ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-546/19 от 25.06.2019 Ахтубинского районного суда (Астраханская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 июня 2019 г. Ахтубинский районный суд Астраханской области в составе: судьи Лябах И.В., при секретаре: Пичугиной Т.Н., с участием истца прокурора Малькова В.А., представителей ответчика ФИО1, третьего лица ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Ахтубинске в помещении Ахтубинского районного суда гражданское дело по иску Ахтубинского городского прокурора в защиту интересов Российской Федерации о признании движимой вещи бесхозяйной и обращении в собственность государства,

установил:

истец Ахтубинский городской прокурор обратился в суд в защиту интересов Российской Федерации с иском о признании алкогольной продукции в виде спиртосодержащей жидкости, находящейся в 120 бутылках объемом 0,5 литра с этикетками «Парламент», в 117 бутылках объемом 0,5 литра с этикетками «Андреевская», в 36 бутылках объемом 0,5 литра с этикетками «Снежная королева», в 1788 бутылках объемом 0,5 литра с этикетками «Кристалл», изъятой по материалу , бесхозяйной и обращении в собственность государства.

В обосновании своих требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ на <адрес> на <адрес> были задержаны передвигавшиеся на автомобиле в приграничной зоне без пропуска ФИО3 и ФИО4, сотрудниками Пограничного управления ФСБ России по <адрес> и <адрес> составлены протоколы об административном правонарушении по <данные изъяты> Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также изъята маркированная акцизными марками Республики Казахстан алкогольная продукция в связи с отсутствием у ФИО3 и ФИО4 документов, подтверждающих законность ее приобретения и перевозки в Российскую Федерацию. В ходе проведения проверки по сообщению о преступлении по факту хранения и перевозки в целях сбыта алкогольной продукции проведена токсикологическая экспертиза, согласно заключению которой жидкость в бутылках с этикетками «Парламент» и «Снежная королева» является спиртосодержащей жидкостью, не соответствующей требованиям ГОСТ «Водки и водки особые»; жидкость в бутылках с этикетками «Андреевская» и «Кристалл» является спиртосодержащей жидкостью, соответствующей требованиям ГОСТ «Водки и водки особые». ДД.ММ.ГГГГ изъятая у ФИО3 и ФИО4 алкогольная продукция передана в Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу (далее- МРУ Росалкогольрегулирования по Южному федеральному округу) на хранение за счет средств федерального бюджета, что затрагивает интересы Российской Федерации. ДД.ММ.ГГГГ следственным отделом ОМВД России по <адрес> в возбуждении уголовного дела отказано в соответствие с пунктом 2 части 1 статьи 24 Уголовно- процессуального кодекса Российской Федерации в связи с отсутствием в действиях ФИО3 и ФИО4 признаков состава преступления, предусмотренного <данные изъяты> Уголовного кодекса Российской Федерации. Просил признать указанную алкогольную продукцию бесхозяйной и передать в МРУ Росалкогольрегулирования по Южному федеральному округу для переработки, в случае невозможности переработки- для уничтожения, поскольку и ФИО3, и ФИО4 не являются предпринимателями, не имеют лицензии на право реализации алкогольной продукции, следовательно не могут являться собственниками изъятой алкогольной продукции, владений которой возможно только на сновании специального разрешения (лицензии).

В ходе рассмотрения спора по существу судом в качестве ответчиков привлечены ФИО4, ФИО3

Представитель истца Мальков В.А. в судебном заседании уточнил заявленные требования, просил признать алкогольную продукцию в виде спиртосодержащей жидкости, находящейся в 120 бутылках объемом 0,5 литра с этикетками «Парламент», в 117 бутылках объемом 0,5 литра с этикетками «Андреевская», в 36 бутылках объемом 0,5 литра с этикетками «Снежная королева», в 1788 бутылках объемом 0,5 литра с этикетками «Кристалл», изъятой по материалу , бесхозяйной, передав в МРУ Росалкогольрегулирования по Южному федеральному округу на уничтожение в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. № 1027. Доводы заявленных требований, изложенные в исковом заявлении, поддержал полностью.

Ответчики ФИО4, ФИО3 в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Представитель ответчика ФИО4- ФИО1 в судебном заседании просил отказать в удовлетворении исковых требования, пояснив, что алкогольная продукция у ФИО4 изъята незаконно, поскольку была приобретена на законных основаниях на личные денежные средства и для личных нужд без нарушения декларации о соответствие таможенного союза, о чем имеется товарная накладная о покупке данного имущества. Соответственно, ссылка истца на Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» не состоятельна и применению не подлежит. Признание алкогольной продукции бесхозяйной и передача ее на переработку будет являться нарушением прав ФИО4, как собственника имущества. При этом, ни ФИО4, ни его представитель самостоятельных требований о признании права собственности на изъятую алкогольную продукцию в ходе рассмотрения спора по существу не заявляли.

Представитель третьего лица МРУ Росалкогольрегулирования по Южному федеральному округу в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Представителем по доверенности ФИО5 представлен отзыв, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления, указав, что Постановление Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. № 1027 утверждены Правила, устанавливающие порядок уничтожения по решению суда изъятых или конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, указанных в подпунктах 1-3 и 8 статьи 25 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» и этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, обращенных в федеральную собственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Указанными правилами предусмотрено, что изъятая алкогольная и спиртосодержащая продукция подлежит только уничтожению, а не переработке.

Представитель третьего лица Отдела Министерства внутренних дел России по Ахтубинскому району (далее- ОМВД России по Ахтубинскому району») ФИО2 в судебном заседании просила удовлетворить заявленные требования.

Выслушав представителя истца Малькова В.А., представителя ответчика ФИО1, представителя третьего лица ФИО2, исследовав материалы дела, материалы проверки , и, оценив в совокупности представленные доказательства,суд приходит к следующему.

Этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция являются самостоятельным (особым) предметом государственного контроля. Правовые основы производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации определены Федеральным законом от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».

Осуществляя регулирование отношений, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и отношений, связанных с потреблением (распитием) алкогольной продукции, Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» - в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней - предусмотрел, что алкогольная продукция, за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, подлежит обязательной маркировке в установленном данным Федеральным законом порядке федеральными специальными марками или акцизными марками и запрещает оборот алкогольной продукции без маркировки либо с маркировкой поддельными марками. Алкогольная продукция, ввозимая (импортируемая) в Российскую Федерацию, маркируется акцизными марками, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 5.1 настоящей статьи. Указанные марки приобретаются в таможенных органах организациями, осуществляющими импорт алкогольной продукции (пункты 1 и 2 статьи 1, пункт 2 статьи 12, пункт 1 статьи 26).

В силу пункта 3 статьи 12 указанного Закона федеральная специальная марка и акцизная марка являются документами государственной отчетности, удостоверяющими законность (легальность) производства и (или) оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции, указанной в пункте 2 данной статьи, осуществление контроля за уплатой налогов, а также являются носителями информации единой государственной автоматизированной информационной системы и подтверждением фиксации информации о реализуемой на территории Российской Федерации алкогольной продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе.

В соответствии с пунктом 16 статьи 2 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» под оборотом алкогольной продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона.

Никаких исключений для физических лиц данным Законом не установлено. Следовательно, граждане в настоящее время могут ввезти в Российскую Федерацию только продукцию, маркированную российскими акцизными марками, либо продукцию из магазина беспошлинной торговли в соответствии с установленным порядком.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ постановлениями начальника 2 отделения отдела в <адрес> ФИО3, ФИО4 признаны виновными в совершении административного правонарушения, предусмотренного <данные изъяты> Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В ходе выяснения обстоятельств указанного административного правонарушения установлено, что ФИО3 и ФИО4 на территории Республики Казахстан закупили алкогольную продукцию: коньяк «Кардинал» -24 бутылки, коньяк «Дубок»-12 бутылок, водка «Парламент»- 120 бутылок, коньяк «AL FARABI»-60 бутылок, водка «Андреевская»- 120 бутылок, водка «Снежная королева»-36 бутылок, водка «Кристалл»-1788 бутылок. В объяснениях ФИО3 указал, что указанную алкогольную продукцию приобретал совместно с ФИО4 для реализации на территории Российской Федерации с целью получения денежных средств, представил товарные накладные.

ДД.ММ.ГГГГ произведено изъятие алкогольной продукции: коньяк «Кардинал» -24 бутылки, коньяк «Дубок»-12 бутылок, водка «Парламент»- 120 бутылок, коньяк «AL FARABI»-60 бутылок, водка «Андреевская»- 120 бутылок, водка «Снежная королева»-36 бутылок, водка «Кристалл»-1788 бутылок в присутствие двух понятых, о чем составлен протокол об изъятии вещей с приложением фотосъемки, заявления от ФИО3 и ФИО4 в ходе изъятия не поступали.

ДД.ММ.ГГГГ начальником Пограничного отдела в <адрес> на имя начальника Пограничного управления ФСБ России по <адрес> и <адрес> направлен рапорт об обнаружении в действиях ФИО3, ФИО4 признаков состава преступления, предусмотренного <данные изъяты> Уголовного кодекса Российской Федерации. Материал процессуальной проверки направлен начальнику Следственного отдела ОМВД России по <адрес>.

В ходе проведения проверки неоднократно (ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ7 г., ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ) вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части статьи 24 Уголовно- процессуального кодекса Российской Федерации в связи с отсутствием в действиях ФИО3, ФИО4 признаков состава преступления, предусмотренного <данные изъяты> Уголовного кодекса Российской Федерации, которые отменялись соответствующим постановлениями должностных лиц ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ) как незаконные и необоснованные.

ДД.ММ.ГГГГ изъятая алкогольная продукция передана на хранение в ОМВД России по <адрес>, составлен акт приема- передачи, ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника СО ОМВД России по <адрес> вынесено постановление о сдаче алкогольной продукции в комнату вещественных доказательств ОМВД России по <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ алкогольная продукция по акту приема- передачи передана на ответственное хранение в МРУ Росалкогольрегулирования по Южному федеральному округу.

ДД.ММ.ГГГГ постановлением следователя СО ОМВД России по <адрес> вновь вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части статьи 24 Уголовно- процессуального кодекса Российской Федерации в связи с отсутствием в действиях ФИО3, ФИО4 признаков состава преступления, предусмотренного <данные изъяты> Уголовного кодекса Российской Федерации. Постановление вступило в законную силу.

Представитель ответчика ФИО1, считая исковые требования неправомерными, указал, что ФИО6 алкогольная продукция на территории Республики Казахстан приобретена в целях личного употребления в рамках единой таможенной территории, состоящей из таможенной территории Республики Беларусь, Республика Казахстан и Российской Федерации.

Согласно содержащимся в материале проверки сведениям, предоставленным Астраханской таможней ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, с 01 июля 2010 г. Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа таможенного союза) от 27 ноября 2009 г. № 17 с 01 июля 2010 г. на государственной границе между Российской Федерацией и Республикой Казахстан отменено таможенное оформление. Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа таможенного союза) от 15 марта 2011 г. № 76 с 01 июля 2011 г. таможенный контроль на государственной границе между Российской Федерацией и Республикой Казахстан отменен. В связи с нахождением Республики Казахстан в Таможенном союзе, товары, перемещаемые физическими лицами между странами членами Таможенного союза, не оформляются в таможенном отношении.

Пунктом 1 статьи 354 Таможенного кодекса Таможенного союза определено, что таможенные операции в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу, совершаются в порядке, определяемом настоящим Кодексом и (или) международным договором государств - членов таможенного союза.

Таким международным договором является Договор о Евразийском экономическом союзе, подписанный 29 мая 2014 г. Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерации, в рамках которого обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, определенных настоящим Договором и международными договорами в рамках Союза

Согласно статье 25 Договор о Евразийском экономическом союзе в рамках таможенного союза государств-членов, в том числе осуществляется свободное перемещение товаров между территориями государств-членов без применения таможенного декларирования и государственного контроля (транспортного, санитарного, ветеринарно-санитарного, карантинного фитосанитарного), за исключением случаев, предусмотренных настоящим Договором.

Статьей 51 Договора о Евразийском экономическом союзе установлено, что в рамках Союза осуществляется техническое регулирование в соответствии со следующими принципами: 1) установление обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации; 2) установление единых обязательных требований в технических регламентах Союза или национальных обязательных требований в законодательстве государств-членов к продукции, включенной в единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Союза (далее - единый перечень); 3) применение и исполнение технических регламентов Союза в государствах-членах без изъятий.

Как указано в статье 53 Договора о Евразийском экономическом союзе продукция, выпускаемая в обращение на территории Союза, должна быть безопасной. Правила и порядок обеспечения безопасности и обращения продукции, требования к которой не установлены техническими регламентами Союза, определяются международным договором в рамках Союза. Продукция, в отношении которой вступил в силу технический регламент Союза (технические регламенты Союза), выпускается в обращение на территории Союза при условии, что она прошла необходимые процедуры оценки соответствия, установленные техническим регламентом Союза (техническими регламентами Союза).

В Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Союза включены пищевая и алкогольная продукции.

Решением комиссии Таможенного союза от 07 апреля 2011 г. № 621 утверждено Положение о порядке применения типовых схем оценки (подтверждения) соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза, в соответствие с которым установлено, что применительно к продукции, требования к которой установлены техническими регламентами Таможенного союза (далее - технические регламенты), оценка соответствия проводится в форме подтверждения соответствия (декларирования соответствия, сертификации), регистрации, в том числе государственной, экспертизы, оценки пригодности, испытаний, государственного контроля (надзора) и (или) иной форме.

Типовая схема подтверждения соответствия представляет собой набор действий (элементов), результаты которых используются для принятия решения о соответствии (несоответствии) продукции требованиям технического регламента.

В общем случае такими действиями (элементами) могут считаться: анализ технической документации; идентификация, испытания продукции, исследования типа продукции; оценка производства, производственный контроль; выдача сертификата соответствия, принятие декларации о соответствии техническим регламентам по единой форме, утвержденной Комиссией Таможенного союза (далее - сертификат соответствия, декларация о соответствии); регистрация декларации о соответствии; нанесение единого знака обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза (далее - нанесение единого знака обращения); инспекционный контроль.

Решениями комиссии Таможенного союза от 09 декабря 2011 г. № 880 принят Технический регламент Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011), от 09 декабря 2011 г. № 881 принят технический регламент «Пищевая продукция в части ее маркировки».

Исходя из подпунктом 2.2 и 2.3 Решения Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 881 и подпунктом 3.2 и 3.3 Решения Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 880 в их взаимосвязи, до 15 февраля 2015 г. допускалось производство и выпуск в обращение продукции в соответствии с обязательными требованиями, ранее установленными нормативными правовыми актами Таможенного союза или законодательством государства - члена Таможенного союза (что относится в том числе и к обязательным требованиям к пищевой продукции в части ее маркировки), только при наличии документов об оценке (подтверждении) соответствия продукции указанным обязательным требованиям, выданных или принятых до 1 июля 2013 года, т.е. до дня вступления в силу технических регламентов «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/211) и «Пищевая продукция в части ее маркировки» (ТР ТС 022/2011).

В этой связи согласно подпункту 3.4 Решения Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 880, обращение продукции, выпущенной в обращение в период действия документов об оценке (подтверждении) соответствия, указанных в подпункту 3.2 Решения, возможно в течение срока ее годности, установленного в соответствие с законодательством государства - члена Таможенного союза», что в данном в случае подразумевает возможность реализации продукции в течение срока ее годности, только при условии, что она была выпущена в обращение до 15 февраля 2015 г. по документам, выданным до официального опубликования Решения № 880 (т.е. до 15 декабря 2011 г.). Указанная продукция может быть маркирована национальным знаком соответствия (знаком обращения на рынке) в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза или с Решением Комиссии от 20 сентября 2010 г. № 386.

Со дня вступления в силу Технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» выдача или принятие документов об оценке (подтверждении) соответствия продукции обязательным требованиям, ранее установленным нормативными правовыми актами Таможенного союза или законодательством государства - члена Таможенного союза, не допускается.

Согласно статье 5 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» пищевая продукция, соответствующая требованиям настоящего технического регламента, иных технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется, и прошедшая оценку (подтверждение) соответствия, маркируется единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза.

Пищевая продукция, не соответствующая требованиям настоящего технического регламента и (или) иных технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется, в том числе пищевая продукция с истекшими сроками годности, подлежит изъятию из обращения участником хозяйственной деятельности (владельцем пищевой продукции) самостоятельно, либо по предписанию уполномоченных органов государственного контроля (надзора) государства - члена Таможенного союза (часть 4 статьи 5 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции»).

В соответствии с Соглашением о проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер от 25 января 2008 года и с учетом положений Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18 ноября 2010 г. разработано и утверждено Комиссией Таможенного союза от 15 июля 2011 г. № 711 Решение «О едином знаке обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза».

Как отмечается в Положении о едином знаке, единый знак обращения свидетельствует о том, что продукция, маркированная им, прошла все установленные в технических регламентах Таможенного союза процедуры оценки (подтверждения соответствия и соответствует требованиям всех распространяющихся на данную продукцию технических регламентов Таможенного союза. Маркировка единым знаком обращения осуществляется перед выпуском продукции в обращение на рынок государств - членов Таможенного союза.

В соответствии с пунктом 4, пунктами 5.1, 5.4 указанного Положения изготовители, уполномоченные изготовителем лица, импортеры (поставщики) продукции имеют право маркирования ее единым знаком обращения, если продукция прошла все установленные соответствующим(и) техническим(и) регламентом(ами) Таможенного союза процедуры оценки (подтверждения) соответствия на территории любой из Сторон, что подтверждено документами, предусмотренными для соответствующих форм оценки соответствия в Таможенном союзе. Единый знак обращения наносится на каждую единицу продукции, упаковку или сопроводительную информацию. Не допускается нанесение маркировки, знаков и надписей, способных ввести в заблуждение потребителей и заинтересованных лиц относительно значения и изображения единого знака обращения (EAC). В случае если на продукцию наносятся иные знаки соответствия, в том числе, знаки соответствия добровольных систем сертификации продукции, то они не должны ухудшать видимость, четкость и читаемость единого знака обращения.

Не допускается оборот алкогольной продукции, не соответствующей требования технического регламента и без маркировки единым знаком

Как следует из материала проверки, в рамках процессуальной проверки назначены и проведены комплексные токсикологические, технико- криминалистические экспертизы документов, пищевые экспертизы.

Согласно заключению экспертов от ДД.ММ.ГГГГ, жидкость в бутылке с этикеткой «Снежная королева» является спиртосодержащей жидкостью, крепостью 39,8% об., жидкость не соответствует требованиям ГОСТ 12712-13 «Водки и водки особые. Общие технические условия» по физико- химическому показателю (отсутствию вложения сахара). В жидкости отсутствуют вещества, представляющие опасность для жизни и здоровья граждан. На бутылке наклеена учетно- контрольная марка с наименованием алкогольной продукции Республики Казахстан «Снежная кор. De Luxe», указан изготовитель ТОО «ГЕОМ», Республика Казахстан, лицензия, штрих- код, на штампе дата производства указана неразборчиво. Решить вопрос «выполнена ли акцизная марка предприятием, осуществляющим выпуск марок Республики Казахстан» эксперту не представилось возможным по причине отсутствия в его распоряжении образцов учетно- контрольных марок алкогольной продукции Республики Казахстан, выпущенных предприятием, имеющим право их производства.

Согласно заключению экспертов от ДД.ММ.ГГГГ, жидкость в бутылке с этикеткой «Кристалл Пшеничная Maximus» является спиртосодержащей жидкостью, крепостью 39,9% об., жидкость соответствует требованиям ГОСТ 12712-13 «Водки и водки особые. Общие технические условия». В жидкости отсутствуют вещества, представляющие опасность для жизни и здоровья граждан. На бутылке наклеена учетно- контрольная марка с наименованием алкогольной продукции Республики Казахстан «Водка Пшеничная», указан изготовитель ТОО «Maximus», Республика Казахстан, лицензия, штрих- код, штамп «05.03.15». Решить вопрос «выполнена ли акцизная марка предприятием, осуществляющим выпуск марок Республики Казахстан» эксперту не представилось возможным по причине отсутствия в его распоряжении образцов учетно- контрольных марок алкогольной продукции Республики Казахстан, выпущенных предприятием, имеющим право их производства.

Согласно заключению экспертов от ДД.ММ.ГГГГ, жидкость в бутылке с этикеткой «Андреевская» является спиртосодержащей жидкостью, крепостью 39,8% об., жидкость соответствует требованиям ГОСТ 12712-13 «Водки и водки особые. Общие технические условия». В жидкости отсутствуют вещества, представляющие опасность для жизни и здоровья граждан. На бутылке наклеена учетно- контрольная марка с наименованием алкогольной продукции Республики Казахстан «Водка Андреевская», указан лицензия, штрих- код, изготовитель ТОО «ГЕОМ», штамп «04.04.2015». Решить вопрос «выполнена ли акцизная марка предприятием, осуществляющим выпуск марок Республики Казахстан» эксперту не представилось возможным по причине отсутствия в его распоряжении образцов учетно- контрольных марок алкогольной продукции Республики Казахстан, выпущенных предприятием, имеющим право их производства.

Согласно заключению экспертов от ДД.ММ.ГГГГ, жидкость в бутылке с этикеткой «PARLAMENT» является спиртосодержащей жидкостью, крепостью 39,9% об., жидкость соответствует требованиям ГОСТ 12712-13 «Водки и водки особые. Общие технические условия». В жидкости отсутствуют вещества, представляющие опасность для жизни и здоровья граждан. На бутылке наклеена учетно- контрольная марка с наименованием алкогольной продукции Республики Казахстан «Водка PARLAMENT», указаны лицензия, штрих- код, изготовитель ТОО «ГЕОМ», штамп с датой производства отсутствует. Решить вопрос «выполнена ли акцизная марка предприятием, осуществляющим выпуск марок Республики Казахстан» эксперту не представилось возможным по причине отсутствия в его распоряжении образцов учетно- контрольных марок алкогольной продукции Республики Казахстан, выпущенных предприятием, имеющим право их производства.

В распоряжении суда также имеются Декларация о соответствие продукции ТОО «ГЕОМ» требованиям ТР ТС 021/211, 022/211 с Приложением перечня алкогольной продукции, а также Приложение к Декларация о соответствие продукции ТОО «Maximus» требованиям ТР ТС 021/211, 022/211 без самой Декларации о соответствие.

Исходя из анализа вышеуказанных экспертиз, а также Декларации о соответствии продукции требованиям ТР ТС 021/211, 022/211 с указанными Приложениями следует, что водки «Снежная королева» и «PARLAMENT» не соответствует требованиям ГОСТ 12712-13 «Водки и водки особые. Общие технические условия». Помимо этого, имеется несоответствие маркировки в части наименования водки на этикетке «Снежная королева» и на учетно- контрольной марке «Снежная кор. De Luxe», при том, что в Приложении к Декларации о соответствие продукции ТОО «Геом» требованиям ТР ТС 021/211, 022/211 данная продукция указана в различных позициях- отдельно водка «Снежная королева», отдельно «Снежная кор. De Luxe». Также, в приложении к Декларации о соответствие продукции ТОО «Геом» требованиям ТР ТС 021/211, 022/211 имеется позиция алкогольной продукции- водка «PARLIAMENT», в то время, как изъятая водка имеет наименование «PARLAMENT».

Водки «Кристалл Пшеничная Maximus» и «Андреевская» соответствуют требованиям ГОСТ 12712-13 «Водки и водки особые. Общие технические условия». Однако, имеется несоответствие маркировки в части наименования водки на этикетке «Кристалл Пшеничная Maximus» и на учетно- контрольная марке «Водка Пшеничная», при том, что в Приложении к Декларации о соответствие продукции ТОО «Maximus» требованиям ТР ТС 021/211, 022/211 имеются позиции «Водка Пшеничная», «Кристалл Пшеничная», позиция «Кристалл Пшеничная Maximus» отсутствует. Кроме того, у производителя ТОО «ГЕОМ» дата регистрации декларации о соответствии 14 ноября 2014 г., обе водки и Кристалл Пшеничная Maximus», и «Андреевская» выпущены в обращение после 15 февраля 2015 г., соответственно должны иметь изображение единого знака обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза, который отсутствует, как и на всей выше перечисленной алкогольной продукции.

Эти обстоятельства дают основания полагать, что указанная алкогольная продукция находится в незаконном обороте внутри государств- членов Таможенного союза.

Кроме того, ответчиками одновременно с перечисленной алкогольной продукцией приобретены коньяки «AL FARABI», «Звезды КАЗАХСТАНА», «Кардинал», «Дубок», которые также были представлены на экспертизу, по результатам поведения которой экспертом установлено, что они не соответствует требованиям ГОСТ 51618-2009 «Российский коньяк. Общие технические условия», содержат вещества, представляющие опасность для жизни и здоровья граждан.

В силу пункта 1 статьи 213 Гражданского кодекса Российской Федерации в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам и юридическим лицам.

Согласно пунктам 1 и 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Исходя из положений главы 33 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, признание движимой вещи бесхозяйной возможно только в судебном порядке.

Алкогольная продукция относится к продукции, ограниченной в обороте.

Договор о Евразийском таможенном союзе, как и Технический регламент Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» приняты в целях усиления защиты здоровья и жизни населения, совершенствования государственного регулирования оборота алкогольной продукции, то есть здесь имеет место публичный интерес.

В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов подлежат этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае, если они реализуются без соответствующих лицензий; без маркировки в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона или с маркировкой поддельными марками; без соответствия государственным стандартам и техническим условиям; без фиксации и передачи информации об объеме производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 8 настоящего Федерального закона; без документов, подтверждающих легальность производства и (или) оборота такой продукции, а также с фальсифицированными документами, удостоверяющими легальность производства и (или) оборота такой продукции, в том числе изготовленными путем их дублирования.

Указанная выше алкогольная продукция не соответствует требованиям технических регламентов «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/211) и «Пищевая продукция в части ее маркировки» (ТР ТС 022/211), соответственно подлежит изъятию из обращения. При этом, будучи произведенной в Республике Казахстан, не содержит единого знака обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза, следовательно не может находиться в свободном обороте внутри других государств- членов Таможенного союза, в данном случае в Российской Федерации, а также в собственности физического лица- гражданина Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. № 1027 утверждены Правила уничтожения по решению суда изъятых или конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, указанных в подпунктах 1- 3 и 8 пункта 1 статьи 25 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», а также сырья, полуфабрикатов, производственной, транспортной, потребительской тары (упаковки), этикеток, средств укупорки потребительской тары, используемых для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, федеральных специальных марок и акцизных марок (в том числе поддельных) для маркировки алкогольной продукции, указанных в подпункте 4 пункта 1 статьи 25 Федерального закона (далее - Правила № 1027).

Пунктом 1 Правил № 1027 предусмотрено, что данные Правила устанавливают порядок уничтожения по решению суда изъятых или конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, указанных в подпунктм 1-3 и пункта 1 статьи 25 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», и этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, обращенных в федеральную собственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно названным Правилам вывоз, хранение и уничтожение продукции и (или) предметов осуществляются организацией, привлекаемой Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Принимая во внимание выше изложенное, суд приходит к выводу о признани спиртосодержащей жидкости, находящейся в 120 бутылках объемом 0,5 литра с этикетками «Парламент», в 117 бутылках объемом 0,5 литра с этикетками «Андреевская», в 36 бутылках объемом 0,5 литра с этикетками «Снежная королева», в 1788 бутылках объемом 0,5 литра с этикетками «Кристалл », изъятой по материалу , бесхозяйной; и передаче в МРУ Росалкогольрегулирования по Южному федеральному округу на уничтожение в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. № 1027 «О реализации мер по пресечению незаконнных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».

Руководствуясь статьями 98, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Ахтубинского городского прокурора в защиту интересов Российской Федерации к ФИО4, ФИО3о признании движимой вещи бесхозяйной и обращении в собственность государства, удовлетворить.

Признать спиртосодержащую жидкость, находящуюся в 120 бутылках объемом 0,5 литра с этикетками «Парламент», в 117 бутылках объемом 0,5 литра с этикетками «Андреевская», в 36 бутылках объемом 0,5 литра с этикетками «Снежная королева», в 1788 бутылках объемом 0,5 литра с этикетками «Кристалл », изъятой по материалу , бесхозяйной.

Передать в Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу спиртосодержащую жидкость, находящуюся в 120 бутылках объемом 0,5 литра с этикетками «Парламент», в 117 бутылках объемом 0,5 литра с этикеткам «Андреевская», в 36 бутылках объемом 0,5 литра с этикетками «Снежная королева», в 1788 бутылках объемом 0,5 литра с этикетками «Кристалл » на уничтожение в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. № 1027 «О реализации мер по пресечению незаконнных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Астраханского областного суда через Ахтубинский районный суд.

Судья Лябах И. В.