью 2 статьи 51Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее – нуждающиеся в жилых помещениях) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Согласно статье 52 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.
Орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения.
Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 Правил и порядка постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в Республике Татарстан, утвержденных Постановлением Кабинета Министров РТ от 15 апреля 2005 г. N 190, норма постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки устанавливается в размере менее 18 квадратных метров общей площади на одного члена семьи.
Согласно пункту 10 вышеуказанных Правил заявителю в постановке на учет отказывается в случаях:
представления документов, которые не подтверждают права постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, закрепленных в пункте 7.1 настоящих Правил и порядка;
отсутствия необходимых документов, прилагаемых к заявлению в соответствии с приложением N 3 настоящих Правил и порядка, и полноты их заполнения;
выявления сведений, не соответствующих указанным в заявлении и представленных документах;
неполного истечения срока, предусмотренного пунктом 15 настоящих Правил и порядка;
Из материалов дела судом установлено, что распоряжением главы Администрации Приволжского районов Исполнительного комитета г. Казани от 08.12.2010 года № 1085 «О постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки согласно протоколу от 26.11.2010 года № 100», ФИО1 проживающий на общей площади 67,60 кв.м. квартиры <адрес>. Всего на указанной площади зарегистрированы десять человек. Супруга зарегистрирована на общей площади 62,50 кв.м. квартиры №<адрес>, где проживают пять человек. Совокупный уровень обеспеченности общей площадью на одного члена семьи составляет 9,63 кв.м. На основании вышеуказанного распоряжения ФИО1 с семьей в составе двух человек включен в список семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки.
По истечении почти двух лет ДД.ММ.ГГГГ. между ФИО1 и Специализированной некоммерческой организацией – НО «Госсударственный жилищный фонд при Призеденте Республики Татарстан», Социально-ипотечный потребительский кооператив «Строим будущее» заключен договор социальной ипотеки №№ (договор участия гражданина в «выборе будущей собственной квартиры» с целью получения права ее использования, и паенакопления в целях получения в собственность). По условиям которого, истец ФИО1 обязан осуществлять ежемесячное предварительное накопление за будущую собственную квартиру в размере не менее 50% действующей ставки минимальной заработной платы, с целью обеспечения участия в выборе.
Как указывают истцы, после заключения вышеуказанного договора ими были произведены ежемесячные перечисления в счет будущей собственной квартиры, и накопили <данные изъяты> рублей, а также получили государственную поддержку в размере <данные изъяты> рублей в связи с рождением ребенка. Факт перечисления денежных средств, а также сумму накопления ответчик в судебном заседании не оспаривал.
Распоряжением главы Администрации Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани от 29.06.2015 года № 904р «О внесении изменений в список семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки согласно протоколу от 05.06.2015 года № 115», в связи с рождением ребенка, состав семьи ФИО1 изменен на три человека, включив дочь ФИО3 Совокупный уровень обеспеченности общей площадью на одного члена семьи составляет 15,23 кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ сторонами договора был подписан предварительный протокол участия, выбора будущей собственной квартиры к договору №№ от ДД.ММ.ГГГГ., поручение №№ г.Казань, согласно которому истцами был осуществлен выбор квартиры по строительному адресу: №№ с нежилыми помещениями в ж/р «Салават Купере» г.Казань, квартира №№. По условиям указанного протокола истцы обязаны в течении 60 дней пройти перерегистрацию в ИК МО г.Казани по месту постановки на учет улучшения жилищных условий в системе социальной ипотеки.
Согласно выписке из распоряжения главы Администрации Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани от 28.10.2015 года № 1508р «О прохождении перерегистрации после осуществления предварительного выбора будущей собственной квартиры в системе социальной ипотеки согласно протоколу от 02.10.2015 года № 226», ФИО1 и его семье в составе трех человек отказано в перерегистрации со снятием с учета нуждающихся, по следующим основаниям. ФИО1 с 13.12.2013г. постоянно зарегистрирован в квартире по адресу: <адрес> на общей площади 45,70 кв.м. Всего на указанной площади зарегистрировано три человека (заявитель, супруга и дочь). Супруга по данному адресу зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ., дочь с ДД.ММ.ГГГГУказанная квартира принадлежит заявителю на праве собственности с ДД.ММ.ГГГГ. Ранее, заявитель с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. был постоянно зарегистрирован в квартире общей площадью 67,60 кв.м. по адресу: <адрес>, где на тот период было зарегистрировано десять человек. Супруга заявителя с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ была постоянно зарегистрирована на общей площади 62,50 кв.м. квартиры <адрес>, которая принадлежала ей на праве общей долевой собственности (доля в праве 1/2). Всего по данному адресу на тот период было зарегистрировано пять человек. Совокупный уровень обеспеченности общей площадью на одного члена семьи в настоящее время составляет 15, 23 кв.м., до прекращения права собственности супруги на ? доли в квартире по адресу: <адрес> составлял более 18,0 кв.м.
Согласно выписке из домовой книги жилого помещения по адресу: <адрес> зарегистрированными значились 5 человека: ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ рождения, зарегистрированный с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ рождения, зарегистрированная ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ рождения, зарегистрированная с ДД.ММ.ГГГГ. по настоящее время, ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ рождения, зарегистрированный с ДД.ММ.ГГГГ. по настоящее время и ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ рождения, зарегистрированная с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ.
Фактически семья истцов проживала по адресу: <адрес> где уже зарегистрировано и проживают 5 человек, поскольку по адресу регистрации самого ФИО1 на площади 67,60 кв.м. по <адрес> проживают и зарегистрировано 10 человек, что подтверждается выпиской из домовой книги.
Согласно выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано прекращение права собственности ФИО2 на ? доли в праве на квартиру по адресу: <адрес>.
На основании свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. за ФИО1 зарегистрировано право собственности на квартиру общей площадью 45,7 кв.м. по адресу: <адрес>.
Согласно выписке из домовой книги, по вышеуказанному адресу зарегистрированы: ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ., ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ рождения с ДД.ММ.ГГГГ и ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ рождения, зарегистрированная с ДД.ММ.ГГГГ.
Суд считает, что истцы являются нуждающимися в улучшении жилищных условий, поскольку совокупный уровень обеспеченности общей площадью на одного члена семьи в квартире по адресу <адрес> общей площадью 45,7 кв.м. с учетом зарегистрированных в ней семьи ФИО1 в составе трех человек, составляет 15, 23 кв.м.
Доводы ответной стороны о том, что совокупный уровень обеспеченности общей площадью на одного члена семьи до прекращения права собственности супруги ФИО1 на ? доли в квартире по адресу: <адрес> составлял более 18,0 кв.м., а продажа 1\2 доли собственности на квартиру супругой является намеренным ухудшением жилищных условий не соответствует действительности. Поскольку в случае суммирования общей площади квартиры по адресу: <адрес> -62,50 кв.м. (зарегистрировано 4) и площадь квартиры по адресу <адрес> общей площадью 45,7 кв.м. (зарегистрировано 3) в сумме общая площадь составляет 108, 2 кв.м. на 7 человек. Итого совокупный уровень обеспеченности общей площадью на одного члена семьи составлял бы 15, 45 кв.м., что менее установленной нормы 18,0 кв.м. Таким образом, доводы ответчика являются не обоснованными, а распоряжение главы Администрации Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани от 28.10.2015 года № 1508р «О прохождении перерегистрации после осуществления предварительного выбора будущей собственной квартиры в системе социальной ипотеки согласно протоколу от 02.10.2015 года № 226» в части отказа ФИО1 и его семье в составе трех человек в перерегистрации со снятием с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки незаконным.
Ответчику надлежит восстановить семью ФИО1 в составе трех человек в очереди учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки.
При таких обстоятельствах отказ МКУ «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г. Казани» в принятии истца на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки нельзя признать законным, поскольку площадь жилого помещения имеющееся у Р-вых составляет менее учетной нормы.
При данных обстоятельствах суд находит требования истцов обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В силу ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление ФИО1, ФИО2, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО3 к Муниципальному казенному учреждению «Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г.Казани» о признании решения незаконным и возложении обязанности по восстановлению в очереди учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки удовлетворить.
Признать Распоряжение Главы Администрации Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета г.Казани от 28 октября 2015 года № 1508р «О прохождении перерегистрации после осуществления предварительного выбора будущей собственной квартиры в системе социальной ипотеки согласно протоколу от 02 октября 2015 года № 226» в части отказа ФИО1 в перерегистрации со снятием с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки незаконным.
Обязать Муниципальное казенное учреждение «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» восстановить ФИО1 с семьей в составе трех человек (супруга ФИО2, дочь ФИО3) в очереди учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки.
Взыскать с Муниципального казенного учреждения «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» в пользу ФИО1 в возврат государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан через Приволжский районный суд г. Казани в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья А.И. Хуснутдинов