Дело № 2-5476\2019 66RS0004-01-2019-006916-41 Мотивированное решение изготовлено 17 октября 29019 года Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 17 октября 2019 года Ленинский районный суд города Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Васильковой О.М., при секретаре Баталовой Н.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к ЕМУП «Спецавтобаза» о понуждении выставлять счета по фактически оказанным услугам по договорам с подтверждением соответствующими документами, У С Т А Н О В И Л: ФИО1 обратился в суд с иском к ЕМУП «Спецавтобаза» о понуждении ответчика выставлять счета по фактически оказанным услугам на основании договоров и выполнении работ с подтверждением соответствующими документами. В обоснование заявленного иска указано, что ответчиком в августе 2019 года выставлен счет на обращение с ТКО в отношении объекта по адресу: <адрес>, на сумму 838 рублей 07 коп. В то же время договор на оказание услуг ФИО1 не заключал, подобные услуги ему оказаны не были, домом никто не пользуется, и никто из граждан не зарегистрирован. В судебном заседании истец на иске настаивал, дополнительно пояснив, что в жилом доме никто не зарегистрирован, сам ФИО1 пользуется домом только в летнее время. Контейнеры не установлены ни у дома истца, ни в целом на территории поселка. Фактически ответчик услуги не оказывает, факт исполнения обязательств по сбору ТКО не доказан. В свою очередь отходы при пользовании жилым домом у истца отсутствуют. ФИО1 является получателем услуг. соответственно ответчик обязан обратиться к нему с заявлением о согласовании условий договора по вывозу ТКО. В судебном заседании представитель ответчика просила в удовлетворении иска отказать, поскольку заключение договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является обязательным, предложение на заключение договора ЕМУП «Спецавтобаза» было опубликовано, заявки от потребителя не поступало, следовательно договор был заключен на типовых условиях. Согласно Постановлению Правительства РФ от 03.06.20176 № «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и(или) массы твердых коммунальных отходов» начисления производятся на основании установленного тарифа и норматива потребления. Истец не оспаривает факт оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами ответчиком, а не территории д. Коптяки, где находится жилой дом истца, осуществляется бесконтейнерный вывоз ТКО в соответствии с графиком. Оснований для перерасчета стоимости фактически оказанных услуг нет, так как истец заявление не подавал, подтверждающий документ не предъявлял. Заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела и оценив представленные суду доказательства в их совокупности, суд отказывает в удовлетворении иска по следующим основаниям. Согласно ст. 67 ГПК Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть первая); никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (часть вторая); суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (часть третья); результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими (часть четвертая). Предоставление суду полномочий по оценке доказательств вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия. При этом доказательства по делу оцениваются судом не произвольно, а исходя из конституционного принципа подчинения судей только Конституции Российской Федерации и федеральному закону (ч. 1 ст. 120 Конституции Российской Федерации). Из изложенных норм процессуального закона и разъяснений по их применению следует, что выводы суда об установленных им фактах должны быть основаны на доказательствах, исследованных в судебном заседании. При этом бремя доказывания юридически значимых обстоятельств между сторонами спора подлежит распределению судом на основании норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также требований и возражений сторон. Согласно ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. В гражданском судопроизводстве реализация этих принципов имеет свои особенности, связанные, прежде всего, с присущим данному виду судопроизводства началом диспозитивности: дела возбуждаются, переходят из одной стадии процесса в другую или прекращаются под влиянием, главным образом, инициативы участвующих в деле лиц. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений в соответствии со ст. 56 ГПК Российской Федерации. В соответствии со ст. 57 ГПК Российской Федерации доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле, в случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств. Исходя из указанных особенностей гражданского судопроизводства, активность суда в собирании доказательств ограничена. В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности, эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности, стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и принять на себя все последствия совершения или несовершения процессуальных действий. Судом установлено, что истец является собственником <адрес> д.Коптяки <адрес>. В квитанции за июль 2019 год истцу выставлен счет ЕМУП «Спецавтобаза» на сумму 838 рублей 67 коп. за обращение с ТКО. ЕМУП «Спецавтобаза» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, в том числе на территории городского округа Среднеуральск. Как указал ответчик, он имеет лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, размещению отходов 4 класса опасности, обезвреживанию отходов 2-4 классов опасности от <//>. В соответствии со ст.ст. 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги. Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами. В соответствии с разделом I(1) (Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами) п. 8 Постановления Правительства РФ от <//> N 1156 (ред. от <//>) "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от <//> N 641" (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами") региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся: а) в жилых помещениях в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации), - с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации; б) в жилых домах, - с организацией (в том числе некоммерческим объединением), действующей от своего имени и в интересах собственника; в) в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации) (далее - нежилые помещения), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами. Согласно п.п. 8(4), 8(12), 8(17) Постановления основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. В случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) настоящих Правил. Региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации. Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора. Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил. В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Как верно указано представителем ответчика, заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО является обязательным и собственники не вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором. Предложение регионального оператора о заключении договора было опубликовано на официальном сайте ЕМСУП «Спецавтобаза», а также в областной газете «Общество» от <//> Поскольку заявка потребителем не была направлена, договор заключен на условиях типового договора, что соответствует вышеизложенным требованиям закона. Таким образом, вопреки доводам истца, инициирование согласования условий ввоза ТК должно исходить не от ответчика, а от истца, в силу специфики сложившихся правоотношений и норм законодательства, их регулирующих. В соответствии с Указом Г. С.<адрес> от <//>№-КГ «Об утверждении Положения о Региональной энергетической комиссии С.<адрес>» РЭК С.<адрес> осуществляет на территории С.<адрес> государственное регулирование цен и устанавливает нормативы потребления коммунальных услуг, в том числе по обращению с твердыми коммунальными отходами. Согласно Постановлению РЭК от <//>№-ПК установлен единый тариф на 2019 год на услугу обращение с ТКО, и он равен 581,47 (без НДС) и для категории «Население» (с учетом НДС) равен 697, 76 руб./куб.м. Постановлением РЭК №-ПК от «21» мая 2019 года изменен установленный ранее долгосрочный единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемую потребителям С.<адрес>. В настоящее время единый тариф составляет 474 рубля 37 копеек. Согласно ст.2 Федерального закона № «Об отходах производства и потребления» от <//> норматив накопления твердых коммунальных отходов - среднее количество твердых коммунальных отходов, образующихся в единицу времени. На основании Постановления РЭК от <//>№-ПК утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории С.<адрес>. Для индивидуальных жилых домов - по массе 30,246 кг в месяц, 0,183 м3 в месяц (на 1 проживающего). Постановлением РЭК от <//>№-ПК были внесены изменения в нормативы накопления ТКО. Сейчас они составляют в индивидуальных жилых домах 0,190 м3 в месяц; и по массе: 30,246 кг - в месяц. Плата за коммунальную услугу по «Обращению с ТКО» начисляется в зависимости от численности человек, проживающих в квартире (индивидуальном жилом доме) в соответствии с ФЗ № от <//> «Об отходах производства и потребления». В силу п. 148 (36) Правил предоставления коммуналтных услуг собственника и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства от <//>№ при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения. Таким образом, позиция истца об отсутствии оснований для начислений, поскольку в доме никто не зарегистрирован, противоречит вышеизложенному правовому положению Истец является единоличным собственником, соответственно независимо от того, зарегистрирован он в доме или нет, расходы должны быть ФИО1 понесены. Расчетным периодом по договору на оказание услуг по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов является один календарный месяц (п.37 раздела III Постановления Правительства №). Начисление услуги обращение с твердыми коммунальными отходами осуществляется на основании Постановления Правительства РФ от <//> N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов". Согласно п.6 указанного Постановления в целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем, т.е. нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов; и тарифа. При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что начисления производятся на основании установленного тарифа и норматива потребления. Относительно оказания услуг по обращению с ТКО суд исходит из того, что согласно п.2 ст. 24.7 Федерального закона № «Об отходах производства и потребления» от <//> по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. Согласно п.9 раздела I Постановления Правительства № Потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами. В силу п. 10 Постановления в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором. Как указала представитель ответчика, согласно графику транспортирования твердых коммунальных отходов из частного сектора городского округа ФИО2 <адрес> в д.Коптяки осуществляется только бесконтейнерный вывоз с периодичностью: суббота с 14:00 до 19:55, в связи с чем довод истца об отсутствии контейнеров судом не принимается как не основанный на законе. Суду предоставлены отчеты о прохождении спецавтотранспорта каждой точки, в том числе в границах <адрес>. Данные отчеты не оспорены, предоставление иных доказательств законом не предполагается при том, что истец в императивных требований обязан нести вышеназванные расходы. Также суд учитывает позицию ответчика, сославшегося на п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации №, который предусматривает другой вариант расчета исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использование средств измерения, то есть фактического потребления. Переход на такой вариант расчет возможен с соблюдением соответствующий расчетов. Фактический объем контейнеров, вывезенных с места накопления ТКО, за расчетный период учитывается: при раздельном накоплении и сборе сортированных отходов, если это предусмотрено в заключенном между потребителем и региональным оператором договоре. При этом, раздельное накопление сортированных ТКО следует считать организованным в случае утверждения органом государственной власти субъекта Российской Федерации порядка раздельного накопления ТКО и фактического выполнения потребителями разделения ТКО по установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации видам отходов и складирование сортированных ТКО в отдельных контейнерах для соответствующих видов ТКО. Согласно Постановлению Правительства от <//> N 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра" Потребитель складирует ТКО в контейнеры для накопления ТКО, которые располагаются на контейнерных площадках, соответствующих определенным требованиям: требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, правилам благоустройства муниципальных образований, на территории которого находится контейнерная площадка; создание контейнерной площадки должно быть согласовано с органом местного самоуправления, либо контейнерная площадка должна быть создана органом местного самоуправления, контейнерная площадка должна быть включена в реестр мест (площадок) накопления ТКО, который ведет орган местного самоуправления. Таким образом, для произведения расчетов стоимости услуги по обращению с ТКО, исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления, необходимо, чтобы такая возможность была предусмотрена договором, а также организовать раздельное накопление и сбор сортированных отходов, создать отдельное место (площадку) накопления отходов, оборудованную специальными контейнерами для раздельного накопления и сбора сортированных отходов. На данный момент условия, для применения расчета исходя из фактического объема отсутствуют. С соответствующими обращениями ФИО1 не обращался, о том, что жилым домом не пользуется, регионального оператора не извещал, о заключении договора на иных условиях, не заявлял, когда как инициатором таких обращений должен быть ФИО1, а не лицо, оказывающее услуги, и действующее по общим правилам на основании типовых договоров, исполнение которых собственниками обязательно. При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о правомерности и обоснованности позиции стороны ответчика, подтвержденной вышеизложенными правовыми нормами, в связи с чем, при отсутствии правовых и фактических оснований для понуждения ЕМУП «Спецавтобаза» совершения заявленных истцом действий, в удовлетворении иска суд отказывает. Руководствуясь ст.ст. 12, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Исковые требования ФИО1 к ЕМУП «Спецавтобаза» о понуждении выставлять счета по фактически оказанным услугам по договорам с подтверждением соответствующими документами оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в С. областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга С.<адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья: О.М.Василькова |