ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-546/18 от 28.06.2018 Бессоновского районного суда (Пензенская область)

Дело № 2-546/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Бессоновка 28 июня 2018 года

Бессоновский районный суд Пензенской области в составе

председательствующего судьи Дементьевой В.Б.,

с участием помощника прокурора Бессоновского района Мартышковой Ю.С.,

при секретаре Ивашовой О.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Бессоновского района Пензенской области, заявленного в защиту интересов неопределенного круга лиц к МБОУ ДД МШВ НШ-ДС с. Бессоновка Бессоновского района Пензенской области о возложении обязанности оборудовать здание образовательной организации системой контроля и управления доступом,

УСТАНОВИЛ:

Прокуратура Бессоновского района Пензенской области обратилась в суд с вышеуказанным заявлением, ссылаясь на следующие обстоятельства:

Прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о противодействии терроризму, об антитеррористической защищенности, в деятельности МБОУ ДД МШВ НШ-ДС с. Бессоновка Бессоновского района.

В ходе проверки установлено, что образовательная организация МБОУ ДД МШВ НШ-ДС с. Бессоновка не оборудовано системой контроля и управления доступом (электронная пропускная система на входе в здание), направленной на воспрепятствование неправомерному проникновению в здание образовательной организации, а также защиты жизни и здоровья несовершеннолетних воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

Отсутствие системы контроля и управления доступом (электронная пропускная система на входе в здание) отрицательно сказывается на безопасности жизни и здоровья лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая защищенность образовательной организации.

Осуществление деятельности в отсутствие системы контроля и управления доступом (электронная пропускная система на входе в здание) не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущерб имуществу.

Отсутствие системы контроля и управления доступом (электронная пропускная система на входе в здание) в МБОУ ДД МШВ НШ-ДС с. Бессоновка нарушает права и законные интересы несовершеннолетних, обучающихся в указанном образовательном учреждении, и лиц, находящихся в образовательном учреждении.

Просил обязать МБОУ ДД МШВ НШ-ДС с. Бессоновка оборудовать здание образовательного учреждения, расположенного по адресу: <...>, системой контроля и управления доступом (электронная пропускная системы на входе в здание).

В судебном заседании помощник прокурора Бессоновского района Мартышкова Ю.С. исковое заявление поддержала, просила его удовлетворить, подтвердила обстоятельства, изложенные в исковом заявлении. Дополнительно суду пояснила, что не возражает против установления срока исполнения решения суда до 01 сентября 2018 года - к началу учебного года. Также пояснила, что одной из причин отсутствия в воспитательном учреждении электронной пропускной системы на входе в здание является недостаточное уделение внимания данному вопросу Управлением образования Администрации Бессоновского райна.

Представитель ответчика - МБОУ ДД МШВ НШ-ДС с. Бессоновка по доверенности ФИО1 в судебном заседании иск признала. Суду пояснила, что действительно в их учреждении отсутствует система контроля и управления доступом. В настоящее время руководителем проводятся организационные мероприятия по установке данной системы, заключен договор. Просила установить срок установки системы доступа до 01 сентября 2018 года.

Представитель третьего лица - администрации Бессоновского района Пензенской области в судебное заседание не явился, о дне слушания извещен своевременно и надлежащим образом.

Представитель третьего лица - Управления образования Бессоновского района Пензенской области в судебное заседание не явился, о дне слушания извещен своевременно и надлежащим образом.

Суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся участников процесса.

Выслушав прокурора, представителя ответчика, изучив представленные документы, и оценив все в их совокупности, суд приходит к следующему:

Согласно положениям ст.ст. 2, 3 ФЗ от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из основных принципов борьбы с терроризмом является приоритет мер по предупреждению терроризма. Борьба с терроризмом в Российской Федерации осуществляется в целях выявления и устранения причин и условий, способствующих осуществлению террористической деятельности. Целью борьбы с терроризмом является предупреждение, выявление, пресечение террористической деятельности.

В силу ст. 5 ФЗ № 35-ФЗ юридические лица обеспечивают выполнение требований антитеррористической защищенности в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

Согласно пп. «д» п. 11 Концепции противодействия терроризму в РФ, утвержденной Президентом РФ 05.10.2009, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.

В соответствии с п. 2 ч. 3, п. 2 ч. 6 и ч. 7 ст. 28 ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно п. 8 ч. 1 и п. 3 ч. 4 ст. 41 ФЗ № 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

В соответствии со ст. 21 Концепции противодействия терроризму в РФ, к основным мерам по предупреждению (профилактике) терроризма относятся организационно-технические (разработка и реализация целевых программ и мероприятий по обеспечению критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей техническими средствами защиты, совершенствование механизма ответственности за несоблюдение требований обеспечения антитеррористической защищенности объектов террористической деятельности и улучшение технической оснащенности субъектов противодействия терроризму).

В силу ч. 13 ст. 30 ФЗ 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

Постановлением Правительства РФ от 07.10.2017 № 1235 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов Министерства образования и науки РФ и объектов, относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки РФ, и формы паспорта безопасности этих объектов.

В соответствии с п. 2 Требований, под объектами Министерства образования и науки РФ и объектами, относящимися к сфере деятельности Министерства образования и науки понимаются, в том числе, комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, имеющих общую прилегающую территорию и (или) внешние границы, отдельные здания (строения, сооружения), обособленные помещения или группы помещений, правообладателями которых являются Министерство образования и науки РФ, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Федеральное агентство по делам молодежи, организации, подведомственные Министерству образования и науки РФ, Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки и Федеральному агентству по делам молодежи, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, осуществляющие полномочия в сфере образования и научной деятельности, организации, находящиеся в ведении органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, осуществляющих полномочия в сфере образования и научной деятельности, и иные организации, осуществляющие деятельность в сфере образования и науки.

Согласно п.п. 17, 18, 22 Требований, антитеррористическая защищенность объектов (территорий) независимо от их категории опасности обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных, в частности на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории). Воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов, контроля их функционирования.

В целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории опасности осуществляются следующие мероприятия, а именно, обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов и осуществление контроля за их функционирование.

В судебном заседании с достоверностью установлено, что в ходе проведенной прокуратурой Бессоновского района проверки выявлено нарушение исполнения законодательства о противодействии терроризму, об антитеррористической защищенности, а именно: образовательная организация МБОУ ДД МШВ НШ-ДС с. Бессоновка Бессоновского района Пензенской области не оборудовано системой контроля и управления доступом (электронная пропускная система на входе в здание), направленной на воспрепятствование неправомерному проникновению в здание образовательной организации, а также защиты жизни и здоровья несовершеннолетних воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

Отсутствие системы контроля и управления доступом (электронная пропускная система на входе в здание) отрицательно сказывается на безопасности жизни и здоровья лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая защищенность образовательной организации.

Осуществление деятельности в отсутствие системы контроля и управления доступом (электронная пропускная система на входе в здание) не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущерб имуществу.

Вышеуказанные обстоятельства ответчиком не оспариваются.

Отсутствие системы контроля и управления доступом (электронная пропускная система на входе в здание) в МБОУ ДД МШВ НШ-ДС с. Бессоновка Бессоновского района Пензенской области нарушает права и законные интересы несовершеннолетних, обучающихся в указанном образовательном учреждении, и лиц, находящихся в образовательном учреждении.

Исковые требования прокурора являются законными и подлежат удовлетворению.

По смыслу положений ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Учитывая позицию сторон по делу суд считает необходимым установить ответчику срок исполнения решения суда до 01 сентября 2018 года.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Бессоновского района Пензенской области удовлетворить.

Обязать МБОУ ДД МШВ НШ-ДС с. Бессоновка Бессоновского района Пензенской области в срок до 01 сентября 2018 года оборудовать здание образовательного учреждения, расположенного по адресу: <...>, системой контроля и управления доступом - электронной пропускной системой на входе в здание).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Бессоновский районный суд в течение месяца.

Судья: В.Б. Дементьева