Дело № 2-5471/15
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 ноября 2015 г. г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:
судьи Бирюковой О.В.,
при секретаре Гисматуллиной Г.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Чердаклинского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц к Министерству сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области, Обществу с ограниченной ответственностью «Опыт Плюс» о признании бездействия незаконным, обязании составить проект освоения лесов,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Чердаклинского района Ульяновской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области, выразившегося в непринятии мер, направленных на понуждение ООО «Опыт Плюс» как арендатора лесного участка к разработке проекта освоения лесов на лесной участок, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель - земли лесного фонда незаконным; Обязать ООО «Опыт Плюс» разработать проект освоения лесов на лесной участок, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель - земли лесного фонда. Обязать ООО «Опыт Плюс» подать документы на проведение государственной экспертизы проекта освоения лесов на лесной участок, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель - земли лесного фонда. В обоснование иска указывается, что прокуратурой Чердаклинского района по поручению прокуратуры области проведена проверка соблюдения лесного законодательства, в ходе которой выявлены нарушения. ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Опыт Плюс» и Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ульяновской области заключен договор аренды лесного участка № по условиям которого, ООО «Опыт Плюс» приняло во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной (федеральной) собственности, площадью 0,12 га, расположенный по адресу: Ульяновская область, МО «Чердаклинский район», Ульяновское лесничество, Чердаклинское участковое лесничество, квартал 5, выдел 1, категория земель - земли лесного фонда. Согласно п. 5 договора аренды лесного участка арендная плата по договору составляет <данные изъяты> рублей в год. Согласно пп. «а» п. 10 арендатор имеет право приступить после государственной регистрации настоящего договора, подписания сторонами акта приема- передачи лесного участка в аренду, предусмотренного приложением №5 к настоящему договору, и представления арендодателю в установленном порядке разработанного проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы к использованию лесного участка в соответствии с условиями настоящего договора. В соответствии с пп. «в» п. 11 договора аренды лесного участка арендатор обязан в установленном порядке разработать и представить арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы. На основании договора аренды лесного участка арендодатель передал, а арендатор ООО «Опыт Плюс» принял для осуществления рекреационной деятельности, указанный лесной участок, что подтверждается актом приема-передачи лесного участка в аренду от ДД.ММ.ГГГГ№. Однако в результате проведенной прокуратурой Чердаклинского района проверки было установлено, что ответчиком ООО «Опыт Плюс», являющимся арендатором лесного участка, расположенного по адресу: Ульяновская область, МО «Чердаклинский район», Ульяновское лесничество, Чердаклинское участковое лесничество, квартал 5, выдел 1, категория земель - земли лесного фонда, до настоящего времени, в нарушение ст.ст. 88, 89 Лесного кодекса Российской Федерации, не разработан проект освоения лесов, не осуществлена государственная экспертиза проекта освоения лесов, что может повлечь использование леса не предусмотренным действующим законодательством способом. В соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 02.10.2013 № 452-П «Об утверждении Положения о Министерстве сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области» Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области (далее - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, возглавляемым Правительством Ульяновской области, созданным в целях выполнения на территории Ульяновской области установленных законодательством задач, функций и полномочий в сфере агропромышленного комплекса, управления пищевой и перерабатывающей промышленности, производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в сфере регулирования торговой деятельности на территории Ульяновской области; в сфере лесного хозяйства, природопользования и охраны окружающей среды, охраны и использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов, реализации системы мер, направленных на предотвращение, выявление и пресечение нарушений законодательства в сфере охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в сфере охраны окружающей среды, а также органом, осуществляющим лицензирование отдельных видов деятельности на территории Ульяновской области. При этом, как установлено в результате проведенной прокуратурой района проверки, Министерством сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области ООО «Опыт Плюс» до настоящего времени не понужден к разработке и передаче на государственную экспертизу проекта освоения лесов. Вместе с тем, использование лесного участка, а также не проведение противопожарных и санитарных мероприятий на нем, в отсутствие проекта освоения лесов, в котором должны быть указаны сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, объемах и сроках проведения указанных мероприятий, может повлечь за собой наступление неблагоприятных последствий для окружающей среды, в том числе для леса, что, в свою очередь может повлечь нарушение прав и свобод неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
В судебном заседании помощник прокурора не участвовал, извещался.
Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области представителя для участия в рассмотрении дела не направило, о времени и месте судебного заседания извещалось надлежащим образом.
Ответчик ООО «Опыт Плюс» в судебном заседании не участвовал, извещался.
Суд определил рассмотреть гражданское дело в порядке заочного судопроизводства.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов. В соответствии со ст. 88 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым лесные участки представлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоение лесов в соответствии со ст. 12 Лесного кодекса Российской Федерации. Согласно ст. 12 Лесного кодекса Российской Федерации освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций. При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются: организация использования лесов; создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры; проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов. Кроме того, согласно ст. 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации лица, использующие леса, на основании проекта освоения лесов, обязаны предпринимать меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а именно приказом Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки».В ходе судебного разбирательства установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Опыт Плюс» и Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ульяновской области заключен договор аренды лесного участка № по условиям которого, ООО «Опыт Плюс» приняло во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной (федеральной) собственности, площадью 0,12 га, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель - земли лесного фонда. Согласно п. 5 договора аренды лесного участка арендная плата по договору составляет 7296 рублей в год. Согласно пп. «а» п. 10 арендатор имеет право приступить после государственной регистрации настоящего договора, подписания сторонами акта приема- передачи лесного участка в аренду, предусмотренного приложением № к настоящему договору, и представления арендодателю в установленном порядке разработанного проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы к использованию лесного участка в соответствии с условиями настоящего договора. В соответствии с пп. «в» п. 11 договора аренды лесного участка арендатор обязан в установленном порядке разработать и представить арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы. На основании договора аренды лесного участка арендодатель передал, а арендатор ООО «Опыт Плюс» принял для осуществления рекреационной деятельности, указанный лесной участок, что подтверждается актом приема-передачи лесного участка в аренду от ДД.ММ.ГГГГ№. Вышеуказанный договор аренды прошел государственную регистрацию в Управлении федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ульяновской области. На момент рассмотрения дела ответчиком, являющимся арендатором лесных участков, не разработан проект освоения лесов, не осуществлена государственная экспертиза проекта освоения леса. Доказательств обратного суду не представлено. В соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 02.10.2013 № 452-П «Об утверждении Положения о Министерстве сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области» Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области (далее - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, возглавляемым Правительством Ульяновской области, созданным в целях выполнения на территории Ульяновской области установленных законодательством задач, функций и полномочий в сфере агропромышленного комплекса, управления пищевой и перерабатывающей промышленности, производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в сфере регулирования торговой деятельности на территории Ульяновской области; в сфере лесного хозяйства, природопользования и охраны окружающей среды, охраны и использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов, реализации системы мер, направленных на предотвращение, выявление и пресечение нарушений законодательства в сфере охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в сфере охраны окружающей среды, а также органом, осуществляющим лицензирование отдельных видов деятельности на территории Ульяновской области. Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области не приняло меры для понуждения ответчика к разработке и передаче на государственную экспертизу проекта освоения лесов, что свидетельствует о бездействии указанного ведомства С учетом изложенного, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению. В соответствии со ст. 103 ГПК с ответчика ООО «Опыт Плюс» подлежат взысканию судебные расходы на уплату государственной пошлины в сумме <данные изъяты> руб. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194, 198,233-244 ГПК РФ, Р Е Ш И Л:
Иск Прокурора Чердаклинского района Ульяновской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области, выразившиеся в непринятии мер, направленных на понуждение Общества с ограниченной ответственностью «Опыт Плюс» как арендатора лесного участка к разработке проекта освоения лесов на лесной участок, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель - земли лесного фонда незаконным.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Опыт Плюс» разработать проект освоения лесов на лесной участок и подать документы на проведение государственной экспертизы проекта освоения лесов на лесной участок, расположенный по адресу: Ульяновская <адрес>, категория земель - земли лесного фонда в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Опыт Плюс» государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме <данные изъяты>.
Ответчик вправе подать в Ленинский районный суд г. Ульяновска заявление об отмене заочного решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья О.В. Бирюкова