Дело 2-546/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 мая 2019 года г. Северобайкальск
Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе судьи Атрашкевич В.В., при секретаре Шилкиной А.С. рассмотрев в открытом судебном заседании дело исковому заявлению ФИО2 к Администрации МО «г. Северобайкальск» о признании действий по разделению земельного участка, изъятию и исключению из земельного участка части участка незаконными, обязании восстановить земельный участок на кадастровом учете и передать земельный участок
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 в лице представителя по доверенности ФИО3 обратилась в суд с данным иском к администрации МО «г. Северобайкальск» в котором, указывая на нарушения ответчиком Земельного кодекса РФ, положений Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Федерального закона № 122-ФЗ от 21.07.1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» просила суд:
- признать действия ответчика по разделению земельного участка № незаконными;
- признать действия ответчика по изъятию и исключению из земельного участка № кв.м. с кадастровым номером № незаконными;
- обязать ответчика восстановить нарушенные права истца путем восстановления на кадастровом учете площади земельного участка с кадастровым номером № по адресу <адрес>, ранее представленные истцу в размере № кв.м.
- обязать ответчика передать истцу земельный участок с кадастровым номером № по адресу <адрес> площадью № кв.м.
В судебном заседании истец ФИО2 исковые требования поддержала, суду пояснила, что в 1990 году она получила ордер на квартиру по <адрес>, в 1992 году квартира была приватизирована, в 1993 году была приватизирована земля, площадью № кв.м. В 2010 году сотрудник администрации ФИО12 сказала, что нужно переоформлять документы на землю в связи с тем, что вышел новый земельный кодекс, документы нужно привести в соответствии. В её присутствии она написала заявление с просьбой о предоставлении в собственность земельного участка площадью № кв.м., остальной работой занимались работники МУП «Управление архитектуры» и земельного отдела. Затем ФИО14 позвонила, сообщила, что нужно заплатить денежные средства. До этого в 2008 году МУП «Управление архитектуры» был сделан кадастровый паспорт земельного участка, она обратилась в <данные изъяты>, на основании представленных ею документов ей был выдан кадастровый паспорт на участок. В 2011 году, когда ей отдавали документы, она обратила внимание, что площадь участка составляет № кв.м., участок разорван, сотрудник МУП ФИО15 пояснила, что это были выделены сети, и они могут ими пользоваться, никакого соглашения ей представлено не было. В настоящее время основанием для обращения в суд явилось то, что администрацией в 2018 г. было направлено претензионное письмо о её незаконном обогащении на площади № кв. м. После разделения участка заборы, ограждающие участок не переносились, на той площади № кв.м., которая была изъята, строения не находятся, этот участок используется для посадки картошки.
Представитель истца ФИО3 в судебном заседании исковые требования поддержал, суду пояснил, что у ФИО2 имеется свидетельство о праве собственности на землю от 16.11.1993 году на площадь № кв.м., выданное на основании постановления от 09.11.1993 г. «Об отводе земельного участка» В 2006 году участок был поставлен на кадастровый учет в размере № кв.м. В 2010 году Администрация разделила участок на три части, не спрашивая собственников, первая часть – 6 метров здания от дороги до дома, вторая часть посредине участка. В соответствии со ст. 3 п. 9 ЗК РФ границы земельных участков должны быть зарегистрированы по ранее учтенным границам. По факту Администрацией было произведено изъятие земельного участка, в результате истцу было предоставлено № кв.м., с уменьшением на № кв.м. ранее имевшегося в собственности участка. Администрация самовольно уменьшила площадь участка, нарушив права собственника, без соблюдения процедуры либо в судебном порядке, либо заключения соглашения с собственником.
Третье лицо на стороне истца ФИО4 в судебном заседании исковые требования по изложенным в иске доводам считал обоснованными.
Представитель ответчика – Администрации МО «г. Северобайкальск» по доверенности ФИО5 в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, суду пояснила, что в 1993 году ФИО2 земельный участок был предоставлен в бессрочное пользование, и поскольку границы участка не были установлены, необходимо было переоформить постоянное бессрочное пользование в собственность. В 2010 году на основании заявления истца в связи с наличием на земельном участке сетей, часть земельного участка была исключена, поскольку оснований для предоставления в собственность земельного участка на котором расположены сети не имелось. Муниципальное образование на сегодняшний день является собственником сетей. В 2011 году истцу был предоставлен земельный участок площадью № кв.м., был изготовлен межевой план. Полагает, что срок исковой давности по заявленным требованиям истек, так как свидетельство о праве собственности было получено истцом в 2011 году. Заявитель не воспользовался правом упрощенного оформления в собственность земельного участка, действовавшим до 2015 года, публичный сервитут на часть земельного участка занятого сетями не устанавливался. Претензия в 2018 году в адрес ФИО2 была направлена по использованию земельного участка сетей, после направления претензий администрация в суд не обращалась. По микрорайону «Кутузовка» у всех вырезаны участки сетей, при этом заборы стоят на прежнем месте, в площадь земельных участков входит площадь, на которую права собственности не оформлены.
Представитель третьего лица на стороне ответчика МУП «Управления архитектуры» ФИО6 в судебном заседании полагала заявленные исковые требования не обоснованными, суду пояснила, что межевание участка производилось в соответствии с действующим на тот момент законодательства. От администрации поступило обращение по вопросу уточнения границ земельного участка, при уточнении из площади участка была исключена охранная зона инженерных сетей, также площадь участка была убавлена со стороны дороги в целях расширения общего доступа, поэтому получился двухконтурный участок. Данные действия не были разделом земельного участка, было произведено уточнение границ.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав собранные по делу доказательства, считает заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 60 Земельного кодекса РФ, введенного в действие с 30 октября 2001 г. нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок.
Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем: признания недействительными в судебном порядке в соответствии со статьей 61 настоящего Кодекса не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно п. 3 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
В соответствии с п.2 статьи 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В силу п.2 ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно п.1 ст. 19 ЗК РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах.
Поскольку правоотношения по предоставлению ФИО2 земельного участка в собственность возникли в период 2010-2012 г.г. по основаниям предоставления ей земельного участка в пользование с 1993 года, применению в указанном случае подлежат нормы Земельного кодекса РФ, действовавших в указанный период времени и положения Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» до 1 января 2012 года в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности гражданам и некоммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.
Согласно п.п.1, 9 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ права на землю, не предусмотренные статьями 15, 20 - 24 Земельного кодекса Российской Федерации, подлежат переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.
Государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с п. 9.1 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.
Согласно п. 12 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ предоставленное землепользователям до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации право бессрочного (постоянного) пользования земельными участками соответствует предусмотренному Земельным кодексом Российской Федерации праву постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.
Для целей настоящей статьи, за исключением предусмотренных пунктом 9.1 настоящей статьи случаев, переоформление права на земельный участок включает в себя:
- подачу заявления заинтересованным лицом о предоставлении ему земельного участка на соответствующем праве при переоформлении этого права в соответствии с настоящей статьей или подачу заявления заинтересованным лицом о предоставлении ему земельного участка на праве, предусмотренном статьями 15 или 22 Земельного кодекса Российской Федерации, при переоформлении этого права в соответствии с пунктами 2 и 5 настоящей статьи;
- принятие решения исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, о предоставлении земельного участка на соответствующем праве;
- государственную регистрацию права в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно ст.ст. 5,6 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации законодательные акты Союза ССР, содержащие нормы земельного права и действующие на территории Российской Федерации, не применяются.
Изданные до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации и регулирующие земельные отношения нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации применяются в части, не противоречащей Земельному кодексу Российской Федерации.
В силу п.п.1, 2 ст. 25 ЗК РФ ( в редакции действующей до 01.01.2019 г.) права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно п.п.1,2 ст. 27 ЗК РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с. п.1 ст. 37 ЗК РФ объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет. Продавец при заключении договора купли-продажи обязан предоставить покупателю имеющуюся у него информацию об обременениях земельного участка и ограничениях его использования.
Согласно п.3, п. 4 ст. 20 ЗК РФ, действовавшими до 01 марта 2015 г., право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется.
Граждане или юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками.
В соответствии с п.2, п.4 ст. 28 ЗК РФ, действовавшими до 01 марта 2015 г., предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота.
Согласно ст. 29 ЗК РФ, действовавшей до 01 марта 2015 г. предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В силу п.1 ст. 36 ЗК РФ действовавшей до 01 марта 2015 г. граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с п. 5, п. 6 ст. 36 ЗК РФ, действовавшей до 01 марта 2015 г. для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В соответствии с п. 7 ст. 36 действовавшей до 01 марта 2015 г. в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Согласно п. 1 ст. 56 Земельного кодекса РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с подп. 1 п. 2 ст. 56 Земельного кодекса РФ могут устанавливаться ограничения прав на землю в виде особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах.
Пунктом 4 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ определено понятие охранной зоны, как зоны с особыми условиями использования территорий.
Понятие "охранная зона тепловых сетей" содержится в нормативно-правовом акте "О типовых правилах охраны коммунальных тепловых сетей".
Согласно п. 1 "Типовых правил охраны коммунальных тепловых сетей", утвержденных Приказом Минстроя РФ от 17.08.1992 г. N 197, охрана тепловых сетей осуществляется для обеспечения сохранности их элементов и бесперебойного теплоснабжения потребителей путем проведения комплекса мер организационного и запретительного характера.
Охране подлежит весь комплекс сооружений в устройств, входящих в тепловую сеть: трубопроводы и камеры с запорной и регулирующей арматурой и контрольно-измерительными приборами, компенсаторы, опоры, насосные станции, баки-аккумуляторы горячей воды, центральные и индивидуальные тепловые пункты, электрооборудование управления задвижками, кабели устройств связи и телемеханики.
Приказом Госстроя России от 21.04.2000 N 92 утверждены организационно-методические рекомендации по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и других населенных пунктах Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 33 указанных Рекомендаций, в процессе эксплуатации тепловых сетей должна быть обеспечена их охрана, которая включает в себя комплекс организационных и технических мероприятий, направленных на ограничение хозяйственной деятельности в охранной зоне тепловых сетей, и осуществляется в объеме требований Типовых правил охраны коммунальных тепловых сетей и утверждаемых на их основе органами местного самоуправления Правил охраны тепловых сетей.
Охрана тепловых сетей осуществляется теплоснабжающим предприятием или абонентом в соответствии с границами эксплуатационной ответственности.
Для обеспечения сохранности тепловых сетей должны устанавливаться охранные зоны, в пределах которых ограничивается хозяйственная деятельность. Согласно п. 4 "Типовых правил охраны коммунальных тепловых сетей", утвержденных Приказом Минстроя РФ от 17.08.1992 г. N 197, охранные зоны тепловых сетей устанавливаются вдоль трасс прокладки тепловых сетей в виде земельных участков шириной, определяемой углом естественного откоса грунта, но не менее 3 метров в каждую сторону, считая от края строительных конструкций тепловых сетей или от наружной поверхности изолированного теплопровода бесканальной прокладки.
Таким образом, для обеспечения сохранности тепловых сетей в пределах охранной зоны в соответствии с требованиями законодательства устанавливается обременение.
Пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривается, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с пунктом 12 статьи 1 ГрК РФ территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары). Следовательно, существующие границы территории общего пользования не всегда обозначаются в документах градостроительного планирования в качестве красных линий, что не свидетельствует об отсутствии у них статуса территории общего пользования. В силу статьи 36 ГрК РФ в границах территорий общего пользования действие градостроительного регламента на земельные участки не распространяется. Территории общего пользования, предназначенные для удовлетворения общественных интересов и пользования неограниченного круга лиц, не могут быть предоставлены в пользование физических или юридических лиц для целей, не соответствующих пункту 12 статьи 1 ГрК РФ.
В судебном заседании из материалов дела пояснений участников процесса установлено, что истец ФИО2 с 1990 года проживает по адресу <адрес>, указанное жилое помещение принадлежит ФИО2 на праве собственности на основании договора 20.11.1992 года «О безвозмездной передаче жилья в собственность», зарегистрированного в органах <данные изъяты> 30 ноября 1992 года.
На основании Постановления главы администрации № 264 от 09.11.1993 года земельный участок по адресу <адрес>, площадью № кв.м. был предоставлен ФИО2 в постоянное бессрочное пользование.
Фактически пользование земельным участком осуществляется истцом ФИО2 с 1990 года по настоящее время в пределах ограждения участка.
Земельный участок был поставлен на кадастровый учет в 2006 году под кадастровым номером 03:23:010614:16, при этом границы земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства до 2010 года установлены не были. Указанные обстоятельства подтверждаются также сведениями, имеющиеся в кадастровом паспорте земельного участка, изготовленного 01.10.2008 г.
11 октября 2010 г. ФИО2 обратилась в администрацию МО «г. Северобайкальск» с заявлением, в котором просила предоставить ей в собственность земельный участок по адресу <адрес> площадью № кв.м., исходя из площади, указанной в имеющихся у ней документах –свидетельстве № 25 на право постоянного бессрочного пользования от 16.11.1993 г. и кадастровом паспорте земельного участка от 01.10.2008 г.
Специалистами МУП «Управление архитектуры» при проведении работы по уточнению границ земельного участка, подлежащего предоставлению в собственность ФИО2, границы участка были установлены с учетом охранной зоны инженерных сетей (теплоснабжение, водоснабжение, канализация), и с учетом необходимости соблюдения ширины проезжей части дороги общего пользования.
17.11.2010 г. главой администрации МО «г. Северобайкальск» была утверждена схема расположения земельного участка расположенного по адресу <адрес> на кадастровом плане, подготовленная по запросу администрации специалистами МУП «Управление архитектуры».
26 ноября 2010 года кадастровым инженером МУП «Управление архитектуры» в связи с проведением работ по уточнению границ земельного участка была произведена публикация извещения в газете «<данные изъяты>» о проведении 26.12.2010 г. в 10 часов собрания заинтересованных лиц по поводу согласования местоположения границ земельного участка расположенного по адресу <адрес>.
27 декабря 2010 года кадастровым инженером МУП «Управление архитектуры» в результате выполнения кадастровых работ был изготовлен межевой план земельного участка с кадастровым номером №, согласно заключения которого, при уточнении границ образован земельный участок площадью 1073 кв.м., состоящий из двух контуров с учетом установления охранной зоны коммунальных сетей, не подлежащей передаче в собственность.
Постановлением главы администрации МО «г. Северобайкальск» № 142 от 09.02.2011 г. ФИО2 в собственность за плату был предоставлен земельный участок площадью № кв.м., расположенный по адресу <адрес>,
15.02.2011 г. между Администрацией МО «г. Северобайкальск» и ФИО2 был заключен договор №17 купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 03:3:010614:16 площадью 1073 кв.м. расположенного по адресу <адрес>.
На основании указанных документов 08 октября 2012 года была произведена регистрация права собственности ФИО2 на земельный участок.
Как установлено в судебном заседании охранная зона коммунальных сетей, установленная при определении границ спорного земельного участка, фактически расположена в пределах ограждения земельного участка по адресу <адрес> установленного и существовавшего ранее. После проведения межевания с выделением охранной зоны, оформление участка в собственность, истцом ФИО2 перенос ограждения в пределы границ сформированного земельного участка не производился, охранная зона коммунальных сетей фактически находится в пользовании истца.
Таким образом, судом установлено, что земельный участок по адресу <адрес> площадью 1360 кв.м. был предоставлен истцу ФИО7 Постановлением главы администрации № 264 от 09.11.1993 года в постоянное бессрочное пользование, границы указанного земельного участка в установленном законом порядке установлены не были, в связи с чем при обращении в администрацию в 2010 году спорный земельный участок в целях предоставления истцу в собственность был сформирован в соответствии с нормами действующего земельного и градостроительного законодательства, положений Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», положений ст.11,ст.19, п.п.1,2 ст. 25,п.п. 1,2 ст. 37, п.1 ст. 37, ст. 20, 28, 29, 36, 56 Земельного Кодекса РФ, действующих на момент возникновения спорных правоотношений, путем уточнения границ участка с учетом охранной зоны тепловых сетей и дороги общего пользования в соответствии с полномочиями, предоставленными Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Доказательств подтверждающих факт предоставления спорного земельного участка в 1993 году в собственность, а не на праве постоянного пользования, стороной истца не представлено, кроме того, факт предоставления земельного участка истцу именно на праве постоянного бессрочного пользования подтверждается Постановлением главы администрации <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, доводы иска о нарушении права собственности, неправомерности действий администрации при уточнении границ земельного участка, незаконном изъятии из собственности истца части земельного участка суд считает не обоснованными.
Доводы истца о нарушении её прав в связи с предъявлением Администрацией МО «<адрес>» претензии по вопросу внесения платы за пользование охранной зоной тепловых сетей суд считает несостоятельными.
Как установлено в судебном заседании на момент предоставления ФИО1 земельного участка в постоянное бессрочное пользование в 1993 году спорная теплотрасса уже была построена, т.е. земельный участок был приобретен ею в бессрочное пользование с обременением, о чем истцу было известно. Действующее законодательство, регулирующее деятельность в сфере теплоснабжения в целях обеспечения сохранности, создания нормальных условий эксплуатации и предотвращения несчастных случаев на тепловых сетях и для исключения возможности повреждения трубопроводов, устанавливает охранные зоны и не содержит норм, позволяющих охранные зоны на действующих тепловых сетях не устанавливать.
В соответствии с абз. 3 п. 6 "Типовых правил охраны коммунальных тепловых сетей", утвержденных Приказом Минстроя России N 197 от 17.08.1992 года, в пределах территории охранных зон тепловых сетей без письменного согласия предприятий и организаций, в ведении которых находятся эти сети, запрещается: производить земляные работы, планировку грунта, посадку деревьев и кустарников, устраивать монументальные клумбы.
Согласно абз. 1 п. 7 "Типовых правил охраны коммунальных тепловых сетей", проведение перечисленных в п. 6 работ должно согласовываться с владельцами тепловых сетей не менее чем за 3 дня до начала работ. Присутствие представителя владельца тепловых сетей необязательно, если это предусмотрено согласованием.
Таким образом, то обстоятельство, что границы охранной зоны теплотрассы накладываются часть земельного участка, ранее находившегося в пользовании истца, основанием для отказа в установлении охранной зоны теплотрассы в соответствии с требованиями законодательства являться не может, поскольку истец не лишена возможности пользоваться указанной частью участка с учетом наличия охранной зоны.
Кроме того, суд учитывает, что постановление главы администрации МО «г. Северобайкальск» № 142 от 09.02.2011 г. схемы расположения земельного участка расположенного по адресу <адрес>, утвержденного 17.11.2010 г. главой администрации МО «г. Северобайкальск» в судебном порядке в соответствии со статьей 61 ЗК РФ истцом не оспорены, недействительными либо не соответствующими законодательству не признавались.
Согласно ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Статьей 196 ГК РФ установлено, что общий срок исковой давности составляет три года.
В соответствии с п. 1 ст. 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре (пункт 2 статьи 199 ГК РФ).
Как следует из материалов дела, обстоятельства, указанные истцом в иске свидетельствуют о том, что истец с 2011 года путем имела возможность обращения в суд с соответствующим иском. Вместе с тем, с исковым заявлением ФИО2 обратилась 24 апреля 2019 г., то есть с пропуском трехлетнего срока исковой давности, на применении которого настаивала сторона ответчика, что в силу пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса РФ является самостоятельным основанием для отказа в иске.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194,198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО2 к Администрации МО «г. Северобайкальск» о признании действий по разделению земельного участка, изъятию и исключению из земельного участка части участка незаконными, обязании восстановить земельный участок на кадастровом учете и передать земельный участок- оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Верховный суд Республики Бурятия через Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 18 мая 2019 года
Судья В.В.Атрашкевич