ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5471/2011 от 04.07.2011 Благовещенского городского суда (Амурская область)

  Дело №2 - 5471/2011

РЕШЕНИЕ

   именем Российской Федерации

 г. Благовещенск                                                                 ***

 Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

 председательствующего судьи Шульга И.В.,

 при секретаре Морозкиной М.В.,

 с участием истца Андруша К.В.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Андруша Константина Владимировича к Управлению федеральной службы исполнения наказаний по Амурской области о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, устранении допущенного нарушения

 УСТАНОВИЛ:

 Андруша К.В. обратился в суд с настоящим исковым заявлением к УФСИН по Амурской. В обоснование заявленных требований указал, что с *** г. по настоящее время проходит службу в УФСИН по Амурской области в должности инструктора-водителя ОСИ «Восток», обратился по месту службы с заявлением о признании его нуждающимся в жилье, представил все необходимые документы. Ответом *** от *** ему было отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, было предложено обратиться в органы местного самоуправления. Решением Благовещенского городского суда от *** признан незаконным отказ УФСИН по Амурской области в постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. *** состоялось заседание комиссии по жилищно-бытовым вопросам УФСИН по Амурской области, решением комиссии было отказано в постановке на учет в очередь сотрудников УФСИН по Амурской области, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Согласно выписки из протокола заседания комиссии *** от *** причиной отказа послужило то обстоятельство, что *** в УФСИН России по Амурской области поступила телеграмма ФСИН России *** о том, что постановка на учет нуждающихся в жилых помещениях по месту службы сотрудников, пенсионеров УИС после *** в соответствии с п. 3 ст.52 ЖК РФ с *** осуществляется органом местного самоуправления, постановка на учет по месту службы после *** неправомерна. Решение жилищной комиссии противоречит выводам суда, ссылка комиссии на телеграмму ФСИН России незаконна, поскольку телеграмма не является актом, обязательным для исполнения. При обращении в органы местного самоуправления, ему было разъяснено, что именно УФСИН по Амурской области должно признать его нуждающимся в получении жилья. На основании изложенного просил признать незаконным отказ Управления федеральной службы исполнения наказаний по Амурской области от *** в его постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, обязать ответчика поставить его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

 Представители ответчика - УФСИН по Амурской области и третьего лица - администрации г. Благовещенска, в судебное заседание не явились. О времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом в соответствии с правилами ст. 113 ГПК РФ. При этом суд учитывает, что ответчик УФСИН по Амурской области был извещен с достаточным временем для подготовки к судебном заседанию, в судебное заседание от *** при надлежащем извещении представитель также не явился. На основании изложенного дело в соответствие со ст. 167 ГПК РФ рассмотрено в отсутствие представителя ответчика - УФСИН по Амурской области и третьего лица, представителя администрации гор. Благовещенска.

 В судебном заседании истец на исковых требованиях настаивал, поддержал доводы, указанные в исковом заявлении.

 В письменном отзыве представитель администрации г.Благовещенска исковые требования поддержал, считает требования обоснованными, подлежащими удовлетворению, пояснил, что в рамках реализации Постановления Правительства РФ от *** N 153, Приказом ФСИН РФ от *** N 287 была утверждена Инструкция о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи сертификатов гражданам - участникам подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" в уголовно-исполнительной системе (далее Инструкция). Согласно данной Инструкции для участия в подпрограмме с целью улучшения жилищных условий сотрудники учреждений и органов УИС должны быть поставлены на учет в качестве нуждающихся решением жилищно-бытовой (жилищной) комиссией учреждения или органа УИС, полномочиями по постановки на учет сотрудников учреждений и органов УИС обладает жилищно-бытовая (жилищная) комиссия учреждения или органа УИС, но не как не органы местного самоуправления. Согласно положениям ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, а именно определенные категории граждан: малоимущие (ими являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению) и иные определенные федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории граждан (например, ветераны, сироты, инвалиды). Какой-либо федеральный закон, указ Президента РФ или закон субъекта РФ, позволяющий органам местного самоуправления ставить на учет нуждающихся граждан, по категории - сотрудников учреждений и органов УИС отсутствует. Считает отказ УФСИН о принятии на учет в качестве нуждающегося истца по мотивам отсутствия у УФСИН указанных полномочий и их наличия у органа местного самоуправления не основан на законе и является недействительным.

 Выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы настоящего дела, суд пришел к следующим выводам.

 Как установлено судом, с *** года по настоящее время Андруша К.В. проходит службу в УФСИН по Амурской области в должности инструктора-водителя ОСН «Восток».

 Решением Благовещенского городского суда от ***, вступившим в законную силу, признан незаконным отказ Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Амурской области в постановке Андруша К.В. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. На Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Амурской области повторно рассмотреть вопрос о постановке Андруша К.В. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

 *** Андруша К.В. на основании указанного выше решения суда обратился к ответчику с заявление о повторном рассмотрении вопроса о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий

 Как следует из протокола заседания комиссии по жилищно-бытовым вопросам от *** *** УФСИН по Амурской области при повторном рассмотрении данного заявления Андруша К.В. на основании решения суда было отказано в связи с тем, что постановка на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений сотрудников ФСИН России по месту службы с *** не проводится и осуществляется исключительно органами местного самоуправления. В обоснование было указано на телеграмму ФСИН России от ***.

 Таким образом, основанием для отказа послужило отсутствие, по мнению ответчика, соответствующих полномочии ФСИН России по признанию сотрудников нуждающимся в предоставлении жилых помещений. Тем самым по существу вопрос о постановке Андруша К.В. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не рассматривался.

 Согласно Постановления Правительства РФ от *** *** «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» утвердившим «Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» (далее Правила) предусмотрено право сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более на участие в подпрограмме для получения государственного жилищного сертификата (п. 5 Правил).

 В рамках реализации Постановления Правительства РФ от *** *** Приказом ФСИН РФ от *** *** была утверждена Инструкция о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи сертификатов гражданам - участникам подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на *** - *** годы» в уголовно-исполнительной системе (далее Инструкция).

 Согласно п. 3 положениям указанной Инструкции для участия в подпрограмме сотрудники уголовно-исполнительной системы, указанные в подпункте «а» пункта 5 Правил, граждане, уволенные со службы в учреждениях и органах УИС по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, сокращению штатов, болезни, ограниченному состоянию здоровья, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящие после увольнения в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в учреждениях и органах УИС, в которых они проходили службу, подают заявление (рапорт) на участие в подпрограмме согласно приложению *** к Правилам по месту постановки па жилищный учет, а граждане, подлежащие переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, - учреждение (орган) УИС по месту расположения поселка.

 Из положений п. 4 Инструкции для получения сертификата сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы" изъявившие желание участвовать в подпрограмме, представляют вместе с заявлением (рапортом), еще и выписку из решения органа по учету и распределению жилья (жилищная, жилищно-бытовая комиссия) о постановке па учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений), утвержденную начальником учреждения или органа УИС и заверенную оттиском мастичной печати, за исключением граждан, подлежащих переселению из поселков.

 Таким образом, из анализа указанных норм права следует, что для участия в подпрограмме с целью улучшения жилищных условий сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы должны быть поставлены на учет в качестве нуждающихся решением жилищно-бытовой (жилищной) комиссии учреждения или органа УИС.

 Из п. 7 Инструкции, также следует, что организация работы по формированию списков граждан - участников подпрограммы осуществляется учреждениями и органами УИС, в которых эти граждане состоят на учете в нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) и в учреждении (органе) УИС по месту расположения поселка.

 Также для получения сертификатов представитель территориального органа образовательного учреждения УИС представляет в ФСИН России доверенности на их получение, заверенную начальником территориального органа, образовательного учреждения и оттиском мастичной печати, оригиналы учетных дел участников подпрограммы, а также их копии, заверенные начальником территориального органа, образовательного учреждения УИС и оттиском мастичной печати (п. 24 Инструкции).

 ФСИН России на основании информации, предоставляемой государственным заказчиком подпрограммы направляет в территориальные органы, образовательные учреждения УИС, вручившие сертификаты, выписки из реестра оплаченных сертификатов которые являются основанием для снятия учреждениями (органами) УИС гражданина -участника подпрограммы с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений), как реализовавшего свое право на улучшение жилищных условий (получение жилых помещений) с использованием средств субсидии, удостоверяемой сертификатом (п. Инструкции).

 Таким образом, полномочиями по постановки на учет сотрудников учреждений органов уголовно-исполнительной системы в силу указанных норм права обладает жилищно-бытовая (жилищная) комиссия учреждения или органа УИС, но не органы местного самоуправления.

 УФСИН по Амурской области не применил указанные нормы закона, руководствуясь лишь телеграммой ФСИН России от ***, которая нормативным актом не является.

 При этом не было учтено, что органы ФСИН России в связи с вступлением в силу Жилищного Кодекса РФ утратили право постановки на учет сотрудников по нормам жилищного законодательства для обеспечения жильем на условиях социального найма. Однако в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» такое полномочие ФСИН России прямо предусмотрено в целях предоставления государственных жилищных сертификатов.

 Как следует из решения суда от ***, ранее состоявшийся отказ УФСИН по Амурской области был принят по аналогичным основаниям и признан незаконным. Данное решение вступило в законную силу и принято по спору между теми же сторонами, в связи с чем в силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ является обязательным для настоящего спора.

 В соответствии с ч. 2 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

 Однако в нарушение указанных выше правовых норм, а также вступившего в законную силу судебного постановления, которым на УФСИН по Амурской области возложена обязанность рассмотреть по существу постановки Андруша К.В. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, ответчик отказал в постановке Андруша К.В. по тем же основаниям, которые уже были предметом рассмотрения суда и уклонился от решения вопроса по существу.

 На основании изложенного отказ УФСИН России по Амурской области, выраженный в протоколе комиссии по жилищно-бытовым вопросам от *** *** в постановке Андруша К.В. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по мотивам отсутствия у УФСИН по Амурской области указанных полномочий является незаконным.

 Из анализа п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от *** *** «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», следует, что суд, признавая действия должностного лица, органа местного самоуправления незаконными, не вправе, определяя способ восстановления нарушенного права, предрешать решение данного органа власти в случае повторного рассмотрения им заявления по спорному вопросу.

 Поскольку по существу вопрос о нуждаемости Андруша К.В. в улучшении жилищных условий не рассмотрен, и наличие для этого оснований уполномоченным органом не проверялось, суд не вправе подменить уполномоченный орган и принять решение о нуждаемости Андруша К.В. С учетом изложенного в качестве способа восстановления нарушенного права на УФСИН по Амурской области следует возложить обязанность повторно рассмотреть вопрос о постановке Андруша К.В. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

 Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 Исковое заявление Андруша Константина Владимировича к Управлению федеральной службы исполнения наказаний по Амурской области о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, устранении допущенного нарушения - удовлетворить частично.

 Признать незаконным отказ Управления федеральной службы исполнения наказаний по Амурской области от *** в постановке Андруша Константина Владимировича на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий;

 Обязать Управление федеральной службы исполнения наказаний по Амурской области повторно рассмотреть вопрос о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий Андруша Константина Владимировича.

 Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

 Судья          И.В. Шульга