ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5477/17 от 23.11.2017 Советского районного суда г. Нижнего Новгорода (Нижегородская область)

Дело № 2 - 5477/17

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

(дата) Советский районный суд города Нижнего Новгорода в составе председательствующего судьи Дьяченко И.В.,

при секретаре Савинцевой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации города Нижнего Новгорода о понуждении заключить договор аренды земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратилась в суд с иском к ответчику, указав в обоснование заявленных требований следующее.

Решением Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области от (дата)№... предварительно согласовано предоставление истцу в аренду земельного участка (категория - земли населенных пунктов), площадью 817 кв.м., расположенного в территориальной зоне индивидуальной усадебной жилой застройки с содержанием домашнего скота и птицы - Ж-1Б. в границах санитарного разрыва вдоль стандартных маршрутов взлета и посадки воздушных судов (ОАО Международный аэропорт Нижний Новгород»), зона «А», местоположением: ... (далее - Земельный участок), для индивидуального жилищного строительства, при условии проведения работ по его образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, утвержденной приказом департамента градостроительного развития территории Нижегородской области от (дата)№...

Основаниями для принятия данного решения являлись следующие положения законодательства, действующего на момент принятия решения:

- Статья 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации;

-Закон Нижегородской области от 13.12.2005 № 192-3 «О регулировании земельных отношений в Нижегородской области»;

- Постановление Правительства Нижегородской области от 10.02.2006 №31 «О
мерах по реализации Закона Нижегородской области от 13.12.2005 №192-3 «О
регулировании земельных отношений в Нижегородской области» при формировании и
предоставлении земельных участков уполномоченным органом по управлению и
распоряжению земельными ресурсами на территории Нижегородской области»;

Закон Нижегородской области от 13.12.2005 №197-3 «О перераспределении
отдельных полномочий между органами местного самоуправления муниципальных
образований Нижегородской области и органами государственной власти Нижегородской
области»:

Генеральный план города Нижнего Новгорода, утвержденный постановлением
Городской Думы г.Нижнего Новгорода от (дата)№...;

Положение о министерстве инвестиций, земельных и имущественных отношений
Нижегородской области, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской
области от I (дата)№...;

Доверенность министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области от (дата)№...»

- Распоряжение Губернатора Нижегородской области от (дата)№...-Р.

Пунктом 2 данного решения предписано истцу обеспечить в установленном законом порядке выполнение кадастровых работ и осуществление государственного кадастрового учета в отношении Земельного участка.

Во исполнение указанного решения истцом (дата) обеспечена постановка на государственный кадастровый учет земельного участка площадью 836 кв.м.. с кадастровым номером №..., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: ... прилегающего к северо-западной границе земельного участка с кадастровым номером №... что подтверждается выпиской из ЕГРН от (дата)№...

№...

Земельный участок является земельным участком, государственная собственность на которые не разграничена, поскольку па него не зарегистрировано и не подлежит регистрации в силу закона право собственности какого-либо публичного субъекта права собственности (РФ, субъекта РФ, муниципального образования); земельный участок является вновь образованным из общего массива земель, находящихся в пределах городского округа город Нижний Новгород.

В силу абз.1 п.2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001г. №137-Ф3 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" с 01.01.2017 уполномоченным органом на предоставление земельного участка является орган местного самоуправления городского округа.

В соответствии с пп.2 ч.4 ст. 43 Устава города Нижнего Новгорода к полномочиям администрации города Нижнего Новгорода относится распоряжение находящимися в государственной собственности земельными участками до разграничения государственной собственности на землю, если законодательством не предусмотрено иное.

(дата) истец обратился в администрацию города Нижнего Новгорода с заявлением о предоставлении земельного участка.

Письмом от (дата) исх. №... комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода запросил с меня документы, подтверждающие постановку на жилищном учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. По состоянию на дату подачи настоящего искового заявления никакие иные письма о результатах рассмотрения заявления из администрации г.Н.Новгорода не поступали.

Полагает, что данное письмо является неправомерным, и свидетельствует с неисполнении администрацией Г.Н.Новгорода своей обязанности но заключению с истцом в сроки, предусмотренные действующим законодательством, договора аренды Земельного участка по следующим основаниям.

Согласно п.2 ст.39.15 ЗК РФ к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются среди прочего документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

В соответствии с нормами действующего законодательства проверка наличия, либо отсутствия правовых оснований для предоставления земельного участка без проведения торгов проводится на стадии предварительного согласования предоставления земельного участка.

Следовательно, выдача министерством инвестиции, земельных и имущественных отношений Нижегородской области решения от (дата)№... о предварительном согласовании предоставления истцу в аренду земельного участка свидетельствует о том, что данным органом осуществлена проверка наличия оснований для такого предоставления.

Согласно п. 14 ст. 39.15 ЗК РФ срок действия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка составляет два года.

В соответствии с п. 16 ст. 39.15 ЗК РФ решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса.

В силу п. 2 ст. 39.17 ЗК РФ к заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1 и 4 - 6 пункта 2 статьи 39.15 настоящего Кодекса. Предоставление указанных документов не требуется в случае, если указанные документы направлялись в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, по итогам рассмотрения которого принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Следовательно, по смыслу приведенных положений действующего законодательства, согласование предоставления земельного участка производится на стадии предварительного согласования такого предоставления. При наличии решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган обязан заключить с гражданином договор аренды земельного участка без проведения торгов. Данный подход к пониманию правовых норм способствует обеспечению определенности и стабильности правового регулирования отношений по предоставлению земельных участков. В частности, именно в связи с наличием решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка гражданин несет за свой счет расходы по постановке земельного участка на кадастровый учет.

Решение министерства земельных и имущественных отношений Нижегородской области от (дата)№... о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка является действующим (двухгодичный срок не истек), не отменено, недействительным не признано.

Согласно п.5 ст. 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:

  1. осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ:
  2. принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю:
  3. принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

Таким образом, администрация г.Н.Новгорода была обязана в 30-днсвный срок со дня обращения истца (то есть до (дата)) подготовить и направить подписанный со своей стороны договор аренды земельного участка для подписания.

На основании вышеизложенного просит понудить администрацию г.Н.Новгорода заключить со мной договор аренды земельного участка площадью 836 кв.м., с кадастровым номером №.... местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: ... прилегающего к северо-западной границе земельного участка с кадастровым номером №...

В судебное заседание истец не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен. Его представители ФИО2 (по доверенности) и ФИО3 (по доверенности) исковые требования поддержали, пояснили, что обжаловать действия администрации не хотят, просят в соответствии с действующим законодательством понудить к заключению договора.

Представитель администрации г.Н.Новгорода в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, ранее направил письменные возражения, просит в иске отказать.

Третьи лица в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещались судом надлежащим образом.

С учетом изложенного, суд полагает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело по существу по имеющимся в деле доказательствам в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав представителей истца, исследовав в судебном заседании письменные доказательства, содержащиеся в материалах дела, оценив их в совокупности на предмет относимости, достоверности и допустимости, суд в процессе разбирательства гражданского дела приходит к следующему.

В соответствии с положениями статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

В соответствии ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, основанием для предоставления земельного участка истца указана ст.17 ФЗ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», закрепляющие право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного хозяйства и садоводства.

Решением Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области от (дата)№... предварительно согласовано предоставление истцу в аренду земельного участка (категория - земли населенных пунктов), площадью 817 кв.м., расположенного в территориальной зоне индивидуальной усадебной жилой застройки с содержанием домашнего скота и птицы - Ж-1Б. в границах санитарного разрыва вдоль стандартных маршрутов взлета и посадки воздушных судов (ОАО Международный аэропорт Нижний Новгород»), зона «А», местоположением: (марка обезличена) (далее - Земельный участок), для индивидуального жилищного строительства, при условии проведения работ по его образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, утвержденной приказом департамента градостроительного развития территории Нижегородской области от (дата)№....

В соответствии со ст.39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:

1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;

3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";

4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;

5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;

6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;

7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

Как следует из материалов дела, (дата) истец обратился в администрацию города Нижнего Новгорода с заявлением о предоставлении земельного участка (л.д.14-15).

Письмом от (дата) исх. №... Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода для подготовки проекта договора аренды просит предоставить документы, подтверждающие постановку на жилищном учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (л.д.12-13).

В соответствии с Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 г. N 901, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями настоящих Правил.

Исходя из системного анализа приведенных норм закона, право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, соответственно, связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий.

Таким образом, первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, для индивидуального жилищного строительства является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, а на тех относящихся к этой категории лиц, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, состоящих на жилищном учете или имеющих основания для постановки на жилищный учет.

Данный подход соответствует принципу справедливости как соразмерности предоставления прав субъектам правоотношений.

С учетом изложенного по делам, связанным с правами инвалидов на первоочередное обеспечение земельными участками, одним из юридически значимых обстоятельств, имеющих юридическое значение и подлежащих установлению, является наличие или отсутствие нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий.

Установление данного юридически значимого обстоятельства включает в себя как исследование вопроса состояния инвалида на жилищном учете, так и проверку наличия у инвалида оснований для постановки на учет нуждающихся в жилом помещении.

Следовательно, по настоящему делу при исследовании оснований для предоставления ФИО1 первоочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства юридически значимым обстоятельством является наличие или отсутствие нуждаемости ФИО1 в улучшении жилищных условий.

Доказательств того, что данные обстоятельства выяснялись при вынесении решения Министерством инвестиций, земельных и имущественных отношений в суд не представлено.

Сведений об отказе в заключении договора аренды земельного участка со стороны администрации г.Н.Новгорода в суд не представлено.

При указанных обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения заявленных ФИО1 требований о понуждении к заключению договора.

Руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации города Нижнего Новгорода о понуждении заключить договор аренды земельного участка отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Советский районный суд города Нижнего Новгорода в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья И.В.Дьяченко

(марка обезличена)а