дело №
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 декабря 2012 года г. Стерлитамак
Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Галлямова М.З., при секретаре Панковой Ю.С.,
с участием истца ФИО7,
представителя ответчика начальника отдела Военного комиссариата Республики Башкортостан по <адрес> и <адрес> ФИО8 ФИО10,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО7 о признании бездействия начальника отдела Военного комиссариата Республики Башкортостан по <адрес> и <адрес> ФИО8, выраженного в не снятии истца с воинского учета, не внесении изменений в документы воинского учета незаконными, обязании снять истца с воинского учета с ДД.ММ.ГГГГ и внести изменения в документы воинского учета,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд с иском к отделу Военного комиссариата Республики Башкортостан по <адрес> и <адрес> о признании бездействия должностных лиц отдела Военного комиссариата Республики Башкортостан по <адрес> и <адрес>, выраженные в не снятии ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. с воинского учета, не внесении изменений в документы воинского учета незаконными, обязании отдела Военного комиссариата Республики Башкортостан по <адрес> и <адрес> снять ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. с воинского учета с ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с момента получения ОВК РБ по <адрес> и <адрес> заявления, и внести изменения в документы воинского учета.
Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ истец явился в отдел Военного комиссариата Республики Башкортостан по <адрес> и <адрес>, для того чтобы подать заявление о снятии его с воинского учета в связи с выездом на постоянное место жительства в <адрес>. Его заявление не приняли, пояснив, что в данный момент идет призыв и его снимать с учета никто не будет. ДД.ММ.ГГГГ по почте направил в комиссариат заявление о снятии с воинского учета. ДД.ММ.ГГГГ комиссариат заявление получил, но с учета не снял, о принятом решении не сообщил. Полагает, что своим бездействием ответчик нарушает гарантированное частью 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации право свободно передвигаться по территории Российской Федерации, выбирать место жительство.
В последствии ФИО2 уточнил исковое заявление, предъявив указанные требования к начальнику отдела Военного комиссариата Республики Башкортостан по <адрес> и <адрес>ФИО4
В ходе судебного разбирательства истец ФИО2 исковые требования поддержал, просил удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Ответчик начальник отдела Военного комиссариата Республики Башкортостан по <адрес> и <адрес>ФИО4 представил письменное ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, т.к. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находится в Учебном центре военной академии имени Фрунзе (<адрес>), представление своих интересов доверяет старшему помощнику начальника отдела ВК РФ (по правовой работе) ФИО3
Представитель ответчика ФИО3 исковые требования не признала, сообщив, что порядок осуществления воинского учета регламентирован Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», которым установлена обязанность граждан состоять на воинском учете. Порядок постановки и снятия с воинского учета граждан, не пребывающих в запасе и подлежащих призыву на воинскую службу, определен приказом Минобороны России от ДД.ММ.ГГГГ№, согласно которому граждане этой категории лично являются в военный комиссариат (его структурные подразделения) и подают заявление с указанием причины снятия с воинского учета и адреса нового места жительства, работы или учебы, адрес проживания ближайших родственников, обязательство в двухнедельный срок встать на воинский учет по новому месту жительства (пребывания). При рассмотрении вопроса о снятии с воинского учета проверяется обоснованность такого снятия, правильность и полнота записей в документах воинского учета. Гражданин может убыть к новому месту жительства и без снятия с воинского учета, указанное обстоятельство не препятствует регистрации по новому месту жительства. Письменное заявление истца о снятии с воинского учета поступило в приемную комиссариата ДД.ММ.ГГГГ, письменный ответ с разъяснением порядка снятия с учета был направлен истцу ДД.ММ.ГГГГ исх. №. Доводы истца о том, что ДД.ММ.ГГГГ истец обращался по поводу снятия с учета не нашли своего подтверждения.
Суд с учетом мнения истца, представителя ответчика, руководствуясь статьей 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
Свидетель ФИО5 пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ была на рабочем месте, осуществляла прием заявлений в окне №. В помещении комиссариата видела молодого человека, который является истцом по делу, с заявлением о снятии с воинского учета он не обращался, выдать бланк заявления не просил. Цель его в этот день визита свидетелю не известна.
Суд, заслушав истца, представителя ответчика, свидетеля, изучив материалы дела, считает исковые требования подлежащими оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» (далее - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№) судам следует иметь в виду, что правильное определение ими вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (например, подача заявления в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, или подача искового заявления).
С учетом характера правоотношений, из которых вытекает требования ФИО2 к начальнику отдела Военного комиссариата Республики Башкортостан по <адрес> и <адрес>ФИО4, суд приходит к выводу, что данный спор подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ.
Исходя из положений статьи 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
При этом бремя доказывания нарушения права и свобод заявителя оспариваемым решением, действием (бездействием) органа местного самоуправления лежит на заявителе, его законности и обоснованности оспариваемого – на органе местного самоуправления, их принявших, осуществивших.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ по почте истец направил в комиссариат заявление о снятии с воинского учета в связи с выездом на постоянное место жительства в <адрес>, к данному заявлению приложена копия заявления о снятии с регистрационного учета по месту жительства. Согласно почтовому уведомлению данные документы были получены представителем отдела Военного комиссариата Республики Башкортостан по <адрес> и <адрес> ФИО11.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ за подписью врио начальника отдела Военного комиссариата Республики Башкортостан по <адрес> и <адрес>ФИО9 истцу разъяснено, что для снятия с воинского учета ему необходимо лично явится в отдел военного комиссариата.
В соответствии с абзацами 1, 2, 6 пункта 1, пунктом 2 статьи 10 Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны:
состоять на воинском учете по месту жительства (граждане, прибывшие на место пребывания на срок более трех месяцев или проходящие альтернативную гражданскую службу, - по месту их пребывания) в военном комиссариате, а граждане, имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и в запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации, - в указанных органах;
явиться в двухнедельный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в ФИО1.
Граждане, подлежащие призыву на военную службу, выезжающие в период проведения призыва на срок более трех месяцев с места жительства или места пребывания, должны лично сообщить об этом в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет.
Приказом Минобороны России от ДД.ММ.ГГГГ№ предусмотрено, что граждане, не пребывающие в запасе и подлежащие призыву на воинскую службу, должны лично являться в военный комиссариат (его структурные подразделения) и подать соответствующее заявление с указанием причины снятия с воинского учета и адреса нового места жительства, работы или учебы, адрес проживания ближайших родственников, обязательство в двухнедельный срок встать на воинский учет по новому месту жительства (пребывания).
В ходе судебного разбирательства доказательств того, что истец лично явился в отдел военного комиссариата, подав заявление о снятии с воинского учета, суду не представлено. В связи с изложенным, доводы истца об уклонении должностных лиц отдела Военного комиссариата Республики Башкортостан по <адрес> и <адрес> от принятия решения о снятии ФИО2 с воинского учета не нашли своего объективного подтверждения.
Суд также приходит к выводу о том, что истцом не представлено доказательств нарушения его прав и законных интересов не снятием с воинского учета должностными лицами отдела Военного комиссариата Республики Башкортостан по <адрес> и <адрес>, что является обязательным условием для удовлетворения заявленных требований.
Доводы истца о том, что своим бездействием ответчик нарушает гарантированное частью 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации право свободно передвигаться по территории Российской Федерации, выбирать место жительство судом отклоняются, т.к. от исполнения обязанности по снятию и постановке на воинский учет не зависит реализация права свободно передвигаться по территории Российской Федерации, выбирать место жительство.
Кроме того, постановка и на воинский учет, снятие с воинского учета в связи с переменой места жительства является не правом, а обязанностью гражданина РФ.
В ходе судебного разбирательства представителем ответчика также представлены сведения (приказ от ДД.ММ.ГГГГ№) о том, что начальник отдела Военного комиссариата Республики Башкортостан по <адрес> и <адрес>ФИО4 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился в Учебном центре военной академии имени Фрунзе (<адрес>), в связи с чем на принятие решений, в том числе о снятии с воинского учета ФИО2, в указанный период не был уполномочен.
Таким образом, исковые требования ФИО6 предъявлены к ненадлежащему ответчику, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 10 Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», 194-199, 258 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении искового заявления ФИО7 о признании бездействия начальника отдела Военного комиссариата Республики Башкортостан по <адрес> и <адрес>ФИО4, выраженного в не снятии ФИО7 с воинского учета, не внесении изменений в документы воинского учета незаконными, обязании начальника отдела Военного комиссариата Республики Башкортостан по <адрес> и <адрес>ФИО4 снять ФИО2 с воинского учета с ДД.ММ.ГГГГ и внести изменения в документы воинского учета отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан.
Судья подпись М.З. Галлямов
Копия верна: Судья: М.З. Галлямов
Секретарь: Ю.С. Панкова