ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5474/19 от 13.11.2019 Новгородского районного суда (Новгородская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

дело

г. Великий Новгород

13 ноября 2019 года

Новгородский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Ионова И.А.,

при участии в судебном заседании в качестве:

секретаря судебного заседания – Столяровой Ю.В.,

истца – Пилипенко А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пилипенко А.А. к ГОКУ «Центр по организации социального обслуживания и предоставления социальных выплат» об установлении факта проживания, признании незаконным отказа в выдаче сертификата на региональный капитал «Семья»,

у с т а н о в и л :

В Новгородский районный суд Новгородской области (далее также – суд) обратился Пилипенко А.А. с иском к государственному областному казенному учреждению «Центр по организации социального обслуживания и предоставления социальных выплат» об установлении факта проживания, признании незаконным отказа в выдаче сертификата на региональный капитал «Семья».

В обоснование иска указано, что с ДД.ММ.ГГГГ года истец состоит в браке с Пилипенко А.А.. В связи с рождением ДД.ММ.ГГГГ года в семье четвертого ребенка (Пилипенко Н.А.) Пилипенко А.А. обратился в государственное областное казенное учреждение «Центр по организации социального обслуживания и предоставления социальных выплат» с заявлением о выдаче сертификата на региональный капитал «Семья». 11 марта 2019 года учреждение направило истцу уведомление об отказе в выдаче сертификата в связи с отсутствием подтверждения факта постоянного проживания у Пилипенко А.А. или его супруги на территории Новгородской области на протяжении не менее двух лет до дня рождения четвертого ребенка (с 23 февраля 2015 года по 23 февраля 2017 года). Неподтвержденным периодом для выдачи сертификата согласно ответу учреждения является период с 23 февраля 2015 года по 10 сентября 2016 года.

В связи с этим истец просит суд установить факт проживания Пилипенко А.А. на территории Новгородской области с 23 февраля 2015 года по 23 февраля 2017 года; признать незаконным отказ ГОКУ «Центр по организации социального обслуживания и предоставления социальных выплат» от 11 марта 2019 года в выдаче Пилипенко А.А. сертификата на региональный капитал «Семья»; обязать ГОКУ «Центр по организации социального обслуживания и предоставления социальных выплат» принять решение о выдаче Пилипенко А.А. сертификата на региональный капитал «Семья».

Судом к участию в деле привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Пилипенко А.А., министерство труда и социальной защиты населения Новгородской области.

В судебном заседании истец поддержал иск по изложенным в нем основаниям. Иные участники процесса в судебное заседание не явились, извещались о месте и времени его проведения надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие. Ответчик – ГОКУ «Центр по организации социального обслуживания и предоставления социальных выплат» и третье лицо – министерство труда и социальной защиты населения Новгородской области в своих письменных возражениях просили суд отказать в удовлетворении иска Пилипенко А.А. в части признания отказа ГОКУ «Центр по организации социального обслуживания и предоставления социальных выплат» незаконным и обязании выдать сертификат на региональный капитал «Семья».

Заслушав объяснения истца, исследовав представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» законодательство Российской Федерации о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и состоит из данного Федерального закона, других федеральных законов, а также из издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации (часть 1); органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (часть 2).

Областным законом от 16 мая 2011 года № 997-ОЗ «О дополнительных мерах социальной поддержки многодетных семей, проживающих на территории Новгородской области» (далее также – областной закон) установлены предоставляемые за счет средств областного бюджета дополнительные меры социальной поддержки многодетных семей в виде регионального капитала «Семья».

В соответствии с частью 1 статьи 3 данного областного закона семьям при рождении (усыновлении) в них после 1 января 2011 года третьего и каждого последующего ребенка предоставляется право на дополнительные меры социальной поддержки в виде регионального капитала «Семья» в размере 100 000 руб. Семьям при рождении (усыновлении) в них после 1 января 2012 года третьего и каждого последующего ребенка размер регионального капитала «Семья» увеличивается до 200 000 руб., при условии направления 100 000 руб. на улучшение жилищных условий. Право на дополнительные меры социальной поддержки распространяется на семьи при рождении (усыновлении) в них ребенка (детей) по 31 декабря 2018 года включительно.

Согласно части 2 данной статьи право на региональный капитал «Семья» возникает у семей, в которых оба или один из родителей постоянно проживали на территории Новгородской области не менее двух лет до дня рождения (усыновления) третьего и каждого последующего ребенка, с которым связано приобретение этого права, и продолжают проживать на территории Новгородской области.

В соответствии с частью 1 статьи 4 областного закона право на получение средств регионального капитала «Семья» подтверждается сертификатом. Сертификат выдается при условии, что на момент подачи заявления о его выдаче семья имеет не менее трех детей, включая совершеннолетних, которые на момент рождения (усыновления) ребенка, с которым возникло право на дополнительные меры социальной поддержки, были несовершеннолетними. Заявление на выдачу сертификата одновременно с документами подается одним из родителей, усыновителей (одиноким родителем, усыновителем) в областное государственное учреждение, осуществляющее полномочия по предоставлению социальных выплат, по месту жительства гражданина по истечении полутора лет со дня рождения (усыновления) третьего и каждого последующего ребенка. Порядок подачи заявления и выдачи сертификата, его форма и описание устанавливаются Правительством Новгородской области.

Полномочия по предоставлению многодетным семьям дополнительных мер социальной поддержки в виде регионального каптала «Семья» с января 2015 года осуществляет ГОКУ «Центр по организации социального обслуживания и предоставления социальных выплат».

Постановлением Правительства Новгородской области от 5 мая 2015 года № 188 утвержден Порядок подачи заявления и выдачи сертификата на региональный капитал «Семья».

В соответствии с пунктом 2.1 данного Порядка заявитель вместе с заявлением о выдаче сертификата на региональный капитал «Семья» подает в том числе следующие документы: копии паспорта заявителя (иного документа, удостоверяющего личность заявителя); справки о регистрации по месту жительства заявителя; копий свидетельств о рождении (усыновлении) детей.

Судом установлено, что 16 апреля 2005 года отделом ЗАГС Администрации Центрального района Волгограда зарегистрирован брак между Пилипенко А.А. и Ядринцевой (после брака – Пилипенко) А.А. От данного брака имеются несовершеннолетние дети: Пилипенко А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Пилипенко А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Пилипенко А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Пилипенко Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Семья истца Пилипенко А.А. в составе шести человек, включая супругу Пилипенко А.А. и несовершеннолетних детей Пилипенко А.А., Пилипенко А.А., Пилипенко А.А., Пилипенко Н.А., зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, в том числе истец Пилипенко А.А. – с 10 сентября 2016 года, супруга истца Пилипенко А.А. и несовершеннолетние Пилипенко А.А., Пилипенко А.А., Пилипенко А.А. – с 24 сентября 2016 года, несовершеннолетний Пилипенко Н.А. – с 4 марта 2017 года.

Данное жилое помещение принадлежит Пилипенко А.А., Пилипенко А.А. и несовершеннолетним Пилипенко А.А., Пилипенко А.А. и Пилипенко А.А. на праве общей долевой собственности (по 1/5 доли в праве каждому).

В судебном заседании из письменных материалов дела также установлено, что в связи в связи с рождением 23 февраля 2017 года четвертого ребенка (Пилипенко Н.А.) истец Пилипенко А.А. 23 января 2019 года обратился в ГОКУ «Центр по организации социального обслуживания и предоставления социальных выплат» с заявлением о выдаче сертификата на региональный капитал «Семья».

Решением ГОКУ «Центр по организации социального обслуживания и предоставления социальных выплат» от 4 марта 2019 года № 150 истцу отказано в выдаче испрашиваемого сертификата на основании подпункта 1 части 3 статьи 4 областного закона – в связи с отсутствием права на региональный капитал «Семья».

Из содержания направленного истцу учреждением письменного уведомления от 11 марта 2019 года об отказе в выдаче сертификата на региональный капитал «Семья» следует, что основанием для принятия ГОКУ «Центр по организации социального обслуживания и предоставления социальных выплат» вуказанного решения послужило непредставление заявителем документов, подтверждающих факт постоянного проживания заявителя либо его супруги Пилипенко А.А. на территории Новгородской области не менее двух лет до дня рождения четвертого ребенка – неподтвержденным является период с 23 февраля 2015 года по 10 сентября 2016 года.

Между тем из представленных истцом суду доказательств (справки с места обучения детей истца, договоры найма жилого помещения, гражданско-правовые договоры в рамках предпринимательской деятельности истца, показания свидетелей Еремеевой И.А., Зыряновой Е.Ю.) следует, что Пилипенко А.А. постоянно проживал на территории города Великий Новгород с 2015 года по настоящее время.

Факт постоянного проживания Пилипенко А.А. на территории Новгородской области в период с 23 февраля 2015 года по 10 сентября 2016 года нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства по настоящему делу, а потому истцу не может быть отказано в получении сертификата на региональный капитал «Семья» ввиду недоказанности его постоянного проживания на территории Новгородской области на протяжении двух лет до дня рождения четвертого ребенка.

Суд напоминает, что в соответствии со статьей 27 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Местом жительства гражданина в силу пункта 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

В соответствии со статьей 3 названного Закона в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации их прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных Законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства (статья 2 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»).

Таким образом, понятие места жительства и связанные с ним права и обязанности гражданина определяются комплексом норм, закрепленных как в статье 20 ГК Российской Федерации, Законе Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», так и в других нормативных актах.

При этом место жительства либо пребывания гражданина может быть установлено на основании различных юридических фактов, не обязательно связанных с регистрацией его компетентными органами, а также видом такой регистрации, поскольку согласно статье 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Аналогичная правовая позиция приведена в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1998 № 4-П по делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года № 713.

При таких обстоятельствах отказ ГОКУ «Центр по организации социального обслуживания и предоставления социальных выплат» в предоставлении Пилипенко А.А. испрашиваемой меры социальной поддержки лишь на том основании, что он не был зарегистрирован на территории Новгородской области по месту жительства не менее двух лет до дня рождения четвертого ребенка, нельзя признать законным и обоснованным.

Таким образом, принимая во внимание, что вопреки приведенным выше требованиям закона отказ в предоставлении Пилипенко А.А. испрашиваемой меры социальной поддержки был обусловлен отсутствием регистрации заявителя по месту жительства на территории Новгородской области не менее двух лет до дня рождения четвертого ребенка, то есть реализация права истца на получение данной меры социальной поддержки была поставлена ответчиком в зависимость от наличия такой регистрации, и при этом в судебном заседании представлены доказательства, подтверждающие постоянное проживание истца на территории Новгородской области в спорный период, суд находит иск Пилипенко А.А. обоснованным и подлежащим удовлетворению в части установления факта постоянного проживания истца на территории Новгородской области в период с 23 февраля 2015 года по 10 сентября 2016 года и признания незаконным оспариваемого решения ответчика.

В удовлетворении же исковых требований истца в части установления факта постоянного проживания истца на территории Новгородской области в период с 11 сентября 2016 года по 23 февраля 2017 года надлежит отказать, поскольку постоянное проживание истца в этот период на территории Новгородской области подтвержден соответствующими регистрационными документами и не оспаривается ответчиком.

В связи с удовлетворением иска Пилипенко А.А. об установлении факта его постоянного проживания на территории Новгородской области в спорный период и признании незаконным отказа ГОКУ «Центр по организации социального обслуживания и предоставления социальных выплат» в выдаче Пилипенко А.А. сертификата на региональный капитал «Семья» ответчику надлежит повторно рассмотреть заявление Пилипенко А.А. на выдачу сертификата на региональный капитал «Семья» от 23 января 2019 года и принять по нему решение в соответствии с законодательством с учетом настоящего решения суда.

Согласно статье 98 ГПК Российской Федерации с ответчика в пользу истца надлежит взыскать расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 – 198, 209, 321 ГПК Российской Федерации, Новгородский районный суд Новгородской области

р е ш и л :

Исковое заявление Пилипенко А.А. к государственному областному казенному учреждению «Центр по организации социального обслуживания и предоставления социальных выплат» удовлетворить частично.

Установить факт постоянного проживания Пилипенко А.А. на территории Новгородской области в период с 23 февраля 2015 года по 10 сентября 2016 года.

Признать незаконным решение государственного областного казенного учреждения «Центр по организации социального обслуживания и предоставления социальных выплат» от 4 марта 2019 года № 150 об отказе в выдаче Пилипенко А.А. сертификата на региональный капитал «Семья».

Обязать государственное областное казенное учреждение «Центр по организации социального обслуживания и предоставления социальных выплат» в установленном порядке повторно рассмотреть заявление Пилипенко А.А. на выдачу сертификата на региональный капитал «Семья» от 23 января 2019 года и принять по нему решение в соответствии с законодательством с учетом настоящего решения суда.

В удовлетворении остальной части исковых требований Пилипенко А.А. отказать.

Взыскать с государственного областного казенного учреждения «Центр по организации социального обслуживания и предоставления социальных выплат» в пользу Пилипенко А.А. расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.

Настоящее решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, путем подачи апелляционной жалобы в Новгородский областной суд через Новгородский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Новгородского районного суда Новгородской области

И.А. Ионов

Решение принято в окончательной форме 15 ноября 2019 года.